Лидеры рейтинга

ИННОКЕНТИЙ ВТОРОЙ (НЕРУНОВИЧ) - ИМЕНА БРАТСКА

ИННОКЕНТИЙ ВТОРОЙ (НЕРУНОВИЧ)

Иннокентий Второй (Нерунович), епископ Иркутский и Нерчинский

1690 – 26.07.1747

Легендарный сибирский святитель. Епископ Иркутский и Нерчинский. Воспитанник Киевской духовной академии. Преподаватель и префект Славяно-греко-латинской академии города Москвы. Прожил на Иркутской земле более 13 лет. Активно занимался просветительской и миссионерской деятельностью, помогал экспедиции Беринга, занимался устроением почтового дела в Сибири. При нем были построены 29 новых храмов, собрана библиотека, открывались школы для детей из малоимущих семей. Многими верующими почитается как святой.

Родился в 1690-е годы в Киеве. Он окончил Киевскую духовную академию, по окончании курса постригся в Киево-Братском монастыре, где был потом некоторое время наставником.

До 1727 года преподавал пиитику в Киевской духовной академии в сане иеромонаха. Затем был приглашен в Московскую Славяно-Греко-Латинскую академию в качестве преподавателя.

В 1730 году был назначен префектом Славяно-греко-латинской академии.

5 июня 1732 года назначен на иркутскую кафедру.

25 ноября 1732 году, в Санкт-Петербурге прямо из иеромонахов был рукоположен в сан епископа. Еще находясь в столице, епископ Иннокентий собрал материал о своем новом месте служения. Он добился окончательного решения вопроса о размежевании двух сибирских епархий, составил проект христианизации коренного населения. Таким образом, уже с первых дней своего назначения он проявил себя как деятельный архиерей.

20 октября 1733 года прибыл в Иркутск и возглавил епархию. Быстро принял дела и выявил серьезные проблемы в епархии: невежество и дрязги среди духовенства, грубость и своеволие светских чиновников, крайне скудные средства к существованию, малочисленность церквей и многочисленность язычников. В стремлении упорядочить все это, ему пришлось бороться с вице-губернатором Жолобовым, бригадиром Сухаревым, даже с архимандритом иркутского Вознесенского монастыря Антонием Платковским, монахом Игнатием Козыревским и другими, грабившими монастырское имущество. За вопиющие злоупотребления Жолобов, Сухарев и др. были арестованы и доставлены в Петербург. Епископ Иннокентий, восстановив справедливость, заставил уважать свой сан и свои права.

Первым в христианскую веру Иннокентий II обратил ламу Лапсана, учителя русско-монгольской школы. Это произошло в марте 1734 года.

В 1735 году оказал большую помощь прибывшим в Иркутск академикам Миллеру и Гмелину, собравшим большой и ценный материал по истории края. Когда готовилась экспедиция Беринга на Камчатку, снабдил ее походною церковью и причтом.

В этом же году отправляется в Якутию. Дорогою по берегам Лены и Витима он крестил бурят и монголов, в Якутске — якутов, а в урочище Киллем, что в 30 верстах от Якутска, Иннокентий II лично окрестил более ста душ. В память об этом событии он воздвиг в урочище большой крест и благословил строительство часовни в честь Животворящего Креста Господня. Обращение язычников в православие продолжалось на берегах двух могучих рек Сибири вплоть до ноября.

Он ратовал за развитие в Сибири просвещения и образования, обращал в православную веру бурят, монголов, якутов, тунгусов, чукчей. Совершая пастырские поездки в Якутию и Забайкалье, активно занимался миссионерской деятельностью. Ревностно заботясь о религиозном просвещении коренного населения, велел священникам по всей епархии обучать прихожан молитвам и сам лично крестил более 500 якутов и бурят.

Вместе с губернатором Плещеевым ходатайствовал о льготах крещеным якутам. Просил Священный Синод о предоставлении льгот в платеже ясака живущим близ китайских границ народам по принятии ими крещения и ходатайствовал о постройке в Якутске богадельни.

Открыл в Якутске школу для детей духовенства, снабдил священниками и устроил около тридцати церквей в отдаленных частях епархии. Преподавал латинский язык в Иркутской школе при Вознесенском монастыре. В этой, основанной им школе, дети коренных народов обучались своему и русскому языкам, не только не оплачивая обучение, но и получая пищу и одежду. В 1740 году основанная им монголо-русская школа стала называться семинарией.

В мае 1741 года вновь отправляется в Якутск и живет в Якутии до сентября 1743 года, занимаясь духовным окормлением, крещением и строительством церквей.

Вернувшись в Иркутск, из-за недостатка в иеромонахах решился на крайнюю меру: отрешил от мест всех вдовых священников и постриг их в монахи.

Самым трудным и изматывающим его подвигом было истребление в Сибири заразы пьянства. Он обличал пьянство в проповедях, в посланиях, запрещал в указах, накладывал епитимии и порол свое священство, провинившееся в этом деле и, наконец, послал жалобу в Священный Синод. Столица была тоже обеспокоена духовным состоянием своего народа и ответила ему в 1746 году указом, по сути, запрещающим ставить кабаки рядом с церквями.

Конфликт с купечеством привел к сокращению пожертвований и пополнений казны. В начале 40-х годов архиерей восстановил против себя гражданскую администрацию, часть купечества и духовенства. Почувствовав отчужденность, он удалился от дел и проживал уединенно в Жилкинском ските Вознесенского монастыря (ныне Михайло-Архангельская церковь). Удаление епископа обернулось снижением эффективности управления.

23 января 1746 года в Иркутск поступил указ Синода, требовавший выезда епископа Иннокентия Неруновича в столицу для отчета.

13 августа 1746 года он покинул Иркутск и выехал в Санкт-Петербург. Для епархии он оставил последний дар — 3810 рублей личных денег.

По дороге в Санкт-Петербург, в районе Братского острога он тяжело заболел. Остановился на лечение в монастыре во имя Преображения Господня (обитель, называвшаяся Спасовой пустынью находилась в 5 км от Братского острога, основана в 1671 году) и в течение год управлял оттуда епархиею.

26 июля 1747 года умер и был похоронен в Братском селе Спасова пустынь.

В 1750 году в Братской пустыни на месте захоронения епископа Иннокентия Неруновича построили деревянную церковь. Вскоре сгорел храм во имя Всемилостивейшего Спаса, сгорела и деревянная часовня. Управляющий пустынью Михей возвел новый храм над могилою Святителя и его освятил блаженный Софроний. Несколько веков сюда приезжали архиереи за благословением.

В 1776 году, после упразднения Братской пустыни и переноса Спасского храма в Окинское селение, захоронение было забыто. В 1840 году купцы Петр Саламатов и Михаил Балдаков над могилой владыки построили часовню с надгробным камнем.

В 1861 году Михаил и Иван Карповы вместе с Иваном Воронковым вложили свой труд и средства в строительство алтаря к часовне.

В 1958 году Иннокентий Нерунович явился во сне епископу Иркутскому Вениамину и многим верующим — просил перезахоронить его останки. Место прежнего захоронения попадало в зону затопления Братской ГЭС.

1 октября 1960 года, по решению епископа Вениамина, в обыкновенном дорожном чемодане, протоиерей Николай Пономарев привез в Иркутск драгоценное духовное сокровище – мощи святителя. Здесь он был захоронен на Маратовском кладбище. Над могилой был воздвигнут мраморный крест.

14 октября 2001 года (на Покров Богородицы) в Иркутске в пределе Знаменского монастыря останки епископа Иркутского Иннокентия Второго (Неруновича) были торжественно перезахоронены.

26 июля — день памяти Иннокентия Второго (Неруновича), епископа Иркутского и Нерчинского. Каждый год в этот день на его могиле служат панихиду. Считается, что его останки обладают чудесной силой. Верующие начали вести летопись всех чудес и исцелений. Когда их наберется достаточно — Иннокентия Неруновича причислят к лику святых.

О втором епископе молодой Иркутской епархии Иннокентии Неруновиче биограф пишет, что главной целью своей деятельности он считал «прекратить нравственные непорядки в самых дальных углах обширнейшей паствы, возвысить благочестие чрез умножение храмов, призвать в царство Благодати ходящих во тьме и сени смертней язычников, защищать принимающих крещение от незаконных притязаний, найти внимание нищих и беспомощних даже в Якутске – таковы были самые первые его заботы, сопровождаемые во всех примерною быстротою его административных распоряжений». Но не всегда ему удавалось исполнить задуманное. Часто мешали или роковые обстоятельства, или его убеждение в том, что «тысяча неправд не стоят одной правды». И правду эту он пытался отстаивать всегда и везде.

Епископ Иркутский и Нерчинский Иннокентий (Нерунович)Как нашли мощи Святителя Иннокентия Неруновича, который перед затоплением Братского водохранилища являлся нашему архиепископу Вениамину. «Это было в 1960 году. Когда поехали в Братск за мощами Святителя Иннокентия, то могилку долго не могли найти. Никто уже не помнил, где она находится. Наконец, нашёлся всё-таки один глубокий старичок, который вспомнил, что ещё в детстве его водили к одной могилке, возле которой всегда собирались верующие и поминали епископа Иннокентия. Когда же достали гроб и мощи, то о том, что это Святитель (или епископ), узнали по облачению. Здесь, в Иркутске, Владыка Вениамин долго хлопотал перед властями, чтобы епископа Иннокентия Неруновича позволили перезахоронить на Иркутском Радищевском кладбище». (Источник: «Тайна старого камня, или Поиски погребения Преосвященного Иоанна (Смирнова) архиепископа Иркутского». Автор: Елена Ганженко. Опубликовано на стр.51 Православного альманаха «Иркутский кремль» №3 2009 г.(ЧИТАТЬ НИЖЕ).

ОЦЕНИ ВКЛАД

ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА

В ИСТОРИЮ БРАТСКА:

Источники:

1.http://mion.isu.ru/pub/church/index.html

2.http://bg-znanie.ru/article.php?nid=345615

3.http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?ID=51043

4.http://stupeni.vsp.ru/social/2001/10/06/349937#

5.http://vihbiblioteka.narod.ru

6.http://irkutskmemorial.ru

7.http://sputnik.vsp.ru

8.сайт БАБР

9.http://vesti.irk.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ

Иннокентий  Нерунович

Могила Святителя Иннокентия Неруновича на территории Знаменского монастыря г.Иркутска, Автор фото — Валерий Панфилов, источник -сайт Иркипедия

Территория Знаменского монастыря (Иркутск, Куйбышевский район, Ул. Ангарская, 14)

Надгробие из черного долерита с текстом: «Епископ Иркутский и Нерчинский Иннокентий (Нерунович). Почил в 1747 году. Перезахоронен 14 октября 2001 г.»

 

ТАЙНА СТАРОГО КАМНЯ (выдержки)

Нина Алексеевна Ушакова: “Архиепископ Иоанн Смирнов погребен под серым надгробным камнем возле могилы Шелихову. Я не раз видела, как матушки из просфорной – матушка Илиана, матушка Татьяна и другие старенькие прихожанки молились у этого камня и поминали архиепископа Иоанна. Теперь уже никого из них нет в живых и спросить не у кого. Но в свое время точно так же нашли мощи Святителя Иннокентия Неруновича, который перед затоплением Братского водохранилища являлся нашему архиепископу Вениамину. Это было в 1960 году. Когда поехали в Братск за мощами Святителя Иннокентия, то могилку долго не могли найти. Никто уже не помнил, где она находится. Наконец, нашелся все-таки один глубокий старичок, который вспомнил, что еще в детстве его водили к одной могилке, возле которой всегда собирались верующие и поминали епископа Иннокентия. Когда же достали гроб и мощи, то о том, что это Святитель (или епископ) узнали по облачению. Здесь, в Иркутске, Владыка Вениамин долго хлопотал перед властями, чтобы епископа Иннокентия Неруновича позволили перезахоронить на Иркутском Радищевском кладбище”.

Протоиерей Николай Александрович Пономарев (11. 04. 1876 – 01. 04. 1964), сын священника села Чечуйского Киренского уезда Иркутской губернии, выпускник Иркутской духовной семинарии, начал свое служение настоятелем Троицкой церкви с. Марково Киренского уезда. Занимался просветительской деятельностью. Был заведующим и преподавал в Киренской учительской школе. В 1902 году был переведен в Нижне-Илимск настоятелем Покровской церкви, а также благочинным церквей третьего округа Киренского уезда, наблюдателем школ Илимского края и председателем Нижне-Илимского отделения епархиального училищного совета. Был награжден за труды Библией от Священного Синода.

В 1908 году Н. А. Пономарев с семьей переехал в Иркутск, служил настоятелем Александровской церкви при Институте благородных девиц, где одновременно преподавал Закон Божий и церковное пение. С 1911 года в епархиальном ревизионном комитете исполнял обязанность ревизора и на протяжении нескольких лет сопровождал Иркутских архиереев в их ревизионных поездках по Иркутской епархии.

После революции служил священником в церквах Смоленщины, Максимовщины, Узкого Луга, а также в Богоявленском соборе, в церкви Архистратига Михаила и других Иркутских храмах.

Как заметный деятельный священник, не принявший обновленчества, он был дважды арестован – осенью 1922 года и в июне – сентябре 1923 года. Для того, чтобы обезопасить свое семейство от репрессий, в 1930 году переезжает в Поволжье, но и там его арестовывают и сажают в тюрьму почти на год. После освобождения служил настоятелем в Николаевской церкви г.Чебоксары, был благочинным церквей Чебоксарского и Татаро-Касинского округов Чувашской епархии. С 1938 по 1943 год находился в тюрьмах и ссылке в КОМИ АССР, по окончании которой ему было разрешено возвратиться в Иркутск. С апреля 1944 года, в течение четырнадцати с небольшим лет о. Николай Пономарев служил священником Иркутской Крестовоздвиженской церкви, учавствовал в ее восстановлении, а вскоре был назначен благочинным церквей Иркутской епархии. С 1949 по 1958 г.г. о. Николай постоянно объезжал обширную Иркутскую епархию, выполняя различные поручения епархиального начальства.

С 1958 года переведен за штат. На закате лет на прибывавшего на покое протоиерея Николая Понамарева (в это время ему исполнилось 84 года) была возложена особая духовная миссия.

В 1960 году перед затопление братского водохранилища преосвященному Вениамину (Новицкому), управлявшему в это время епархией, явился второй епископ иркутский Иннокентий Нерунович, мощи которого почивали в братской пустыни. Святитель явился с просьбой и указанием: перенести его в Иркутск, недопустить, чтобы погребение не осталось в безвестности на дне братского моря. Во время строительства Братской ГЭС могила святителя вместе с пустынью попадала под затопление.

По поручению архиепископа Вениамина благочинный протоиерей Николая Понамарев отправился в Братск на поиски захоронения. И буквально чудесным образом, несмотря на то, что в стране бушевала очередная волна яростных гонений на Церковь Христову, именно он, престарелый протоиерей Николай Понамарев, 1 октября 1960 года в обыкновенном дорожном чемодане привез на Иркутскую землю драгоценное духовное сокровище – мощи святителя Иннокентия Неруновича. Соответственно сложному времени хрущевских гонений, они были встречены в городе со скромной духовной торжественностью.

Первоначально мощи святителя были погребены на Иркутском Радищевском кладбище. А в октябре 2001 года, по благословению архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима, захоронение было перенесено на освященную землю Иркутского Знаменского монастыря. Но на то самое место у алтаря Казанского придела, где святитель Иннокентий Нерунович встречает нас и доныне.

Протоиерей Николай Понамарев скончался 1 апреля 1964 года в возрасте 88 лет и похоронен на Иркутском Радищевском кладбище. Девочка Нина Пономарева, благодаря особым заслугам ее отца могла быть погребена на территории Знаменского монастыря.

Источник: Елена Ганженко ТАЙНА СТАРОГО КАМНЯ (Материал опубликован в журнале «Сибирь», № 5, 2008 года)

ДОПОЛНИТЕЛЬНО: «… ВО СВЯТОМ ДУХЕ, БРАТ НАШ»(Архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим о втором епископе Иркутской епархии — Иннокентии Нерунове)

Если у Вас есть дополнения и поправки или Вы хотите разместить на сайте «Имена Братска» биографии Ваших родных и близких — СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ



ВНИМАНИЕ! Комментарии читателей сайта являются мнениями лиц их написавших, и могут не совпадать с мнением редакции. Редакция оставляет за собой право удалять любые комментарии с сайта или редактировать их в любой момент. Запрещено публиковать комментарии содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера, или нарушающие иные требования законодательства РФ. Нажатие кнопки «Оставить комментарий» означает что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +1 (from 1 vote)




Рейтинг:
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 4.5/5 (15 votes cast)
| Дата: 19 октября 2011 г. | Просмотров: 6 473