Лидеры рейтинга

385 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ, ИДЕОЛОГА РАСКОЛА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПРОТОПОПА АВВАКУМА (ПЕТРОВА), ОТБЫВАВШЕГО ССЫЛКУ В ЕНИСЕЙСКЕ (1662-1663)

385 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ, ИДЕОЛОГА РАСКОЛА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПРОТОПОПА АВВАКУМА (ПЕТРОВА), ОТБЫВАВШЕГО ССЫЛКУ В ЕНИСЕЙСКЕ (1662-1663)


385 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ,  ИДЕОЛОГА РАСКОЛА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПРОТОПОПА АВВАКУМА (ПЕТРОВА), ОТБЫВАВШЕГО ССЫЛКУ В ЕНИСЕЙСКЕ (1662-1663)

Аввакум родился в селе Григорово Закудемского стана Нижегородского уезда в семье священника. Рано лишившись отца,   он с юности испытал нужду. В возрасте двадцати одного года был рукоположен в дьяконы, а через два года был произведен в священники и поселился в с. Лопатицы. Молодой пастырь был  глубоко убежден в своем высоком предназначении борца за строгое   соблюдение   заповедей христианской нравственности. Взыскательный к себе и своей пастве, невзирая на чины и лица, он   требовал неукоснительного исполнения от прихожан церковных канонов, яростно обличая  всех, кто уклонялся от них. Это вскоре вызвало недовольство односельчан. Аввакуму вместе с семьей   пришлось покинуть Лопатицы и искать заступничества в Москве. Он   нашел сочувствие у протопопа Казанского собора Ивана Неронова,   исхлопотавшего ему царскую грамоту для продолжения службы в Лопатицах.

Вернувшись в село, Аввакум продолжил  свои страстные обличительные проповеди,  но это продолжалось недолго. После очередного столкновения с крестьянами ему вновь пришлось искать поддержки в Москве.

В 1652 г. он был назначен протопопом  соборной церкви в Юрьевце-Повольском. Но и на новом месте Аввакум вскоре возбудил против себя недовольство паствы своей непримиримостью. В августе 1653 г.  Аввакум был отстранен от службы,  закован в цепи и посажен в Андроновский монастырь, откуда в сентябре был привезен в Успенский собор для проведения процедуры отречения от церковного сана. Царь Алексей Михайлович, присутствовавший при этом, лично просил Никона не лишать строптивого протопопа сана. Благодаря заступничеству царя за Аввакумом сохранили его сан, но в наказание за «его многие бесчинства» сослали в далекий Тобольск. 17 сентября 1653 г. Аввакум был отправлен из Москвы, вместе с ним в сибирскую ссылку последовали его жена, Анастасия Марковна, четверо детей и племянница.

По прибытии в декабре в Тобольск он нашел довольно дружеское отношение к себе со стороны Сибирского и Тобольского архиепископа Симеона. Он определил Аввакума на службу в тобольскую Вознесенскую церковь. Однако неистовый протопоп и здесь стал   клеймить реформаторов как отступников от истинной веры.  Проповеди  Аввакума получили сильный резонанс в сибирском обществе. Успех крамольного проповедника насторожил лояльных церковников, и вскоре по доносу одного из них Аввакум был выслан в Якутский острог с запрещением проводить церковные службы.

29 июня 1655 г. он вместе с семьей выехал из Тобольска.

На пути к новому месту ссылки Аввакум остановился в Енисейске, здесь его застала грамота, в которой ему предписывалось отправиться в Даурскую землю под началом енисейского воеводы А. Ф. Пашкова. В середине июля 1656 г. в составе воеводского отряда он вместе с семьей отплыл в Даурию.

По прибытию в Братский острог он содержался в цепях и впроголодь.  В 1657 г.  вместе с бурлаками Аввакум переправился через Байкал и к 1658 г.  достиг Нерчинского острога.  Здесь он содержался до 1661 г.,  а затем был переведен в Иргенский острог.  Позднее,  описывая лишения и невзгоды, постигшие в эти годы самого протопопа и его близких, он вспоминал: «И у меня два сына маленьких умерли в нуждах тех, а с прочими, скитающиеся по горам и по острому камению, наги и боси, травою и корением перебивющиеся, кое-как мучилися. Увы грешной душе! Кто даст главе моей воду и источник слез, даже оплачю бедную душу свою, юже зле погубих житейскими сластьми». В нерчинской ссылке протопоп пробыл до 1662 г.,  здесь его застал царский указ о возвращении из Сибири. На обратном пути он зазимовал в Енисейске, а летом 1663 г. добрался до Тобольска, где прожил до февраля 1664 г.

Таким образом, опальный протопоп провел в сибирской ссылке 10 лет и 8 месяцев, и все  это время, наполненное лишениями и невзгодами,  он оставался непреклонным, продолжая обличать духовные и светские власти как врагов истинной веры.  Аввакум выступал на диспутах с местными церковниками,  отстаивая старообрядческие каноны.  Его страстная проповедь вызывала сочувствие со стороны части сибирского общества, видевшего в нем праведника и своего заступника, это укрепляло его в своих убеждениях, и поэтому указ о возвращении из ссылки он воспринял как свою победу.

Видным представителем сибирского старообрядчества стал ученик Аввакума Яков Лепихин. Он подобно своему учителю выступал со страстными проповедями, обличая никонианскую «антихристову» церковь и светские власти.

После возвращения из ссылки Аввакум убедился, что хотя его личный враг и гонитель патриарх Никон сам подвергся опале, но учрежденные   им церковные порядки остались неизменными. Аввакум обращается к царю с челобитной, в которой требует восстановить прежние церковные каноны и вернуть всех, кто, как и он, пострадал за веру.  Но ответом властей на челобитную непримиримого протопопа стала его новая ссылка на р. Мезень в Окладникову слободу, где он прожил с 1664 по 1666 гг., испытывая нужду и невзгоды.

В марте  1666  году его доставили в Москву для  прений на церковном  соборе.  Непокорство Аввакума предрешило его судьбу: решением собора он был расстрижен, предан проклятью и выслан в Николо-Угрежский монастырь. Здесь его посетил царь Алексей Михайлович,  пытаясь примирить Аввакума   с   отцами церкви,  но и  авторитет  царской  власти не  подействовал  на  протопопа,  и  он продолжал из монастырского заключения вести спор со своими идейными противниками.

В 1667 г. он вновь был выслан в Пустозерск, в 1670 г. посажен в земляную тюрьму. Отсюда он рассылает свои многочисленные послания царю,  своим сторонникам по вере,  будируя общество.  Однако терпение власти к этому времени уже было исчерпано, и решением церковного  собора 1681-1682 гг. Аввакум вместе со своими сторонниками был приговорен к смертной казни, состоявшейся 11 апреля 1682 г. Вместе с тремя своими сторонниками непокорный протопоп был заживо сожжен в срубе.

Аввакум вошел в историю русской культуры как автор оригинальных философских и литературных трудов.  Наиболее значительные из них «Жития» и «Послания» были написаны им в годы сибирской ссылки и являются выдающимися памятниками общественной мысли и литературы. Они имели широкий отклик в русском обществе  и получили высокую оценку И. С. Тургенева, Н. Г. Чернышевского,  Л. Н.  Толстого, Ф. М. Достоевского, привлекая своей острой социальной направленностью, глубоким сочувствием к «смиренным», живущим  трудами рук своих, и непримиримостью к «гордым», предержащим власть.  В яркой по форме публицистике Аввакума отразилась сложная историческая эпоха, предвещавшая крутые изменения Петровского царствования.

Источник:

Федорова  В.  И.  385 лет со дня рождения писателя,  идеолога раскола русской православной церкви протопопа Аввакума  (Петрова),  отбывавшего ссылку в Енисейске  (1662-1663)   /  В.  И. Федорова // Край наш красноярский: календарь знаменательных и памятных дат на 2005 год. — Красноярск: Кларетианум, 2004. — С. 160-162.

Литература:

1.Аввакум. Житие протопопа Аввакума, им  самим написанное и другие его сочинения / под ред. Н. К. Гудзия. — М., 1960. — 479 с.: ил.

2.Аввакум. Житие Аввакума и другие его сочинения / [сост., вступ. ст. и коммент. Л. Н. Робинсона]. — М., 1991. — 368 с. — Библиогр. в примеч.: с. 306-360.

3.Аввакум Петрович // Русский биографический словарь. — СПб., 1896. — Т. 1. — С. 17-21.

4.Бороздин, А. К. Протопоп Аввакум / А. К. Бороздин. — СПб., 1898. — 348 с.

5.Мякотин, В. А. Протопоп Аввакум. Его  жизнь и деятельность / В. А. Мякотин. — СПб., 1913. — 160 с.

6.Аввакум Петрович // Краткая литературная энциклопедия. — М., 1962. — Т. 1. — С. 17-21.

7.Малютина, А. Протопоп Аввакум в Приенисейском крае // Енисей. — 1964. — №3. — С. 87-88.

8.Румянцева, В. С. Огнепальный Аввакум // Вопр. истории. -1972. —  №11. — С. 111-125.

9.Гусев,   В.   Аввакум   Петров   и   Сибирь   (1620   или   1621-1682)   //   Литературная   Сибирь:   крит.-биобиблиогр. слов. писателей Вост. Сибири. — Иркутск, 1986. — Ч. 1. — С. 35-40.

10.Покровский, Н. Аввакум в Сибири // Сиб. газ. — 1990. — 17-23 дек. — С. 8-9.

11.Потужнова, Г. О чем поведал экспонат // Енис. правда. — 1982. — 5 окт. — С. 4.

12.Травников, С. Н. Аввакум Петров / С. Н. Травников, Л. А. Ольшевская // Отечественная история с древнейших времен до 1917 года: энцикл.: в 5 т. — М., 1994. — Т. 1. — С. 17-19.Демкова, Н. С. Житие протопопа Аввакума / Н. С. Демкова. — Л., 1974. — 168 с.

13.Косованов, В. П. Библиография Приенисейского края / В. П. Косованов. — Красноярск, 1930. — Т. 3.-С. 241.

См. также:

1. Аввакум. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения / Аввакум; под ред. Н. К. Гудзия. — М., 1960. — 479 с.

2. Аввакум. Житие Аввакума и другие его сочинения / Аввакум; сост. Л. Н. Робинсон. — М., 1991. -368 с.

3. Аввакум Петрович // Краткая литературная энциклопедия. Т. 1. — М., 1962. — С. 17-21.

4. Аввакум Петрович // Русский биографический словарь. Т. 1. — Спб., 1896. — С. 17-21.

5. Аввакум Петрович  //  Сибирская советская  энциклопедия:  в 4-х томах.  Т.  1:  А-Ж  /  Западно-Сибирское отделение ОГИЗ. – М., 1929. — Стб. 6-7.

6. Бороздин, А. К. Протопоп Аввакум / А. К. Бороздин. — Спб., 1898. — 348 с.

7. Демкова, Н. С. Житие протопопа Аввакума / Н. С. Демкова. — Л., 1974. — 168 с.

8. Малютина, А. Протопоп Аввакум в Приенисейском крае / А. Малютина // Енисей. — 1964. — №3. — С. 87-88.

9. Румянцева, В. С. Огнепальный Аввакум / В. С. Румянцева // Вопросы истории. — 1972. — №11. — С. 111-125.

10. Аввакум Петров // Библиотека Яна Кротова. — http://www.krotov.info/spravki/persons/17person/ avvakum.html

11. Аввакум Петров // Википедия – свободная энциклопедия. — http://ru.wikipedia.org/wiki/ Аввакум_Петров

12. Житие   протопопа  Аввакума   //  Древнерусская   литература.  Антология:  историко-литературный сайт. — http://old-rus.narod.ru/08-7.html

13. Протопоп Аввакум // Мировое искусство: живопись, литература, анимация, кино. — http://www.world-art.ru/people.php?id=22812

14. 325 лет назад был казнен протопоп Аввакум (комментарий в свете веры) // Седмица.RU: церковно-научный центр «Православная энциклопедия». — http://www.sedmitza.ru/text/ 409859.html

Если у Вас есть дополнения и поправки или Вы хотите разместить на сайте «Имена Братска» биографии Ваших родных и близких — СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ

Нравится

Данный материал доступен в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 2.5

ПОДЕЛИСЬ С ДРУГОМ!


ВНИМАНИЕ! Комментарии читателей сайта являются мнениями лиц их написавших, и могут не совпадать с мнением редакции. Редакция оставляет за собой право удалять любые комментарии с сайта или редактировать их в любой момент. Запрещено публиковать комментарии содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера, или нарушающие иные требования законодательства РФ. Нажатие кнопки «Оставить комментарий» означает что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.

ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ





Рейтинг:
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 5.0/5 (2 votes cast)
| Дата: 28 сентября 2010 г. | Просмотров: 1 437