Лидеры рейтинга

КЕППУЛ ОЛЬГА ПЕТРОВНА - ИМЕНА БРАТСКА

КЕППУЛ ОЛЬГА ПЕТРОВНА

Кеппул Ольга Петровна

26.02.1947 — 24.12.2017

Главный хормейстер народного академического хора «Камертон» (1971). Преподаватель высшей категории МАОУ ДОД «Детская школа искусств № 1». Педагог по вокалу Братского драматического театра (1986). Награждена знаком «Победитель социалистического соревнования 1980 года», грамотой Министерства культуры РФ (2011), почетной грамотой Правления Всероссийского хорового общества (1985) и многими др. Выпускница Восточно-Сибирского государственного института культуры (г.Улан-Уде).

Родилась 26 февраля 1947 года.

С 1954 по 1962 год училась в 8-летней школе села Верхний Куранах (Алданский район Якутской АССР).

Мама — Ружицкая Лариса Иннокентьевна (1925 — 1975) учитель русского языка и литературы.

В 1971 году приехала в Братск вместе с мужем — музыкантом Валерием Александровичем Кеппулом (род.14.11.1939 г.), — после окончания Восточно-Сибирского государственного института культуры (г.Улан-Уде) они были приглашены работать в ДК «Энергетик»: муж на должность художественного руководителя, а жена — хормейстером.

В этом же году они вместе создали хор (капеллу), изначально ориентированный на классический репертуар — знаменитый «Камертон» (на базе Комбината железобетонных изделий,- предп.ред.). Обладающий многоголосьем и высоким исполнительским мастерством, коллектив становится лауреатом и победителем районных, городских, областных фестивалей и конкурсов, участвует в программе Центрального телевидения «Телемост Братск – Москва»; двух Всесоюзных смотрах-конкурсах народного творчества, награждается дипломом Союза композиторов, подписанным его председателем Тихоном Хренниковым и Почетной грамотой Всесоюзного хорового общества. Руководитель хора Ольга Кеппул – почетным знаком победителя Всесоюзного конкурса и медалью лауреата. Хору присваивают звание народного (штатная единица «главный хормейстер народного академического хора «Камертон» при Дворце искусств города Братска (дир.: Крампит О.В.) была сокращена с 01.12. 2012 года).

В 1980 году Постановлением администрации Падунского округа № 26 от 17 апреля была награждена почетной Ленинской грамотой, почетным знаком «Победитель соцсоревнования», ее фотография была выставлена на почетную доску передовиков Социалистического соревнования в честь 110-ой годовщины рождения В.И.Ленина.

В 1985 году награждена почетной грамотой Правления Всероссийского хорового общества под председательством Н.В.Кутузова.

С 1986 года, с самого начала работы Братского драматического театра и до конца жизни занималась вокальной подготовкой актеров.

В 90-е годы разработала и успешно стала применять на практике методику вокалотерапии. В своей работе хормейстера на первое место ставила не развитие вокальных данных (хотя в дальнейшем, конечно, это необходимо), а создание теплого психологического климата.

Занималась научной работой, публиковалась в сборниках научных конференций: всероссийской и международной по проблеме здоровьесберегающего обучения, имеет диплом с правом лечебной практики, участвовала в разработке учебных программ в связи с Реформой профессионального образования в РСФСР.

В 2010 году подготовила к изданию учебно-методическое пособие «Охрана голоса в профессии педагога».

В феврале 2011 года прошла Курсы повышения квалификации «Современные информационные технологии в учебно-воспитательном процессе» и представила собственную разработку: «Речевое и вокальное дыхание –основа мелодикломации».

В 2011 году была награждена Грамотой Министерства культуры РФ (за большой вклад в развитии культуры), Грамотой департамента культуры г.Братска (в связи с 25-летием Братского драматического театра), Грамотой департамента культуры г.Братска (за многолетний вклад в развитии культуры города) и Благодарственным письмом совета ветеранов войны и труда Падунского округа (за большую работу в ветеранском движении).

За период с 1 января 2012 года по 1 января 2013 года Народный академический хор «Камертон» совместно с солистами «Клуба Любителей Русского Романса» вёл активную концертно-просветительскую деятельность: аннотированные сольные хоровые концерты, музыкально театрализованные вечера Русского Романса, привлекая к новой форме музыкального просвещения жителей Братска. В этой работе участвовали солисты «Камертона» — 9 человек, а так же приглашённые солисты из других хоровых коллективов (в том числе учащихся вокального отделения Детской школы искусств № 1 и Детской школы искусств №2). Коллектив «Камертон»: дипломант 1,2,3 степеней смотров-конкурсов («Салют Победа!», «Не стареют душой ветераны»), фестивалей («Сияние России», посвященный 75-летию Иркутской области и 200-летию Иркутской Епархии, «Рождественская звезда» (дипломы III степени 2010, 2011 г.г.) и других.

В феврале 2016 года награждена памятной медалью к 30-летию Братского драматического театра.

Вела на общественных началах по разработанной ею программе «Школу певчих» при Свято-Успенском Храме поселка Падун.

Выпускница Улан-Уденского Государственного Восточно-Сибирского института культуры.

Любила писать стихи.

Умерла 24 декабря 2017 года.

Есть легенда, что самая первая премьера Братского драматического театра (этот день стал днём рождения БДТ) была назначена на день, когда родилась Ольга Петровна Кеппул — 26 февраля. В 1986 году главный режиссер театра Валерий Владимирович Йонаш выбрал именно эту дату для премьеры, потому что узнал, что в этот день родилась Ольга Кеппул, которая в тот момент как раз репетировала к спектаклю песню с актерами. Режиссер заслушался…. и решил.

Источники: 1. старая версия сайта Дворца Искусств города Братска; 2. статья «Хормейстер лечит пением» (читать ниже, автор: Сергей Маслаков); 3. воспоминания Вл.Монахова.

МАТЕРИАЛ С САЙТА БДТ (26.12.2017)

Кеппул Ольга ПетровнаС самого начала работы Братского драматического театра Ольга Петровна занималась вокальной подготовкой актеров. Так случилось, что первую премьеру назначили именно в ее день рождения. С тех пор хоры и ансамбли, соло и дуэты создавались в театре под руководством Ольги Петровны. И музыкальные спектакли своим успехом у зрителей обязаны в значительной степени именно ей. Много сил и любви отдала Ольга Петровна народному академическому хору «Камертон», под ее руководством прославившего Иркутскую область высоким уровнем исполнительского мастерства. Истинный профессионализм, преданность своему делу, ответственность, порядочность Ольги Петровны заслужили глубокое уважение и любовь земляков.

Только год назад в театре чествовали Ольгу Петровну в связи с юбилеем, 70-летием. А теперь мы говорим слова прощания и признательности. Она оставила большое творческое наследие, воспитала немало вокалистов. Искусство Ольги Петровны Кеппул будет жить на сценах Братска.

«ХОРОВОЕ ПЕНИЕ» (сюжет ТРК «Братск», опубликован 5 декабря 2013 г.)

ХОРМЕЙСТЕР ЛЕЧИТ ПЕНИЕМ (автор: Сергей МАСЛАКОВ)

26.11.2012

Однажды в руках у Ольги Петровны оказалась неприятная бумага.

«Уведомление, — рассеянно прочитала Ольга Петровна. – О расторжении трудового договора в связи с сокращением численности (штата). Сообщаем Вам, что в соответствии с приказом от 20. 09. 2012 № 4-шр «О внесении изменений в штатное расписание» штатная единица по должности «Главный хормейстер народного академического хора «Камертон» будет сокращена с 01.12. 2012 года… В соответствии со статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации при увольнении Вам будет выплачено трудовое пособие в размере среднего месячного заработка… Директор МАУК «Дворец искусств города Братска» О. В. Крампит».

Ещё утром Ольга Петровна Кеппул, хормейстер народного академического хора «Камертон», чувствовала себя на коне (всё у неё слава Богу: хор благополучно поёт; театр, где она на полставки обучает артистов вокалу, ставит премьеру; благодарностями хоть стены обклеивай), а сейчас вот дали такого пинка, что другой бы на её месте сник и уже не поднимал носа. Но у неё было своё, давно проверенное средство…

ВОКАЛОТЕРАПИЯ

Камертон Братск

Первые участники будущего «Камертона» концертмейстер — Леонид Гринберг, солисты — Сергей Кочетов и Людмила Наговицына

«Камертон» был её чисто авторским проектом: приехав в Братск в 1971 году вместе с мужем музыкантом Валерием Кеппулом, Ольга Петровна с нуля создала хор (капеллу), изначально ориентированный на классический репертуар. Уже закончилось строительство Братской ГЭС, но город по-прежнему был наводнен разного рода туристами и международными делегациями. Академический хор то и дело поет для них на вечерах дружбы, концертах, и иностранцы приятно удивлены – в Сибири, оказывается, есть не только матрешки и кокошники, но и знатоки классики, владеющие многоголосьем и высоким исполнительским мастерством. «Камертон» становится лауреатом и победителем районных, городских, областных фестивалей и конкурсов, участвует в программе Центрального телевидения «Телемост Братск – Москва»; двух Всесоюзных смотрах-конкурсах народного творчества, награждается дипломом Союза композиторов, подписанным его председателем Тихоном Хренниковым, и Почетной грамотой Всесоюзного хорового общества. Руководитель хора Ольга Кеппул – почетным знаком победителя Всесоюзного конкурса и медалью лауреата. Хору присваивают звание народного…

Камертон Братск

Солистки Марина Владимирова и Екатерина Ярая

Работая по совместительству в музыкальной школе, Ольга Петровна невольно стала замечать, что педагоги часто срывают голос, и это заставило её заняться изучением сберегающих здоровье методик. Основные требования этих методик, на первый взгляд, просты: не обжигай горло спиртным и острой пищей, не застужай и т. д. Но этого было мало. Методикам не хватало глубокой психологической составляющей. Голос – это ведь наша внутренняя сущность, думала Ольга Петровна. Если я буду молчать, то никто и ничего обо мне не узнает…

Ольга Петровна перелопатила кучу литературы по физиологии и анатомии человека, по восстановительным системам Востока и Запада, но и это не дало необходимых знаний, и в 1991 году, когда подвернулся случай, прошла полный курс Джуны Давиташвили по бесконтактному массажу, а чуть позже – курсы по суггестологии-гармонизации причинно-следственной связи, техники высшей саморегуляции и медитации, развитию планетарной биоэнергетики и прямого видения в Международном центре экспериментальной парапсихологии «Храм бессмертия Черный лотос». Для кого-то это может показаться слишком экзотичным, но Ольга Петровна зря время не потеряла – здравое зерно есть даже в самых запредельных теориях, важно только его увидеть и отделить от плевел (общеизвестно ведь, что такие серьезные ученые, как Менделеев и Эйнштейн, увлекались алхимией).

Камертон» академическая хоровая капелла

«Камертон» (академическая хоровая капелла, «народный коллектив»)

«Приходилось искать в работе всё новые и новые точки опоры, изобретать стимуло-способы отдельно для каждого члена коллектива и только потом делать концертные программы, — писала Ольга Петровна в своей дипломной работе. – Этот живой опыт помог системно осмыслить процессуальную сторону становления нового состояния души человека и человеческих отношений через творчество и сделать следующие выводы: хормейстер должен владеть медико-биологическими знаниями и умениями»…

Но методика вокалотерапии с её многочисленными профессиональными приемами, по мнению Ольги Петровны, абсолютно ничего не стоит, если не будет соблюден основополагающий принцип – гуманистический подход к каждому человеку. И не случайно в своей работе хормейстера на первое место она ставила не развитие вокальных данных (хотя в дальнейшем, конечно, это необходимо), а создание теплого психологического климата. В 2007 году в Иркутском педагогическом университете она сдает кандидатские экзамены по специальности «педагогическая психология».

Правильно организованное пение в хоре само по себе несет оздоровляющий эффект. Наблюдая за певчими, Ольга Петровна констатирует: «Поющие уходят от будничных проблем… Их глаза одухотворены, меняются лица. Даже осанка и походка делаются другими. Появляется выразительность, артистичность, что говорит о новом, уважительно-утверждающем знании о своих творческих возможностях». Это состояние, проецируется на весь коллектив, и теперь его можно назвать радостью, восхищением, катарсисом.

Всё это высшие положительные эмоции, которые благотворно действуют не только на психику, но и в целом на организм человека, укрепляя его защитные силы.

«ДАЙ МНЕ СЛЕЗАМИ ВЫПЛАКАТЬ ГОРЕ»

Ольга Петровна идет по городу – навстречу одни знакомые, и все спрашивают:

— Ольга Петровна, а правда, что хоры разгоняют?

Ольга Петровна и не знает, что ответить.

Уведомления о сокращении, действительно, получили несколько коллективов Дворца, верой и правдой служивших ему много лет. Но неприятности начались не вчера, не сегодня, а несколько месяцев назад, когда руководителей коллективов известили о том, что за всё надо платить – за свет, тепло, квадратные метры. Бухгалтерия простая – с каждого члена хора по двести рублей с копейками в месяц. Ольга Петровна не знала, смеяться или плакать: костяк хора – ветераны, те, кто строил город (и, может быть, этот дворец), теперь должны платить за то, что несут людям радость?

— Да лучше я свою зарплату отдам, — заявила она тогда в сердцах.

Камертон Братск

Народный академический хор «Камертон» 20 апреля 2011 года на своем юбилейном концерте (40 лет)

Такого не было даже в нахально-голодную перестройку, в те злополучные годы, когда старый дворец был снесен (она до сих пор слышит удары железной болванки по его стенам), а новый еще не построен. «Камертон» разбросали частями по разным местам – кого в КТОЗ, кого в «Пельменную», кого в школу, но никому и в голову не пришло распустить хор, а уж тем более, брать с него деньги. Что же сейчас-то происходит? С вечера по центральному телевидению Ольга Петровна смотрит запись встречи президента с деятелями культуры, и он говорит, что надо заняться нашей нищей культурой, а придя на работу, она встречает коллег с «волчьими билетами» в руках. Директор дворца искусств говорит, что на нее давят сверху, заведующая отделом культуры заверяет, что всё будет хорошо, глава администрации в торжественной обстановке говорит, что «Камертон» — это больше, чем культурное явление, а потом – всех за порог…

Нельзя так людей оскорблять, думает Ольга Петровна. И люди-то какие! Первосортные. Все 33 человека. Взять, к примеру, концертмейстера Светлану Борисовну Струкову. Пианист от Бога. Знаменитый Мацуев, с которым она поддерживает товарищеские отношения, не раз выражал сожаление по поводу того, что она оставила сольную карьеру, и радовался за ее учеников. Солист хора Виктор Садыевич Шукуров во время учебы в Ленинградском политехническом институте занимался в оперном классе, объехал с гастролями всю Европу. В Братске работал на руководящих постах комбината железобетонных изделий, а после того, как большая часть заводов закрылась, перепрофилировался и открыл мастерскую по производству обуви «Каблучок». И всегда пел.

Александр Васильевич Сарычев приехал в Братск по комсомольской путевке, работал на кране, и в те годы, когда другие разъезжались по родным пенатам, продолжал строить город. Здесь у него выросли два сына, и появилась еще одна семья – хоровая, переживает за которую он, как за родную. Это взаимно. Во время сольного концерта Сарычева хор разве что не молился…

Александр Васильевич недавно захворал, уехал лечиться в Иркутск, но едва оклемавшись, позвонил:

— Ох, и соскучился… Во вторник и в пятницу (дни репетиций хора – авт.), с шести до восьми, пою вместе с вами…

Помолчав, спросил:

— Ольга Петровна, у вас всё в порядке?

О произошедшем знали лишь староста хора Зинаида Яковлевна Бильде, недавно оставившая по семейным обстоятельствам свой пост, и её правопреемница Екатерина Викторовна Косарева. Остальных Ольга Петровна решила не тревожить. Одно неосторожное слово – и вся её многолетняя вокалотерапия может пойти насмарку. Но слухи, по всей видимости, каким-то образом дошли до него.

— Я справляюсь, — уклончиво ответила Ольга Петровна. – Мы со Светой держимся, и нас никто никогда не победит…

Света – Светлана Борисовна Струкова, пианист от Бога, к тому времени официально уже не работала (ее вежливо попросили написать заявление об увольнении по собственному желанию, мотивируя это тем, что у города нет денег на ее содержание). Светлана Борисовна осталась без четырех тысяч своей зарплаты, но продолжала аккомпанировать хору.

Получив уведомление, Ольга Петровна, уныниям не предалась. Первые несколько минут чувствовала себя как в тумане (в такие моменты, наверное, и случаются инфаркты), но потом всё прошло. За долгие годы учебы она не раз слышала от своих преподавателей, что по натуре она боец, — ну, вот и представился случай проверить это. С чего начать? Наверное, нужно выяснить, кто инициатор всех этих пертурбаций. А к чему? Главное — во что бы то ни стало сохранить коллектив…

Рассуждая так, Ольга Петровна почувствовала вдруг, что ещё немного и расплачется: ну как же так, работала-работала – и вот благодарность…

Нужно было срочно принять «лекарство» — петь. В шесть часов вечера, как ни в чем ни бывало, она пришла на репетицию. Пели Генделя: «Дай мне слезами выплакать горе». Хор не догадывался, что их руководителю сегодня указали на дверь, и пел с небывалой энергетикой…

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:
ИЗВЕСТНОМУ МУЗЫКАНТУ И ПЕДАГОГУ БРАТСКА ВАЛЕРИЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ КЕППУЛУ СЕГОДНЯ 75 ЛЕТ
СВЯТАЯ К МУЗЫКЕ ЛЮБОВЬ (автор статьи об Валерии Александровиче Кеппуле: Алла ТИРСКИХ)

 


ВНИМАНИЕ! Комментарии читателей сайта являются мнениями лиц их написавших, и могут не совпадать с мнением редакции. Редакция оставляет за собой право удалять любые комментарии с сайта или редактировать их в любой момент. Запрещено публиковать комментарии содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера, или нарушающие иные требования законодательства РФ. Нажатие кнопки «Оставить комментарий» означает что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +1 (from 1 vote)




Рейтинг:
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 4.2/5 (13 votes cast)
| Дата: 13 марта 2019 г. | Просмотров: 2 278