1609 – 1680 годы - ИМЕНА БРАТСКА
1609 – 1680 годы
1609 – 1680 годы
1609 год
«Они (русские) не предпринимали почти никаких экспедиций за Енисей. Они деятельно собирали все ходячие слухи о народах, живущих по ту сторону реки, по верховьям Верхней Тунгуски и еще далее на восток. Слухи эти были большею частью весьма темны, даже нелепы (так, рассказывали о каких-то больших колоколах, бывших будто бы у заенисейских народов, тогда как заенисейские обитатели до прихода русских, вероятно, и не слыхивали о колоколах), и не давали почти никакого понятия об истинном быте заенисейских народов; но все они все-таки приводили к одному заключению, что страны и народы, заселявшие их по ту сторону Енисея, столь же богаты, или даже богаче, пушной рухлядью, как покоренные уже страны, — этого было достаточно, чтобы отважиться на поиски за Енисей и дальше на восток».
1619 год
Сын боярский Петр Албичев и казак Черкас Рукин, основатели острогов Маковского и Енисейского, отправили некоторое число казаков на Тунгуску, чтобы требовать ясак, т.е. дань пушниною, с живущих там тунгусов. Если некоторые тунгусские князья и быстро соглашались платить ясак, опасаясь неравной борьбы с пришельцами, то другие оказывали сопротивление. Ясак платили шкурками пушных зверей. Из-за отказа платить ясак между казаками и бурятами возникали вооруженные стычки. Всем знакомы названия Вихоревка, Дунайка. Согласно летописям, они произошли как раз в результате вооруженных стычек. Река Вихоревка названа в память русского казака Вихоря Савина, который был направлен с наказом наладить с бурятами мирные отношения, уговорить их ласкою. Но буряты, мстя за своих пленных, убили Вихоря. Это произошло в устье реки Геа. С тех пор в память о Вихоре Савине Геа стали называть Вихоревой.
Чтобы побольше получить соболей служилые предлагали инородцам товарообмен: медный котелок «стоил» 8 соболей, топор — 18 соболиных шкурок, за котел давали столько соболиных шкурок, сколько в него влезало. Такой «обмен» произошел между одним тунгусом и казаком — в котел средних размеров поместилось 10 шкурок соболя по 15 рублей за штуку, таким образом «купец» продал такой котел за 150 рублей, в то время на эти деньги можно было купить табун лошадей в 75 голов.
1620 -1623 годы
Землепроходец Пантелей Демидов Пенда с отрядом в 40 человек совершил удивительный переход по неизвестным тогда местностям Восточной Сибири. Из Туруханска по нижней Тунгуске он добрался до реки Лены, побывал в Якутии, от устья реки Куленги прошел в бурятские степи, достиг реки Ангары в районе нынешнего Балаганска и первым из русских преодолел все страшные ангарские пороги. Известный советский географ, академик Л.С. Берг назвал поход П. Пенды географическим подвигом.
1623 год
11 декабря. Енисейским служилым людям Ждану Козлову, Василию Лодыгину и Арсению Иванову вручена наказная память о походе в Братскую землю для того, что бы склонить тамошних жителей к вступлению в российское подданство.
1624 год
30 мая. Енисейский воевода послал атаманов Поздея Фирсова и Василия Алексеева во главе отряда из 40 служилых на кочах вверх по Ангаре, «дабы испытать, не возможно ли на живущих там бурят возложить дань…».
1625 год
У Падунского порога казачий отряд Василия Тюменского был атакован тунгусами. По другой версии – у Похмельного порога в 1626 г.
1626 год
Из Енисейска отправляется отряд под командования подьячего Максима Перфильева. Казаками был построено зимовье под «Брацким Шаманским порогом».
1627 год
Новый поход М. Перфильева в Приангарье собрал добром и силою значительный ясак с тунгусов. По словам атамана, «Братская земля многолюдна, богата соболями, бобрами и скотом, и бухарских товаров много, а серебра де добре много, а коней и коров и овец и велблудов бесчисленно, а хлеб пашут и гречу, и ячмень, и ждут брацкие люди к себе … государевых служилых людей, а хотят тобе, великому государю, брацкие люди поклонитися и ясак платить и служилыми людьми торговати».
1628 год
Стрелецкий сотник Петр Бекетов с отрядом в 19 казаков достиг устья реки Оки, левого притока Ангары и собрал первый ясак с бурят — 680 соболей, две пластины серебра и две бобровые лыжные поволоки (небольшие санки на широких полозьях для перевозки добычи охотниками, — по Далю).
1629 год
Заложено зимовье в устье р. Оки – будущий Братский Острог.
Весна. Енисейский воевода Яков Хрипунов двинулся на 20 судах вверх по Ангаре для поиска серебра в «брацких землях «. К отряду был прикомандирован специальный «плавильщик и литейных дел мастер» Иван Репа, взятый из московской оружейной палаты.
Лето. Первое покушение на жизнь русских со стороны бурят, был убит казак Вихорь Савин, который пытался наладить мирные отношения между русскими и бурятами. Впоследствии одну из рек, впадающую в Ангару наименовали Вихорем (теперешняя речка Вихоревка).
1630 год
Для восстановления мирных отношений с «братами» после войны Якова Хрипунова и закрепления за Россией «брацких земель » из Енисейского острога направляется отряд М. Перфильева.
1631 год
18 июня. Максим Перфильев доложил енисейскому воеводе о завершении постройки Братского острожка… «в двух плесах у Брацкого порогу Падуна в Кондогоновых улусах на полднище ходу до устья Оки». По словам атамана, острожек укреплен «всякими крепостьми».
Буряты, находившиеся в подчинении Братского острога, взбунтовались.
1633 год
«И те служилые люди, которые в прошлом во 138-ом году посланы в Брацкую землю… в нынешнем во 139-ом году июня по 5 число в Енисейский острог не бывали. И в нынешнем же во 139-ом посланы в те землицы для промыслу, на прибавку к прежним служилым людям и на перемену атаманом Максиму Перфильеву красноярские новоприбылые служивые люди: в Брацкую землю на перемену Максиму Перфильеву пятидесятник Васька Москвитин со товарищи 8 человек». Перфильев, с присоединившимися к его отряду казаками преодолел все трудности плавания вверх по Тунгуске, через ее пороги, и, поднявшись до Падуна, у него остановился. По приказу надо было строить острог в устье Оки, но боялись до крайности раздражать аборигенов, т.к. устье Оки находилось почти в самом центре их стойбищ: «а только дадут Брацкие люди острог ставить на Тунгуске реке на левой стороне, и тот острог будет под самыми брацкими улусами, всего полднища ходу в легких стругах до Окинского устья»
Братская волость поставила в российскую казну 156 соболей.
1634 год
22 июня. В Братский острог на царскую службу прибыл отряд казаков во главе с Дунайкой Васильевым. Бурятские князья напали на отряд Дунайки Васильева возле небольшой речки, всех людей перебили, Братский острог сожгли. Речка стала называться Дунайкой. Поставлен был новый острог. Но через 20 лет решено было отстроить другой острог в безопасном месте — в слиянии двух рек Оки и Ангары. Это сделал атаман Поздей Фирсов в 1654 г. Так появилось селение Братск. Лучшего места было не сыскать. К северу от Братска раскинулась дремучая тайга, стояли седые горы, к востоку — черные пашни, к югу тянулась ангарская Сытая долина, где буряты пасли свой скот. Постепенно Братск отстраивался, налаживались отношения с местным населением. Осваивались и распахивались пашенные земли, самые лучшие в Восточной Сибири. От русских буряты переняли пашенное земледелие, познакомились с новыми зерновыми культурами (рожь, овес, пшеница). В свою очередь русские научились у бурят разведению большого количества домашнего скота, от тунгусов русские люди получили навыки охоты за диким зверем. Местные племена получали от русских металлические изделия, посуду, сукно, ткани, ружья, соль, табак.
1635 год
Буряты напали на Братский острог – из 140 казаков убито 52, а острог сожжен до основания.
2 июня. Казачий отряд Дунаева числом 52 человека, посланный из Енисейска в помощь Братскому острогу, истреблен бурятами. (Гаврилов Лапа сообщил в Енисейск страшную весть, что «брацкие князцы Кошугун да Кошугур со своими улусными людьми, пятидесятника Дунайку Васильева сотоварищи, пятьдесят двух человек побили, пищали и зелье к ним поймали», а двух человек, посланных в Енисейский острог «с отписками тунгусы на дороге пограбили, и они от того грабежу на дороге позябли, а острожек сожгли»).
1636 год
Поставлен второй Братский острог. Отряд служилых людей под начальством Николая Радуковского поставил острог на правом берегу реки Оки «близко брацких юрт, летних жировищ и сенных их покосов».
1638 год
6 августа. Из донесения стольника Петра Головина енисейскому воеводе: «… по Ангаре и по Оке рекам мочно и пашня завесть, и те землицы мочно привести под государеву царьскую руку в вечное холопство не многими ратными людьми, двумяста человеки, с вогненным боем, а болши де того людей ненадобно…».
1641 год
Братская волость поставила в российскую казну 327 соболей.
1644 год
Енисейский воевода Сила Аничков посылает Ивана Похабова с тридцатью служилыми в братский острог для ясачного сбора и «прииска новых земель». Похабов ясак собрал с прибылью «перед своею братьею» — прежними приказными людьми. Кроме того, он «круг старого острожку новой острог поставил» и сделал новые надолбы и рвы, потому что старый острог «был мал и худ». Поставив новый, более крепкий и основательный острог, Похабов с отрядом двинулся вверх по Ангаре.
1645 год
Братская волость поставила в российскую казну 389 соболей.
1647 год
Братская волость поставила в российскую казну 484 соболей.
1648 год
Перенесен Бурятский (Братский) острог на восточный берег Ангары.
1649 год
Август. Пашенных крестьян Братского острога застигло стихийное бедствие: большое наводнение на Ангаре и Оке вымыло урожай с полей.
1650 год
Приказной Братского острога Петр Бекетов начал организацию пашенного дела. Местность около Братского Острога представлялась ему как прекрасное пашенное место: «около Брацкого острожку места прямые пашенные, теплые, по обе стороны Ангары против устья Оки реки остров в длину днища на два суд, а поперег версты в полуторе и по две и вешнею водою не поймати земля пашенная, садить можно сто человек или двести крестьян и болши, земель пашенных добре много».
1652 год
13 июня. Из донесения енисейского воеводы Афанасия Пашкова в Сибирский приказ о землях для пашни выше Братского острога: «…И в Брацкой, государь, острог из вольных из гулящих людей в пашенные крестьяне людей селитца мало… селить неково: охочих, государь, людей нет. А пашенные, государь, угожие места выше Брацкого острогу болше и земли самые добрые. И на тех, государь, местах мочно твоих государевых пашенных крестьян поселить семей с 500 и болши…».
1653 год
Братский острог перенесен на старое место. Бурятские конники напали на пашенные земли Распутки Степанова, убили промышленного человека Андреяшку Попова и многих ясачных тунгусов Брацкого острога пограбили.
1654 год
Январь. Поздей Фирсов докладывал енисейскому воеводе о том, что «в нынешнем в 162-м году в братском остроге нанято на церковный лес на есть сот бревен дано тридцать рублев, да на четыреста тесниц дано двадцать рублев… что плотников приговорить к церковному строению нынешнего 162 года взята десятая служилых людей с Тихона Васильева да Семейки Котельникова, с их мягкой рухляди с пятидесят соболей пять соболей».
14 мая. По приказу из Енисейска боярским сыном Дмитрием Фирсовым правобережный Братский острог был перенесен на левую сторону Оки: «…весною старый Брацкий острог, он Дмитрей, за худобою покинул и поставил новый за Окою рекою на устье, в самых угожих и крепких местах… И в нынешнем году Брацкой нижней острог поставили весной четыре башни высокие, под тремя башнями три избы, четвертая порожняя, да ворота проезжие, на воротах поставлена часовня, да амбар новой срублен. А ставили острог служилые 23 человека, кои отпущенные в Енисейский острог и кои оставленные в Брацком остроге, да пашенные крестьяне, да промышленные ставили 12 человек. Острог мерою ставлен круг его 120 сажен печатных (около 256 м.), а в работе были у острогу чертеж отправлен с Иваном Колмогором».
Возле Братского острога на Ангаре действовал зажиточный пашенный крестьянин Распута Потапов «прибравший» на пахоту 70 пашенных крестьян из ссыльных.
1656 год
22 мая. В Балаганском и Братском острогах взбунтовались ссыльные люди и крестьяне. Взяли в Братском остроге «те воры оружья много и порох и свинец», захватили 13 дощаников и «поплыли вниз по Тунгуске реке». Тех беглецов насчитывалось около 400 человек.
1656-1657 годы
В Братском остроге зимовала Даурская экспедиция воеводы Афанасия Пашкова. Подневольным спутником ее был известный на Руси протопоп Аввакум Петров, который в своем «Житие» оставил описание Ангары, ее порогов и Братского острога.
1658 год
Восстание в Братске.
Братская волость поставила в российскую казну 1094 соболя.
1660 – 1662 годы
25 июня. Енисейский воевода И. И. Ржевский отправил в Братский и Балаганский остроги для наведения порядка и поисков новых земель енисейского сына боярского Якова Похабова, под командой которого находилось 100 казаков.
Братская ясачная волость дала пушных шкурок на 767 рублей (для сравнения: строительство одной башни Братского острога стоило 1 рубль, в тоже время нитка жемчуга стоила 3 рубля).
Братский острог имел большое значение и для строительства Иркутского острога, т.к. хлеб и другие сельхозпродукты для пропитания казаков шли в основном из Братска-острожного.
Начало 1661 года. Я. Похабов бьет челом о кабалах, в которые вошли его люди при покупке лошадей для похода. «И мы, холопы твои, пришли в Брацкий острог покупали в кабалы кони самою болшою ценою, рублев по пяти и по шти и по семи, а те кони имали у сына боярского Якова Тургенева, у человека его Мочки Никитина и от тех великих и неискупных кабалных долгов стоит, государь, на правеже, в нижнем в Брацком остроге».
Братский острог становится опорным пунктом русских на Ангаре и из него совершались походы вверх по Ангаре. Острог имел очень большое значение при построении Иркутского острога, т.к. хлеб и сельскохозяйственные продукты в основном шли из Братска-Острожного для пропитания казаков.
В 1661 — 1662 гг. было продано енисейской пушнины на сумму 985 рублей, из которых на 767 рублей дала «мягкой рухляди» Братская ясачная волость.
1664 год
Бегство крестьян Енисейского уезда было таким обычным явлением, что именные книги крестьян нижнего Братского острога за 1664 г. прямо так и назывались «Именные книги нижнего Брацкаго острогу крестьян, которыя в прощлех годах от побеги остались».
1666 год
Сбор ясака в Братском и Балаганском острогах в этом году составил 1021 соболь.
1667 год
Стольником и воеводой Петром Годуновым сделан первый русский чертеж Сибири. На карте изображены реки Енисей, Ангара с Окой и оз. Байкал. Хотя на «Чертеже всей Сибири 1667 года» не указывается Братский острог, но в пояснениях к нему говорится, что от Енисейска до Братского острога «ходу 12 недель», а от Братского острога до Иркутского острога — «4 недели».
1669 год
Братская волость поставила в российскую казну 1010 соболей.
1671 год
По одной из версий в Братске был похоронен Ерофей Павлович Хабаров. Известный русский путешественник и открыватель земель подолгу жил в Братске-острожном и нашел на местном кладбище свой последний приют. Хотя место самой могилы не установлено, она осталась на дне Братского водохранилища, но по рабочим записям местных историков, в частности Воротникова, краевед В. Герасимов попытался доказать, что Е. Хабаров похоронен в «Брацкой землице».
1673 год
«В Нижно-Брацком остроге собрано ясаку соболи, и лисицами, и бобрами, и розсомахами, и волками, и кошлоками 29 сороков, 8 соболей, разборная цена 1140 рублев 8 алтын 2 денги…».
1674 год
Монгольский тайш Гыган вторгся в Прибайкалье, угрожая Иркутскому, Балаганскому, Верхоленскому и Братскому острогам.
1675 год
20-22 августа. Через Братский острог проследовало в Китай посольство русского государства во главе с дипломатом Николаем Гавриловичем Спафарием, который писал: «… приехали на Похмельный порог, и на том пороге быстреть такая же, какова и на Пьяном, только меньше заглавки, и дощаник тянули бечевою для того, что было парусное погодье. А величиною порог на версту, от протоки верст-та. А порог Пьяной мерзнет. На правой стороне протока, от порогу Пьяного полверсты, а меж протоки и реки Тунгузки остров версты на три. А от острова до Брацкого острога полверсты …приехали в Брацкой острог. А острог стоит на ровном месте. А в остроге церковь во имя пресвятой Богородицы Владимирской. А жилых домов казачьих с 20. До под острогом течет река Ока. А вытекала из степи, а по ней живут пашенные крестьяне и браты (буряты). И от Брацкого острога реку Тунгузку называют Ангарою. По реке Вихоря живут тунгусы. Многие промышляют соболя и бобра, и иного всякого зверя». Путешествие, возглавляемое Н. Спафарием, надо считать первой русской экспедицией, руководимой широко образованным человеком. Наказ требовал, помимо дипломатический целей, проведение определенных и разносторонних научных наблюдений, составления подробного описания русских сибирских владений, дорог в Китай с обращением особого внимания на речные пути, на характер берегов и окрестностей, на расстояния между населенными пунктами и т.д. В помощь Спафарию прикомандировали несколько русских дворян, в том числе подьячего Никифора Венюкова, и лиц, знакомых с минералогией, ботаникой и медициной.
Экспедиция двигалась на трех дощаниках и сопровождалась свитой в 150 человек, включая конвой. Н. Спафарий писал о реке Вихоря, что «по ней живут тунгусы многие и промышляют соболи и бобры, и иной всякий зверь».
Одновременно с Братском, где казаки построили небольшую церковь, создается и Братский Спасский монастырь. Он был заложен южнее Братска на противоположном берегу Ангары у подножия высокой горы. С тех пор эта гора называется Монастырской.
Братская волость поставила в российскую казну 1068 соболей.
1680 год
Частные хлеботорговцы закупали в Братском остроге муку по 5 копеек за пуд, и увозили для продажи в Якутск, где продавали по 7-12 копеек за пуд, а в особо «бесхлебные» года поднимали цены до 50 копеек.
В этом году на якутские расходы через Илимск казна отправила от 4 до 5 тысяч пудов муки, полученной с енисейской и ангарской пашни.
Источники:
Герасимов В.Г. Летопись Братска. Иркутск: Изд-во ИГУ, 1992. Ч. 1. 167 с.
Герасимов В.Г. Летопись Братска. Иркутск: Изд-во ИГУ, 1992. Ч. 2.110 с.
Михайловская А.И. Братский острог. Иркутск: Ирк. гос. обл. музей, 1928. Сер. «История». Вып. I. 20 с.
Акты исторические, собранные и изданные археографической комиссией. Санкт-Петербург: Типография 2-го отделения Е.И.В. канцелярии. 1842. в 5 томах.
Братская землица. Памятники и памятные места Братска. Сборник. Составитель: Ступак Г.Е. Железногорск: Типография ООО Прикладные технологии. 2008. Изд. третье. 95 с.
Памятники и памятные места Братска. Братск, 1992. 64 с.
Современная геодинамика и гелиогеодинамика. 5000-летняя история аномальных явлений в природе и социуме Сибири и Монголии. Иркутск: ИГТУ, 2003. Книга II. 375 с.
Данный материал доступен в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 2.5