Лидеры рейтинга

МАРГАРИТА КОРСАНОВА: МУЗА СЧАСТЬЯ И ВДОХНОВЕНИЯ

МАРГАРИТА КОРСАНОВА: МУЗА СЧАСТЬЯ И ВДОХНОВЕНИЯ


МАРГАРИТА КОРСАНОВА: МУЗА СЧАСТЬЯ И ВДОХНОВЕНИЯ

Заведующая кафедрой эстетического образования гимназии №1 Маргарита Корсанова – одна из ярких звезд в педагогической среде Братска. Она высококлассный профессионал, автор уникальных обучающих методик. Высокообразованна, эрудированна, легко ориентируется в современном мире. И главное — она искренне любит свою профессию и стремится передать эту увлеченность своим ученикам.

Установка на успех

Давным-давно,  когда будучи молодым специалистом Маргарита Васильевна провела открытый урок для немецкой делегации, первый руководитель департамента образования Алексей Иноземцев заметил: «Корсанова у нас еще заслуженным учителем станет». Вряд ли тогда кто-то всерьез воспринял эти слова, но они оказались пророческими. Маргарита Корсанова словно получила установку на успех. Сегодня она – отличник народного образования России. В настоящее время на подписи у президента страны находятся документы по ее награждению медалью ордена «За заслуги перед отечеством» II степени.

Свою педагогическую деятельность уроженка Твери, детство и юность которой прошли в Подмосковье, начала в Братске, в школе №9. Дети здесь были трудные, но они обожали учительницу пения, да и коллеги во главе с замечательным директором Алексеем Терпуговым ценили и любили молодого специалиста и  способствовали ее творчеству. И она была счастлива, что выбрала такую профессию.

Но случались и трудные моменты, когда хотелось уйти. Тогда Алексей Иноземцев, с которым она делилась своими сомнениями, не уставал повторять: «Никогда не изменяй своей профессии. Ты нужна школе». Теперь она своих воспитанников призывает к тому же: не изменять своему таланту, ибо, если дан такой дар от Бога, его надо развивать.

Сама она постоянно училась. Каждый год ездила на семинары и конференции в Москву, Санкт-Петербург. Приезжая в столицу, первым делом спешила с большой сумкой на улицу Кропоткинскую, в институт художественного образования к своей наставнице,  директору вуза, профессору Людмиле Школяр за новыми книгами по эстетическому образованию школьников.

В начале 80-ых Алексей Иноземцев предложил талантливой учительнице возглавить музыкальный театр в центре детского и юношеского творчества. И снова Маргарита Корсанова попала в прекрасный коллектив творческих людей, вместе с которыми создавала удивительные проекты.

Энергичного руководителя театра вскоре заметила директор гимназии Диана Шкерина и пригласила работать заместителем по эстетическому образованию. За плечами Корсановой было академическое образование – музыкальное училище и институт культуры, а также  большой опыт работы в просвещении,  потому она  согласилась, не раздумывая.

Детей нет, есть люди

Вот уже 20 лет она заведует кафедрой эстетического образования. Из них 15 лет вела уроки музыки,  открыла школу сольного пения. Ребята в ее школе не просто поют. Сначала они изучают материал. Потом создают образ, используя для этого не только вокал, но и мимику, пластику, танец. Недаром ее школа получила название «Театр песни «Вдохновение».

Корсанова гордится коллективом, который создала, и своей авторской программой «Единство многообразий», которая успешно работает. «Природа ребенка адекватна природе искусства, — разъясняет суть своей программы моя собеседница. — Когда ребенок через единство многообразия входит в контекст проблемы, ему комфортно. Он мотивирован, счастлив, ему интересно общаться и с учителем, и с текстом. Поэтому мои ученики охотно поют и джаз, и этнос, которые я синтезирую в мюзиклах».

Маргариту Васильевну приглашали работать в творческие коллективы Омска и Ангарска, в Кемеровскую академию культуры и искусства, в московскую гимназию. Но она осталась в Братске, где с большим воодушевлением учит детей  любить и понимать музыку. Ее театр песни «Вдохновение» стал брендом гимназии. Его любят, на него идут.

Еще одно достояние Корсановой –  специализированные классы изобразительного искусства, которые недавно по причине кризиса преобразованы в филиал школы ремесел. «Это был оазис красоты! Какие у нас  работали прекрасные педагоги! Композиция, живопись, рисунок, декоративно-прикладное искусство – все им было подвластно. Многие выпускники этого класса сегодня работают художниками», — с гордостью рассказывает музыкант по образованию.

На вопрос «Для чего нужен учитель?» Маргарита Васильевна неожиданно ответила: «Чтобы человек был счастлив». И пояснила, что человек счастлив, когда познал себя, а помочь ему в этом может только учитель, чья миссия — служить детям. Для этого он должен обладать терпением и высочайшим профессионализмом, который в свою очередь включает артистизм, новаторство и знание психологии.

Работа для Маргариты Корсановой – это жизнь, а не способ к существованию. Она могла бы безбедно жить, открыв частную вокальную школу. Но ей нравится работать в гимназии, которая носит имя ее наставника. К тому же здесь есть возможность общаться с коллегами, ведь у нее поют не только ученики, но и учителя. И самое главное – она видит результат своей работы, успехи учеников. Ее воспитанники сегодня учатся в институтах Москвы, Санкт-Петербурга, являются президентскими стипендиатами, победителями всевозможных конкурсов.

Еще большей радостью для нее являются июльские встречи с бывшими воспитанниками, ныне студентами столичных вузов. Это — Антон Лобанов, Катюша Сизова, Федор Темников, Аннушка Богданова, Мариночка Литвинова, Максим Ошкин, Юлия Лазаренко и многие другие. «Мы собираемся. Много говорим и еще больше поем. Для меня эти встречи – самое большое счастье», — делится учитель.

Она любит повторять: «Детей нет, есть люди» и считает, что с ребятами не надо сюсюкаться, с ними надо общаться на равных. Надо их уважать и стараться оберегать от грубости, хамства и пренебрежения.

Маргарита Корсанова — опытный методист. Ее  методика индивидуальной траектории профессиональной сформированности учителя признана лучшей в Братске. Все аттестации она проходит на «отлично». В прошлом году комиссия по аккредитации школы настойчиво рекомендовала Корсановой распространить свой опыт на регион, а лучше — на всю Россию. При расставании член комиссии, замдиректора Саянской школы сказала Маргарите Васильевне: «В этой гимназии все дышит Вами и Вашим коллективом «Вдохновение». В толпе гимназистов без труда узнаешь лица Ваших учеников».

Семья и школа как оплот культуры

Но Корсанова мечтает о том времени, когда эстетическое образование станет важной составляющей образования в целом во всех школах страны. На одном из заседаний президент России призвал: «Дорогу эстетическому образованию! Его надо развивать!». Казалось, лед тронулся. Но буквально на второй день об этом замолчали. Снова вышел премьер-министр и стал говорить о необходимости развития физкультуры, о модернизации и информационных технологиях, эстетика и культура опять ушли на задний план. Исчез куда-то и документ под названием «Наша новая школа – школа опережающего развития», где первым пунктом было записано, что надо давать возможность развиваться  одаренным детям. Все это очень тревожит Маргариту Корсанову, которая убеждена в необходимости программы интеграции образования и культуры.

Сегодняшние школьники максимально загружены, у них зачастую нет времени на посещение выставок. Так пусть передвижные выставки разместятся в школах. Пусть сюда приходят художники, композиторы, поэты, пусть выступают перед учениками.

Музыкальные школы и училища могли бы готовить лектории для ребят, проводить городские фестивали. Нужны совместные культурные мероприятия для детей и родителей, чтобы они вместе ходили в театр, на хореографические вечера, вместе пели и танцевали. «Профессионалам от культуры и образования следует сообща обсудить, какую программу дать детям, чтобы они возрадовались. В этой программе должно быть место и для современного искусства, и для классического», — убеждена педагог. Когда-то она разрабатывала городскую программу «Талант», но поддержки администрации города не почувствовала и переделала ее в школьную программу «Мир искусства». Между тем, она и сегодня мечтает о детской филармонии и университете искусств в Братске.

Маргарита Васильевна радуется, что в вузах наконец ввели предмет «Этика менеджмента», который предполагает воспитание культуры, а за этим следует, что человек должен быть просвещен во всех областях, чтобы с ним было интересно поговорить на любую тему. Такой менеджер сможет заразить своей культурой и окружающих.

По мнению педагога, возрождение культуры в обществе необходимо начинать с семьи. Семья должна вернуться к давним традициям — домашнему музыцированию, домашнему театру и домашнему чтению. Дома должна быть не шикарная мебель, а роскошная фонотека, прекрасная библиотека. Неправда, что дети не любят книги. Они с удовольствием рассматривают красивые  альбомы по искусству. Родители должны возить ребенка не в Турцию, а по святым местам, культурным столицам, где можно впитать живое искусство.

«Отложите дела, посмотрите с детьми альбомы великих художников, послушайте вместе музыку, поговорите об этом. Вы очень скоро почувствуете, насколько ближе становитесь, как интересно общаться со своим чадом. Старайтесь понять и принять культуру ребенка, а не говорить, мол, что ты дурь всякую слушаешь. Не обедняйте себя», — призывает Маргарита Корсанова.

Молодежь сегодня воспитывают телевидение, Интернет, учитель, родитель, улица. Чтобы разобраться в этом море информации, понять, что такое хорошо, а что такое плохо, нужна база, нужен иммунитет. Таким иммунитетом, по мнению Корсановой, может служить только понимание истинного искусства. И развить это понимание помогают учителя музыки, живописи, танца. Но для этого им нужно создать определенные условия. Сегодня преподавание музыки предполагает присутствие компьютера, синтезатора, микрофона и другой аппаратуры, причем высокого уровня. Изобразительное искусство надо преподавать при наличии мольбертов. Рисование на листочке вряд ли воспитает хороший вкус. И, конечно же, для воспитания вкуса необходимы хорошие образцы. Это просмотры мюзиклов и опер, виртуальное посещение музеев и выставок. Благо в эпоху  Интернета перед человеком открыты большие возможности для  приобщения к высоким образцам отечественной и зарубежной культуры.

Венера ЛИСКИНА Фото автора

Источник: ИА «ФедералПресс – Восточная Сибирь» (www. sibinform.com)

    Данный материал доступен в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 2.5






Рейтинг:
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 5.0/5 (2 votes cast)
| Дата: 7 октября 2010 г. | Просмотров: 1 312