Лидеры рейтинга

Корнилов В.-ПЛОДЫ ВЗРОСЛИ НА БЛАГОДАТНОЙ НИВЕ (Размышления о творчестве А.В. Казакова) - ИМЕНА БРАТСКА

Корнилов В.-ПЛОДЫ ВЗРОСЛИ НА БЛАГОДАТНОЙ НИВЕ (Размышления о творчестве А.В. Казакова)

КАЗАКОВ АНАТОЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ( Братск, Иркутской области)

КАЗАКОВ АНАТОЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ( Братск, Иркутской области)


Анатолий Владимирович Казаков родился в г. Братске 29 января 1966 года. Отец после рождения сына вскоре оставил семью, поэтому детство и юность Анатолия прошли в родном городе рядом с мамой и такими же, как и он, сверстниками, родители которых приехали по зову сердца в Братск на строительство одной из крупнейших в мире ГЭС.

Народ на стройке был сплочённый, не избалованный комфортом жилищно-бытовых условий. Большая часть братчан жила в холодных, насквозь промерзаемых и продуваемых ветрами, бараках. Но бытовые неудобства и суровый сибирский климат не сломили этих волевых, романтически настроенных людей, а лишь закалили их характеры… Да и подростки, глядя на своих легендарных родителей, росли и мужали вместе с ними. Таким волевым характером наделён и Анатолий Казаков, чей самобытный талант прозаика пробудился недавно, но смог уже обратить на себя внимание более профессиональных литераторов.

В свободное от трудовой деятельности время Анатолий посещает занятия в литературном клубе «Братские роднички», где вместе с другими начинающими поэтами и прозаиками постигает азы профессионального мастерства. Его рассказы и сказки публиковались в журнале «Сибирячок», в городских газетах, а также выходили в отдельных брошюрах, изданных в братских типографиях.

…Теперь обратимся непосредственно к его произведениям. Проза Анатолия Казакова пронизана светом добра и любви к русскому православному человеку, не совсем утратившему еще своих нравственных и духовных понятий, таких как: совесть, честь, сострадание, долг перед Отечеством и других, не менее важных качеств, воспитанных веками в душах наших замечательных сородичей.

В «Сказке о маленьком мальчике» не только затронута одна из главных проблем современного бытия – это сохранение в человеческих душах чувства сострадания и милосердия, которых так порой недостаёт нам сегодня, – но и успешно решена автором. Главный герой этой удивительной сказки – маленький мальчик, оставшийся после смерти родителей без крыши над головой и без средств существования, который поведал однажды свою печальную историю известному солисту, приехавшему в их город на гастроли. И тот, будучи человеком добрым и жалостливым, из чувства сострадания взял его жить к себе…С годами мальчик вырос, и сам стал прекрасным певцом, гастролируя, как и его покровитель, с концертами. Но никогда не забывал он о сиротах и о нищих детях, щедро одаривая их сладостями на улицах…

На этом, казалось бы, сказку можно было и закончить, но автор прозорливо уходит от такого банального приёма. В конце сюжета его герой встречает в точности такого же, как и сам в начале этой трогательной истории, оборванного мальчика. Эти случайно встретившиеся две родственные судьбы и делают финал сказки завершённым.

В сказке «Медведь и Птичка» Казаков гармонично выстраивает картину Божьего дома, в котором мирно уживаются звери и птицы, где законы извечного бытия в Природе не нарушают ее равновесия.

В рассказе «Зависть и доброта» ярко освещена автором с нравственных позиций тема вечного противоборства добра и зла. Главный герой, Семён, – человек семейный и уже не молодой, полжизни отдал он добросовестной трудовой деятельности. «Мальчишкой еще пришел на завод, мужики всему научили: и у станка стоять, и сварщиком, и слесарем работать. После армии обратно на завод вернулся. Женился на своей любимой невесте Насте, двоих детей родили – сына и дочку. Вскоре молодой семье выделили квартиру. По праздникам ходили на демонстрации… В общем биография у Семёна такая же, как и у многих в России».

Но настал 1993-й год, когда из-за постоянных задержек с выплатой зарплаты, жить стало невмоготу. И Семён, посоветовавшись с женой, ушел с завода. Продав квартиру и старого «Жигулёнка» и обзаведясь частным домом с живностью, вновь зажили дружной семьёй. «Работать приходилось много. Купили корову. Семейное дело потихоньку разрослось и уже насчитывало тридцать свиней. Строили планы на покупку грузовой машины…

По соседству с ними жила непутёвая, пьющая семья – Гриша и Света. У них тоже было хозяйство, если это так можно назвать. Григорий работал на том же заводе, откуда ушел Семён… А Света работала нянечкой в детском саду и подворовывала там еду». Григорий со Светой ненавидели успешных соседей и постоянно из чувства зависти устраивали им всякие подлости и козни, не совместимые с элементарными понятиями человеческой совести.

И только доброта Семёна и Насти и их порядочность сумели победить зло, воплощённое завистью в Григории и Светлане.

…С чувством саднящей горечи и глубокого сострадания к брошенной вместе со стариками деревне, к ее опустошённой, бесхозной земле, заросшей бурьяном, написан Анатолием Казаковым рассказ «Защитник земли русской».

Главный герой повествования, Иван Данилин, – человек нравственно честный и работящий, пользующийся на родном предприятии заслуженным уважением. Никакие жизненные неудобства и невзгоды: ни работа в пыльном и грязном цеху, ни развод с женой и разлука с сыном, уходящим в армию, не смогли надломить его душевных сил, хотя и сильно подорвали здоровье. Но, как говорится, в любой тупиковой ситуации всегда есть выход. Вот и вспомнился тогда Ивану «родной до боли деревенский домик», который после смерти родителей он не навещал уже шесть лет.

Сколько волнительных часов провёл он за рулём по дороге к своей деревеньке, наблюдая за тем запустением, которое царило вокруг. Только человек, унаследовавший с молоком матери законы земного отеческого бытия, мог с такой щемящей сыновней болью почувствовать для себя эти эпохальные потрясения, произошедшие на селе. «Въехав в деревню, горестно сразу стало на душе: Центральная дорога почти заросла травой. «Да, раньше бы такого в жисть не было. Коровы с овцами, козы всё бы повыщипывали».

И вот он, как будто из русских сказок, с покосившимся напрочь крыльцом, вросший в землю почти до ставень, даже в таком жалком виде, по-прежнему самый дорогой и милый сердцу, домишко».

Далее мы узнаём от деда Сергея, первым встретившего Ивана, что в их прежней деревеньке из 54-х домов обжиты всего несколько, в которых доживают свой век четырнадцать немощных стариков.

По-сыновнему тепло и приветливо встретил их Иван в тот памятный для всех вечер в своем домишке. Засияли лица старичков, услышав в его умелых руках заливистые переборы гармони. Ожила деревенька. Появился теперь у старичков помощник да еще и с машиной. Навёл порядок Иван на своем подворье, подлатал домишко, поправил покосившийся палисадник, заготовил на зиму сена. Вскоре взялся он и за кладбище. «Поставил новые, деревянные кресты на могилах родителей, да и всем старикам помог в этом деле. Данилины завсегда славились руками «золотыми». Старики нарадоваться не могли на Ивана. И пошутит, и поможет. На празднике на гармони так залихватски играет, что бабуси в пляс идут, забыв про свои радикулиты».

Щедро одаривала прежде отчая земля высокими духовными и нравственными качествами души людей. Вот и Ивана не обошла. Узнав, что в соседней деревне трое сироток остались одни без родителей, которые «угорели от пьянки», Иван тут же решил усыновить их. Теплом и лаской сумел он сразу покорить и расположить к себе их доверчивые сердечки. Вся деревня помогала ему растить ребятишек. «Ничего, гвардейцы, прорвёмся! – размышлял Иван. – Не замечу, как и подрастут у нас в деревне ее будущие защитники».

Не менее актуальны своей затронутой проблематичностью и рассказы: «Никифор», «Деревня и город», «Тимофей», «Бомж», «Три сердечка» и др. Но разговор о них пойдёт уже в другой статье…

Врожденная духовность и активная гражданская позиция, присущие творчеству Казакова, выгодно отличают его любимых героев от людей преуспевающих, но меркантильных, в жизненное кредо которых заложены принципы алчности и наживы.

…Анатолию, навещавшему в детстве да и позже, когда он обзавелся уже своей семьёй, родную бабушку, – жившую в небольшой деревеньке Леметь Горьковской области Ардатовского района, – как никому другому, хорошо известен тот, «доперестроечный», кондовый деревенский уклад жизни, где знали цену не только выращенному урожаю, но и душевным качествам каждого односельчанина…

Выбирая темы для своих рассказов, он постоянно обращается к людям, живущим и поныне на отеческой земле трудом, политым обильно потом. Отсюда та, воспроизведённая автором, правда жизни и доверительность интонаций его героев.

Заканчивая краткий анализ вышеназванных произведений Казакова, считаю необходимым отметить некоторые особенности его литературного стиля. Ему присущи простота изложения мысли и доступность восприятия сюжета, идущие не от интеллектуального убожества автора, а от той изящной простоты, именуемой талантом, который тщательно отбирает для создания того или иного художественного образа необходимые средства выражения: ибо Анатолий Казаков – сам прекрасный знаток исконного русского языка, сохранивший в себе от своих старших сородичей его богатство и поэтичность в первородном деревенском звучании.

Поэтому язык его героев не засорён сленгом или новомодными иноземными словечками, а по-сибирски колоритен и художественно выразителен. Он психологически очень точно создает те или иные жизненные ситуации, характеризующие поступки героев. Да и сами они, не придуманные автором безликие, без плоти и крови, марионетки, – а взятые из жизни и наделённые ей нравственными или противоречащими законам православного бытия, чертами характера. Врождённые благородство и порядочность – являются естественными для поведения многих героев Казакова.

Размышляя о главных литературно-художественных качествах, представленных мной в статье произведений, я не пытался заострить внимание на отдельных, незначительных, огрехах в стиле или в языке Анатолия Казакова, говорящих о случающихся изредка эпизодах косноязычия автора. Но в целом это ничуть не умаляет истинных достоинств его самобытной прозы…

Сам же Анатолий – человек глубоко верующий, почитающий законы Русской церкви. Потому и плоды его творчества взросли на благодатной духовной ниве, именуемой Русским Православием.

Владимир КОРНИЛОВ член Союза писателей и Союза журналистов России, член Международной Гильдии Писателей, руководитель литературного клуба «Братские роднички».

30 декабря 2007 г. – 15 января 2008 г.

Источник: Официальный сайт израильского литературного журнала «Русское литературное эхо»

БИОГРАФИЯ АНАТОЛИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА КАЗАКОВА

Если у Вас есть дополнения и поправки или Вы хотите разместить на сайте «Имена Братска» биографии Ваших родных и близких — СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ

ВНИМАНИЕ! Комментарии читателей сайта являются мнениями лиц их написавших, и могут не совпадать с мнением редакции. Редакция оставляет за собой право удалять любые комментарии с сайта или редактировать их в любой момент. Запрещено публиковать комментарии содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера, или нарушающие иные требования законодательства РФ. Нажатие кнопки «Оставить комментарий» означает что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)




Рейтинг:
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 5.0/5 (10 votes cast)
| Дата: 27 сентября 2012 г. | Просмотров: 2 289