Лидеры рейтинга

И.И. Воротников ОПИСАНИЕ БРАТСКОЙ ВОЛОСТИ

И.И. Воротников ОПИСАНИЕ БРАТСКОЙ ВОЛОСТИ

Старый Братск

ОПИСАНИЕ БРАТСКОЙ ВОЛОСТИ
Циркуляр по Московскому учетному округу. 1808 №6 с.25-29

 

Место нахождения. Селение лежит под 56 градусом северной широты, принадлежит по составу к так называемой Братской волости, которая в свою очередь составляет часть Нижнеудинского округа Иркутской губернии. От губернского города Иркутска отстоит оно в 500 верстах, от окружного города Нижнеудинска в 336 верстах.

 

Исторические сведения. Острогом наше селение называется потому, что на месте его проживали некогда бурятские родоначальники. Когда же русские покорили край, они построили небольшую крепостцу (или острог), следы которой видны и теперь: на двух углах церковной ограды к югу и к западу стоят старинные деревянные башни, в стенах устроены дыры и окна. В них есть и печи, битые из глины, прочности которых, как и самих башен, нельзя не удивиться, принимая во внимание двухсотлетнее существование их. На третьей башне – колокольня.

 

Жители Братска, пожившие лет 60, сказывают, что между башнями был устроен тын или пади, а потом уничтожены, вместо которых сделана деревянная решетчатая ограда. Кроме того, старожилы помнят вековую лиственницу, стоявшую неподалеку от острога, к которой сходились шаманы для совещаний и жертвоприношений, и место это для бурят было священное.

 

Подробных сведений об основании острога не сохранилось; известно только то, что он построен Енисейским воеводством двадцатью годами ранее Иркутска, следовательно, в 1631 году. С начала построения своего он находился верстах в двух от того места, где в настоящее время существует, перенесен же на нынешнее после нескольких сражений с бурятами, около 1654 года.

 

Первоначальными жителями острога были казаки. На месте старого острога, как его зовут обыкновенно, и поныне видны еще следы огородных гряд, погребов, домовых оснований и т.п., поросших уже кустарником и лесом.

 

У старожил сохранилось несколько любопытных преданий о прошлом. Буряты, кочевавшие в окрестностях острога по речке Вихоревой, узнав, что русские хотят переселиться на новое место (на то, где теперь селение) вздумали попрепятствовать этому; с этой целью в июне месяце, приблизившись к острогу, расположились с юртами верстах в двух при р. Ангаре на высоком утесистом берегу, с которого можно было видеть кругом верст на шесть.

 

Не начиная еще неприязненных действий, они послали в острог мальчика, научив его притворяться заблудившимся и просить пищи, главное же, не подавая подозрения, высмотреть хорошенько расположение домов, укреплений, число русских, а также и состояние боевого оружия. Мальчик действительно так и сделал, но вероятно не сумел скрыть причину своего прихода, потому что некоторые из русских начали сомневаться и заподозрили в нем шпиона.

 

Чтобы узнать истину, они прибегли к хитрости: обласкали его, надавали ему разных лакомств, игрушек, платья и, зная склонность этих дикарей к употреблению горячих напитков, напоили его вином. Видя такое гостеприимство, мальчик стал доверчивее, а вино сделало его откровеннее. Употчевав досыта своего гостя, жители острога допросили его и выведали причину его прихода: он сообщил, что враги ожидают подступления более многолюдного табора со множеством оружия, состоявшего из копий, луков и стрел.

 

Получив такие неприятные новости, русские немедленно отправили гонца в Илимск просить помощи у тамошнего воеводы, который немедленно послал им вооруженных казаков, всего как сказывают человек до 200, снабдив их всем необходимым.

 

Урочный день нападения, по словам мальчика, был 29-го июня, но он прошел благополучно. На другой же день, 30-го числа, многочисленная толпа бурят окружила острог: началась жаркая битва на берегу р. Оки, продолжавшаяся четыре дня. Иногда буряты брали верх по своей многочисленности, наконец, русские взяли верх, и буряты обратились в бегство. Тела убитых неприятелей были сожжены и прах их зарыт в нарочно для этого выкопанной яме недалеко от церкви. Рукав р. Оки, на берегу которого происходило сражение, до сих пор называется Кровавой протокой.

 

После того русские переселились на нынешнее место и, опасаясь вторичного нападения, построили небольшое укрепление, состоявшее из трех деревянных башен, которые и поныне существуют. Две четвероугольные по 8 аршин в ширину и длину и 10 аршин в вышину; третья осмиугольная 10 аршин в диаметре и 24 аршин вышины. Эта последняя была у них сторожевою; в последствии времени обращена в колокольню для приходской церкви Башни были окружены рогатками и тыновым забором в 2 сажени вышиной.

 
Старый Братск. Церковь Богоявления Господня и острог

В середине своего укрепления они построили деревянную церковь, которая в 1840 году за ветхостью была сломана и вместо ее построена новая, деревянная же, очень красивой наружности и с очень изящной отделкой внутри. В теплом приделе местные иконы в иконостасе старинной живописи, освящены, как утверждают жители, святителем Иннокентием 1-ым, епископом Иркутским.

 

Долго продолжалась тишина. Буряты удалились в тайгу, изредка только появлялись по нескольку человек для обмена звериных шкур на вино, хлеб, табак и т.п.

 

Неизвестно именно, в котором году было другое нападение на русских, которое было предупреждено таким образом: у одного крестьянина жил в работниках парень из бурят лет 14; однажды он играл с товарищами на улице в бабки; поссорившись и подравшись с мальчиками, он начал стращать тем, что скоро придут буряты и будут бить русских.

 

Эти слова дошли до ушей комиссара, управлявшего тогда острогом, который призвал к себе парня, обласкал его и обещал взять к себе жить вместо сына, если откроет – от кого именно он слышал это. Дикарь, прельщенный милостями комиссара, рассказал, что от проходивших бурят он слышал о готовившимся вторичном нападении на русских и вместе с тем в лесу показал место, где находилось потаенные погреба, вмещавшие в себе множество неприятельских луков, стрел и копий.

 

Комиссар немедленно распорядился забрать все это оружие и перенести в острог; потом отправил посланного к Илимскому воеводе просить у него защиты.. Воевода послал казаков. Когда буряты приблизились к острогу и увидали, что погреба их опустошены, то поспешно удалились и с того времени больше не тревожили русских. Оставшиеся в плену после первой войны буряты поселились у русских; до сих пор еще существуют их потомки, под именем инородцев.

 

На противоположном берегу р. Ангары стоит селение, именуемое Спасопустынским; предание говорит, что тут некогда существовал монастырь во имя Преображения Господня, называвшийся Спасовой пустынью. Кто был основателем этой обители и до которого времени она существовала, в народной памяти не сохранилось.

 

Против этого селения высокая гора; лет пятьдесят тому назад на вершине ее видели остаток часовни и деревянного креста, к которому монахи приходили молиться. В самом селении деревянная часовня, в которой покоится прах Иннокентия 2-го, епископа Иркутского, по прозванию Нероновича. Этот преосвященный отправился из Иркутска р. Ангарою в Енисейск, чтобы оттуда ехать на свою родину в Малороссию.

Дорогою сделавшись болен, остановился в упраздненном Спасопустынском монастыре, где 26 июля 1747 г. скончался. В часовне над его могилой воздвигнут памятник. Подати в Остроге в то время собирались в год 3 копейки ассигнациями с трубы.

 

Кроме старинных деревянных башен, существующих более 200 лет, в песке нередко попадаются серебряные копейки времен Иоанна Алексеевича и старее. В окрестностях при вспахивании земли находят различные вещи, как-то: ножи, огнивы, котлы и т.п. бурятской работы. Недалеко от Большеокинского села (в 30 верстах от Братского Острога) на берегу Оки, над порогом есть большой камень с высеченными на нем изображениями оленей и разных непонятных знаков; предание утверждает, что здесь было место богослужения и жертвоприношения бурят.

 

В настоящее время Братский Острог — живописно раскинутое селение по левому берегу р. Оки, при самом слиянии ее с Ангарою; она здесь течет по направлению к северо-западу; село лежит под 53 градусом северной широты и 120 градусом восточной долготы.

 
Старый Братск. Дом Воротникова

Замечательные здания в селении. В селении, как сказано выше, имеется одна деревянная, одноэтажная церковь, в двух приделах: зимний — Богоявления Господня, летний — Владимирский Божией Матери (23 июня). Кроме того в селении расположены волостное правление, винный и соляной магазины.

 

Замечательные местности в соседстве. В 37 верстах от селения, к юго-западу находится Николаевский железоделательный завод, прежде принадлежавший казне, а теперь (с 1865 г.) С. К. Трапезникову.

 

Замечательные селения. Братское селение, будучи местом пребывания волостного правления, есть как бы главный пункт волости, в которой, кроме его и выселка в 11 жилых домов, называемого Спасопустынским, — 9 других деревень, а именно: Большеокинское, Шаманово, Бада, Филипово, Кежма, Громы, Мамырь, Падун и Усть-Вихоревка.

 

Число домов. В Братском селении всего 60 деревянных домов; красивых нет.

 

Число жителей. Жителей 250 душ мужского пола и 260 женского. Все они православного вероисповедования. Коренные жители: станичные казаки, государственные крестьяне и поселенцы.

 

Границы Братской волости. Братская волость граничит с севера с Карапчанской и Нижнеилимской волостями, с юго-востока и запада с Яндинской и Тулуновской волостями.

 

Пространство. Пространство ее полагают до 26336 1/3 десятин, в том числе:

 

под селениями 1672 десятин
под пашнями 1666
под покосами 5704
лесу строевого 2468
дровяного и кустарников 3402
удобной и не обработанной земли:
солонцов 309
не удобной 32 1/3
под водами 90

 

Горы. По всей волости тянутся отроги Саянского хребта и Байкальских гор, большей частью покрытые лесом. Хребет, идущий по правому берегу р. Ангары, разделяет покаты ангарские от покатей ленских.

 

Огромные скалы состоят почти исключительно из породы диорита и отчасти долерита; местами есть песчаник и известняк. Каменного угля почти нет. Изред-ка по берегу р. Ангары попадаются окаменелости и мамонтовы кости. Хотя по волости и есть места, которые по всем признакам должны вмешать в себе золотоносный песок, но до сего времени не было никого, кто бы занялся разработкою. На расстоянии 30 верст от Большеокинского селения находится гора, содержания в себе магнитный колчедан, железняк, разные породы камней, железную руду и проч.

 

Почвы. Почва земли по большой части чернозем и глинозем, песчаной очень мало.

 

Климат. Климат здешнего края, сообразно географической широте, суровый. В ноябре, декабре и январе морозы иногда доходят 40° и не бывают почти никогда меньше 1° по Реомюру,

 

Весною чисто бывают сильные порывистые ураганы, от чего пыль густым облаком подымается на воздух; предметы, находящиеся в 20 саженях, кажутся как будто в густом тумане; зароды с сеном совершенно разметывает бурей, валит заборы; дороги заваливает множеством вырванных даже с корнями или сломанных пополам вековых деревьев.

 

Иногда среди лета в июне или начале июля ртуть опускается до +1 градуса; с половины августа начинаются уже утренние морозы и при северном ветре выпадает снег. С этого же времени начинают падать листья и к сентябрю деревья обнажаются. Не редко случается и то, что целый сентябрь стоит ясная погода, хотя и не совсем теплая, ибо при малейшем дуновении северного ветра воздух делается гораздо холоднее и ночью бывает мороз.

 

С половины октября наступает зима. В начале этого месяца ртуть в термометре очень редко подымается до + 9. Среднее число температуры круглого года равно -1 градус по Реомюру.

 

12-го апреля бывает первый выгон овец, появляются лебеди и гуси, с 18-го начинают иногда пахать. В первых числах мая едва начинает показываться зелень. С половины распускается береза.

 

Летом жар в тени доходит до +30°. Убирать хлеб начинают ют с 6-го августа.

 

Воды. Волость омывается величественною рекою Ангарой, которая протекает по волости на 270 верст, приносит много пользы этому краю, ибо, во-первых, сообщение между селениями идет большею частию водой, и во-вторых, ежегодно приплывает от 10 до 30 разного рода судов из Иркутска в Енисейск с хлебом, солью, чаями и проч., которые впрочем год от году, со времени упадка Енисейских золотых приисков, проплывают реже; следовательно и доходы жителей за сплав через пороги заметно уменьшаются

 

Пороги. Порогов на Ангаре довольно много; особенно замечательны: Похмельный, Пьяновский, Падунский, Долгий. В Падунском высота падения воды 7 сажень. В селе Падунском, против которого находится порог (и 30 верстах от Братского Острога), суда выгружаются и пустые переплывают его; товары же отвозятся ниже версты на две и там нагрузив, продолжают свой путь. Для провожания судов и указания пути здесь есть так называемые вожи: это люди, знающие хорошо безопасные места и путь между подводными камнями.

 

Ширина Ангары и некоторых местах простирается до двух верст. Жерло Падунского порога при 30° Мороза не замерзает. Прочие пороги становятся в обыкновенное время огромными грудами льда, напором воды нагроможденными одна на другую, что называется здесь торосом. Ангара здесь становится обыкновенно в первой половине ноября при 20 и 25 градусах мороза.

 

Большей частию пороги находятся между огромными живописными скалами, которые почти под прямым углом возвышаются над поверхностью воды. Из ущелий кое-где выглядывают кустики или наклонившиеся деревья, готовые при первой буре свалиться в воду.

 

Огромные скалы, нависшие над водою, грозят падением, что было в 1842 г.; в них природа образовала множество небольших пещер. Во время убыли воды подводные камни обнажаются. Во многих местах водовороты, называемые там уловами.

 

Во время наводнения, бывшего в июне месяце 1851 года, когда вода поднималась на 6 аршин (1 аршин = 71,12 см Г.В.), огромные сосны, вырванные с корнем, несло по Ангаре. Водоворот втягивает в себя все, что плывет мимо; если дерево — то сила воды, притянув его к жерлу, становит перпендикулярно и вслед за тем поглощает; потом через четверть часа выбрасывает назад, но уже без сучьев и корней. Если плывут суда, то поравнявшись с уловом, гребцы удваивают свои силы, дабы избежать легко могущей случиться опасности.

 

Пускаться в пороги, особенно в Падунский, можно только в такой лодке, которая поднимает не менее 500 пудов тяжести. Подплывая к нему, видишь, что дно Ангары становится мелким и на 100 саженей (1 сажень = 213,36 см —В.Г.) устлано огромными плитами, совершенно гладкими; некоторые цельные плиты есть в 15 саженей длины и столько же ширины. Проплывши это расстояние, вступаешь в порог. Судно бросается с семисаженного водопада, седые валы, не менее сажени, подхватывают его и бросают то вверх, то вниз так сильно, что плывущему в судне нет никакой возможности устоять на ногах, не державшись за что-нибудь; в судно заплескивает много воды, которую в это время постоянно выкачивают; силою воли его становит или носом, или кормою, или боком вверх.

 

Быстрота воды удивительна: Падунский порог в 2 версты — проплывают в 2 минуты, а Дубынинский в 7 верст — в 7 минут; шум от воды мешает слышать не только разговор, но и самый крик пассажиров. Длина порога 200 сажень.

 

Прочие пороги гораздо меньше и при хорошем вожаке безопасны, включая Шаманского, но это уже Карапчанской волости, Киренского округа.

 

Второе место по величине своей заслуживает река Ока, вытекающая из Саянских гор, на границе Калмыцкой степи, и протекающая по волости на 175 верст. Она могла бы быть судоходною, если б при впадении ее не было трех, хотя небольших, зато чрезвычайно мелких порогов, по которым судоходство вовсе невозможно; вода ее тяжеловесна и заключает в себе много известковых частиц. Летом теплота ее доходит до +20 градусов, меж тем как и Ангаре не бывает более 13°. Становится в начале октября при 7 градусах.

 

Из прочих речек нет особенно замечательных, которые заслуживали бы особенного внимания; они по большей части мелки и судоходства на них нет. Вот названия их; а) текущие в Ангару: Чепа, Вихорева, Гром и др.; б) в Оку: Ия, Черная речка, Балан и Каштак, вытекающие из горы, именуемой Абинский камень; Бада и Долоновка, на которой стоит Николаевский железоделательный, бывший казенный завод.

 

Растительность. Растительное царство здешнего края не может похвалиться разнообразием своих произведений. Из разного сорта ягод здесь растут: брусника, голубица, красная смородина, известная в Сибири под названием кислицы, черная смородина, малина, изредка попадается и черника; черемуха здесь родится изобильно, ее много заготовляют на зиму: изсушив, мелют и употребляют для начинки в пироги и на разные приправы к кушаньям; есть земляника и клубника лесная (по-сибирски глубеника).

 

Разные травы и цветы, как го прострел или подснежник — это первый здесь весенний цветок лилового цвета; вслед за ним цветет багульник, кукушкин башмак, четыре вида полевых лилий, которые здесь носят название сараны и употребляются в пищу, а именно: 1-й род — котовые барашки, 2-й — розовые барашки, 3-й — большая богдойка и 4-й — малая богдойка — это все местные названия. Есть дикий цикорий, незабудки и проч.

 

Разных сортов грибы, как-то: рыжики, козляки, сыроежки и др.

 

Земледельческую произрастительность здешнего края составляют: рожь озимая, яровая, называемая здесь ярицей, ячмень, конопля, лен. Гречихи сеют очень мало.

 

Разводят в малом количестве и огородные растения, кои состоят из белой капусты, репы, довольно мелкой, простого гороху, обыкновенных и притом довольно мелких огурцов, луку летнего, редьки, чесноку, бобов, картофеля и простого табаку, торговля которым приносит жителям немаловажную пользу. Садов вовсе не разводят и фруктовых деревьев никаких нет.

 

Животное царство. Из лесных птиц известны здесь рябчики, тетерева, желна, скворцы, кедровки, синицы, жуланы, зяблики, дрозды, разных пород кулики; из водяных — дикие гуси, лебеди, утки разных пород, чайки или рыболовы, изредка турпаны и др. Журавли и цапли редко попадаются.

 

Домашние птицы только одни куры; индеек, гусей, уток и т.п. здесь не разводят.

 

Домашние животные — коровы, овцы, свиньи, — все очень мелкой породы.

 

Из лесных зверей водятся соболи, лисицы, белки, колонки, горностаи, рыси, россомахи, медведи, волки, сохатые, олени, дикие козы, зайцы, летяги, куницы и барсуки.

 

В лесах растут ели, сосны, кедры, березы, пихта, лиственница, осина, рябина и боярышник.

 

Число жителей в волости. Общее число жителей по Братской волости простирается до 11 507 душ, из них 5757 душ мужского и 5750 душ женского пола.

 

Племена составляющие население. Кроме коренных русских в здешней волости есть ясачные инородцы, которые носят еще в чертах лица своего следы азиатского типа. Они живут вместе с крестьянами и ничем от них не отличаются; язык и образ жизни их чисто русские. Платят ясак деньгами.

 

Вероисповедания все без исключения православного. В 10 верстах от Братского Острога есть деревня, лежащая на правом берегу Оки, называемая Чернореченский улус, в простонаречии же известная под именем Харгуевой, в которой издавна живут одни только ясачные инородцы.

Разделение волости. В настоящее время волость управляется волостным правлением, находящимся в Братском Остроге под непосредственным наблюдением живущего там земского заседателя и разделяется на 10 участков, подчиненных сельским старшинам.

 

Подати и повинности. Сбор податей и всех вообще повинностей с волости простирается до 20 000 руб. серебром.

 

Пути сообщения. Трактовые дороги, по коим ездит сельская почта, следующие:

 

а) дорога до села Тулуна пролегающая по волости на 162 версты; ширина этого тракта до самой границы волости не превышает 5 или 6 саженей, ведет по крутым горами, лесам и редко по равнинам; впрочем теперь эти неудобства устранены проведением новой дороги через селение Илир, края и получила название дороги Илирской. Расстояние станций по старой дороге простирается иногда на 45 верст;

 

б) дорога до Карапчанской волости тянется на 150 верст вниз по течению р.Ангары; по этой дороге можно ехать сухим путем, но гораздо труднее, нежели до Яндов, во-первых, потому, что езда не иначе, как верхом, по узким тропинкам и непроходимым лесом, где древесные сучья поминутно угрожают выколоть глаза; страшные дебри также служат немаловажным препятствием и утомляют путников; во-вторых, потому, что лесные звери вредят иногда проезжающим;

 

в) дорога в Яндинскую волость идет на 150 верст и не совсем еще удобна для езды в экипажах; летом большей частию ездят верхом или в лодках, которые тянут лошадьми на бечеве.

 

Зимою ездят как вверх, так и вниз по Ангаре рекою по льду. Эта дорога тоже не совсем спокойна, потому что Ангара замерзает не гладко, а тросом, и от большой езды делаются ухабы и раскаты.

 

Характер и обычаи жителей. Жители набожны, бережливы и воздержанны, но о домохозяйстве худо заботятся. Дома их довольно опрятны и у зажиточных строятся по большей части на две половины и покрываются тесом.

 

Пища состоит из рыбы, мяса и огородных овощей. Посуду имеют бедные — деревянную, богатые — оловянную или фаянсовую здешних фабрик. Едят четыре раза в день: часа в 4 утра завтракают, в 8 — обедают, в 2 или 3 — полдничают и в 7 часов вечера ужинают. Одеваются опрятно и даже щеголевато, особенно в праздники.

 

Мужчины ходят в армяках, шапках, унтах или сапогах. Девицы — в юбках, телогрейках и повязках, с выпущенной косой, в конец которой вплетаются ленты; у женщин тот же наряд, только косы не выпускаются наружу, а повязывают голову иначе.

 

В семействе мужской и женский пол имеют свои средства один от другого отдельно приобретать для своих нужд деньги, несмотря на то, что семейство не разделено и живет в одном доме.

 

Собственность мужчин составляют лошади и звериные шкуры, промышляемые ими в лесах; женского пола — овцы, лен, конопля и табак. Они продают шерсть, зимою прядут нитки и ткут холст, чрез что зарабатывают себе деньги на одежду, обувь и проч.; коровы составляют общее имущество.

Обязанность мужчин — пахать и сеять, женщин — косить и жать. Осенью мужчины уходят в леса для зверопромышленности и возвращаются не раньше 1-го ноября. Зимою они чистят дворы, молотят, возят хлеб, сено и проч.; это все хранится у них на полях вдали от селений, в особо устроенных для этого местах, называемых здесь остожьями. Остальное время большею частью живут праздно.

 

Из похвальных качеств здешних жителей нужно заметить гостеприимство: странник, несмотря на то, что он бедный или богатый, найдет пищу и приют почти у каждого жителя безвозмездно. Преступления редки.

 

К странным обычаям жителей можно отнести следующие: они не едят кур, поросят и ершей. Поросят и кур потому, что от них пахнет, как они говорят, сыростью; а так как поросят родится иногда много, то они топят лишних в воде, оставляют немного на племя. Если изловят много ершей вместе с прочею рыбою, то, отобрав их, закапывают в землю для того, чтобы в реке плодилось их менее.

 

Интонация здешнего наречия грубая и неприятная для слуха.

 

Торговля. Торговля, состоящая в купле и продаже товаров российского произведения, а также и мягкой рухляди, находится в руках немногих зажиточных туземных крестьян, которые, несколько раз разъезжая в год по волости, задают крестьянам деньги вперед для оплачивания податей и удовлетворения нужд, также дают в кредит и товары с тем, чтобы они им уплачивали звериными шкурами по возвращении с промысла.

 

Само собой разумеется, что тут много злоупотреблений; товары даются по очень высоким ценам, а звериные шкуры, получаемые в уплату, принимаются по заниженным. Вследствии этого, самые бедные нередко бывают вечными плательщиками своим кредиторам.

Иногда заезжают странствующие торговцы с красным товаром и разною мелочью, большею частию торгующие крестьяне Владимирской губернии, продают товары несравненно дешевле первых.

 

Главная потребность состоит в порохе, свинце, винтовках, броднях, ситцах средней и низкой цены, платках, выбойках и т.п. мелочах, необходимых в крестьянском быту; грубый же холст для белья здесь ткут сами.

 
Старый Братск. Николаевский железоделательный завод

Ярмарки. Хотя ярмарки и учреждены по предписанию земской власти, но съезда на них никогда не бывает. Цифру стоимости товаров, вырученных за них денег и вообще торговых оборотов по волости определить нельзя, но только заметно, что торговая деятельность год от года усиливается; развитию ее способствует находящийся верстах 20-ти Николаевский железоделательный завод, население которого дает возможность жителям во всякое время и притом выгодно сбывать свои произведения.

 

Промышленность. Основанием промышленности здешнего края служат местные средства. Природа бедна царством растительным; почва и климат хотя бы и позволяли выгодно заниматься земледелием, за то мало удобной для того земли: огромные пространства занимают леса, почему и земледелие здесь весьма ограничено.

 

Земледельческие орудия суть сохи и бороны простого обыкновенного устройства, которые каждый домохозяин делает для себя сам. Редкий из здешних землевладельцев имеет обыкновение унавоживать землю, почему очень редко можно встретить удобренные поля. Плодопеременного сева нет, а истощившаяся земля оставляется на год или более для отдыха. Урожай озимого и ярового часто бывает неудовлетворительным. Луга и пастбища не везде одинаковы и по большей части нетучные.

 

Скот очень мелкий, так что бык обыкновенно тянет 7, много — 8 пудов. Лучшие коровы дают в сутки молока не больше штофа (1,2299 л. В.Г.), есть такие, что и вовсе не доятся. Причиною служит то, что коровы, уходя далеко от селений, иногда по нескольку дней сряду не возвращаются домой.

 

Мошка не мало также вредит скоту тем, что не дает досыта наедаться на лугах. Гонимым мошками, он укрывается или в чащу леса или бежит домой под защиту дымокуре, который раскладывается во дворе каждого крестьянина. По случаю множества мошек жители с половины июня, иногда и раньше, начинают носить сетки плетеные из лошадиных волос, вроде редкого сита; в этих сетках они работают на поле.

 

Часто бывает так много мошки, что без сетки нельзя пройти и по улице, ужаление ее производит зуд, потом появляется опухоль и выступает кровь. Мошка не исчезает до совершенного наступления зимы, ибо если чуть погреет солнце, то не смотря на холод и снег, она появляется снова и в это время бывает несноснее, чем прежде.

 

Домохозяева летом не имеют обыкновения приготовлять для скота дома пищу, а на ночь запирают его в пустой хлев, или пускают шататься где угодно. IIо этой причине, когда меньше мошки, скот удаляется за несколько верст от селения искать корма и тогда по неделе и больше не является домой для доения, если же и приходит, то непостоянно в одно время; вот что и бывает причиной малого удоя. Нередко можно встретить, что домохозяин от 8 коров получает в сутки полштофа молока.

 

Пастухов здесь не имеют, поэтому лесные звери постоянно поживляются около селений. Зимой рогатый скот кормят одною соломой, без всяких приправ, а лошадей сеном и редко овсом.

 

Случается, что по незаботливости хозяев о заготовлении на зиму достаточного количества корма, как лошади, так рогатый и прочий скот кормится одною соломой.

 

Приблизительно можно считать по волости: рогатого скота более 7 тысяч, лошадей до 5 тысяч и овец до 8 тысяч голов.

 

Ссыльнопоселенцев мало найдется водворившихся и имеющих домообзаведение, они по большей части снискивают себе средства к жизни, занимаясь работами внутри волости, по Нижнеудинскому и другим округам, а преимущественно на частных золотых приисках.

 

Вообще, можно сказать, что сельское хозяйство здесь весьма в плохом состоянии и улучшения в нем не видно; жители сами собой о нем нисколько не заботятся, о нововведениях и слышать не хотят, а ведут, как было введено встарь.

 

Шелководство, виноделие и пчеловодство здесь неизвестны. Резко заметной бедности жители хотя не испытывают, но не могут назваться и богатыми.

В экономических магазинах по волости хранится до 13 тысяч четвертей разного рода хлеба.

 

Ловля зверей составляет главную промышленность. Осенью уходят в тайгу с собаками верст за сто и больше от селений с достаточным запасом пищи; там живут в устроенных нарочно маленьких избушках (зимовьях) и ловят зверей различными средствами: или стреляют, или ставят разного рода ловушки, плашки и западни.

 

После зверопромышленности рыбная ловля — главное занятие жителей; но как первое, так и второе год от года приходит в упадок и каждый предшествующий с последующим годом имеет большую разницу. Годовому звериному промыслу можно приблизительно определить цену до 40 тысяч рублей серебром.

 

Рыбу здесь ловят также различно: или вершами, неводами, сетьми или самоловами — это род больших уд, которые ставятся посреди реки на якорь. В начале прошлого десятилетия в год ловилось осетров и тайменей от 150 до 200 пудов, теперь же не более 50-ти и как те, так и другие продавались от 60 коп. до 1 рубля серебром за пуд, а теперь не менее 3-х рублей серебром.

 

Вероисповедание и умственное развитие жителей. Все жители православного греко-российского исповедания, другие исповедания можно встретить только между ссыльными и то очень мало. По всей волости 8 деревянных приходских церквей и одна недавно выстроенная в Николаевском Заводе.

 

Умственное образование мало подвигается вперед. Первое приходское училище в Братском Остроге, открытое 25 июня 1850 г., никогда еще не имело в себе более 30 учащихся (это при 11-тысячном народонаселении).

 

Болезни. Эпидемические болезни здесь редко проявляются, потому что климат не производит вредного влияния на здоровье жителей.

 

Автор: И.И. Воротников

 

Фотографии: http-fotki-yandex-ru-users-blinow

 

ИСТОЧНИК: Герасимов В.Ф. Летопись Братска. Иркутск: Изд-во Иркут. Ун-та. 1992. Ч.2



Данный материал доступен в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 2.5


И.И. Воротников ОПИСАНИЕ БРАТСКОЙ ВОЛОСТИ, 4.9 out of 5 based on 38 ratings



Рейтинг:
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 4.9/5 (38 votes cast)
| Дата: 18 июня 2013 г. | Просмотров: 1 783