ОДНАЖДЫ, 30 ЛЕТ НАЗАД… - ИМЕНА БРАТСКА
ОДНАЖДЫ, 30 ЛЕТ НАЗАД…
30 лет назад, 15 января 1990 года директором школы-новостройки №44 (сейчас — гимназия №1 имени А.А.Иноземцева) была назначена Диана Николаевна Шкерина. Истории появления, становления нового для нашего города учебного заведения и о тех, кто стоял у истоков успехов гимназистов эта статья.
Гимназия №1, носящая имя почетного гражданина города Братска, легендарного лидера образования Алексея Александровича Иноземцева — одно из учебных учреждений, в которое стремятся попасть как ученики, так и педагоги, о победах которого говорят и гордятся руководители Братска.
А кто же вывел это учреждение в лидеры? Каким оно было раньше? Кто был первым? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо окунуться в историю. Термин «Гимназия» появился еще в Древних Афинах. Учреждения с одноименным названием существовали в дореволюционной России (первые гимназии были открыты еще Петром I), а также в европейских странах. В гимназиях, в отличие от других заведений, делался упор на гуманитарные дисциплины, велось преподавание древних языков (в основном, древнегреческого и латыни), и они давали право для поступления в университет.
Идея создания гимназии в Братске не могла принадлежать одному человеку. Безусловно, основная заслуга принадлежит первому директору гимназии Диане Николаевне Шкериной. Но одной идеи недостаточно. Требовалась руководящая поддержка, понимание и осознание необходимости в таком учреждении со стороны городской администрации. Поэтому и сегодня искренними будут слова признательности в честь Александра Александровича Слободчикова (в 1992 году – начальника городского управления народным образованием), Александра Владимировича Доскальчука (председателя Центрального райисполкома), Аллы Алексеевны Беспаловой (заместителя председателя Центрального райисполкома), Ларисы Павловны Бабичевой (руководителя отдела народного образования) и многих других людей, чьими стараниями и усилиями произошло движение к школе инновационного типа. Почему же выбор пал именно на школу №44?
Это было время, когда градостроители ежегодно сдавали в эксплуатацию образовательное учреждение. Школу № 44 (позже гимназию) строили опережающими темпами, поскольку соседняя — третья, была до отказа заполнена юными новоселами 17 микрорайона. Поэтому новоселье в 44-й отмечали в середине учебного года, а не первого сентября, как обычно.
Директором новой школы была назначена Диана Николаевна Шкерина, как сегодня сказали бы, человек креативный и с серьезным опытом педагогической и руководящей работы. Она мечтала создать школу эстетичной направленности и гармоничного развития личности ребенка. Диана Николаевна Шкерина уже имела внушительный педагогический опыт (в школах №№2, 32, 34, которые тоже превратились в образцовые образовательные учреждения), а с 15 января 1990 года стала директором школы-новостройки №44. Именно она взяла на себя все риски и всю меру ответственности по открытию учебного заведения в зимнее время, по набору учащихся в середине учебного года, по привлечению и организации кадрового состава. Еще до открытия, в декабре 1989 года, она приняла на работу первых 15 учителей, 11 из которых успешно трудятся сегодня. В их числе Александр Ефимович Золотухин, учитель технологии. Сначала он строил здание, затем оборудовал мастерские, 20 лет прививает мальчишкам привычку к труду, растит мастеров. Константин Александрович Яковлев – заместитель директора и учитель биологии. А еще 15 лет назад он возглавил городское представительство всероссийской научно-социальной программы «Шаг в будущее», созданное на базе гимназии, и проводит городские научно-практические конференции «Юные исследователи – будущее Братска!», организует участие школьников Братска в конференциях «Шаг в будущее» регионального и общероссийского уровня. Это помогло большому числу братских школьников заняться исследованиями, добиться высоких результатов, найти себя в будущем.Диана Николаевна создавала условия для созидательного творческого труда, подавала пример для педагогов школы. Изначально задача коллектива была направлена на поиск новых прогрессивных путей получения образования, создание условий для всестороннего развития и самореализации личности. И это было немыслимо без поддержки учащихся и родителей, без веры в свои силы, в педколлектив. Директора и всех заместителей всегда волновала идея поднять выше планку среднего образования в конкретно взятом учреждении. Для этого был взят курс на углубленное изучение предметов по филологическому, математическому, естественно-научному и эстетическому профилям. Начальные классы взяли на вооружение методику развивающего обучения. В старшей школе существовали спецклассы ИЗО, оформлявшие огромное количество выставок, вернисажей, интерьеров для спектаклей и концертных программ. Выросла и набрала силу система дополнительного образования, благодаря которой и сегодня творческим коллективам гимназии – театру танца «Карусель» и театру песни «Вдохновение» — нет равных в городе. А самое главное, что было создано директором, педагогами, родителями и детьми – это дух гимназии. Что-то неуловимое, обволакивающее теплом, уверенностью и желанием двигаться вперед.
Самое удивительное качество Дианы Николаевны – умение ничего не бояться и всегда верить в успех. Педагоги выполнили поставленные задачи. И титанический труд завершился успехом. 22 апреля 1992 года коллегия городского управления приняла решение открытии школы гимназии на базе средней школы №44 с 1 сентября 1992 года (утвердив приказ ГлавУно №393 от 12 мая 1991 г.).
Коллектив гимназии на протяжении ряда лет реализует концепцию поликультурного образования коммуникативной направленности и многоязычной лингвистики. Учащиеся гимназии ежегодно занимают призовые места в конкурсах и олимпиадах всех уровней (от городского до международного). В гимназии сильны культурно-творческие традиции – это массовое проведение праздников и внеклассных мероприятий (фестиваль искусств, театральные постановки и капустники, «Екатерининские гуляния», «День Солнца», концертные программы «Снежная рапсодия», «Сыны Отечества» и другие). Гимназическая газета «Надежда» также была первой школьной газетой (издается с 1994 года), опыт издания которой переняли вскоре и другие школы Братска. Именно в гимназии нашли своё призвание 8 лучших педагогов, лауреатов премии Президента России. Они в числе первых по всей стране были награждены премией в размере 100 000 рублей. Это Марина Юрьевна Щеглова и Галина Владимировна Горбунова (учителя русского языка и литературы), Ирина Ивановна Селезнева (учитель химии, сегодня – заместитель директора по учебно-воспитательной работе), Людмила Владимировна Казакова (учитель истории), Татьяна Ивановна Быкова (учитель иностранного языка), Наталья Владимировна Феденева (учитель физики), Елена Владимировна Команденко (учитель начальных классов, сегодня Елена Владимировна Белозерова – заместитель директора по учебно-воспитательной работе), Наталья Викторовна Сиреньщикова (сегодня – директор гимназии). Именно среди учителей гимназии – наибольшее количество победителей городского конкурса «Учитель года» за все периоды его существования. Коллектив гимназии – постоянный участник и призер городского и областного Форумов образования. Благодаря труду педагогов, гимназия №1 является одной из лучших школ Иркутской области, образцовым образовательным учреждением инновационного типа.
Три воспитанника гимназии стали лауреатами премии президента страны в рамках национального проекта «Образование», а имена четырех гимназистов внесены в энциклопедию Президента РФ «Одаренные дети – будущее России». Это Евгения Антонова и Серафим Хоронов (золотые медалисты), Алиса Лазицкая (серебряная медалистка) и Марианна Макаренко. За последние пять лет гимназисты неоднократно становились победителями регионального фестиваля спектаклей на французском языке. В итоге учащиеся Анфиса Воробьева и Алена Панчук, педагог Жанна Петровна Шелемба проходили стажировку во Франции. Ученики гимназии, победители конкурса «Flex» (Дарья Александрова, Андрей Поплаухин и другие) по программе об-мена обучались в США в течение учебного года. По результатам ЕГЭ выпускники гимназии в 2009 году по количеству «100-балльников» лидировали по всей Иркутской области. За 20 лет из стен гимназии вышли 1353 ученика, из них 25 — с золотой медалью и 60 — с серебряной. Сегодня на бюджетной основе учатся в МГУ Серафим Хоронов, в МГИМО — Марианна Макаренко и Дарья Александрова, в Высшей школе экономики при правительстве России — Георгий Даньщин и Александр Кузнецов. В университетах зарубежья — Анастасия Забурунова (США), Евгения Антонова (Финляндия), Дмитрий Метляев (Чехословакия).
Нельзя не сказать и о том, что гимназия – единственная в области школа, имеющая статус городской обучающей площадки международной программы Intel «Обучение для будущего», региональный представитель в Братске международных конкурсов «Кенгуру» и «Золотое руно», всероссийских конкурсов по информатике «КИТ» и английскому языку «Британский бульдог».
Гимназия была первой из всех школ, у которых есть собственный оригинальный гимн (текст был сочинен заместителем директора, педагогом-филологом Галиной Владимировной Горбуновой, музыка – руководителем кафедры эстетического воспитания Маргаритой Васильевной Корсановой). Гимн знают все учителя и школьники, начиная с начальных классов. Его исполнение входит в обязательный ритуал на всех важных и официальных мероприятиях. В гимне, созданном еще в 90-е годы, во времена социально-экономических трудностей, отразилась концепция образовательной и воспитательной работы коллектива. Он актуален и сегодня, в период духовного дефицита:
-
Всё преодолеем,
Всё преодолеем.
Школа – это наш союз,
Праздник знаний и муз.
Красоту возвысим,
Вознесемся мыслью,
Школа взрастит мечты,
Будут души чисты.
Все науки важны,
Много знать мы должны.
Славься, школа, во все времена
Сей добра семена.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ДИАНА ШКЕРИНА: ОТЛИЧНИЦА НА ПЕРЕДОВОЙ (источник: Информационное агентство «Сибинформ.com», 03.09.2009)
Золотая медаль по окончании школы. Красный диплом педагогического института. Значок «Отличник образования». Так идет по жизни отличница Диана Шкерина. Коллеги, ученики и родители говорят о ней: «Интеллигентный, высокообразованный человек, талантливый руководитель и неутомимый труженик». А что говорит о себе, о школе, об образовании сама заслуженный учитель РФ и основатель единственной в Братске гимназии?
— Диана Николаевна, золотая медаль по окончании школы открывала двери в любой институт. Почему Вы пошли в педагогический, да еще на физико-математический факультет?
— Я из учительской семьи. Мои старшие брат и сестра работали учителями. К тому же я училась в сельской школе, а там принято, если ты — лучший ученик, то обязательно должен стать учителем. Так что у меня не было другого выбора. Но на протяжении всей 45-летней деятельности я никогда не пожалела, что пошла работать в школу. Если бы мне вновь пришлось выбирать профессию, я бы непременно стала учителем физики. Ведь именно эта наука определяет мироздание, мироустройство и миропонимание.
— Вы работали в школах №№ 2, 19, 32,34, были заместителем председателя горисполкома. Какой участок был самым трудным для Вас?
— Самой сложной, пожалуй, была работа в школе №32, куда меня назначили заместителем директора, хотя проработала после института неполных два года. Город активно строился, школ не хватало, в каждой параллели было по девять-десять классов. При такой загрузке организовать учебный процесс не так просто.
— В 1989 году Вы приняли новую школу №44, которую сделали гимназией. С чего все начиналось?
— С десяти картин, которые мы приобрели у местного художника. Помню, как начальник Братскгорстроя Анатолий Латышев, вручая мне символический ключ от нового здания, сказал: «Я много лет строил школы, но впервые сдаю объект, где уже висят картины». Наше учебное заведение с момента открытия взяло курс на художественно-эстетическое воспитание ребят.
— Разные решения доводилось Вам принимать. Какое из них было самым сложным?
— Решение стать заместителем председателя горисполкома. Когда утверждали мою кандидатуру и характеризовали деловые качества, я понимала, что на самом деле уровень моих возможностей не соответствует той должности, которую предлагают. Но отказать не сумела и дала согласие. После этого неделю температурила.
— Но ведь справлялись с обязанностями?
— Просто честно, добросовестно исполняла работу, которую на меня возложили. Но ничего великого не совершила.
— Однако наверняка есть достижения, которыми гордитесь.
— Конечно, есть. Например, меня радует, что среди наших выпускников нет судимых. Также у меня вызывает восторг, когда иду по улице, а навстречу взрослый человек, раскланивается и говорит: «Здравствуйте, Диана Николаевна!». Ты уже совершенно забыл его и не узнаешь, но, видимо, что-то заложил в его душе, если он помнит твое имя, отчество. И это тоже хоть небольшое, но достижение.
Вообще для учителя главное — успехи учеников. На уроках физики мы запускали с ребятами ракеты. Никогда не забуду, как проводила такой урок в школе №2. Наш корабль взлетел не сразу. В то время между Советским Союзом и США шло негласное состязание в области космонавтики, и кто-то из ребят пошутил, мол, ракета американская, раз не летит. И тут она взметнулась ввысь. При взрыве топливо попало в глаза находившемуся рядом Сереже Кузнецову. Но ведь именно он потом окончил Бауманское училище в Москве и стал ракетостроителем. Вот этим я и горжусь.
— Какой Вас видят окружающие и какая Вы на самом деле?
— Мне кажется, что я – сама доброта. Но люди почему-то думают, что я чрезмерно сурова, строга и надменна. Хотя я в себе этих качеств не ощущаю.
— Кто оказал на Вас наибольшее влияние?
— Своими наставниками считаю педагога и мыслителя Василия Сухомлинского и педагога-гуманиста Шалму Амонашвили. Когда пришла руководителем в школу №34, книга Сухомлинского «Молодому директору» стала для меня настольной. Позже с таким же упоением читала советы учителю, родителям и ученикам в книге «Школа жизни» Амонашвили, потом не однажды к ней возвращалась. Мне посчастливилось познакомиться с этим человеком, когда была в Москве на семинаре. Это – величайший гуманист.
У великих педагогов я училась отношению к учителю и ученику. Никогда не оскорбляла ученика двойкой. Конечно, ставила иногда. Но при этом не наделяла школьника отрицательными характеристиками за то, что он подвел меня как учителя. Я всегда стремилась к партнерским отношениям с ребятами, и они отвечали взаимностью.
— Какая книга сейчас лежит на вашем столе?
— Рядом со мной в последнее время лежит Библия. Где-то прочитала, что Библия – это инструкция к жизни человека на Земле. Можешь верить в Иисуса Христа, можешь не принимать его, но ты должен принять те нравственные начала, которые заложены в Библии. Я отношусь к этой книге как к источнику человеческой мудрости, переданной нам предыдущими поколениями.
— Ваши увлечения помимо книг?
— В последнее время увлеклась кроссвордами и сканвордами. Это не только хорошая гимнастика ума, но и определенный момент собственного величия. Отгадав кроссворд, я, например, начинаю себя уважать.
Хочу всерьез заняться цветами. Планирую создать красивый цветочный уголок на дачном участке. Меня поражает, что на одной почве вырастают два совершенно разных ростка — по цветовой гамме, по форме листа и цветка. Вот так и люди на земле.
— Чему Вы всегда учили воспитанников и чему научились у них?
— Не могу сказать, что чему-то учила людей. Возможно, глядя на меня, они учились моему отношению к работе, неравнодушию к происходящему. Работая с людьми, я научилась понимать, что каждый представляет собой величайшую ценность, научилась принимать человека таким, какой он есть. Иногда надо лишь помочь ему максимально себя реализовать, чтобы завтра он был результативнее, чем сегодня.
— Что цените в людях и чего не приемлете?
— Не приемлю стяжательства и желания видеть во всем выгоду для себя. Не люблю злопыхательства, не люблю, когда человек небрежно бросает слова, которые больно ранят другого. Ценю открытость и душевность.
— Ваш жизненный девиз?
— Мой девиз: «Вперед, на линию огня!». Я без вдохновения шла в школу, если знала, что в этот день не будет горки, на которую мне необходимо подняться и кого-то поднять за собой. Просто ходить на работу мне скучно, непременно должно быть движение вперед. Даже если надо выбирать между двумя остановками, выбираю ту, которая заставит меня идти вперед к намеченному пункту, но никогда не пойду в обратную сторону.
Еще будучи школьницей, испытывала радость, если уходила из школы не такой, какой пришла. Когда стала директором, всегда в конце дня подводила итог, что сегодня сделала для людей, что изменила на вверенном мне участке. Критичный самоанализ служил своеобразной установкой.
— У Вас есть любимое место в городе?
– Площадка перед Братской гидроэлектростанцией. Здесь как нигде ощущаешь величие мощи человеческого труда, дерзновения и интеллекта.
— В чем, на Ваш взгляд, основное отличие школы вчерашней и сегодняшней?
— Думаю, это совершенно разные учебные заведения. «Школа вчера» – это школа заучивания и запоминания. Выучил параграф и ответь. Причем, отвечай так, как я вчера тебя научила, с той позицией, какую я тебе задала. «Школа сегодня» формирует самостоятельную творческую личность. Учитель дал материал, а ты на его основе выбери то, что станет твоей внутренней позицией и будет способствовать твоему становлению. Одним из определяющих факторов успеха во взрослой жизни является познавательная активность учеников, их умение критически мыслить, отстаивать свою позицию. Только тогда он сможет стать конкурентоспособной личностью. Причем, конкурентоспособной на уровне собственных знаний и собственного понимания на том участке, который дан волею судьбы. Таковым может быть и большой руководитель, и дворник. Например, наш дворник Анатолий Стукалов конкурентоспособен среди дворников школ Братска, всегда идеально чистый двор характеризует его как личность.
— Стремятся ли к знаниям сегодняшние школьники?
— Когда в начале 90-х нас спрашивали, чем гимназия отличается от школы, я затруднялась ответить, поскольку сама еще не до конца понимала. Сейчас могу четко сказать, что наша гимназия формирует у ребят мотивацию к учебе. У нас престижно быть успешным учеником. И это заслуга педагогического коллектива. В гимназии отличник не является изгоем, как в школах, где успешных ребят единицы. У нас он является эталоном. Пришедшая к нам из соседней школы ученица призналась маме, что не может не подготовиться к уроку, потому что встретила здесь совершенно другое отношение учителя к себе.
— Самая большая проблема в образовании сегодня?
— Во-первых, чрезвычайно большая учебная перегрузка учеников. Ребята занимаются по семь уроков в школе, потом три часа готовят домашние задания. Это уже десятичасовой рабочий день. Помимо этого ребенок занимается дополнительно. На мой взгляд, необходимо упростить учебную программу.
Во-вторых, неправильное отношение к учителю в обществе. Почему в телепередаче «Наша раша» так унижают учителя? Статус учителя следует подчеркивать, его личность поднимать, а не принижать. Возможно, в 2010-ом году, объявленном Годом Учителя, что-то изменится, но не совсем понятно, что и как можно сделать в период финансового кризиса.
— А что бы Вы хотели изменить в своей жизни?
— Не знаю. Хотелось бы, уйдя с должности директора, найти такое дело, которое позволяло бы уважительно относиться к себе самой и давало возможность еще поработать на образование.
— Наверное, мечтаете о чем-то?
— Однажды писателя Анатолия Алексина спросили: «Что для Вас является ценным? Ваши книги?». Он ответил: «Нет, для меня более ценным являются мои дети, которые должны быть носителями нравственности, о которой я писал в своих книгах». К сожалению, далеко не всегда удается быть одинаково успешными в педагогической деятельности и в семье. Поэтому я мечтаю, чтобы у моих дочерей Елены и Евгении все получилось. Что же касается масштабов школы, то я мечтаю о том, чтобы, наконец, здесь появился по-настоящему работоспособный совет гимназии, который сможет стать надежной опорой для педагогического коллектива.
С ЮБИЛЕЕМ, ДИАНА НИКОЛАЕВНА! (источник: сайт «Наш Братск», 07.11.2016)
7 ноября 2016 года исполнилось 75 лет замечательному человеку, прекрасному педагогу более, чем с 40-летним стажем, первому директору гимназии № 1 им.Иноземцева А.А., Диане Николаевне Шкериной. Слушатели Народного университета ветеранов педагогического труда, руководит которым Д.Н.Шкерина, поздравляют своего уважаемого руководителя и любимого коллегу с замечательным юбилеем!
О Диане Николаевне Шкериной можно много говорить и писать, хотя в силу своей скромности, она под любым предлогом старается уйти от заслуженных похвал, восторженных слов, ненадуманного восхищения и одобрения.Учитель астрономии, влюбленный в звездное небо и стремящийся влюбить в него всех и вся; учитель физики, удостоенный звания «Заслуженный учитель РФ», завуч, директор школы, первый заместитель председателя исполкома (80-е годы); в условиях рыночной экономики, директор инновационного образовательного учреждения – гимназии №1. Вот далеко не полный статусный перечень нашей Дианы Николаевны. И в любом из названных видов деятельности она проявила незаурядные способности, гибкость и остроту ума, богатые знания, умение видеть человека, понимать его, вникнуть в его проблему, оказать помощь в нужный момент, поддержать словом и делом каждого: будь то руководитель, учитель, рядовой труженик, ученик или его родитель.
Уходя на заслуженный отдых, Диана Николаевна оставила дорогое сердцу детище, которое создавала в течение двадцати лет — гимназию №1.
Казалось, можно и отдыхать с чистой совестью. Но не тут-то было! Беспокойные мысли, идеи искали выхода. Одной такой идее дана жизнь – Народный университет ветеранов педагогического труда г. Братска. Диана Николаевна и организатор, и руководитель, и вдохновитель, и неиссякаемый банк идей для нескольких десятков ушедших на заслуженный отдых педагогов, пожелавших не доживать, а жить, жить полной жизнью, духовно развиваться и общаться. Ее инициатива получила поддержку депутатов, Совета ветеранов города, нашла единомышленников.
Позади пять лет интересной жизни, лекции специалистов высокого уровня о мировой религии и культуре, об искусстве, об истории Сибири и ее месте в истории Государства Российского, встречи в образовательных учреждениях на совместно подготовленных мероприятиях, экскурсии на предприятия и в Ангарскую деревню, посещение выставок, выход в театр и на концерты, творческая гостиная для жителей города с обязательной программой, подготовленной инициативной группой слушателей университета, проведения совместных вечеров.
За всем этим кроется титанический труд Дианы Николаевны руководителя Народного университета на общественных началах!
Это она, порой бессонными ночами, планирует, а днем ищет и находит нужных интересных людей для своих слушателей, организует встречи, договаривается о транспорте и помещении, обращается за поддержкой к нашему попечителю, депутату Законодательного Собрания Любенкову Г.А.
В римской мифологии Диана почитается как покровительница животных, леса и растений. Одновременно она – богиня Луны, подательница света и жизни. Наша Диана Николаевна унаследовала от богини эти замечательные качества. Она несла и продолжает нести свет и тепло, продлевая тем самым свою и нашу жизнь.
Письма, поздравления, встречи, посвящения, приглашения – это оценка великого и бескорыстного труда удивительной Женщины, Человека с большой буквы!
Мы, слушатели Народного университета, поздравляем с 75-летием дорогого человека, подарившего нам прекрасные мгновения, и надеемся сотрудничать еще многие лета, следуя девизу: «Невелико искусство старым быть. Искусство – старость победить!»
По поручению слушателей
Народного университета,
Ветеранов педагогического труда
Лубашева Т.Н.
СТУДЕНТЫ – ЛЮДИ МОЛОДЫЕ (фрагмент; источник: сайт «Братск-Православный», 01.2019)
Народный университет ветеранов образования был образован в Братске 10 января 2012 года – то есть совсем недавно отметил свое 7-летие. Руководит университетом Заслуженный учитель России Диана Николаевна Шкерина. Большая часть слушателей — учителя городских школ и воспитатели детских садов, работники учреждений культуры. Всех этих людей отличает активная жизненная позиция, неравнодушие, оптимизм, тяга к знаниям, к творческому общению. У истоков работы университета стояли: куратор Торзилова Светлана Николаевна, пенсионер (учитель русского языка и литературы с большим стажем) Белозерцева Нина Леонидовна и заслуженный учитель РФ, основатель первой в Братске гимназии — Шкерина Диана Николаевна.
КОРАБЛЬ, ТРИУМФАЛЬНО НЕСУЩИЙСЯ ВПЕРЕД И К ПОБЕДЕ! ГИМНАЗИИ № 1 БРАТСКА ИСПОЛНЯЕТСЯ 30 ЛЕТ (сюжет ТРК «Братск», 15.01.2020)
Малыши, которые внимают и поглощают всю информацию, сказанную педагогом. Именно перед ними сейчас открыты все двери и жизненные дороги. А люди, которые помогают им в становлении — учителя. Так, Галина Владимировна Горбунова, учитель русского языка и литературы. 29 с половиной лет она трудится на благо маленьких братчан. Прививает детям не только правила родного языка, но и чувство прекрасного.
Галина Горбунова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 1 им. А.А. Иноземцева»:
— Пришла я именно в эту школу, потому что я услышала, что в учебный план будет входить программа эстетического образования на официальной основе. Я считаю, что мы должны не только учить, но и развивать. Поэтому я на это и пришла.
Гимназия № 1 впервые открыла свои двери 15 января 1990 года, как средняя школа № 44. А в 1992 году состоялось преобразование в школу-гимназию. Присвоение статуса «Гимназия» произошло в 1998. В этом же году она стала носить имя «Школа года». После этого образовательное учреждение год от года становится только лучше и не сходит с ТОПовых позиций на уровне страны. Все это держится на плечах педагогов и руководителей первой в Братске Гимназии.
Константин Яковлев, учитель биологии МБОУ «Гимназия № 1 им. А.А. Иноземцева»:
— Потому что в этой школе работают такие люди, как я! Первое ядро учителей, которые пришли в школу с явной активностью в этом направлении, потому что это были молодые, интересные, инициативные люди, которым хотелось делать все. Сформировался такой коллектив, который иначе, чем «очень хорошо» работать не мог!
Константин Александрович Яковлев работает с самого основания школы, ровно столько же, сколько и Ирина Александровна Литвинова. Ровно 30 лет, бок о бок, думая и развиваясь в одном направлении. Плод успешной работы и взаимного понимания — очевиден.
Гимназия имени Иноземцева одержала победу в конкурсе «Лучшее учреждение Иркутской области». По итогам 2011-2012 учебного года Гимназия внесена в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России». Многие почётные звания завоёваны повторно. Неоднократно учебное заведение входило в число лучших школ России.
Ирина Литвинова, учитель иностранного языка МБОУ «Гимназия № 1 им. А.А. Иноземцева»:
— За счет, все-таки, труда основной массы учителей, которые трудятся очень плодотворно. Ну и дети, которые тоже трудятся. Дети всегда были разные, но сейчас многие очень стремятся к учебе. Много детей, которые хотят учиться и получить образование.
Локомотив и идейный вдохновитель, как ее называют коллеги — Диана Николаевна Шкерина, первый директор Гимназии № 1. Когда хотелось опустить руки, когда хотелось спокойствия и тишины — Диана Николаевна четко двигалась к намеченной цели. Внедряла новые образовательные программы, создавала отличные условия для будущих поколений, которые сделали из обычной школы — нечто уникальное. Теперь она на заслуженном отдыхе. Главная гордость первого директора — создание классов художественного эстетического образования. Это и была центральная идея Гимназии, наряду с гуманитарным образованием. Сама Диана Николаевна называет свое детище — корабль, а сотрудников и учеников Гимназии — пассажирами.
Диана Николаевна Шкерина, первый директор МБОУ «Гимназии № 1 им. А.А.Иноземцева», заслуженный учитель РФ (1990-2009 гг.):
— Мне это так все дорого! Ну это, правда, корабль, который шел далеко, глубоко и нес огромный поток пассажиров под полторы тысячи человек.
В памяти осталась масса ярких и запоминающихся моментов. Как вместе со школьниками выезжали наблюдать звездное небо и встречали новое тысячелетие, как проводили конференции и олимпиады, как ежедневно по маленьким шажкам двигались к цели. Самое главное, что всегда оставались дружны и поддерживали друг друга в любых начинаниях, как с педагогами, так и с учениками.
Диана Николаевна Шкерина, первый директор МБОУ «Гимназии № 1 им. А.А.Иноземцева», заслуженный учитель РФ (1990-2009 гг.):
— Исаак Ньютон — у него спросили, как ему удалось сделать такие великие открытия? Он ответил: «Я эти открытия совершил потому, что я стоял на плечах других». Нынешние руководители Гимназии стоят на плечах тех, кто творил это, а они подняли этот флаг нашего желания и стремления и пошли вперед, безусловно! Так и должно быть!
Диана Николаевна Шкерина — мама, бабушка и прабабушка. Теперь почти все ее время занимаем семья. Но, как признается, все равно не может сидеть дома и часто выезжает на образовательные встречи в творческой гостиной с коллегами, которые сама и организовывает. О них, к слову, мы тоже расскажем в эфире программы «Факт».
Если у Вас есть дополнения и поправки или Вы хотите разместить на сайте «Имена Братска» биографии Ваших родных и близких — СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ!