Лидеры рейтинга

К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОГО МУЗЕЯ В БРАТСКЕ - ИМЕНА БРАТСКА

К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОГО МУЗЕЯ В БРАТСКЕ

Здание музея истории политической ссылки на ул.Парковой. Ранее — дом Леонида Михайловича Малышева, священника Богоявленской церкви с. Братск, в котором располагался первый музей

В этом году исполняется 100 лет первому музею Братска, который был открыт в селе Братск-острожный в марте 1913 года. Это был первый и единственный музей в Братской волости Иркутской губернии на протяжении многих лет.

Еще до появления музея краеведением в Братске занимался первый дипломированный учитель церковно-приходского училища, сосланный в 1856 году вс. Братский острог на вечное поселение, – Иннокентий Иннокентьевич Воротников. Он составил «Описание Братской волости» в 1867 году, которое было рекомендовано к изучению на уроках географии, написал несколько крупных статей по истории края: «Об Ангарских порогах», «История Братского острога», «Чунская дорога» и другие, его краеведческие материалы и наблюдения использовал Иркутский статистический комитет в своих многочисленных сборниках.

В 1868 году краевед добился от комитета распоряжения «Об охране в Иркутской губернии памятников исторической старины» о защите башен Братского острога. В 1877 году И. И. Воротников стал первым действительным членом Императорского русского географического общества, а позднее и первым почётным членом села Братск. В январе 1907 года Иннокентий Иннокентьевич переехал из села в г. Нижнеудинск к своей дочери.

ВОРОТНИКОВ И. И.

В это время в село Братск царское правительство ссылает на поселение участников первой революции в России. Надо сказать, что Братск-острожный долгое время, со времени строительства третьего Братского острога, было местом политической ссылки. В отдельные годы в нём бывали от 100 до 150 ссыльных. Некоторые из них оставили значительный след в истории нашего края.

Это, прежде всего, декабрист Петр Александрович Муханов, проживший на поселении в Братске девять лет, при участии которого была построена красивейшая Богоявленская церковь. При переезде в Иркутск он подарил жителям села персидский ковер, который стелили на амвон церкви во время больших праздников, чудом сохранившийся. Он сейчас находится в Иркутске в экспозиции дома-музея декабриста С. Трубецкого.

Другим видным исследователем братской земли стал Александр Лаврентьевич Чекановский, ученый, участник польского восстания 1863 года. В труднейших условиях ссылки, когда приходилось тяжелым трудом добывать себе средства на жизнь, Александр Лаврентьевич в течение двух лет собрал большие коллекции растений, насекомых, мелких млекопитающих, горных пород и окаменелостей и представил их в российскую Академию наук в Санкт-Петербург вместе с геологическим очерком района, таблицами, картами, метеорологическими наблюдениями в районе Братск – Падун. Годы с 1873 по 1875-й он провел на севере Иркутской губернии на Нижней Тунгуске, по существу став первым исследователем этого края.

С 1911 по 1914 годы в Братске-острожном отбывал ссылку участник первой революции в России (1905 года) Валентин Владимирович Рябиков. Вместе с известным социал-демократом В. В. Рябиковым на поселение в Братск прибыл Андрей Индрикович Германсон – латыш по национальности, сосланный на поселение после долгих лет тюремного заключения. Вот как написал в своих воспоминаниях В. В. Рябиков о первой встрече с глухим сибирским селом: «Вскоре показалось и село Братск-острожное. Оно тянулось одной улицей вдоль левого берега Ангары и Оки километра на полтора. Добротные избы покрыты драньём. Большие дворы с поветями, сараями, конюшнями и банями примыкали к избам. В середине села стояла прекрасной архитектуры церковь и около неё — две почерневших от времени сторожевые башни — остроги. Село произвело на нас хорошее впечатление, выглядело оно довольно зажиточным и культурным».

о.Леонид (Малышев), настоятель Братской Богоявленской церкви

Первый музей в Братске был открыт при непосредственном участии политических ссыльных и интеллигенции села. В 1912 году ссыльные поселенцы с. Братск по предложению В. В. Рябикова, Ф.Г. Ягодина-Виноградова, А. И. Германсона и других стали ходатайствовать перед Академией наук и Русским географическим обществом об открытии в Братске-острожном отдела общества изучения Сибири и улучшения ее быта. Братский филиал должен был заняться исследованием края в экономическом, культурном и правовом отношениях. Просьба была удовлетворена.

25 марта 1913 года общее собрание членов учредителей отдела общественного изучения Сибири и улучшения ее быта, куда входили и политические ссыльные, и жители села, приняло устав и выбрало правление. Председателем Братского отделения избрали священника местной Богоявленской церкви Леонида Михайловича Малышева. Он отвёл под нужды общества пустующий церковный дом в три просторных комнаты с кухней, небогатой мебелью и канцелярскими принадлежностями. Дом находился «в 20 шагах от церкви».

Первый доклад в обществе сделал Л. М. Малышев о постройке тракта Большая Мамырь – Усть-Кут. Тракт этот протяженностью около ста километров мог связать Ленский приисковый район с Сибирской железной дорогой. Население прилегающих районов Лены и Ангары давно добивалось его проведения. Собрание приняло постановление просить иркутского генерал-губернатора об оказании необходимого содействия. Ответа не последовало, но с приходом советской власти Центросибирь по докладу В. В. Рябикова ассигновала на устройство тракта соответствующие средства. Общество организовало библиотеку, стало получать журналы и газеты, вело переписку с центральным обществом в Иркутске и его филиалами. В читальне насчитывалось более двух тысяч книг.

В. В. Рябиков в воспоминаниях, хранящихся в фондах Братского городского музея, писал: «В селе Братске и в его районе нередко попадались различные археологические предметы. Это натолкнуло на мысль создать при обществе археологический музей. Сначала крестьяне не понимали цели организации такого музея, но когда с помощью этих же крестьян удалось собрать коллекцию идолов, предметы шаманов, старинные иконы, каменные, бронзовые топоры, клыки, зубы мамонта и сотни других предметов, которым были даны объяснения, то не только местные крестьяне стали приходить смотреть диковинки в музей, но с этой целью приезжали крестьяне из района, привозя для музея разные старинные вещи». В. В. Рябиков только успевал вносить их в книгу описи.

В.В. Рябиков в ссылке. 1910-е гг. Фото с сайта uokm.ru

В фондах Братского городского объединенного музея хранится «Предметный указатель музея» Братского отдела «Общества изучения Сибири и улучшения ее быта». Под пунктами 17, 18, 19 рукой В. В. Рябикова сделана запись: «Принадлежности шаманского культа, найденные крестьянином Гаврилой Бухаровым весной 1913 года во время пахоты близ села Шаманово Братской волости».

Совершенно случайно ему удалось установить, что в одной из почерневших от времени сторожевых башен Братского острога в 1656 году на пути в ссылку сидел неистовый раскольник протопоп Аввакум. После этого открытия интерес к музею ещё более возрос, чему способствовали и заметки в газете «Сибирь».

Валентин Владимирович в своих воспоминаниях писал: «Прошло очень мало времени, когда мне удалось напасть на следы исторических документов. В поисках картона для переплёта книг я обратился к волостному писарю об отпуске мне старых папок. Писарь порекомендовал мне поискать папки на чердаке волостного управления, где хранились старые дела. Здесь я обнаружил целый архив переписки в каких-то толстых шероховатых папках. При рассмотрении, папки эти оказались слепленными из желтоватых грубых листов, со следами старинного витиеватого, с завитушками и хвостиками, письма. С волнением принес я эти папки домой, взял у хозяйки кочергу и стал размачивать склеенные, может быть, сто лет назад, а может, больше, ржаной мукой листы папок. Забыв все дела, я ушел с головой в работу по приведению рукописей в порядок. Среди отмоченных листов оказалась переписка, относящаяся ко времени царствования дочери Петра Великого Елизаветы. В них говорилось о казацких поселениях по Ангаре, приказы местных властей, переписка по административным и бытовым вопросам».

Предметов в музей поступало много. В организации музея участвовали более 50 жителей села. Самыми же активными оказались Я. М. Оседлов, И. П. Ивинский, К. А. Сервиров, Я. Н. Юрин, М. Е. Карпов и священник Л. М. Малышев.
Сначала под музей выделили одну комнату, а со второго полугодия 1913 года музей уже состоял из шести отделов и занимал три большие комнаты. Его столы и стены полностью были заняты интересными находками и старинными предметами.

В. В. Рябиков вспоминал в статье «Братск-острожный»: «Музей расширялся, прибавлялись коллекции некоторых образцов местной промышленности, гербарии, некоторые виды местных животных и насекомых. Совместно с молодым местным учителем Михаилом Карповым мною была организована экскурсия с учащимися в горы на поиски разных ископаемых. Это внесло в среду молодежи оживление, пробудило интерес к прошлому и настоящему края. Экспедиция обнаружила в одном ущелье кладбище мамонтов, какие-то исполинские рога и другие находки». Но официального разрешения и одобрения властей на устройство и работу музея в селе всё не поступало, и В. В.Рябиков написал письмо М. П. Овчинникову, археологу и краеведу, члену Иркутской учёной архивной комиссии:

«Милостивый государь Михаил Павлович! Пока мы не обратим внимание на нашу провинциальную периферию, не заинтересуем её, не втянем в культурную жизнь, до тех пор мы будем топтаться на одном месте. Другое дело, если втянуть сельчан на месте в какую-либо работу, заставляющую хоть немного подумать – тогда другое дело. Сначала в наш музей, для смеху, хотели посылать ребят с дохлыми крысами, потом стали спрашивать, что и как, а теперь и сами втягиваются и собирают сведения о старине. То же с архивом: ведь архивом-то у нас на Пасху и Рождество пушку пыживали, тратив на заряд по нескольку фунтов, и только моё случайное вмешательство спасло незначительную часть этого, может быть, весьма большого и ценного архива. В добытых мною (и писарем) остатках упоминается о братской приказной избе, воеводской канцелярии и т. д. Отвечайте скорее. Готовый к услугам, В. Рябиков (для музея).
P. C. Был здесь иркутянин, казачий офицер Селиванов, и сильно восхищался фундаментом нашего музея. В Иркутске у него есть свой музей, для которого он вез много вещей из Нижнее-Илимска».

В Братск стали поступать запросы о музее из разных мест, приезжающие в село люди обязательно хотели видеть музей. Весть о нем дошла до Иркутска. Однажды В. В. Рябиков был срочно вызван десятским в музей, приехали какие-то важные лица и хотели познакомиться с музеем. Направляясь в музей, он увидел в центре села автомашину, застрявшую в грязи. Кругом стоялос десяток крестьян. У музея находилась группа важных чиновников и всё местное начальство. Один из приехавших отрекомендовался генерал-губернатором Иркутской губернии Пильцем. Валентин Владимирович пригласил всех в музей. Чиновники внимательно рассматривали экспонаты и надписи под ними, задавали вопросы, затем поблагодарили и уехали. Если до этого времени музей считался как бы существующим полуофициально, то после посещения губернатора он получил полное признание разного начальства.

Во избежание ссылки на север, в мае 1914 года, при содействии заведовавшего Братской обсерваторией Зайцева, В. В. Рябиков перевелся в Иркутскую магнитометеорологическую обсерваторию, стал работать старшим наблюдателем. После отъезда его из села верным хранителем музейных экспонатов стал М. Е. Карпов. Музей в селе Братск в разное время посетили академики Овчинников (в июне 1914 г.), Обручев (август 1917 г.), Ферсман (1919 г.).

Учитель с 48-летним стажем — Карпов Михаил Ефимович (слева) и директор 2-хклассного училища Вдовин Иван Яковлевич (справа) с учениками.!912-16-е годы.

Летом 1918 года М. Е. Карпов с помощью Я. Н. Юрина все вещи из музея перевез из церковного дома в здание школы, так как колчаковцы, занявшие в это время село, проявили желание разместить свой штаб в здании музея.

После гражданской войны музей так и остался в школе. Он расширялся и пополнялся новыми экспонатами. Главными помощниками Михаила Ефимовича стали ученики. Бывший ученик его С. Потапов вспоминал: «Летом у него во дворе все было завалено камнями, в сарае, в кладовых, на подоконнике, в ларе. В самых невероятных местах можно было встретить самые невероятные вещи: от куска железа до бивня мамонта. А потом, в течение зимы, мы обрабатывали находки и заносили в фонд музея».

В 1930-1931 годах под руководством М. Е. Карпова учащиеся средней школы собрали более 400 сведений о полезных ископаемых Братского и смежных с ним районов Иркутской области. Безусловно, геологический отдел музея обогатился новыми минералами. А работа ребят была оценена по достоинству: школу наградили большой денежной премией, портреты одного из самых активных комсомольцев Муратова и учителя Михаила Ефимовича Карпова были помещены в книге Третьякова «Страна Ангаро-Енисейская».

Другие отделы музея также пополнились интересными находками. Так, недалеко от Братска жил в тайге пожилой эвенк, местные жители звали его Ерошкой. Из лесу он почти никогда не выходил, одежда на нем была из оленьих шкур. Однажды братчане стали свидетелями необычной картины: Ерошка и сопровождающие его ребятишки несли чучело оленя, которое предназначалось школьному музею. Ценный экспонат принес в музей Спиридон Карпов. Он выпахал под Камнем (так называлось место на Оке) скелет бурятского всадника в боевых доспехах и кости коня. Учителя смогли восстановить только кости человеческого скелета, и экспонат аборигена занял самое видное место в музее.

Двухэтажное здание школы с.Братск, построенное в 1929 году и сгоревшее вместе с музеем в 1934 году. До 1936 года дети учились в здании церкви

В начале 30-х годов, будучи учеником 4-го класса, Братский музей посетил с классом и своей учительницей О. Н. Козятниковой Анатолий Викторович Федоров. Позднее он вспоминал:

«Музей произвел на меня неизгладимое впечатление. Впервые я увидел так близко настоящее охотничье и боевое снаряжение эвенков и бурят, енисейских казаков, живших более 300 лет до нас. Звучали, как музыка, неизвестные ранее слова «натруска», «камусы», «поняга». Был здесь и 6-ствольный пистолет 16-го калибра богатого купчины. Горкой лежали лук и стрелы, их наконечники из камня, кости и железа, женские украшения из резных раковин, клыков марала, цветных камней. Удивительно много было местных руд, минералов. И все эти экспонаты можно было трогать, брать в руки. Не скрою – поразили рисунки – копии с «писаниц» на левом скалистом берегу реки Оки в районе Больше -Кадинского порога (теперь затопленном). Они изображали лося, косуль и «личины» первобытных людей, живших спесь 5-10 тыс. лет назад. Впервые в 50-х годах мне их показал в натуре директор начальной школы д. Большая Када Г. Б. Беломестных, спасибо ему за это».

В ночь с 30 ноября на 1 декабря 1934 года внезапно загорелась школа. Стояла глухая зимняя ветреная ночь. Братчанам не удалось потушить пожар. Двухэтажная, постройки 1926 года, школа сгорела дотла, а с ней и музей, который располагался на 2-ом этаже. Спасти экспонаты не удалось. Но сгорело не все. В 1930 году более ценные вещи были временно взяты в Иркутский музей. Так, например, каменный человек «божок», каменные головы животных, до 15 штук бронзовых вещей (зеркала) и набор железных вещей шаманского культа, нефритовые каменные топоры и др. После пожара все переданные экспонаты остались в фондах Иркутского краеведческого музея.

Самыми ценными экспонатами музея были собрания царских указов, манифестов, синодских распоряжений, циркуляров и прочее, начиная с 1783 по 1828 годы на 112 листах. В том числе, секретное дело Братского волостного управления за 1864 год.

Герасимов В.Ф.

Уже после строительства Братской ГЭС и города другой братский краевед В. Ф. Герасимов, изучая дома, перевезенные с мест затопления, однажды наткнулся на избу, по описанию очень похожую на ту, в которой находился музей в селе Братск-острожный. Он показал этот дом, стоявший в переулке Дальнем, старожилам села Марии Павловне Пожони и Екатерине Ефимовне Карповой, родной сестре Михаила Ефимовича. Женщины сказали, что это и есть тот церковный дом, в котором находился музей. Братским отделением ВООПИиК и Братским историко-краеведческим музеем была проведена огромная работа по переносу здания на территорию детского парка и постановке на учёт в Центре сохранения историко-культурного наследия. 16 декабря 1989 года состоялся торжественный митинг по случаю открытия в нем музея истории политической ссылки, филиала Братского городского объединенного музея.

Первая экспозиция музея в старинном здании, являющемся памятником истории местного значения, была посвящена истории политической ссылки села Братск и Братского района. За годы работы здесь было оформлено много экспозиций по истории края. Сейчас здесь работает выставка, посвященная истории Николаевского чугунно-литейного и железоделательного завода «Первый завод Братска».

Маргарита ТУЛЯКОВА, зав. музеем истории политссылки

Использованы фотографии с сайтов: «Официальный сайт СОШ №1  г.Братска»,  «Ульяновский областной краеведческий музей» и «Имена Братска»

ДОПОЛНЕНИЕ:  МУЗЕИ БРАТСКА. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ



Данный материал доступен в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 2.5


ВНИМАНИЕ! Комментарии читателей сайта являются мнениями лиц их написавших, и могут не совпадать с мнением редакции. Редакция оставляет за собой право удалять любые комментарии с сайта или редактировать их в любой момент. Запрещено публиковать комментарии содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера, или нарушающие иные требования законодательства РФ. Нажатие кнопки «Оставить комментарий» означает что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)




Рейтинг:
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 5.0/5 (11 votes cast)
| Дата: 25 марта 2013 г. | Просмотров: 4 093