Лидеры рейтинга

ИЕРЕЙ ИОАНН НИКОЛАЕВИЧ АФОНИН

ИЕРЕЙ ИОАНН НИКОЛАЕВИЧ АФОНИН

Отец Иоанн (Афонин)

24.08.1966

Клирик кафедрального собора Рождества Христова г. Братска. Настоятель прихода в честь Богоявления Господня г. Братск. Член Епархиального совета. Руководитель епархиального отдела катехизации и религиозного образования. Духовный попечитель Православной гимназии во имя святителя Иннокентия (Вениаминова) митрополита Московского». Окормляющий священник Братской городской больницы №1. Священнослужитель, ответственный за взаимодействие с Братским индустриально-металлургическим техникумом. Учитель истории. Выпускник Иркутского государственного университета (1996). Выпускник Хабаровской духовной семинарии (2017). Награждён благодарностью губернатора Иркутской области (2021) и юбилейным знаком «В честь 10-летия образования Братской епархии» (2021).

Родился 24 августа 1966 года в городе Братске Иркутской области.

Дед по отцовской линии — Иван Николаевич Афонин 1902 года рождения, участник и инвалид Великой Отечественной войны. Был пулеметчиком. Награжден медалью «За отвагу». После войны работал председателем колхоза, бондарем. Дважды был женат (первая жена — Евдокия Чубукова, умерла в 1939 году при родах третьего ребёнка — дочери). Во втором браке родились два сына и дочь.

Дед по материнской линии — скончался от ран в госпитале в первый год Великой Отечественной войны.

Отец — Николай Иванович Афонин, 1933 года рождения родом из деревни Горожанка Суземского района Брянской области. Во время войны деревня была сожжена немцами и он вместе с двумя сёстрами и женщиной из их деревни ходили и собирали милостыню. После войны его отец нашел их и увёз в Новосибирскую область, где у него была новая семья. После службы в армии отец завербовался на шахту в Воркуту. Затем поехал к родственникам в Новокузнецк. Стал металлургом, окончил 7 классов в вечерней школе, активно участвовал в комсомольской работе. Затем работал на Шелеховском алюминиевом заводе, откуда в 1966 году был направлен налаживать производство алюминия на БрАЗе. Умер в 1998 году в Брянске.

Мама родилась в 1931 году в Белоруссии, в городе Полоцке. В возрасте 4 лет с родителями переехали в село Новый Порос Мошковского района Новосибирской области. Умерла в 2020 году.

Родители познакомились в Новосибирской области, а поженились в Шелехове. В 1964 году родилась дочь Светлана (сейчас она живёт в Алтайском крае, домохозяйка, муж — глава сельского поселения, у них шестеро сыновей).

С 1966 года семья жила в Братске. В апреле жена с дочерью переехали в Братск, а 24 августа 1966 года родился сын Иван.

Учился в средней школе №24 города Братска.

В 1996 году окончил Иркутский государственный университет (специальность: историк, преподаватель истории).

Работал учителем истории и обществознания в Гимназии №1 города Братска на рубеже 90-х годов.

В 2001 году перешёл в Православную гимназию.

26 октября 2013 года рукоположен в чин диакона.

3 августа 2014 года рукоположен в чин священника.

В 2017 году окончил Хабаровскую духовную семинарию.

В настоящее время является клириком собора Рождества Христова г. Братска и настоятелем прихода в честь Богоявления Господня г. Братска.

Член Епархиального совета, руководитель епархиального отдела катехизации и религиозного образования, духовный попечитель частного образовательного учреждения «Православная гимназия во имя святителя Иннокентия (Вениаминова) митрополита Московского», окормляющий священник ОГАУЗ «Братская городская больница №1»,
священнослужитель, ответственный за взаимодействие с ГАПОУ «Братский индустриально-металлургический техникум».

Иерархические награды:
2015 год – право ношения набедренника;
2015 год – право ношения камилавки;
2018 год – право ношения наперсного креста.

Другие награды:
юбилейный знак «В честь 10-летия образования Братской епархии» (2021);
благодарность Губернатора Иркутской области (2021).

Женат.

Источники:

1. информационный портал Братской епархии; 2. интервью с о.Иоанном в храме Рождества Христова в 2021 году.

ИНТЕРВЬЮ С ОТЦОМ ИОАННОМ (АФОНИНЫМ) В ХРАМЕ РОЖДЕСВА ХРИСТОВА (2021 ГОД)

— Иван Николаевич, расскажите, пожалуйста, о храме. Почему именно Рождество Христово? Почему выбрано именно это место в городе? И вообще о строительстве, о начале строительства.

Отец Иоанн Афонин— Начну с места. Дело в том, что место мы не выбираем. Место выбирает, видимо, Господь Бог. Потому что это место, если вы помните историю города Братска, здесь была Доска почета, место было больше ничем не занято. То есть место почетное было всегда в городе. А так как город был комсомольский, и когда его проектировали, то тут храмов не предусматривалось, естественно. В девяностые годы ситуация изменилась, и вот это место, сначала уже присмотренное одной организацией, они начали строительство: выкопали большую яму, котлован, начали вбивать сваи. Потом этот котлован перешел к Братскому алюминиевому заводу, он был огорожен бетонными плитами. И потом директор Братского алюминиевого завода, тогда это был Громов, вот, собственно, он каким-то, видимо, позывом душевным решил подарить это место под строительство храма.

Тогда у нас храм был один в Братске, его называли храм Андрея Рублева, но большой собор Андрея Рублева так и не построили. А то помещение, где сейчас находится храм, который сейчас называется Всех святых, там было предусмотрено здание Братской православной гимназии, а сейчас там храм. В общем, ситуация изменилась, все переиначилось. И вот так получилось, что в центре города вдруг часть территории была отдана под строительство храма. В две тысячи первом году, насколько я помню, начали мы создавать двадцатку. Дело в том, что храм создается вот таким образом: двадцатка начинает молиться, оформляются документы, все начинается действие, то есть с двухтысячного, на рубеже двухтысячного — две тысячи первого годов началась организация строительства. Тогда власти городские благоприятствовали строительству этому, и создан был благотворительный фонд «Благовест». Туда входил даже мэр города. И вот потихонечку-потихонечку начали строить. Но вот двадцать лет прошло. Надо сказать, что были у нас не очень приятные моменты, когда у нас было даже расхищение средств. Но я думаю, что об этом неинтересно узнавать. Это подпортило нашу общую картину, и многие люди как бы отвернулись от храма, хотя мы тут ни при чем абсолютно оказались. Ну вот так бывает в жизни. А сейчас несколько влиятельных организаций способствуют тому, что строительство активно действует, и в том числе и власти города тоже. Почему Рождество Христово? Интересный вопрос.

— Ну, может у вас там какой-то есть порядок? Их как-то вот называют? Просто как-то вот от души?

— Нет, порядка нет. Да, это бывает так. Вот, например, почему Андрей Рублев? Да, тогда канонизировала Русская церковь как раз иконописца Андрея Рублева, и храмов, посвященных ему, практически еще не было в конце восьмидесятых годов. И вот строящийся храм, владыка, тогда это был владыка Вадим, митрополит Иркутский, говорит: «Давайте, стройте». Ну вот, видите, не пошло. Почему-то Андрея Рублева так и не построили мы. Хотя это вот название на слуху у горожан. Рождество Христово, честно говоря, я не помню почему. Почему именно в честь Рождества Христова? Но когда мы закладывали камень, туда закладывали еще и землю из Вифлеема, там где Господь родился, со Святой земли. Потому что у нас тогда эти связи только налаживались. А! Наверное, вот почему — как раз было двухтысячелетие Рождества, и это событие праздновалось наиболее широко. То есть, не так как раньше в Советском Союзе праздновались церковные праздники — достаточно скромно, прямо скажем. А тут именно двухтысячный год, он особым образом был отмечен. И, видимо, в связи с этим, я точно не утверждаю, но, скорее всего, именно поэтому.

— Хорошо, спасибо. Так вот, если сейчас мы откроем интернет или социальные сети, очень часто наши братчане, да и гости, может быть, любят его фотографировать, храм этот, в разные времена года, с различных ракурсов. Можно сказать, что он даже сейчас является эдакой визитной карточкой нашего города — Братска. То есть, его очень любят фотографировать. Как вы думаете, может быть, у него есть какая-то особенность, уникальность? Чем вот он отличается от других храмов?

— Ну конечно, у каждого храма есть своя история, свое лицо, можно так сказать, и у нашего храма тоже. Он проектировался группой проектировщиков. Сейчас мы сталкиваемся с тем, что приходится проект нам где-то дорабатывать, он постоянно переиначивается. Первоначально Михаил Кириллович Мочалов приложил к этому руку практически. Ну, в общем, такой благотворитель был архитектор, который помогал проектировать многие храмы, которые сейчас существуют в Братске и Братском районе. В том числе, тот, который всесвятским храмом называется, и этот. Ну вот так удачно все сложилось, что, во- первых, на фоне бетонных коробок любой храм покажется красавцем — это раз. Во-вторых, не поскупились. Хотя первоначально была такая идея: построить маленькую часовню, потому что мы боялись, что не потянем большой собор. Ну, собственно, мы его сейчас и не тянем. То есть, всем миром только можно строить такие храмы. Я напомню, что в Кельне замечательный собор строили шестьсот лет, чтобы построить вот такое вот чудо человеческого мастерства. Так и здесь, все это постепенно: благотворительные какие-то гранты мы выигрывали, благотворительные взносы были, прихожане активно жертвуют. То есть вот за счет этого строится. И когда люди отдают безвозмездно, получается дело, получается красиво. А когда там начинают что-то не так, экономить, там делать какие-то вещи… Может быть, из-за этого вот этот Собор в центре города такой притягательный. Но без куполов он, конечно, не так смотрелся, а как только купола поставили, сразу же все изменилось.

Вот этот самый стиль, понимаете, любой храм — это дом Божий, а Богу человек отдает все лучше. Почему у нас на Руси дома все давно истлели, мало чего осталось из построек, а храмы стоят до сих пор? Именно потому, что их строили из камня. Ну а все остальное строили из дерева или из того материала, который был более дешевый, подручный. И раскрашивали особым образом, и золотили. Собственно все искусство было направлено на то, чтобы украшать Дом Божий, а не столько там свой дом. Сейчас у нас немножко переиначилось. Вот этот вектор изменился. Люди больше думают о том, как бы у себя дома ремонт сделать получше. Поэтому денег не всегда остается. Но вот когда это получается, то создаются такие неплохие соборы.

— Наши ученики да и учителя про нашу гимназию говорят, что она живая и светится. Про ваш храм настоятель Андрей Чесноков как-то сказал, что это он снаружи — каменное сооружение, а внутри-то он живой. И он его сравнил со сдобным тестом, по-моему… Да вот, как дрожжевое тесто. Как вы можете это объяснить? Вот он сказал, что он живой, как дрожжевое тесто.

= Да, есть такая поговорка русская: храм не в бревнах, а в ребрах. То есть люди, наполняющие храм, его строящие, вкладывающие всю душу, вот, собственно, это и есть дух храма. Но любой храм — это еще и это еще и Дух Божий, Дух Святой, и это еще и ангелы, это еще и святые. И так как наш храм, он имеет два предела, два престола, то есть вот тот храм, который Рождества Христова, а в цокольном этаже будет храм Николая — святителя Николая Мерликийского, то и понятно, что и Николай тоже, а он на Руси особо почитается, и тоже он участник вот этого духа, что ли, который в храме живет. Понимаете, мы люди грешные, мы вот приземленные такие, мы цепляемся за то, что мы видим, то, к чему мы привыкли. А здесь человек приходит в храм, и он видит высокий потолок. Ну вот, теперь у нас уже будет высокий потолок. Он видит какие-то образы, ну, непривычные, в которые вкладывали душу и художники, и те люди, которые жертвовали на эти иконы. Видит какие-то непривычные одежды, лучшие одежды. Мы стараемся священников одевать так, чтобы они выделялись из этой массы. То есть вот эти облачения праздничные, и все это благоухание, свечи горящие, которые просто сгорают, как бы бесполезно. Да, то есть вот дорогую свечу покупает человек, она сгорает, не оставляя ничего. Это что? Это глупость? Нет, конечно. То есть, это все установлено таким образом, что человек отдает себя. И вот это, когда он отдает себя ближнему, Богу, он становится лучше, он становится сам как бог. И вот от этого, собственно, и дух храма особой.

— А вот про духовно-просветительский центр ваш расскажите, для кого он создан, кто у вас тут обучается?

— Центр создан был, он сейчас уже пятый год существует, создан по благословению нашего тогда епископа Братского и Усть-Илимского Максимилиана (сейчас это митрополит Иркутский и Ангарский, но пока он выполняет обязанности руководителя Братской епархии, пока не назначен наш новый епископ), вот по его благословению, собственно, так получилось, что я его возглавил, этот центр. Он больше виртуальный, потому что он пока еще не построен. То знание, где мы сейчас молимся, это и будет духовно-просветительский центр. Но мы тут уже три года с детьми занимались, были детские группы, мы планировали с шести до десяти лет, а на самом деле там было с четырех до двенадцати. То есть люди просто приводили детей, и мы принимали всех. Тут они занимались вечерами с преподавателями разными предметами: живопись, ритмика, музыка, творчество. Конечно, мы говорили Боге, но так мягко. К нам приходили и некрещеные дети, то есть просто всех желающих принимали, кто хотел заниматься. Плюс, для взрослых тут у нас ведется кружок библейский, где мы изучаем священное писание такими методами, на которые я сам бы не рискнул вот опираться, но тем не менее, мы пытаемся сами трактовать священное писание. Ну понятно, что опираемся на святых отцов. И школа для взрослых, так называемая воскресная, хотя она не по воскресеньям, а вот, например, сейчас она в четверг. Плюс киноклуб, плюс тут у нас молодежь собирается. Вот это все в рамках духовно-просветительского центра. На самом деле, в силу того, что вот помещение реально, вот одно только пока, поэтому нам тут тесновато было. Да плюс пандемия нас подкосила очень сильно, мы в пандемию не занимались. А так вот вообще — для взрослых и для детей, для всех желающих. А когда построим духовно-просветительский центр, если Бог даст, там будет литературное кафе, где можно будет зайти и попить кофе, почитать книжку и купить ее, если она вам понравится. Занятия опять же с детьми и взрослыми, плюс конференц-зал будет, где будут проводиться мероприятия, в том числе творческие. Так что, планы у нас такие.

— В общем, вот вы сейчас почти ответили на следующий мой вопрос. А какие дальнейшие планы для вашего храма, вот этого центра?

— Храма будет, как я уже сказал, два: один в цокольном этаже будет храм святителя Николая. Вот то, где мы сейчас служим, все это: и иконостас, и все, что в алтаре — это туда перейдет. А то, что сейчас строится в соборе на первом этаже, это будет храм Рождества Христова. Почему собор называется? Потому что два Престола.

— Скажите, вы коренной братчанин?

— Да.

— Ну тогда скажите, хоть мы, конечно, и не маги и не видим, да, что нас там ожидает в будущем? Вот как вы видите наш Братск в будущем, каким бы, может, хотелось бы его видеть в будущем?

— Ну, раз уж вы коснулись этого, я вообще родился в этом районе. Вот через два дома мой дом, где я, собственно, прожил до армии и после армии какое-то время — квартира родителей. Я первое время, когда вот собор построили, я подъезжал к нему, я сейчас в другом районе живу, подъезжал и вообще глазам не верил. Ну, я тут все же знаю с детства, а тут как раз — купола! Вообще такого быть не может, а вот оно стоит. Поэтому оно меняется часто в лучшую сторону, наша жизнь меняется в лучшую сторону, даже так, как мы представить не можем. Я, например, никогда не мог представить, будучи тут мальчиком-школьником, что я буду, например, в школе работать. Вообще не представлял. Потом, естественно, я не представлял, что я могу быть священником, этого вообще у меня в голове просто не было. И вот вдруг я теперь священник, тут стоит храм. Тут все так меняется, и это все вот в течение жизни одного человека. Поэтому, а так как мы строим еще храмы, например, я настоятель храма, который строится в овраге напротив техникума, храм Богоявления, поэтому я уверен, что вот эти очаги духовности, очаги культуры, можно так сказать тоже, потому что они же окультуривают нашу действительность, они помогут нашему городу вырваться из той ямы, в которую мы чуть не попали, когда вот из города начали повально уезжать люди. Допустим, дети вырастают и не связывают почему-то свою судьбу со своим родным городом. Что удивительно. Ну, здесь все хорошо, допустим, нравится: вот школа нравится, люди нравятся, там дома, природа. И все равно они думают: я уеду, и там будет мое счастье. И в общем, мне кажется, они ошибаются. И вот мы должны им помочь осознать себя именно там, где они родились. Помните такую поговорку: где родился, там и пригодился. И вот именно от от нашей работы, от нашей службы, безвозмездной в том числе, я думаю, многое зависит. Я оптимист. Город наш будет цвести, процветать и развиваться в лучшую сторону.

Источник:

видео, опубликованное 22 марта 2021 года на сайте youtu.be — «Храм Рождества Христова. Отец Иоанн (интервью)»

Если у Вас есть дополнения и поправки или Вы хотите разместить на сайте «Имена Братска» биографии Ваших родных и близких — СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ

ВНИМАНИЕ! Комментарии читателей сайта являются мнениями лиц их написавших, и могут не совпадать с мнением редакции. Редакция оставляет за собой право удалять любые комментарии с сайта или редактировать их в любой момент. Запрещено публиковать комментарии содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера, или нарушающие иные требования законодательства РФ. Нажатие кнопки «Оставить комментарий» означает что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.



 



VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +1 (from 1 vote)




Рейтинг:
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 5.0/5 (1 vote cast)
| Дата: 24 августа 2024 г. | Просмотров: 61