Лидеры рейтинга

Возродить Пионерию! К 95-летию со дня рождения (автор: Пернай Н.В.)

Возродить Пионерию! К 95-летию со дня рождения (автор: Пернай Н.В.)

Пионер-всем ребятам пример

Первоочередной заботой каждого народа является забота о воспитании подрастающего поколения. Именно воспитание детей и юношества является фундаментом для формирования гражданского общества и, в конечном итоге, – экономической, военной и политической мощи государства.

Сегодня, по прошествии четверти века непрерывного реформирования, ориентированного на псевдогуманистические ценности Запада, все ступени образование в России пребывают в плачевном состоянии. Особенно сильно деградировала общеобразовательная школа. Если обучение школьников кое-как еще тянет на хилую троечку, то воспитательный процесс практически свернут. Его оценка – двойка с минусом! Кроме спортивных секций, и то только для небольшого числа избранных, и дежурных классных часов, в школах не проводится никаких внеурочных дел. Никаких! Дети больше не поют в школьных хорах, не собирают металлолом, не озеленяют школьный двор, не ходят в турпоходы. Им даже не разрешают проводить влажную уборку классных помещений.

Для людей старших поколений, такое положение кажется не только удивительным. Оно не укладывается в рамки здравого смысла. Для нас школа была центром мироздания, где каждый мог проявить себя. В старой школе мы получали не только теоретические знания, но и опыт самодеятельности и самоуправления, и первые трудовые навыки работы на станках и механизмах, помогали старшим в посадке деревьев, в уборке урожая. У пионерских костров пели песни и водили хороводы. Всем классом-отрядом ходили в тайгу, ориентировались по азимуту. Было много всякого. И было не только потому, что у каждой школы, помимо строгих учебных программ, имелся развернутый комплексный план воспитательной работы, а еще потому, что в каждой школе была своя Пионерия и свой Комсомол, и мы, школьники, были еще и пионерами и комсомольцами.

Теперь ничего такого нет. С утратой детских и юношеских организаций наша школа потеряла самые мощные стержни воспитания. Эта утрата осознается сегодня большинством наших граждан очень остро.

Можно ли что-то сделать, чтобы спасти нашу образовательную систему от воспитательного коллапса? Думаю, что да. Например, можно восстановить пионерское движение, реконструировав его и приспособив к новым условиям. И, конечно, избавив Пионерию от тенденциозной политизированности.

Давайте вспомним, как всё начиналось.

«… Дети, подрастающие пролетарии, – считал В. И. Ленин, – должны помогать революции… Организация детей – это лучший путь воспитать коммунаров». И в молодой советской республике стали создавать организации пионеров (англ. pioneer < фр pionierпехотинец, первопроходец). Первые детские пионерские отряды были созданы 95 лет назад в феврале-апреле 1922 г. в Москве по образцу существовавших во многих странах и в дореволюционной России скаутских организаций, а 19 мая того же года Комсомолом было принято решение о повсеместном формировании пионерских отрядов по всей стране.

Все лучшее, что было в скаутизме (англ. scoutразведчик), было взято Пионерией на вооружение: пристальное изучение психологии, интересов и запросов детей, правильное использование детской инициативы, красочность и привлекательность церемоний и ритуалов, конкретность и понятность общих и частных целей, заданий, лозунгов, правил поведения; овладение различными практическими навыками; четкость организационной структуры; умелое использование склонности детей к коллективизму, к путешествиям, героическим подвигам и приключениям; применение живых форм работы, особенно игр, занятий спортом, туризмом. С начала 20-х годов к работе с пионерскими отрядами даже привлекались опытные скаут-мастера (взрослые руководители скаутских организаций), применялись скаутские принципы и методы работы, а также некоторые ритуалы и символика. Например, были использованы главный девиз скаутов «Будь готов!» и отзыв «Всегда готов!» и треугольный галстук (советский вариант – красного цвета). Тексты торжественного обещания, законов и заповедей скаутов стали основой для создания аналогичных текстов юных пионеров.

Так, законы юных пионеров были разработаны впервые ЦК РКСМ в 1922 г. и дополнены ЦК ВКСМ в 1957 г. Вот они (фразу о «преданности партии и коммунизму» я исключил – Н.П.):

Пионер предан Родине…

Пионер равняется на героев борьбы и труда.

Пионер чтит память погибших борцов и готовится стать защитником Отечества.

Пионер – лучший в учебе, труде и спорте.

Пионер – честный и верный товарищ, всегда смело стоящий за правду.

Пионер – друг пионерам и трудящимся всех стран.

Прекрасные законы, достойные того, чтоб их знали, почитали и исполняли современные дети, не правда ли?

До 1924 г. пионерская организация именовалась: «Юные пионеры имени Спартака», но после присвоения ей имени Ленина она стала считаться «сменой и резервом» комсомола.

История Пионерии замечательна. Пионеры вместе с комсомольцами боролись с беспризорностью, участвовали в трудовых субботниках, помогали крестьянам убирать урожай, собирали средства на постройку самолета «Пионерская правда», обучали чтению и письму свыше 1 млн неграмотных, собирали книги для деревенских изб-читален, проводили геологические и краеведческие походы по родному краю. В годы войны в тылу развернули тимуровское движение, дежурили в госпиталях, работали на колхозных полях, собирали металлолом, лекарственные травы. За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, четверо пионеров были удостоены званий Героев Советского Союза, десятки тысяч детей награждены орденами и медалями. В послевоенные годы Пионерия активно проявляла себя в миллионах полезных дел, начиная от выращивания кроликов до закладки садов, цветников и благоустройства разоренных городов и сел. Каждый из тех, кого сегодня называют «детьми войны», может вспомнить, сколько он сам своими руками посадил деревьев и отработал бесплатно на благоустройстве своего города и на сельских полях и в садах. Так было принято: все работали и гордились своим трудом.

Издавались большими тиражами центральная газета «Пионерская правда» и больше двух десятков других пионерских газет, а также – журналы «Пионер», «Костер», »Вожатый», «Юный техник», «Юный натуралист» и еще более трех десятков детских журналов. Ежедневно по радио звучала задорная «Пионерская зорька», побуждая детей к активности. Работали несколько тысяч домов пионеров, станций юных техников, натуралистов, краеведов-туристов, где совершенно бесплатно дети занимались в различных кружках, начиная от умелых рук, авиамоделистов, картингистов, радиолюбителей и кончая изостудиями, вокальными, театральными студиями и др. Миллионы детей посещали эти кружки, студии и разнообразные спортивные секции при спортивных обществах и домах спорта. И всё БЕСПЛАТНО. Было бы только желание. Прибавьте к этому тысячи и тысячи детских и юношеских библиотек. И все это колоссальное разнообразие средств внешкольного факультативного воздействия было ДОСТУПНО каждому советскому ребенку, работало и ВОСПИТЫВАЛО.

Пионеры нашей страны поддерживали связи с детскими демократическими организациями около 80 стран мира. Обычным делом считалась переписка личная и групповая детей какой-нибудь глухой таежной школы с детьми (не обязательно, пионерами) из ГДР, Франции, Англии, Болгарии, Чехословакии, Кубы. А чего стоили вечера, костры дружбы и праздники, посвященные разным республикам и народам Союза, проводившиеся обычно 1 мая?!

В настоящее время во многих регионах РФ созданы и действуют пионерские отряды и дружины под эгидой местных организаций КПРФ. Дело, конечно, хорошее. Но лишенные единых центров, каковыми до 1991 г. были ЦК ВЛКСМ и Минпрос, лишенные поддержки местных властей и профессиональной поддержки педагогов, без квалифицированных вожатых, пионеры не занимаются серьезными и интересными делами. Фактически пионерское движение у нас сегодня можно считать загубленным. Одна из причин заключается в том, что оно продолжает быть нацеленным только на коммунистические идеологию, риторику и символику. Многих трезвомыслящих педагогов и директоров школ это раздражает, других отпугивает. А поскольку в области идеологии у нас полная неразбериха, то выпущены из рук воспитательные рычаги колоссальной мощи. И наши дети стали расти сами по себе, как сорная трава, питаясь информацией, часто небезопасной и даже ядовитой, из интернета и телеящиков.

Казалось бы, на смену пионерскому движению мог бы прийти скаутизм – негосударственное неполитическое движение, открытое для детей и молодых людей, независимо от их социального положения и вероисповедания. Организации скаутов существуют более чем в 150 странах. Под эгидой православной церкви в 1990-е годы были предприняты попытки возродить скаутизм и в России. Удалось создать несколько российских объединений скаутов, и они действуют. Ребята углубленно изучают основы безопасности, рукопашный бой, готовятся к службе в рядах вооруженных сил России. Однако скаутизм в нашей стране так и не стал массовым движением.

Все же более логичным и понятным большинству россиян было бы возрождение именно массового пионерского движения. Но с серьезной оговоркой: это движение должно быть неполитическим, вне влияния каких-либо партий. Идеологической и нравственной основой возрожденной Пионерии могла бы стать опора на наши святыни: любовь к Родине, поклонение памяти нашей Великой Победы, уважение к Народу-Победителю. Именно в последние годы, когда наши недруги снова возмечтали о том, чтобы расчленить и покорить нашу страну, пытаются умалить роль советского солдата в победе над фашизмом, принизить завоевания социализма и запачкать нашу историю, – на улицы наших городов и селений вышли миллионы людей в составе «бессмертных полков» с портретами тех, которые в предвоенные годы были пионерами и комсомольцами, именно – тех, кто сломал хребет фашистскому зверю. И именно сегодня все мы особенно остро почувствовали, что мы – наследники Великой Победы, наследники наших Прадедов-Победителей и мы – хозяева нашей земли.

Пионерия может быть воссоздана как организация наследников Победителей.

Юные пионеры – наследники Прадедов-Победителей! Звучит неплохо.

Пионерия может стать неполитической добровольной организацией детей в возрасте от 8 до 14 лет. Она сможет возродить лучшие традиции былой советской Пионерии и лучшие методы мирового скаутизма. Символика новых пионеров должна быть достойной и знаковой: красный галстук – символ Знамени Победы и пятиконечная красная звезда, объятая языками пламени пионерского костра.

Однако возникает самый трудный вопрос: кто будет заниматься воссозданием новой Пионерии?

В советские времена непосредственными организаторами работы с пионерами были Комсомол и Минпрос. Сегодня таким организатором могло бы стать Министерство образования и науки России, но только при условии, что эта работа будет признана педагогическим сообществом ВАЖНЕЙШЕЙ ФОРМОЙ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, важнейшим государственным делом и будет поддержана и подкреплена бюджетным финансированием Правительством страны. А Правительство склонять к поддержке придется нам, общественности. Иного пути пока нет.

Я верю, у нас все получится. Вероятно, не сразу и не скоро, но получится. И наша Пионерия возродится и воспрянет! Жизнь давно этого требует.

И в ответ на призыв: «К борьбе за дело наших отцов и дедов, за нашу Родину будьте готовы!» наши дети, юные пионеры, салютуя, будут радостно отвечать: «Всегда готовы!»

 

Николай Пернай, заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук, лауреат Национальной премии «Золотое перо Руси»

 

ПЕРНАЙ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (17.05.1940) Заслуженный учитель России. Кандидат педагогических наук. Отличник среднего специального образования СССР. Отличник профтехобразования России. Почетный работник начального профессионального образования России. Ветеран труда. Директор Братского техникума целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности (1969). Директор Среднего профтехучилища № 63 г.Братска (1987). Директор Степановской школы пос. Нижний Братского района (1962). Автор и редактор шести научно-педагогических сборников, пяти книг и более 35 статей по научно-педагогической тематике. Кавалер ордена «Знак Почета».ПОДРОБНЕЕ ОБ АВТОРЕ.

Контактные телефоны автора:
+7 (3953) 46-19-15
+7 (902) 569-63-64


 



Возродить Пионерию! К 95-летию со дня рождения (автор: Пернай Н.В.), 5.0 out of 5 based on 6 ratings



Рейтинг:
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 5.0/5 (6 votes cast)
| Дата: 19 мая 2017 г. | Просмотров: 119