Лидеры рейтинга

Кутергина Е.-ДЕТСКИЙ ТЕАТР «ТРУБАДУР» КАК ЯВЛЕНИЕ - ИМЕНА БРАТСКА

Кутергина Е.-ДЕТСКИЙ ТЕАТР «ТРУБАДУР» КАК ЯВЛЕНИЕ

27 марта — Всемирный день театра (World Theatre Day) установлен в 1961 году IX конгрессом Международного института театра (International Theatre Institute, ITI). Мы поздравляем с праздником всех артистов. работников театров и конечно же зрителей, без которых сценическое действо не имело бы смысла. К этому праздничному дню мы приурочили статью Елены Кутергиной об одном из старейших из здравствующих сейчас театральных коллективов Братска.

Магидин К.Е. Фото В.Павлова

Детский музыкальный театр «Трубадур» отметил 20-летие. А начинался детский театр со взрослого любительского объединения, откуда вышло немало известных людей. За 20 лет многое изменилось, неизменным был и остается руководитель и режиссер театра Константин Ефимович Магидин. В этом году он удостоен премии Союза театральных деятелей России «Призвание». Подводя юбилейную символическую черту, Константин Ефимович говорит о театре – о взрослом и детском, о провинциальной искренности и особой атмосфере маленьких городов России, он рассказывает о детях и о том, что все эти годы удерживает его в профессии.

— Константин Ефимович, с чего начинался ваш творческий путь в Братске?

— Я закончил Харьковский институт культуры. Сначала хотел поехать в Усть-Илимск. Но в билетной кассе сказали, что железная дорога до города еще не проложена. Тогда предложили билеты до станции Анзеби, что ни о чем мне тогда не сказало, и, услышав название Гидростроитель, я решился. В Братске начинал работать в агитбригаде при Дворце культуры «Лесохимик». А спустя год с небольшим организовал любительский театр. Позднее при нем появилась театральная студия под руководством Людмилы Миловановой, при которой театр стал называться «Трубадур».

Что было актуально в 70-е годы и о чем тогда хотелось говорить со зрителем?

— Начинали мы с довольно серьезных постановок, первая из них – по пьесе Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске». Этому предшествовала необычная история: я ничего тогда о Вампилове не знал, приехал в Братск именно в тот день, когда драматург погиб. Мне рассказали об этой трагедии, так я услышал имя Вампилова, потом познакомился с его творчеством. Мы одними из первых в стране поставили пьесу по Вампилову. И потом было еще несколько постановок — «Утиная охота» и «Старший сын». Мы первыми поставили «Живи и помни» Валентина Распутина. Я связывался с автором, он разрешил мне сделать свою инсценировку. Оформлял спектакль выдающийся художник, родоначальник советского поп-арта Михаил Рогинский. Удивительный человек, он несколько раз приезжал в Братск, мы с ним подружились. Это было очень продуктивное время, плодотворная работа. Позднее один московский автор написал о нашем спектакле так: «Сценическая жизнь повести Распутина «Живи и помни» началась в Братске». К слову, продолжалась она на протяжении 10 лет, и спектакль всегда шел с успехом.

— Но в 90-е годы Ваш театр стал детским и музакальным. С чем это связано?

— 20 лет назад, в начале 90-х годов я распустил взрослую труппу. Времена были тяжелые… Но закрывать театр не было намерения, и я попробовал поработать с детьми, так появился детский музыкальный театр «Трубадур», который, уже сейчас можно сказать, ждало всероссийское признание и успех. Со временем наш театр стал явлением не только братским, он вышел на большую сцену страны, выезжали мы и на гастроли за рубежом. Мы выступали и в Японии, и в Германии, и, конечно, на российских площадках – в Москве, Калуге, Новосибирске, Красноярске, городах Иркутской области. Неоднократно театр удостаивался побед на самых крупных конкурсах министерства культуры РФ. В 2006-2007 годах мы становились обладателями Гран-при, Всероссийского фестиваля «Калужские каникулы» и Всероссийского фестиваля детских музыкальных театров «Синяя птица» в Москве. В столице наш спектакль «Коза-Дереза» был признан лучшим детским спектаклем страны, где мы сыграли его на большой сцене «Доме актера» им. Яблочкиной. Также мы участвовали в крупных фестивалях в Красноярске, Ангарске, Иркутске, Новосибирске, и всегда наш театр тепло встречала публика. Любит нас и братский зритель. Мы выступаем не менее двух раз в месяц на разных сценах — и в ТКЦ «Братск-Арт», и в Братском драматическом театре, и в школах, и в детских садах. Всегда наше творчество принимается публикой благосклонно.

— Чем же так подкупает «Трубадур» зрителей?

— Я всегда понимал, что с детьми нельзя работать так, как со взрослыми. Во взрослых современных спектаклях у нас все сложно, мы видим разные проявления, которые могут нам не нравиться, раздражать нас. В детском творчестве это недопустимо, здесь должна быть четкая грань между тем, что можно, а что нет. Детям нужно прививать уверенность в себе и целеустремленность вместо наглости, искренность – вместо кривляния, особую духовность и даже трепетность в отношениях к жизни, друг к другу. И вот этим в нашем театре мы и занимаемся. И это, возможно, в наших юных актерах ценит зритель. Особенно тепло принимаются такие спектакли, как «Кошкин дом», «Гуси-лебеди», «Иван Семенов – бабушкин сынок», «Белоснежка» и другие.

— Вы активно следите за театральной жизнью в стране и даже в мире, как, по Вашему мнению, выглядит детский театр, такой как «Трубадур», на общем фоне?

— Очень неплохо — на фоне других. В советское время у нас много внимания уделялось детской самодеятельности, это наследие еще живо, и я надеюсь, что оно сохранится и будет процветать.

— И все-таки театральная жизнь Братска далека от той, как вам, возможно, хотелось бы видеть. Об этом говорят и другие театральные деятели, которые помнят расцвет культуры в городе в далекие 70-е…

— Комфортное ощущение в творческой среде во многом зависит от отношений с местной элитой. То, что было в 70-80-е годы, практически ушло. В то время в Братск ехали художники, музыканты, писатели из ведущих учебных заведений страны, здесь сформировалась очень богатая насыщенная культурная среда. В 90-е годы этот приток иссяк, более того, многие стали уезжать. У меня тоже было много возможностей уехать, но я как-то полюбил тайгу, стал охотником, сибиряком, да и думал, что всегда успею уехать, что еще не сделал здесь все, что хотел. Так вот, когда культурная элита изменилась, и отношение к творческим проявлениям тоже поменялось, работать в этой среде стало гораздо сложнее. Исчезло то взаимопонимание, поддержка… И, может быть, о нас знает намного меньше горожан, чем хотелось бы, потому что у нас нет возможности рекламировать себя, много выступать, ведь у театра даже нет своего автобуса. Да и все наши выезды в другие города, как правило, в последние годы организуются на средства родителей — занятия в театральной студии платные… Так не должно быть, но мы поставлены в такие условия. К счастью, всегда есть люди, которые нас поддерживают, и я им искренне благодарен.

-Вы уже 20 лет работаете с детьми. Как изменилась Ваша жизнь, характер, настроение за это время?

— Однажды меня спросили: «Что вам дают дети?» Я ничего не ответил, вопрос показался мне несерьезным. А сейчас твердо могу сказать, что дети дают очень многое, они меняют человека. Не секрет, что режиссеры – люди своеобразные, порой, несдержанные, резкие, излишне эмоциональные. Я видел разных режиссеров, и таких, кто кидался стульями, и ругался нецензурной бранью. С детьми так работа не пойдет. Легче заставить человека копать траншею, нежели будоражить психику и каждую минуту на сцене доводить ее до накала. Особенно если работаешь с юношеской, детской психикой. Нужно вовлекать их в творческий процесс. Мы стараемся создавать спектакли вместе. Я в какой-то степени подпитываюсь детской энергией, задором, добротой, открытостью.

27.03.2013

Елена КУТЕРГИНА, сайт Лесохимик

Фото Валерия ПАВЛОВА

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ОБРАЗЦОВЫЙ ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР «ТРУБАДУР»

МАГИДИН КОНСТАНТИН ЕФИМОВИЧ. Биография




ВНИМАНИЕ! Комментарии читателей сайта являются мнениями лиц их написавших, и могут не совпадать с мнением редакции. Редакция оставляет за собой право удалять любые комментарии с сайта или редактировать их в любой момент. Запрещено публиковать комментарии содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера, или нарушающие иные требования законодательства РФ. Нажатие кнопки «Оставить комментарий» означает что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)




Рейтинг:
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 5.0/5 (4 votes cast)
| Дата: 27 марта 2013 г. | Просмотров: 2 263