Лидеры рейтинга

МАЛЫШЕВ ЛЕОНИД МИХАЙЛОВИЧ - ИМЕНА БРАТСКА

МАЛЫШЕВ ЛЕОНИД МИХАЙЛОВИЧ

о.Леонид (Малышев)

17.09.1875 – 06.06.1933

Протоиерей. Благочинный, приходский священник и законоучитель в Братском двухклассном училище. Заведующий Братско-Острожного благочиния (1898). Председатель Братского отдела «Общества изучения Сибири и улучшения ее быта» (1913). Член правления кредитного товарищества (1913). Представитель кадетской партии в Братске. Один из самых ярких представителей православия Братска. Активный участник сельских общественных дел. Выпускник Иркутской духовной семинарии (1896).

Родился 17 сентября 1875 года в селе Белоусовское Верхоленского уезда Иркутской области в семье священнослужителя.

В 1896 году, после окончания курса наук в Иркутской духовной семинарии был рукоположен Тихоном, архиепископом Иркутским и Верхоленским в дьякона.

22 ноября 1896 года сочетался браком с Зоей Никандровной Толкачевой, дочерью священника.

1 декабря 1897 года рукоположен во иереи для священнослужения в Иркутском Казанском Кафедральном соборе. Вскоре был переведен в Большеокинскую Ильинскую церковь.

19 декабря 1898 года, после упокоения протоиерея Александра Каллистова указом Иркутской духовной консистории назначен заведующим Братско-Острожного благочиния и в январе 1899 года переезжает в Братск.

В 1899 году на церковной усадебной земле был построен дом, в котором о.Леонид поселился с матушкой Зоей Никандровной. Уже в Братске в их семье родились дети: Иннокентий (1989 г.р.), Владимир (1901 г.р.), Александра (1903 г.р.), Людмила (1909 г.р.), Елена (1913 г.р.). Иннокентий и Владимир впоследствии учились в Иркутской духовной семинарии, готовясь вслед за отцом и дедом стать священниками.

Приход отца Леонида в 1913 году состоял из 990 взрослых жителей сел Братска, Пьяново, Черной речки и Спасовой пустыни. Круг его обязанностей был обширен. Он был одновременно благочинным, приходским священником и законоучителем в Братском двухклассном училище, активным участником сельских общественных дел.

25 марта 1913 года был избран председателем учрежденного в Братске отдела «Общества изучения Сибири и улучшения ее быта». Он же подготовил и первый доклад для членов общества о промышленном освоении сибирского края, о строительстве тракта М.Мамырь – Усть-Кут, который должен был связать Ангару и Лену. Для нужд «Общества изучения Сибири и улучшения ее быта» им был передан церковный дом с тремя комнатами и мебелью (прим. скорее всего это был дом, пожертвованный церкви крестьянином с.Братск Емельяном Васильевичем Рыбниковым в 1905 году. Перед затоплением села это здание перевезли в г.Братск и в настоящее время в нем располагается «Музей политической ссылки» (ул.Парковая,3). Там же расположился и первый краеведческий музей Братска.

В этом же году, при его непосредственном участии в Братске было организовано еще одно общество – кредитное товарищество (отец Леонид вошел в состав правления). В 20-х числах июня 1914 года товарищество открыло потребительскую лавку с низкими ценами на предметы потребления, что вызвало недовольство среди торговцев. Следствием работы священника в кооперации стало решение местных жителей о закрытии в селе всех мест продажи спиртных напитков.

После Февральской революции, с отречением Николая II от престола к власти в России пришло Временное правительство. После этих событий в Братске состоялся митинг, на котором о.Леонид Малышев как представитель кадетской партии призвал создавать земские учреждения, поддерживать порядок.

Во время Гражданской войны отец Леонид укрывал в церкви красных партизан и белогвардейцев, исполняя один из главных библейских законов – «Не убий!».

В 1921 году Бурлов Н.А., начальник Братской милиции (прим.: в годы Гражданской войны – командир партизанского отряда) арестовал Малышева и попытался национализировать его дом. Но его отстояли односельчане, с уважением относившиеся к батюшке – свыше 300 братчан поставили свои подписи под протоколом приходского собрания Братской Богоявленской церкви от 11.01.1921 года. В результате коллективных действий дом у отца Леонида не отобрали. Сам он остался в Братске, а следствие в отношении его было прекращено.

Обновленчество о. Леонид принял, скорее всего в 1923 году (прим.: в 1922 году был арестован патриарх Тихон, была создана «Живая Церковь», члены которой стали на путь сотрудничества с Советской властью и реформирования (обновления) Церкви. Так произошел раскол Православной церкви на тихоновцев и обновленцев).

В 1924 году Братский приход насчитывал около 150 дворов православно верующих и значился как обновленческий. Отец Леонид не принял протоиерейства от нового Церковного управления под формальным предлогом, проповеди произносил на отвлеченные религиозные темы, а для поддержки нравственности и веры использовал частные беседы. И симпатии прихожан, благодаря ему оставались на стороне патриарха Тихона.

К 1927 году протоиерей отец Леонид сменил о.Бориса (Масюкова Б.К., настоятеля Шамановского прихода (церковь Михаила Архангела)) в должности благочинного 3 округа.

В тяжелые для Православной церкви времена отец Леонид постоянно находился под неусыпным контролем ОГПУ. По малейшему поводу на него заводили дела, грозили арестом. Так в 1929 году он вновь, как и в 1921 году находится под следствием. В это время на его иждивении находились жена и парализованная дочь.

В 1933 году приход Братской Богоявленской церкви, возглавляемый о.Леонидом стали обозначать как приход тихоновской ориентации. Церковь Братска, несмотря на то, что на бюро Братского РК все чаще ставились в повестку дня религиозные вопросы, усилении антирелигиозной работы и появлению ячейки «Союза воинствующих безбожников» продолжала духовно окормлять жителей села. А отец Леонид еще и поддерживал оставшуюся без священника Падунскую религиозную общину.

6 июня 1933 года протоиерей отец Леонид (Малышев) скончался после тяжелой болезни, а в 1934 году была закрыта Братская Богоявленская церковь.

«Умер на воле, хотя был враг Советской власти и коммунистов», — писал о нем один из местных активистов. После смерти священника здание Богоявленской церкви в Братске было переоборудовано под клуб, а к январю 1936 года вместо храма появился кинотеатр «Ангара». А на месте колокольни построили двухэтажный райисполком. Еще более кощунственным оказалось решение РК ВЛКСМ о постройке на месте прицерковного погоста спортивной и танцевальной площадок. В 50-е годы воды рукотворного Братского моря сокрыли этот позор, а в середине 70-х в Падунской части Братска вновь возникла православная община, а у истоков возрождения православия земли Братской были сильные верой и духом люди: Михаил Васильевич Бубнов, Ольга Степановна Черезова, Мария Ивановна Карпова, Юлия Владимировна Сорокина, Александра Михайловна Смирнова, Елена Григорьевна Софронова, Евфросинья Афанасьевна Ягодкина, Таисья Семеновна Бажина, Ольга Адольфовна Никольшина и другие.

Жена о.Леонида — Зоя Никандровна Малышева еще долгое время жила в небольшом домике в Братске вместе с больной дочкой-инвалидом. Старожилы вспоминали, что домик ее летом отличался от других обилием цветов, которые матушка выращивала. Перед затоплением села за Зоей Никандровной приехали родные и увезли ее в Днепропетровск.
 

Источники:
1. Л.В.Андреева. И воззовет прошлое. Церкви Братска и окрестностей и их служители. //Братск.- 1999.
2. В.Герасимов. Не сохранили красоту. //Вост.-Сиб. правда. — 1995. — 24 мая. — С.7
3. Осипов Н.С. Приходы Братского благочиния Иркутской епархии в 1920–1930–е г.г. – Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики; Тамбов: Грамота, 2012. № 7 (21): в 3–х ч. Ч. I. C. 151–154
4. Сайт «Братск Православный»

Отец Леонид (Малышев). Фото сайта Братск Православный


Если у Вас есть дополнения и поправки или Вы хотите разместить на сайте «Имена Братска» биографии Ваших родных и близких — СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ



ВНИМАНИЕ! Комментарии читателей сайта являются мнениями лиц их написавших, и могут не совпадать с мнением редакции. Редакция оставляет за собой право удалять любые комментарии с сайта или редактировать их в любой момент. Запрещено публиковать комментарии содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера, или нарушающие иные требования законодательства РФ. Нажатие кнопки «Оставить комментарий» означает что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)




Рейтинг:
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 5.0/5 (23 votes cast)
| Дата: 3 июня 2013 г. | Просмотров: 3 125