И всё же о СОВЕСТИ - ИМЕНА БРАТСКА
И всё же о СОВЕСТИ
И всё же о СОВЕСТИ
08.04.2012
Эту статью-размышление редакция сайта «Имена Братска» получила от замечательного писателя и неутомимого общественника Василия Александровича Скробота.
Характеризуя определённые поступки человека, которые, на наш взгляд, противоречят добру, мы говорим о нём «бессовестный», или «совсем совесть потерял». Но дело в том, что это я, ты, он думаем так о ком-то, а ведь он, тот о ком мы так думаем, оценивает, возможно, свой поступок совсем по — другому. И причём такие противоречивые оценки присущи не, только молодёжи, кто ещё не выработал в себе критического отношения к своим поступкам, но часто и пожилым, как мы говорим «умудрённым опытом жизни» людям. Кто уж, казалось бы, должен в определённой мере отличать добро от зла, понимать, когда он делает плохие поступки или когда добрые.
Я в своей жизни встречал и работал с разными людьми и в своём большинстве о них остались приятные воспоминания. Но судьба сводила и с такими, кто, прожив долгую и насыщенную событиями жизнь, но их реальные дела, не всегда, по моему мнению, отвечали человеческому предназначению «творить добро», но ведь они сами были уверены в том, что ведут достойную уважения и почитания жизнь.
Один из таких людей, занимавший в своё время довольно высокий чиновничий пост, в значительной степени влиявший на жизнь других людей, и откровенно паразитирующий своей властью, думающий только о том, как набить свой карман, фактически обирая и оскорбляя многих почтённых и заслуженных людей, в ответ на замечания в свой адрес, уверенно и цинично заявлял: «Я кристально честный человек и моя совесть чиста». Когда он это говорил, я смотрел ему в глаза и был поражён этой уверенностью в своём безгрешии, в своей правоте. И это страшно.
Я ведь знал сущность его поступков, и мнение о нём было не моим личным, а десятков и сотен простых людей, кто сталкивался с ним как по работе, так и по жизни. Возможно, сложилось такое мнение потому, что с одной стороны простые пожилые люди: пенсионеры, ветераны, не испытавшие в своей жизни силу власти, которая часто портит людей, учит вранью, приспособленчеству; а с другой, бывший властный чиновник, не признающий никаких других мнений, кроме как своего, имеющий возможность использовать для своего личного блага труд других людей, и они просто друг друга не понимают?
Может это своеобразная зависть, присущая многим, кому недоступна власть? К тому же люди всегда, даже подсознательно, интуитивно ощущают со стороны власти непонимание своей нелёгкой жизни. Но глубоко вникнув в это противоречие, я сделал вполне определённый вывод: тот человек о ком мы говорили выше, потерял или вообще не воспитал в своей жизни такого качества, присущего нормальному человеку, как «совесть». Сам человек этого не замечает, но со стороны это бросается в глаза, ибо дела и поступки всегда говорят о человеке больше, чем его слова о себе.
А вообще, что такое совесть?
Словарь русского языка С.И.Ожегова трактует так: «Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом».
Очень понятная формулировка, и пример, приведённый выше, подтверждает, что у этого человека нет ответственного отношения к окружающим его людям, тем более нравственного отношения, что ещё больше должно усиливать эту ответственность. Но ведь чтобы это понимать и чувствовать, человек должен обладать или выработать в себе такие качества как самоконтроль или самооценка. Он должен сам стараться чувствовать своё место в обществе и оценивать своё поведение. И это подтверждается трактовкой значения слова «совесть» Философским энциклопедическим словарём. Цитирую:
«Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности».
По моему мнению, имеется прямая связь наличия у человека совести с ответственностью за свои поступки и эта связь многократно увеличивает значимость человеческой совестливости. Думаю, что не погрешу против истины, если скажу, что сейчас у нас в стране в значительной степени и во всех сферах жизни правит бал безответственность, а значит, бессовестность. А безответственность порождается безнаказанностью. Вот тот заколдованный круг, из которого обществу необходимо срочно выкарабкиваться. В противном случае обществу грозит деградация, ибо оно, общество, бесконтрольно и в огромном количестве плодит безнравственных духовных калек. Естественно то, что все люди не могут петь одним голосом, но ведь общество лютует, беднеет духом, а значит совестью. Множится пустословие, обедняется культура и человек как личность превращается в морального калеку т. е. в того, кто не чувствует ответственности не только перед обществом, но и перед собой, кто не знает, что такое стыд, у кого отсутствует совесть, как ограничитель от нравственного опустошения.
Проанализируйте ситуацию вокруг себя, в своём коллективе, доме, обществе, вдумайтесь, попробуйте примерить поведение людей с кем вам приходится сталкиваться, со своими поступками, попробуйте отойти хотя бы на время от субъективизма и вам откроется много нового и хорошего, и плохого. Мы часто слышим, да и сами говорим: «нет ни стыда ни совести», «совесть мучает», или «я не делаю это потому, что чувствую упрёки совести». Но ведь чувствовать «упрёки совести» дано далеко не каждому, как, впрочем, и стыда, то есть чувства смущения, раскаяния от сознания того, что ты сделал плохой поступок. Много ли таких людей вокруг нас, включая конечно и себя? Трудно объективно ответить на этот вопрос, ведь каждый лично себя характеризует как честного и порядочного, а честность и порядочность, по моему разумению, производные от совести.
Думаю, что не погрешу против объективности, если скажу, что жить праведной жизнью сейчас ох как нелегко. Это как плыть против течения, надо превозмогать себя, надо надеяться только на личное ответственное отношение, надо сконцентрировать свои силы и веру. Общество живёт во лжи. Но зато, сколько радости и гордости, сколько добавится у тебя нравственных, духовных и физических сил, когда ты пройдёшь через эти трудности и ты каждому, глядя прямо в глаза, сможешь сказать «это сделал я и моя совесть чиста».
А на подлость ума и сил всегда хватает и особых затрат не требуется, ведь общество лютует, нацелено на обман, отбросив все рамки приличия. А почему? Да потому, что отсутствует нравственный стержень – совесть. Кое-кто может упрекнуть меня в том, что, мол, ничего нового, что это пустословие, что мы это всё сами понимаем.
Дай Бог, чтобы вы не ошиблись в своём понимании. Скажите своё слово. Я, конечно, не делаю никаких открытий в части человеческих отношений — все открытия, касающиеся человеческого общества, давно отражены в Библии.
Я просто и доходчиво говорю о том, чем болит моя грешная душа и ещё потому, что уверен, что такую же боль испытывают тысячи и тысячи людей и кому, я в этом уверен, нужны мои слова и этими словами я лечу не только свою душу. Я акцентирую внимание на своих же пороках. На своих. Дело в том, что иногда люди свои пороки выдают за достоинства. Так же впрочем, как ложь выдают за правду и сами верят в это. Даже бытует такая фраза « у каждого своя правда» Вот тут и попробуй найти то зерно истины, которое означает действительность и не противоречит совести. Кто или что может стать мерилом как человеческих достоинств, так и человеческих пороков?
И мы снова возвращаемся к совести. Человеку присущ индивидуализм, хотя мы живём в обществе, в семье. Но ведь если человеку плохо, то болит только у него, и он думает по отношению к другому, даже если и тот в таком, же состоянии: да что у тебя? Тебе помогают родные, друзья, а я один (хотя и у него есть близкие), Но мы ведь не чувствуем чужой боли, боль – то она только у меня, мне больнее. Не так ли?
Покойный патриарх Алексий в одной из своих проповедей сказал примерно так: сейчас мы зачастую видим звериную сущность человека,- это не вопрос верить или не верить, а быть или не быть.
А ведь звериная сущность и появляется, когда из общества, вернее от людей уходит совесть, взаимопомощь, взаимопонимание. Когда эти человеческие качества заменяются стяжательством, жадностью, гордыней, когда «если другим хуже, то мне лучше». Я это пишу, чтобы каждый читающий примерил мои слова к себе, сопоставил со своими действиями по отношению к другим, чтобы задумался «несу ли я людям добро?», «позволяет ли мне совесть так жить?», и сам себе ответил на эти вопросы. И об этом надо, я в этом твёрдо убеждён, говорить десятки, сотни раз, чтобы зерно совести было ухожено и удобрено тысячами добрых дел, чтобы оно росло и множилось, а не засыхало при первом жизненном испытании.
И ещё один из парадоксов современного мира является то, что технический прогресс обслуживает только тело, он способствует физическому развитию, и то не всегда (как пример компьютерная зависимость, когда особенно дети и подростки буквально дуреют и дебилизируются от многочасовых упёртостей в экран, где бесконечные убийства и звероподобные существа калечат неокрепшие души будущих вершителей и руководителей, убивая в них совесть и нравственность.
Так это что – благо цивилизации? Это что – прогресс? Я понимаю, что вызываю на себя шквал негодования, но негодующих прошу на какое- то время абстрагироваться от глобальных процессов и подумать о своих детях, родственниках, знакомых, то есть опуститься на нашу грешную землю, тогда прогресс вы увидите совсем по — другому. Кстати, мировая беда, беда всего человечества – НАРКОМАНИЯ – это тоже продукт технического прогресса, глобализации и цивилизации. Попробуйте объективно опровергнуть мои выводы – только не надо словоблудия и вранья, вспомните о совести, конечно, если она у вас есть.
Да, я тоже за технический прогресс, но не за нравственный регресс. И думаю, что если поставить на весы эти две формулы, то для меня совершенно ясно, что пусть лучше будет нравственность и совесть, тогда и технический прогресс будет служить во благо человека и общества, развивать его, украшать, а не служить унижению и уничтожению. Мы что не видим, или не слышим о новых и, как это ни цинично звучит, цивилизованных формах убийств, возникновения страшных, неведомых раньше болезней, чудовищных природных явлений? Конечно, можно сказать и так, что это нам мстит природа за наше варварское вмешательство, за наше невнимание, но может это потому, что мы теряем то место на земле, которое нам предназначено, тот нравственный интеллект, а вернее совесть, которые диктуют нам нормы поведения на земле, и мы начинаем заниматься самоедством, травим себя продуктами технического прогресса.
Да, наверное, природа и создана для того, чтобы человек пользовался её плодами, бережно следил за её состоянием, был, как говориться, рачительным хозяином. Но не варваром. Поэтому я и говорю о совести, о нравственной ответственности за свою жизнь перед обществом, да и перед природой.
Вот и у меня на старости лет произошли жизненные изменения, переехал с семьёй в Иркутск, в просторный дом, в город, где ближе и ощутимее плоды той же цивилизации. Так вот получилось, что я, в общем, вопреки своему внутреннему желанию души, переехал сюда. И что? Мне стало легче жить, что моя жизнь стала интереснее, богаче? Что, семейные отношения изменились в лучшую сторону, дети и мы подобрели, стали совестливее? Да нет, отношения как были, такими и остались. Но что — то тяготит, и лучшего я не чувствую. Хотя если подумать и сравнить с жизнью других семей, то лучшего и не надо. Но ведь мне и в Братске было нормально, а может ещё теплее, хоть там и Север. Те радости и горести мне гораздо ближе и ценнее, и в маленьком доме мне было гораздо просторнее. Там было больше души, хотя, может, иногда было и трудно. И большое заблуждение у людей, которые думают, что вот перееду в город, окунусь в цивилизацию и начнётся прекрасная жизнь. Глупость! В жизни всегда надо преодолевать трудности, и только пройдя через испытания и страдания можно сохранить главное человеческое качество – совесть. А лёгкая жизнь этому не способствует и чтобы сохранить совесть и жить в ладу с совестью не поможет ни город, ни большие деньги, ни высокие должности. И вообще город убивает нравственность и совесть и редко помогает в жизни.
А поможет, где бы ты ни жил, доброта и любовь. Я думаю, что жить по совести – это жить с добром и любовью. С добром и любовью не только к своей семье, к своим близким, но и к обществу, к животным, к природе.
Вот, к примеру, в 2010 году прошло сообщение по ТВ, что ветеран войны из Тулуна снял все свои накопленные сбережения со сберкнижки, а было около девяноста тысяч рублей, и передал детскому дому. Если не ошибаюсь, его имя и фамилия – Николай Кузнецов. Что двигало этим пожилым человеком, какие чувства испытывал он, творя этот истинный человеческий поступок? Как сравнить и сопоставить шаг человека, прожившего, конечно же, трудную жизнь, и других богатых и успешных (как они любят себя называть), кто рубль не подаст нищему. Каким мерилом можно измерить пропасть между этими поступками? Никаким. Всё, по моему разумению, очень просто. У первого жизнью правит совесть, и главное у него, делать людям добро, доставлять радость, любить людей, кем бы они не были, а у другого при отсутствии совести, бал правит корысть и жадность. У таких в эпицентре жизни его величество «Я». Ими руководит гордыня и слова «совесть», «честь» вызывают у них иронию и пренебрежение. К таким людям слишком поздно приходит прозрение.
Я ни в коем случае не призываю раздать всё нажитое другим. Нет. Главное, чтобы наши дела, наша жизнь радовала не только себя, но и рядом живущих, чтобы твоя душа была способна чувствовать чужую боль, чтобы общество большое или маленькое не тяготилось твоей жизнью, а радовалось. И я думаю, что честно нажитое добро не тяготит, а обогащает, и если человек совестливый, то и помогает тем, у кого, по какой — то причине, как говорится, «жизнь не удалась».
Да мы знаем примеры подвижничества и меценатства в России, когда на пожертвования строились Храмы, больницы, школы. Это всегда было присуще русским богатым, и они гордились своими поступками. Что же двигало ими? Уверен, что совесть, честь, забота о своей стране. И мы эту заботу видим и ощущаем спустя столетия и помним этих совестливых людей. И они живут в России сейчас своими делами – ведь люди живут, пока о них помнят.
А сейчас? Не знаю, что сейчас. Об этом поговорим в другой раз. Хотя думаю, что ответы люди знают.
В 1906 году великий русский писатель Лев Николаевич Толстой был номинирован на присуждение Нобелевской премии, но он от премии отказался, и ключевой фразой в его отказном письме была «… всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло».
Не позволила совесть Льву Николаевичу получить эти деньги, хотя он их, конечно, заслужил своим талантом, трудом и своей жизнью. Кто-то может сказать, что он в них просто не нуждался. Может и так, но назовите мне в наше время хоть одного российского богача, кто уже, конечно, ни в чём не нуждается, и кто бы совершил в сотни раз меньший поступок. Нет, он будет платить рабочим мизерную зарплату, выкачивая из своего предприятия или организации, приватизированных, кстати, во многих случаях не совсем честно, последние ресурсы, чтобы ещё « краше» устроить своё пребывание на этой земле, не зная или забывая для чего он живёт. Такая жизнь – результат душевной болезни, которую можно назвать – дефицит или отсутствие совести. А поступок Льва Николаевича Толстого – пример величайшей силы СОВЕСТИ.
Всё чаще совесть мучает меня,
И никуда от этого не деться.
Но я могу от душ людских согреться,
И никого в пороках не виня,
Порадоваться вешнему дыханью,
И встретить новый день перекрестясь.
Я чувствую свою с природой связь,
И от её величья затихаю.
Чтоб жизнь понять, не надо громких слов,
Всё мудрое окутано покоем.
Живу тревогой, радостью людскою
И за грехи покаяться готов!
ВАСИЛИЙ СКРОБОТ
Член Союза писателей России
Член Союза журналистов СССР и России
Действительный член Академии русской словесности
Гор. Иркутск, март 2012 года.
http://imenabratska.ru/2010/06/skrobot-vasilij-aleksandrovich/
Данный материал доступен в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 2.5
ПОДЕЛИСЬ С ДРУГОМ!
ВНИМАНИЕ! Комментарии читателей сайта являются мнениями лиц их написавших, и могут не совпадать с мнением редакции. Редакция оставляет за собой право удалять любые комментарии с сайта или редактировать их в любой момент. Запрещено публиковать комментарии содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера, или нарушающие иные требования законодательства РФ. Нажатие кнопки «Оставить комментарий» означает что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
Если у Вас есть дополнения и поправки или Вы хотите разместить на сайте «Имена Братска» биографии Ваших родных и близких — СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ!