ТРУДНИК АФРИКАН (Автор: Анатолий Казаков) - ИМЕНА БРАТСКА
ТРУДНИК АФРИКАН (Автор: Анатолий Казаков)
Бабушка Параскева, встав на колени перед собственным внуком, умоляла его не менять имени: «Ты наш первый внук, мы тебе имя давали не просто так, а обдуманно». Лишь много позже Африкан Филиппович Осипов узнает, что назван он был в честь великомученика Африкана. Православная церковь три раза в году празднует это имя. Верующие его предки словно оберегали Африкана Филипповича всю его жизнь. Сидя в квартире этого человека я с радостью в душе внимал…
Родился человек с необычным именем 3 октября 1936 годА в Читинской области, в Усть-Карском районе в деревне Чалбучи. Деревня была маленькая, дворов двадцать, стояла на правом берегу реки Шилки.
ДЕТСТВО
«Бабушка Параскева рассказывала о моих предках так: прадедушка был Давид, дедушка Феофан Давидович. У деда было три сына: Арсений 18-го года рождения, Григорий был с 26-го, а отец Филипп с 11-го года. Маму звали Еликонидой Ионовной, в девичестве носила фамилию Елина».
Учился Африкан хорошо, дети трудились на полях с матерями и стариками. «А силёнок-то сколько у меня тогда было», и Африкан Филиппович плачет…
«Когда закончил четвёртый класс, то за хорошую работу дали путёвку, чтобы я отдохнул в пионерском лагере. А в шестом классе я заболел тяжелейшей болезнью. Лечили от малярии, стало ещё хуже. Оставили на выживание, весь месяц стояла температура под сорок. Мать почернела враз, грамотных врачей не было, так и лежал на одре смерти. Но в конце мая привезли самолётом врача из Читы, определили диагноз: тропическая малярия. Даже врачи были поражены, откуда здесь такая болезнь. Но выжил, из больницы вернулся худой, страшный. Из школы ушёл, мама во время войны с нами четверыми надорвалась, стала сильно болеть, отец вернулся с войны весь больной, одному Богу известно, как он ещё работал в МТС. Мы тогда с сестрой Ларисой бросили школу, но поступили в вечернюю. Мама с папой наточили нам пилу, и мы всю зиму пилили дрова для хлебопекарни. Вечернюю школу, седьмой класс закончил с отличием. Продолжать учёбу дальше не мог, пошёл работать грузчиком, сил поднимать целые чурки не было, поставили грузить колотые дрова, назывались они тогда «швырок». И пилораму, и строгальный станок пришлось освоить, у обоих ведь у нас с женой грыжи». И опять человек с редким для наших краёв именем плакал.
НАВОДНЕНИЕ
«В деревне прожили с 36-го по 46-й год, затем переехали семьёй в районный центр Усть-Карск. В городе Нерчинске учился на водителя. Именно там и есть Нерчинский острог, тюрьма, где у каторжан были большие сроки отсидки. Огромное каменное здание с высокими заборами. В народе говорили, что сбежать оттуда невозможно. Но судя по знаменитой песне: « Шилка и Нерчинск не страшны теперь, горная стража меня не догнала», — кому-то всё же удалось».
«Службу проходил в Улан-Удэ, дивизия именно так и называлась, и было это на станции Дивизионка с 1955 по 1958 год. Но из армии демобилизовали четверых сразу, досрочно. Случилось огромное наводнение, и весь посёлок Усть-Карск был затоплен».
«Произошло это днём после сильного ливня. Шилка вышла из берегов, вода мгновенно поднялась метров на десять. Проходит же река в этом месте между двух гор, поток воды был страшен, погиб весь скот, унесло много домов. Люди спаслись лишь потому, что был день и все бежали на гору. По тревоге были вызваны вертолёты из Читы, Улан-Удэ и Сретинска. Снимали с крыш людей, спасли всех. Одна улица посёлка была снесена полностью».
«Приехав из армии, не отдыхал ни одного дня. Устроился шофёром, чтобы выполнять все порученные работы по восстановлению деревень к зиме. После наводнения район по причине полного разрушения был расформирован. Нас бросили на вывозку людей в Магойтуйский, Аловяннинский районы — это и есть Даурские степи. Многие после затопления уехали на Дальний восток, в Братск на строительство ГЭС. После даже те деревни, что стояли наверху приказали перевозить. Ломали дома, люди плакали, говорили: «Зачем? Ведь здесь не топит». Смотреть на всё это было горестно, а люди потом снова возвращались и отстраивались. Наш же дом от наводнения покосился, с братьями Юрием и Германом поддомкратили, подготовили к зиме».
УЧЁБА
«В 1959 году переезжаю в Читу, чтобы поступить в сельскохозяйственный техникум, вступительные экзамены сдал на отлично, учился заочно, пошёл работать в Трест Забайкалтрансстрой на базу КМТС водителем. Но приходилось работать одновременно и на дрезине, и на кране. Жил на частной квартире. На базе работала девушка Зоя, познакомились и в июле 1959-го сыграли свадьбу».
«Вскоре вызвали в отдел кадров и предложили поехать учится в Тулу в машиностроительный хозяйственный техникум. Вступительные экзамены сдал на отлично, поначалу обучение было за счёт предприятия. Потом вышел закон об общих основаниях. Да и разлука с женой тяготила, а тут Зоя звонит и говорит, что в Чите открыли такой же техникум».
«Встретил меня ректор — фронтовик, мой однофамилец. Хорошо запомнил, что у него не было руки. Ответил, что мест нет, но зная, как я сдал экзамены, предложил учиться без зачисления. Сказал так: «После новогодней сессии вопрос может решиться положительно». Вернулся к своей работе на базу КМТС водителем».
И здесь Африкан Филиппович улыбнулся: «Наивные мы все, молодые. Я ведь уже и новогоднюю, и весеннюю сессию сдал, а всё не знал, зачислен я или нет. Пошёл к директору. Директор Осипов был крайне удивлён, что меня не ознакомили о моём зачислении. Закончил техникум на одни пятёрки. После учёбы и непрерывной работы назначили начальником эксплуатации автобазы».
ПЕРЕЕЗД НА ПРАВЫЙ
«Работал в Чите до 1978 года. Но все родные и мама и братья были в Братске, попросил перевод, ведь наша организация Минтрансстрой была по всей России. И в 1978 году Африкан Филиппович стал начальником по эксплуатации автомобильного транспорта автобазы Ангарстроя. И семнадцать с половиной лет служил родному предприятию».
Но настали страшные девяностые, и человек этот с редким именем как-то договаривался с БЛПК, и другими организациями, обеспечивал водителей заработком. «Коллектив у нас был хороший, дружный, и в эту лихую годину мы всё же держались. Но было всё сложнее и сложнее, сильно переживал за коллектив: у всех же семьи, вот и случился у меня инсульт. На работу так и не вышел. А вскоре всё растащили, горько об этом вспоминать».
ХРАМ
«Я всегда был верующим, и мы ездили на службу в Падун, но ездить многим было тяжело по причине старости. Создали ячейку, ещё её называли двадцаткой. Попову Ирину Николаевну выбрали старостой. Назову несколько имён двадцатки: Чусова Анна Ивановна, Науменко Татьяна Дмитриевна, Ефимова Надежда Сергеевна, Ташлыкова Наталья, Саватеев Сергей, Щеулова Светлана, Чернышова Нина Егоровна, Орищенко Галина Ивановна, Ершова Валентина Александровна, Московских Людмила Семёновна, водитель Наумов и многие, многие другие, наши дорогие православные прихожане. Приметили заброшенное здание детского сада, оказалось, что оно было списанным и подлежало ликвидации. Съездили в отдел образования Падунского района. Сначала предлагали платить аренду, затем так отдали, ведь здание шло под снос. Вот и решила наша «двадцатка» с Божией помощью переоборудовать детский садик под храм.
«Денег не было, Батюшки не было, внутри полный хаос. Приезжал Епископ Иркутский и Ангарский Вадим и благословил нас на строительство. Начинать пришлось с потолка, ибо наверху было много шлака, а это, учитывая тонкие доски, грозило обвалом. Потихоньку с Божией помощью убирали маленькие комнатки. Необходимо было много строительного материала, хорошо, что у меня была «Нива», как бы без неё и не знаю. По прежней работе остались связи с ДОКом, другими организациями, просил доски, гвозди, цемент. Один только престол месяц пришлось скоблить. Поставили строгальный станок, его дала староста Ирина Николаевна, на ДОКе помогли, сделали ножи. Меня ведь многие знали, опять же по прежней работе, всё удивлялись насчёт храма. Время — то страшное было. Но я хоть и был начальником, никогда не состоял в партии. Отвечал людям: «Видно время пришло строить храм».
«Бабушки приходили рано утром, просили работу, молодцы они, великие наши бабушки. Без них и храма бы не было, это совершенно точно. Помогали, слава Богу многие: несли продукты, правобережная администрация хорошо помогала: Бродягин Анатолий Васильевич, Карчебный Анатолий Алексеевич, учитель Анатолий Пуговский и многие, многие другие, спасибо им всем и низкий поклон за Богоугодное дело.
И опять в который раз человек с редким именем плакал. Я же смотрел на него и к горлу не раз подпирал ком. А он, немного придя в себя, говорит: « Не пиши обо мне это, я тебе лично захотел рассказать». Тут уж и я не стерпел, слезы сами собой брызнули.
Обратился к жене — Зое Николаевне рассказать, хотя бы что-то, но она отказалась. И это вполне объяснимо, когда в доме столько икон. Ни у кого мне ещё не доводилось видеть столько икон с образом Серафима Саровского.
Пока возникла пауза, вспомнились слова хранителя библиотеки Сухоруковой Александры Егоровны: «Помню: уже поздно, вижу Африкана Филипповича наработавшегося в храме, всего такого уставшего, идущего к своей «Ниве». А он сядет на сидение машины, откинет голову и отдыхает. А я иду к машине, прислушиваюсь к его дыханию, думаю: жив ли, он ведь так работал, и после инсульта». И дальше эта женщина, глубоко вздохнув, тоже плакала. Африкан Филиппович вдруг замолчал, сказав только: «Всё, хватит, пошли пить чай».
РАССКАЗ СТАРОСТЫ
Староста Ирина Николаевна Попова рассказала об Африкане Филипповиче так: «Он был моим заместителем и, конечно же, главным строителем. Садик ведь готовили под снос. Африкан Филиппович сначала переустроил фундамент, потом всю коробку здания, где сейчас молятся прихожане, сцепил по всему периметру швелерами, и всё это приварено косынками и привинчено болтами. Даже если случится землетрясение, храм всё равно будет стоять. Работали мы зачастую до часу ночи, не за деньги, конечно, все понимали, что нужен храм. Сколько ни жертвовали люди, а денег всё равно не хватало, а тут кто-то пожертвовал несколько мешков муки. Нам как раз не хватало шпатлёвки, и мы на свой страх и риск добавили в замес и муки, и яиц, сильно переживали, что нашу « шпатлёвку» мыши будут есть. Но до сих пор не тронули. Стягивали всё здание и потолок швелером потому, что надо было убирать несущую стену и делать алтарь. Специалисты потом подтвердили, что всё сделано правильно, а ведь это он, Африкан Филиппович придумал, я так благодарна Господу, что у нас есть такой человек. Они ведь всей семьёй трудились: и Зоя Николаевна, и сыновья Сергей с Андреем. Младший их сын Александр в это время учился в семинарии. Я как-то ему дала одну церковную книгу, он её прочитал и сказал: «Мы не правильно живём». И поступил в семинарию. Помню, как Африкан с сыном Андреем и ныне покойным Виктором Щербаковым проводили проводку, и ведь это всё они ночами делали, потому как днём были другие дела. Когда в храме делали престол, то Андрей получил сильную травму, отрезало палец, и ведь мы об этом не сразу узнали, вот ведь какие дети у него. Наш сердобольный народ, видя, как мы трудимся, нёс нам продукты, но я никогда не видела, чтобы Африкан Филиппович, что- то ел. Их семья ведь всем строящимся храмам в Братске помогала. Всегда он вместе со своей венчаной супругой Зоей Николаевной и сыновьями. Падунский храм в то время топили углём, и он договаривался, чтобы возили уголь, а сколько я всего не знаю, он ведь молчит. Только от людей и услышишь».
НАЧАЛО СЛУЖБЫ
И вот наконец состоялась первая служба в храме Преображения Господня, было это 19 августа 1997 года, служили отец Павел, отец Александр, отец Андрей Скрынько, отец Андрей Огородников. Из Вихоревки приехал отец Евгений. Помню, мы все были сами не свои от долгожданной радости. А Африкан Филиппович сразу после открытия храма от перегрузки слёг в больницу. Это было не мудрено и мы молились за него в переустроенном им же храме. И слава Богу, за все труды его Господь его поднял.
Едва оправившись после болезни, хотя какое тут оправившись, поехали они с Зоей Николаевной в Новую Игирму. Там погиб отец Игнатий и их сына — Александра, к тому времени закончившего семинарию, благословили стать настоятелем здешнего храма. Они и там три года всё обустраивали, помогали сыну во всём. Храм этот назван в честь Светильника и ходатая перед Божией Матерью Серафима Саровского.
Старший сын Александра был назван Серафимом, ведь дата его рождения совпала с датой рождения великого святого. А всего у батюшки Александра четыре сына, и все были рождены на день рождения святых людей. Сергей, например на Сергия Радонежского.
Старший сын Африкана Филипповича — Сергей, возит Епископа Братского и Усть-Илимского Максимилиана, средний сын — Андрей работает слесарем, дочь Наталья живёт в Чите, работает медсестрой. В общем четверо детей у них с Зоей Николаевной, одиннадцать внуков и внучек. Один правнук и две правнучки.
Забор которым храм наш обнесён, беленький, тоже ведь он строил.
Недавно, 18 июля (2013 года, прим.ред.) в посёлке Осиновка открылась молебная комната в честь преподобного Сергия Радонежского. На открытии были отец Михаил, отец Георгий, отец Андрей Чесноков, отец Алексей. Африкан Филиппович с Зоей Николаевной и здесь являются активными участниками. Я вдруг спрашиваю: « А если в посёлке Сухой начнут возводить храм?», и Ирина Николаевна улыбаясь отвечает: « Они и там будут помогать».
Говорю «спасибо» старосте Ирине Николаевне Поповой и вспоминаю, как только пришёл к Африкану Филипповичу, он сразу показал мне отписки ЖКК. В их доме все стёки поворовали на металлолом, а ведь без них дом-то разрушается моментально. Но все его обращения ЖЭК игнорирует. И становится совершенно понятно, что будь он помоложе, всё сделал бы сам.
ЭПИЛОГ
Прошло ещё две недели и после воскресной службы мы с Африканом Филипповичем, присев на беленькую лавочку, на которой ещё совсем недавно сидела ныне усопшая, всеми памятная Анна Ивановна Чусова, разговорились. Оказалось, что и этой сердешной Богомолице Африкан Филиппович помогал ремонтировать её времяночку. Они были очень дружны и с Зоей Николаевной, очень любили этого человека.
Опять уточняю у него о швелерах. «Сначала был сделан надёжный фундамент и в него вмонтировали железные столбы, затем всё обвязали швелерами. За это я не волнуюсь: будет стоять, а вот строящийся храм меня тревожит, дай Бог, чтобы строительство продолжалось, но на это нужно много денег».
На службу они всегда приходят вдвоём с женой. И в этот раз он очень переживал за Зою Николаевну, которая приболела: «Мы, ведь, сынок столько пережили». К нам подошёл ещё один прихожанин — Михаил Тарасов и, улыбаясь, сказал: «Мы, когда здесь было строительство, только Африкана Филипповича и слушали и делали всё, что он велит».
Подошла Зоя Николаевна и они пошли к машине: за ними кто-то приехал, чтобы отвезти домой в Осиновку. И уходя из храма, Африкан Филиппович, как это он всегда делает, приложился к распятию, это же всегда делала Анна Ивановна Чусова, это делают все прихожане правобережного храма Преображения Господня. И как тут не вспомнить бабушку Параскеву, которая стоя на коленях просила внука не менять имени…
26.11.2013
Анатолий Казаков. Братск. Фото автора
ВНИМАНИЕ! Комментарии читателей сайта являются мнениями лиц их написавших, и могут не совпадать с мнением редакции. Редакция оставляет за собой право удалять любые комментарии с сайта или редактировать их в любой момент. Запрещено публиковать комментарии содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера, или нарушающие иные требования законодательства РФ. Нажатие кнопки «Оставить комментарий» означает что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
Рейтинг:
| Дата: 26 ноября 2013 г. | Просмотров: 2 649