ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
КАК ПОРТРЕТ КИЕВСКОЙ ДЕВУШКИ НАДИ, СОЗДАННЫЙ ЛЮБИМЫМ ХУДОЖНИКОМ ГИТЛЕРА ОКАЗАЛСЯ В СИБИРИ
13 февраля 2021 в городе Вихоревка Иркутской области умерла Надежда Григорьевна Омельчук (в девичестве Задер). Поэтому эту удивительную историю советской военной разведки и живописи записываем со слов её сына Константина.
Воспоминания, воспоминания… Что-то делаешь, а они накатывают неожиданно. Накрываешь праздничный стол, а всплывает послевоенное детство — дощатый стол и коллективное томительное ожидание шести маленьких, голодных ртов возвращения старшей сестры Полины: «Может что-то принесет съестного?». Вот сын привез из Турции гостинец — соленые маслины, а перед глазами встает Киев 1953 года и пожилая женщина, у которой тогда снимала угол. Если кто-то рядом из близких, то воспоминания переходят в рассказы…Родилась Надежда Григорьевна 3 сентября 1937 года в селе Моровск Черниговской области шестым ребенком. Отец, мастер на все руки, был единоличником — имел свою кузню, крупомолку. На все предложения вступить в колхоз отвечал отказом. Хоть и не использовал наемный труд, записали в куркули, и разорили. Забрали половину дома, семья стала ютиться в оставшейся половине. Увезли кузню и крупомолку. Собрать их на новом месте не смогли, детали реквизированного долго валялись кучей и в послевоенные годы. Но отец в колхоз так и не вступил. Рукастый был — шил односельчанам верхнюю одежду, конную сбрую, плотничал. После родов седьмого ребенка в 1939 году умерла мама. Детей поднимала старшая дочка Полина. 22 июня 1941 года отца вызвали в военкомат и дети больше его не увидели. Пропал на войне. Семеро детей, во главе с Полиной, выживали, как могли, в остатках родительского дома во время оккупации и после освобождения Украины.
В 1953 году Надя Задер окончила семилетнюю школу села Моровск и отправилась в Киев, где поступила ученицей на швейную фабрику. Сняла койко-место в коммунальной квартире дома дореволюционной постройки, в комнате одинокой старушки из «бывших». Бабушка, из дворян, запомнилась крестьянской девчушке аристократической привычкой. Раз в месяц, с пенсии, она покупала кофе в зернах и соленые маслины ( черные, зеленые — это оливки). Варила кофе, приглашала юную Надю за стол и учила наслаждаться вкусом кофе вприкуску с маслинами. Вкус оказался незабываемым!
Две другие комнаты в трехкомнатной коммунальной квартире занимала семья художников с сыном Сашей, ровесником Нади. Постепенно познакомились, сблизились. Николай Петрович Глущенко, так звали художника, часто отсутствовал дома, выезжал на природу рисовать пейзажи. Жена художника в основном находилась дома. Творческое вдохновение черпала с рынка, раз в месяц отправляясь на колхозный рынок и возвращаясь оттуда с охапками цветов и корзинами фруктов. Мария Давыдовна специализировалась на натюрмортах.
Стены в двух комнатах семьи Глущенко на всю высоту в 4.5 метра были завешаны картинами европейских художников. Николай Петрович показывал девушке карандашный рисунок Пикассо с дарственной надписью. Другие фамилии авторов картин из коллекции Глущенко со временем стерлись из памяти Нади. Но она на всю жизнь запомнила маленький рисунок под стеклом в центре огромной золоченой рамы. «Леонардо да Винчи!», — цокал Глущенко.
Несколько раз соседки — бабушка и ее постоялица — позировали художнику. Шестнадцатилетнюю Надю тогда поразило, что он сразу писал масляными красками, без карандашного наброска. Хватало 2-3 сеанса, и портрет готов. Так на память о теплом соседстве у Нади Задер появился собственный портрет кисти народного художника Украины (1944) Николая Глущенко. Через год заработок девушки на швейной фабрике стал ощутимо выше и они с подругой сняли комнату в другом доме. Больше с соседями-художниками жизнь уже не пересекала.
Шло время. Работник швейной фабрики Антон Омельчук познакомил Надю со своим братом-двойняшкой Петром, студентом техникума путей сообщения. Братья-двойняшки при случае веселили знакомых, показывая свои паспорта. Согласно официальным документам, Антон родился 27 июня 1931 года, а Петр через месяц — 27 июля. Разница в месяц была не природным феноменом, а последствием сгоревших во время войны архивов.
В 1957 году Петр Омельчук окончил техникум и по распределению отправился на железную дорогу Тайшет — Усть-Кут, вотчину «Ангарстроя». Через год, в 1958, приехал в отпуск в Киев. Сыграли с Надей Задер свадьбу и вместе поехали в далекую Сибирь. Обосновались в Заярске, где в 1959 году родился их первенец — сын Костя.
Свой портрет Надя оставила на память старшей сестре Полине, которая так и жила в отчем доме в селе Моровск. А несколько эскизов на плотном картоне с летними и осенними пейзажами киевского соседа-художника много лет украшали сибирский быт молодой семьи, вися на гвоздиках, вбитых в стены. В 1960 году началось наполнение будущего Братского водохранилища, поэтому молодую семью перевели на станцию Вихоревка, выдали квартиру. В городе Вихоревка Надежда Григорьевна прожила всю последующую жизнь. Работала в отделе кадров ОРСа НОД-4 инспектором, старшим инспектором, начальником отдела кадров. При выходе на пенсию перевелась на рабочую должность ревизора. В Вихоревке родился второй сын Борис, внуки. В 2016 похоронила мужа Петра Тодосовича (Федосеевича) Омельчука. Семь лет назад, после смерти старшей сестры Полины, приехала её внучка Ольга и привезла из Моровска портрет юной Нади Задер, который все прошедшие годы висел на стене в отчем доме. Надежда Григорьевна только вынула репродукцию картины Шишкина «Рожь» из рамы, вставила в нее свой портрет на подрамнике. В таком виде он и на фотографии.Неожиданности началось позже, когда внук Роман набрал в Интернете имя художника из бабушкиных воспоминаний — Николай Петрович Глущенко. Народный художник СССР (1976), разведчик-нелегал, украинский «Ван Гог», знакомый Адольфа Гитлера по Берлинской высшей школе изобразительных искусств и один из любимых художников фюрера. Близкий знакомый многих основоположников импрессионизма… В Сети накопилось много публикаций о смелом разведчике и художнике Николае Глущенко.
…В последний день берлинской выставки «нагрянуло» высшее руководство Третьего рейха во главе с министром иностранных дел И. Риббентропом, который вручил организаторам выставки грамоты и ценные подарки. Обращаясь к Глущенко, Риббентроп отметил, что Гитлер высоко ценит талант художника и оценивает его как одного из лучших пейзажистов Европы своего времени, в связи с чем — на память о пребывании в Берлине — дарит ему альбом с собственными акварельными рисунками.Вернувшись в Москву, Глущенко передал этот альбом руководству разведки. Вскоре с акварелями Гитлера захотел ознакомиться Сталин. Альбом вернули художнику, когда началась война…
А эскизы Николая Глущенко, которые согревали яркими красками сибирскую жизнь семьи Омельчук в Вихоревке, со временем перекочевали в старый чемодан, потом их снесли в кладовку многоквартирного дома на улице Дзержинского, где и были непростительно забыты в суматохе переезде по новому адресу. Судьба этих миниатюр Н.Глущенко по сей день неизвестна. Может вывезли на свалку после разбора кладовок, а может, и дальше радуют глаз восприимчивых к красоте других жителей Вихоревки. Правда, сегодня семья младшего поколения Омельчук переехала в Санкт-Петербург, а вмести с ними и портрет их мамы в юности, сработанный кистью известного советского разведчика и украинского художника Николая Глущенко.
Материал впервые опубликован в Живом журнале MUZEJSVETA 12 января 2022 года
Автор: Юрий БОРДОНСКИЙ
Родился 17 сентября 1901 года в уездном городе Новомосковске Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская область). В 1918 году окончил коммерческое училище в Юзовке (ныне Донецк). Вскоре Глущенко по мобилизации зачислили в Добровольческую армию Деникина. Через некоторое время с остатками белогвардейских частей он оказался на территории Польши. Там попал в лагерь для интернированных лиц, а оттуда сбежал в Германию. Занимался в Школе-студии Ганса Балушека в Берлине. В 1920-24 гг. учился в Берлинской высшей школе изобразительных искусств. В 1925 г. переехал в Париж, где испытал влияние французских импрессионистов: К. Моне, Э. Дега, А. Матисса, В. Ван Гога. Создал портреты Ромена Ролана и Анри Барбюса и др. Оформил советский павильон Лионской ярмарки.
К началу 1930-х годов творческий облик Глущенко окончательно сформировался, он выступил как талантливый мастер с собственным оригинальным лицом. Его живописи присуща импрессионистичность, тонкое ощущение декоративной выразительности цвета и свобода выражения.
В 1934 году художник совершил творческую поездку в Испанию на Балерские острова и Майорку. В 1936 году возвратился в Москву, а в 1944 году переехал в Киев.
Живя в Берлине и Париже, Глущенко совмещал амплуа художника и разведчика. При жизни Николая Глущенко о его работе в разведке никто из знакомых и коллег по творчеству не знал. Он был одним из тех, кто заблаговременно (в январе 1940) проинформировал советское правительство о готовящемся нападении фашистской Германии. Эту информацию он получил во время выставки народного творчества СССР в Берлине, на которой он был организатором.
Глущенко работал в различных живописных жанрах, но излюбленной его темой был пейзаж. Такова, например, ранняя серия «Берлинские этюды» (1939), циклы документальных пейзажей послевоенного Киева (1944), картины: «Март на Днепре» (1947), «Киевская осень» (1950), «Оттепель» (1956), «Зимнее солнце» (1956), «Весна в Карпатах» (1957), «Весна под Киевом» (1961), «Майский цвет» (1971), «Май», «Солнце на море» (1974), циклы пейзажей из путешествий по Италии, Франции, Бельгии, Швейцарии и многие другие.
Более тридцати лет искусство Глущенко было непосредственно связано с Украиной. Чарующая красота родной земли, труд людей были постоянным и мощным источником его вдохновения. Множество картин, этюдов, рисунков посвятил он родной природе, её неповторимой красоте.
Глущенко был награжден орденом Трудового Красного Знамени, имел звание Народного художника Украины и СССР, был лауреатом государственной премии им. Т. Г. Шевченко. Картины мастера находятся во многих украинских и зарубежных музеях и частных коллекциях.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ ГЛУЩЕНКО НИКОЛАЯ ПЕТРОВИЧА
Если у Вас есть дополнения и поправки или Вы хотите разместить на сайте «Имена Братска» биографии Ваших родных и близких — СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ!
ВНИМАНИЕ! Комментарии читателей сайта являются мнениями лиц их написавших, и могут не совпадать с мнением редакции. Редакция оставляет за собой право удалять любые комментарии с сайта или редактировать их в любой момент. Запрещено публиковать комментарии содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера, или нарушающие иные требования законодательства РФ. Нажатие кнопки «Оставить комментарий» означает что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.