ВЛАДИМИР МОНАХОВ: «ДЛЯ МЕНЯ ПРОЗА ЖИЗНИ ПОРОЙ ЗВУЧИТ, КАК СТИХИ…» - ИМЕНА БРАТСКА
ВЛАДИМИР МОНАХОВ: «ДЛЯ МЕНЯ ПРОЗА ЖИЗНИ ПОРОЙ ЗВУЧИТ, КАК СТИХИ…»
Журналист и поэт Владимир Монахов попробовал ответить на вопросы сайта «Имена Братска» стихами.
— Расскажите о своих корнях — бабушках и дедушках, маме и папе, о детских и юношеских годах, о родине.
По волнам памяти
Умерла моя вечность, и я её отпеваю.
Прости, Господь, что умер я так мало!
Сколько раз я по этой дороге
Возвращался с чужих похорон…
Сесар Вальехо
*
Хочется вернуться в 2000 год,
Когда ещё жива жена Ирина.
Она затеяла ремонт квартиры,
Каждый день возвращаюсь в разрушенные стены
После трудового дня усталый, как чёрт,
А надо двигать мебель; нарезать и клеить обои.
Мир семейной жизни пахнет краской… Ничего хорошего,
Но так хочется вернуться и что-то сделать ещё для жены…
*
Хочется вернуться в 1980 год,
Когда ещё жива бабушка Феня.
И она провожает меня на автобус,
На прощанье долго машет сиротливо рукой.
Хочется вернуться, обнять и поцеловать ее одиночество.
*
Хочется вернуться в 1975 год,
Когда ещё жива мама Люба.
Она прислала мне, студенту, 300 рублей.
А я из гордости – сам обойдусь – вернул деньги обратно.
Вскоре мама умерла с невысказанной обидой на меня.
Хочется вернуться и потратить эти деньги
На поездку к маме…
*
Хочется вернуться в 1959 год,
Когда жив ещё мой отец.
Мама, угрожая ремнём,
Ругает меня за мои проказы,
А папа Вася мужественно защищает.
Но, не в силах сдержать мамин гнев,
Решительно уводит меня кушать мороженое.
Так хочется вернуться и снова пройтись по городу,
Держась за тёплую отцовскую руку.
*
Хочется вернуться в 1 мая 1955 года.
Все ещё живы и рады моему рождению.
А мне ещё некуда спешить,
И незачем доказывать себя другим…
Меня любят только за то,
Что я появился на белый свет…
*
Но лучше всего вернуться в 1952 год,
Когда папа и мама не знакомы…
— Какие чувства вызывают новости с вашей родины — Украины?
***
Пусть мировое зло побеждает хоть каждый день,
И нет от него никому никакого спасения…
Буду тешить себя надеждой простых людей,
Что добру достаточно одного воскресения…
***
В кривоколенном переулке
прошла кровавая война…
В старинной жестяной шкатулке
лежит убитая страна.
Куда солдаты исчезали
не помнит больше командир,
и правит мир Господь-дизайнер
до черных дыр…
* * *
Мне горло залили молчанием
Земли, что скорбит в тишине,
А вечность застыла в печали
От пуль на расстрельной стене.
Как сахар легкорастворимый,
Смерть Бога свела на покой,
Но что-то знакомое в глине
Господь лепит слабой рукой!
* * *
Мы спрятались от политики на диване,
но
она пришла сама –
криво усмехаясь, влезла в душу
уличными маршами мира,
парадами военными на красных площадях,
назойливыми телерепортажами про
невинно замученных и убитых,
она произносила речи и присяги,
полноправной хозяйкой теперь
прижилась в нашем доме во всех углах,
поедает наш хлеб насущный
и пьёт наше вино, как кровь,
выключает свет и включает телевизор,
3.
забирается ночью к нам под одеяло
и без конца скрипучим голосом
«Машины времени» спрашивает:
а вы записались добровольцем?
Куда и зачем – не уточняет, но
ткнула отточенным штыком истории в область сердца…
Так смертельно! Так больно!!!
— Сейчас вы самый известный и авторитетный журналист Братска. А как все начиналось?
ДАО
В юности я мечтал стать поэтом, рисуя себе сказочную жизнь творца по учебникам литературы. Свое наиболее яркое стихотворение о свободе, о равенстве и о братстве принес в редакцию городской газеты. Мне казалось, что стихотворение сразу же напечатают. Но редактор покрутил стишок в руках и неожиданно для меня спросил:
— А ты этим рифмоплетством на кого намекаешь, ты против соввласти? — у него была такая манера, даже в беседах делать сокращения в словах для экономии.
— Ни на кого я не намекаю, — сдрейфил слегка из-за обвинений в политической неблагонадежности. – Я писал абстрактно.
— А в газету писать абстрактно нельзя! – предупредил меня редактор.
— Так это же стихи! – возразил я.
— А в стихах особенно. Двусмысленность опасна для современного поэта. Надо поточнее и поконкретней. Работай!
И я ушел домой – без надежды проснуться знаменитым. Дома мне попалась на глаза столичная газетка, где советская печать развернула кампанию по защите прав человека в США. На этот раз отстаивали негритянку Анжелу Дэвис. Меня так растрогала судьба заложницы американского империализма, что я тут же посвятил ей свой стишок о свободе, о равенстве и о братстве.
— Теперь другое дело! – подписывая в печать мое творение, сказал редактор. – Тебе не поэтом, а газетчиком быть – бойкий репортер получится.
И я внял его совету. Уже 40 лет строчу заметки в периодические издания. А ведь собирался быть врачом. Черт дернул меня стишок написать. Сейчас бы вырезал аппендициты и был уважаемым человеком. А так до старости лет ходить в щелкоперах.
Эх, не пишите молодые стихи, неровен час в газету попадете!
— Кто из журналистов — корреспондентов и редакторов помог вам развиться и стал для вас символом профессионального мастерства?
Счастливый путь
Отпуская ученика в люди, знающий все наперед наставлял:
– Иди по жизни, не расталкивая локтями других. Ты сильный – тебе и так уступят дорогу.
Прилежный ученик старался следовать совету.
Но каждый вечер смывал с натруженных рук чужую кровь, не понимая причины трагедии.
Мастер счастливого пути – не замечает своих жертв.
Имя этого учителя – Слава Богов. Многим моим читателям кажется, что это лирический герой, а на самом деле – это реальный человек с которым удобно идти по жизни.
— Мне кажется, что ваше поэтическое творчество стало следствием именно журналистской жизни: огромные пласты ежечасно появляющейся информации, калейдоскоп лиц и событий и как следствие — потребность сориентироваться и емко выразить свое отношение к происходящему, пропустив все это через свою душу. Так ли?
Да, теперь для меня частенько наша проза жизни звучит, как стихи:
*
В Братске
на автобусной остановке
старые тетки,по существу бабушки,
обсуждают мужей и соседей,
детей и внуков,
свои и чужие болезни,
вспоминают о том,что
бедная Настя уже померла…
Как умерла- ей ведь не было еще шестидесяти…
И только тут я отчетливо понимаю,что это мои ровесницы!
кормящие птиц
( наблюдение для газетной заметки)
В Братске многие старые женщины
выходят во дворы с пакетами полными крупы
и кормят из них городских птиц…
Это стало модным явлением нашего города.
Все больше кормящих пожилых дам
заботящихся зимой о птицах
я встречаю на улицах Братска…
Птицы стали жирными, не пугливыми, уже слетаются
на лёгкий шорох полиэтиленовых пакетов…
Мне иногда думается, что люди стали сытнее жить-
и делятся с птицами излишками…
Хотя по демографическим причинам
многим состарившимся одиноким женщинам
в нашем сибирском городе
в доме больше некого кормить…
ЗАКАТНОМУ СОЛНЦУ УЖЕ НЕ ПОМОЧЬ- из стихов Юрия Кожевникова.
_______________________________________________________
Славу Богова состарившиеся женщины часто осыпают комплиментами — такая у него планида. Цену этим словам он понимает, и потому всегда сопротивляется липкой вербальной патоке женской логики.
— Как хорошо выглядите, ни одной морщинки, весь такой,- млеет очередная дама, прицокивая языком.
— Ну что вы,-не соглашается Слава.-Я же себя каждое утро после бритья вижу в зеркале. Старость надвигается неумолимо…
— А вы туда не сморите- все зеркала врут, -щебечет своё певчая птаха комплиментов…
— Но как-то неудобно слыть молодым. Скоро 60, — Слава Богов всё еще пытается вразумить восторженную собеседницу…
-Да, что вы — вам больше 50 не дашь!- Радуется дама еще одному решительному аргументу.
-Значит всё-таки заметно состарился,- ехидно улыбается наш герой, поймав на слове даму.- Три года тому назад мне еще и 45-ти не давали….
— В последние годы в нашем городе, да и во всей России «активизировались» творческие люди: поэты, писатели, фотографы, художники, музыканты, артисты и пр. Кто, на ваш взгляд, имеет шансы встать в один ряд с классиками нашего города на своем поприще, а может и выйти на всероссийский уровень признания?
Я сам всю жизнь помню два реальных случая в моей жизни, которые я попытался изложить в лаконичность верлибра:
— Вы самый плохой
поэт в России, —
сказали в журнале,
вернув рукопись.
Ушел счастливым —
впервые назвали
п о э т о м.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА,
составленная в пять часов утра на квартире поэта
Ильи Фонякова, Санкт-Петербург.
В пятницу, 22 апреля 2005 года от рождества Христова,
на 12 фестивале русского верлибра, в музее Анны Ахматовой на Литейном было установлено два микрофона:
один для больших,
другой – для маленьких поэтов.
Но первый микрофон работал со сбоями, и потому большинство авторов
выходили к микрофону для маленьких.
— Мы знаем своё место, дорогая Анна Андреевна!
Я позиционирую себя так. И другим не советую мнить себя классиком, тем более – «нашего города».
— Знаю, какое важное место в вашей жизни занимает внук Федор. Что дает вам общение с ним?
Я никогда не писал стихов для детей, но с появлением в моей жизни Феди кое-что написалось:
Сти-шутки для Феди
*
Над Фединой кроваткой бабочки летают.
Каждую из них мальчик лично знает.
И когда ребенок снова ляжет спать-
Бабочки присядут тихо на кровать…
*
Мы играем с Федей в прятки,
Мальчик скрылся с наших глаз,
Но глядим — босые пятки
Веселят из-за угла!
*
Обнимался мальчик с хрюшкой-
был он храбрым молодцом,
только стал он вдруг… маль-чушкой
с перепачканным лицом!
*
-Кто забросил в небо мячик?!-
рассердился грозный мальчик,
на меня и смотрит строго,-
Цацек больше ты не трогай!
Ведь игрушки те и эти
дарят лишь послушным детям!
*
Дождь промчался по двору,
Разгоняя детвору,
И холодный ветерок
Всех упрятал под замок.
Смотрит Фёдор из окна,
Как продрогла вся страна…
Встанет солнце поутру —
Вмиг согреет детвору!
— Конечно, еще рано подводить итоги жизни, но все-таки: чем можно уже сейчас гордиться?
Главное,что однажды мне
небо согласно кивнуло дождем…
— Вы как-то написали «Я не тот, за кого меня все принимают…». А какой вы?
КОГДА НЕ ПОБЕЖДАЮ…
Кто-то приходит к финишу первым, но и второй добивается награды,
и даже третьего не обходит приз…
Но как много проигравших какие-то доли секунды
лишь одному- единственному победителю!
Всем не хватает места на пьедестале почёта, и кто-то же должен замыкать цепочку бегущих изо всех сил к финишу!
Никто не хочет быть проигравшим на старте,
Но всё же сила воли победителя расставляет по своим местам каждого:
первый, второй, третий…… последний.
Я больше не боюсь замыкать цепочку активно устремившихся вперед,
Ибо:
И доблести, и подвиги – всё мимо.
И слава не коснулась рукавом.
Но чувствую себя непобедимо,
Когда не побеждаю никого!
— Какое ваше стихотворение украсило бы вашу итоговую книгу?
Русская сказка
Памяти моих родителей Василия и Любови посвящается
Прибежала соседка, закричала:
– Идите, смотрите – ваш отец опять летает по небу,
распугивая птиц!
Мама заплакала, запричитала:
– Господи, за что нам такое наказание?
Лучше бы он напился и валялся в канаве,
как все люди. И зачем показывать,
что у тебя есть крылья?
Соседка удивлённо посмотрела на маму:
– И чего так убиваешься? Налетается мужик досыта,
так хоть домой вернётся чистым!
– Да когда он добровольно возвращался? –
негодовала мама. – Мне же за ним и лететь!
А сколько ещё дел в доме!
– А можно мне? – спросил я у мамы.
– Глядите, и этот туда же, – всплеснула руками мама,
доставая из тёмного чулана пыльные крылья
Владимир Васильевич МОНАХОВ (Братск, Иркутская область). Журналист, поэт, эссеист. Родился 1 мая 1955 года, в городе Изюм, Харьковской области, УССР. Пишет стихи и прозу с 1972 года. Автор более десяти сборников. Публикуется в антологиях, журналах и альманахах. За серию эссе в 2006 стал лауреатом журнала «ЮНОСТЬ». В 2009 году за «Русскую сказку» поэту вручена национальная премия «Серебряное перо». Полная биография ЗДЕСЬ
Редакция нашего сайта поздравляет Владимира Васильевича с юбилейной датой. Желает доброго здоровья, побольше семейных радостей и успешного профессионального, творческого долголетия!
ВНИМАНИЕ! Комментарии читателей сайта являются мнениями лиц их написавших, и могут не совпадать с мнением редакции. Редакция оставляет за собой право удалять любые комментарии с сайта или редактировать их в любой момент. Запрещено публиковать комментарии содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера, или нарушающие иные требования законодательства РФ. Нажатие кнопки «Оставить комментарий» означает что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.