Лидеры рейтинга

ОВСЯННИКОВА (БЕЛЯЕВА) АННА ГЕОРГИЕВНА - ИМЕНА БРАТСКА

ОВСЯННИКОВА (БЕЛЯЕВА) АННА ГЕОРГИЕВНА

24.02.1947

Советская и российская актриса. Почетный гражданин города Братска (2005). Заслуженная артистка России (1989). Актриса Братского театра кукол /театра кукол «Тирлямы» (1970). Актриса-кукловод Ставропольского краевого театра кукол (1966). Обладательница приза «Лучшая актриса мира» (Международный кинофестиваль в городе Майами). В 2003 году получила призы в номинации «За лучшую женскую роль» за роль в фильме «Бабуся»: на международном кинофестивале (г.Майами, США), на международном кинофестивале (г.Копенгаген, Дания), на кинофестивале «Золотой витязь» (г.Иркутск), на кинофестивале «Кинотавр» (г.Сочи); за роль в фильме «Бабуся» присуждено в общей сложности 12 кинопремий. Снялась почти в 20 кинолентах, в том числе: «Софья Петровна», «Тело», «Бабуся», «Дар» и «Облако-рай».

Родилась 24 февраля 1947 года в Ставрополе в семье военного. Когда ей было 12 лет из семьи ушел отец. А через четыре года умерла мать и она осталась с двумя сёстрами.

В школьные годы занималась танцами, декламацией, пением, и даже техническим моделированием. Увлеклась криминалистикой, а когда получала аттестат, возникла дилемма – пойти в милиционеры или податься в артистки. В милицию не взяли – оказалось, что девушек в органы МВД не принимают. Поэтому отправилась в театральный институт. Поступить в ГИТИС не получилось. Устроилась статистом в московском театре драмы имени Константина Станиславского.

В 1966 году, в течение полгода работала в Московском Театре кукол имени Станиславского. Приняла участие в двух спектаклях.

 С 1966 по 1970 годы — актриса-кукловод Ставропольского краевого театра кукол, где и повстречала свою первую любовь — актера театра Аркадия Бодиловского.

В 1968 году Анна Беляева и Аркадий Бодиловский поженились. Вскоре родилась дочка.

В 1970 году они переехали в Братск, став актёрами Братского театра кукол. Благодаря широкому диапазону голоса играла практически во всех спектаклях.

Из-за пьянства мужа развелись, а в 1973 году Бодиловский умер.

Светлое время наступило для Анны Георгиевны, когда она встретила Владимира Овсянникова, — всю жизнь он проработал монтажником — строил Братскую ГЭС, Братский алюминиевый завод, впоследствии ставшим вторым мужем. Он был настоящей опорой. Родилась вторая дочь. Восемнадцать лет Анна и Владимир прожили душа в душу. В 1990 году Владимир сильно заболел — обострились профессиональные болезни. А в 1991 году он умер от разрыва аорты.

С 1987 года начала сниматься в кино.

В конце 80-х годов была приглашена на съемки фильма «Трудные первые сто лет», где сыграла роль матери главного героя фильма. Позже приняла участие в съемках почти в 20 кинолентах, в числе которых: «Софья Петровна», «Тело», «Бабуся», «Дар», «Облако-рай».

В 1989 году присвоено звание «Заслуженная артистка РСФСР».

В 1995 году вручена премия «За лучшую женскую роль» в номинации «Социальное кино» на кинофестивале в Берлине.

В 1999 году трагически погибла старшая дочь. Двух внучек после гибели дочери Анна Георгиевна забрала жить к себе. София и Аня стали смыслом жизни для Анны Овсянниковой.

В 2003 году получила призы в номинации «За лучшую женскую роль» за роль в х/ф «Бабуся»: на международном кинофестивале в Майами, на международном кинофестивале в Копенгагене, на кинофестивале «Золотой витязь» в Иркутске, на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи (за роль в фильме «Бабуся» Анне Георгиевне присуждено в общей сложности 12 кинопремий).

В 2004 году бенефисный моноспектакль «Шерочка с Машерочкой» был отмечен критиками на II-ом эколого-этническом фестивале в Абакане как работа мастер — класса.

В декабре 2005 года в честь 50-летия города Братска за многолетний добросовестный труд и большой вклад в развитие театрального искусства решением Братской городской Думы от 06.12.2005 года присвоено звание «Почетный гражданин города Братска».

Главным в карьере актрисы стал фильм «Бабуся». Эта лента принесла ей сразу четыре приза «За лучшую женскую роль»: на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи, на международном кинофестивале в Майями, на международном кинофестивале в Копенгагене и на кинофестивале «Золотой витязь» в Иркутске.

18 ноября 2015 года провела творческий вечер в Братском доме-интернате для престарелых и инвалидов.

5 октября 2020 года состоялся бенефис в честь 50-летнего юбилея игры на братской сцене:.

Мать двух дочерей. Есть две внучки (информация 2014 года: дочь Оксана работает в ГИБДД. Старшая внучка Анюта стала журналистом, а вот младшая, София, пошла по стопам бабушки — поступила в академию, где обучается специальности «художник театра кукол»).

У Анны Георгиевны непростая судьба. С первым мужем, тоже актером, жизнь не сложилась. Второй супруг — скоропостижно умер в 49 лет. Погибла одна из дочерей. Но она не сломались, с головой уходя в работу.

Спектакли с участием А.Г.Овсянниковой:

— Андрей-стрелок и Марья-голубка
— Возиная Мышня
— Длинный язык
— Звездные мастера
— Мартынко
— Наше ателье
— Принцесса и свинопас
— Ревизор
— Сказки бабушки Ани
— Хитана
— Шерочка с Машерочкой
И многие другие спектакли Братского театра кукол.

Фильмы с участием А.Г.Овсянниковой:

 1988 — Трудно первые сто лет (роль: Домна Павловна, мать Ивана)
 1989 — Зеленинский погост (роль: ?)
 1989 — Софья Петровна (роль: лифтёр)
 1990 — Искушение Б. (роль: ?)
 1990 — Облако-рай (роль: Татьяна Ивановна, мама Натальи)
 1990 — Тело (роль: мама Светы)
 1995 — Гераковы (роль: ?)
1997 — В той стране (роль: Афанасьевна)
 1998 — Хрусталев, машину! (роль: эпизодическая, нет в титрах)
2002 — Кострома (роль: мать)
2003 — Бабуся (Анна — главная роль)
2005 — Коля – перекати поле (роль: Татьяна Ивановна)
2006 — Катерина (роль: эпизодическая)
2007 — Платки (роль: тётя Пава)
2008 — Амнистия от президента (роль: ?)
2013 — Дар/Моя бабушка- ведьма (бабушка Поля — главная роль)
2013 — Чудо (в новелле «Встреча» роль Зины)
2013 — Трудно быть Богом/История арканарской резни (роль: жена лояльного книгочея)
2014 — Танкисты своих не бросают (роль: ограбленная старушка)
2016 — Злая судьба (сериал)
2016 — Ненавижу (сериал).

Награды:

1995 год — Премия «За лучшую женскую роль» в номинации «Социальное кино» на кинофестивале в Берлине.
2003 год — Приз в номинации «За лучшую женскую роль» на международном кинофестивале в Майами за роль в х/ф «Бабуся».
2003 год — Приз в номинации «За лучшую женскую роль» на международном кинофестивале в Копенгагене за роль в х/ф «Бабуся».
2003 год — Приз в номинации «За лучшую женскую роль» на кинофестивале «Золотой витязь» в Иркутске за роль в х/ф «Бабуся».
2003 год — Приз в номинации «За лучшую женскую роль» на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи за роль в х/ф «Бабуся» (за роль в фильме «Бабуся» Анне Георгиевне присуждено в общей сложности 12 кинопремий).
2004 год — Бенефисный моноспектакль «Шерочка с Машерочкой» был отмечен критиками на II-ом эколого-этническом фестивале в Абакане как работа мастер — класса.

МАТЕРИАЛ С САЙТА KINOZAL-TV)

Детство

Анна Овсянникова, в девичестве Беляева, родилась в 1947 году в городе Ставрополе. Семья жила небогато — росли четверо детей, мама не работала, отец был военнослужащим. Настоящий праздник в доме ощущался лишь в Пасху — родители дарили обновки и ставили на стол разные вкусности.

Свои первые «роли» Аня сыграла еще в ставропольской школе. В первый раз она «как будто» упала на уроке физкультуры и подвернула ногу. И тогда, по замыслу Ани, учитель физкультуры, в которого были влюблены все ее одноклассницы, должен был отнести ее на руках к школе. Так и случилось. Подружки ей завидовали.

В другой раз, после двойки, у нее «как будто» что-то разболелось. Из дома ее увезли в больницу и вырезали аппендицит, которого на самом деле не было. Аня, конечно, к такому повороту событий совсем не готовилась, однако отступать было поздно. Позже она во всем призналась и написала записку своим родителям: «Мама, папа, простите, я вас обманула».

После выписки из больницы Аня записалась сразу в несколько кружков. Стала заниматься танцами, петь и оттачивать актерское мастерство уже на сцене — в театральном кружке. Непонятно почему, видимо просто до кучи, записалась еще и в студию технического моделирования. По понятным причинам великого конструктора из девочки не получилось, зато артистка вышла колоритная. И своим артистизмом она блистала не только на сцене, но и в жизни. В детстве бабушка читала Ане очень много сказок, от которых девочка была в восторге. А позже, когда стала взрослой, она бабушку разоблачила: это были не сказки, а библейские сюжеты.

Отец оставил их, когда Ане было всего 12. А когда исполнилось 16, мама умерла. И без того не слишком благополучное детство и школьные годы для нее и сестер стали совсем трудными. Первое настоящее платье у нее появилось только к выпускному балу.

Попытки учиться

Школу Анна Беляева окончила, получив вдобавок к аттестату еще и корочки продавца продовольственных товаров. Можно было сразу пойти работать, но перспектива всю жизнь простоять за прилавком ее ничуть не привлекала. Ее просто завораживала атмосфера театра. И Аня решила поступать в театральный.

Чтобы учиться в ГИТИСе, Анна уехала из родного города в столицу. Но вопреки всем стараниям в институт девушку не приняли. Сказали: «На роли травести по росту-то ты подходишь (Анна — крохотного росточка), но кость у тебя широкая, и скулы… А для характерной актрисы роста не хватает. Иди на режиссерский». На режиссерский не поступила.

Возвращаться не хотелось, и она стала искать работу в Москве. Удача улыбнулась очень скоро — оценив большой диапазон голоса, Анну приняли на службу в Театр кукол имени Станиславского. Ее очень ценили в театре, даже дали комнату в общежитии. Это было в 1966 году. В тот период, когда Урбанский погиб. Режиссером был Лев Анохин. Думала на следующий год опять поступать. Но заболела, приехала в Ставрополь.

Приехав в Ставрополь, увидела объявление о наборе в театр кукол. И все, так и осталась, стала работать в местном театре кукол, где и повстречала свою первую любовь — актера театра Аркадия Бодиловского.

Очарованная Сибирью

В 1968 году Анна Беляева и Аркадий Бодиловский поженились. Вскоре родилась дочка. Жили неплохо, оба работали, но все было как-то обыденно, а хотелось романтики. Однажды подружки рассказали Анне, что есть в Сибири такой город — Братск. И до того красочно описали сибирский лес, снега по колено, что Анна моментально влюбилась в этот ставший мифическим городок. Придя вечером домой, Аня рассказала все мужу. «Ну и поехали, — ответил Аркадий. — Поживем годика три, сил духовных наберемся, что здесь сидеть?» Так в 1971 году чета Бодиловских с маленькой дочкой на руках оказалась в Братске.

Анна и Аркадий по-прежнему работали вместе, только теперь уже в Братском театре кукол. Первое время все было хорошо — новые знакомства, романтика. Прекрасное время закончилось, когда Аркадий начал выпивать — сначала понемногу, а потом уже запоями. Не желая терпеть загулы мужа, Анна Георгиевна подала на развод. Надеялась, что Аркаша испугается потери семьи, бросит пить и все будет по-прежнему. Но ничего подобного не произошло. Аркадий согласился на развод, тем самым подписав себе приговор. Окончательно спившись, в 1973 году Бодиловский умер.

Второй брак

Для Анны Георгиевны смерть мужа стала страшным ударом. Два года она жила как в тумане, работала по инерции, только чтобы прокормить детей. Знакомые и друзья не позволяли Анне оставаться наедине с горем, помогали и словом, и делом, но залечить глубокую душевную рану никак не удавалось.

Анна Овсянникова актрисаСветлое время наступило для Анны Георгиевны, когда она встретила Владимира Овсянникова, впоследствии ставшим вторым мужем. Владимир стал настоящей опорой. Он буквально носил Анечку на руках, понимал с полуслова и выполнял любые капризы. Родилась вторая дочь. Восемнадцать лет Анна и Владимир прожили душа в душу. Им казалось, что созданное ими счастье не сможет разрушить никакая стихия. Но… В 1990 году Владимир сильно заболел — обострились профессиональные болезни. Всю жизнь он проработал монтажником — строил Братскую ГЭС, Братский алюминиевый завод. Понятно, что с ранней молодости здоровье было подорвано. В 1991 году Владимира Овсянникова не стало.

Работа в кино. «Бабуся»

Анна Георгиевна – комедийная актриса. Ее уникальная и очень выразительная внешность дает повод многим режиссерам снимать ее без предварительных проб и просмотров. Безусловно, внешние данные помогли ей стать знаменитой актрисой. Сама к себе Анна Георгиевна относится критически: «В школе мои подружки убегали танцевать, а я, маленькая, стояла у стеночки и держала их одежду. Неудобным оказался маленький рост и в театре кукол. Я вставала на пенопластовые подставочки, и поначалу очень неумело ими пользовалась. «Ой, а где наша Аня?» – спрашивали коллеги. А я где-то рядом плюхалась с этих подставочек».

Взлет актрисы Анны Георгиевны Овсянниковой начался в Улан-Удэ, с капустника, где она играла Отелло и случайно попала на кинопленку питерского актера, который позже показал съемки режиссеру Виктору Аристову, который тут же пригласил её сниматься в свой фильм «Трудно первые 100 лет».

«С тех пор, – говорит Анна Георгиевна, – пошло и поехало. За прошедшие 19 лет я снялась уже в 17 фильмах. В 2004 году получила «Кинотавра» за лучшую женскую роль в «Бабусе», в 2005-м была признана лучшей актрисой в Майами, получила «Золотого лебедя» в Дании. Такой вот получился для меня судьбоносный фильм. Вообще-то я комедийная актриса, но и драматические роли у меня тоже были. До сих пор вспоминаю первую встречу с Германом на съемках фильма «Хрусталев, машину!». Он прекрасный человек. Когда пригласил меня на съемки в «Трудно быть богом», уже знал, что я потеряла мужа и дочь и воспитываю одна двух внучек. Тогда он написал письмо в администрацию о том, что «ваша актриса выходит на мировой уровень» и попросил поставить мне телефон».

«Бабуся» во многом напомнила Анне Георгиевне детство: «Нас у бабушки осталось шесть детей, мы были самыми бедными. По сценарию Лидии Бобровой, в конце фильма бабуся уходит и замерзает. И когда по телефону Лидия Боброва сказала мне об этом, я подумала, что это очень жестко. Тогда она сделала концовку размытой. Роль бабуси оставила у актрисы очень большую душевную травму. Для нее ведь это была сама жизнь, там и играть ничего не нужно было, признается она.

Популярность

Анна Овсянникова актрисаСвою знаменитость Анна Георгиевна, конечно, ощущает: «В Братске все со мной здороваются – и взрослые, и дети. Однажды на улице женщина подарила мне коробку конфет. «Возьмите, – сказала она. – Это ведь от души». Или сажусь в автобус, а у меня спрашивают, можно ли до меня хотя бы дотронуться. Однажды подошел ко мне дед и сказал: «Дай вам Бог здоровья. Приходите выпить». Так что здесь я не пропаду. Я очень люблю этот город. Когда в моей жизни случилось горе, люди шли ко мне. Они хотели мне хоть чем-то помочь и готовы были мне все отдать. В день, когда я получила ордер на квартиру, умер муж, а потом старшая дочь погибла. Сейчас мы живем втроем с внучками. Они понимают, что я и за бабушку, и за дедушку, и за маму, и за папу. Они меня от всего оберегают. У нас с ними сразу был уговор, что я их едой и одежкой обеспечиваю, а они должны учиться, учиться и учиться. Сначала я им за пятерки деньги платила, но получилось очень накладно. Пятерок было много.

Анна Георгиевна Овсянникова, знаменитая русская актриса, из Братска никогда не уедет. Она говорит, что время уже не то, да и в переулке ее каждая собака знает. Она, конечно, легкий на подъем человек, но где бы ни была, какая-то необъяснимая сила тянет ее в Братск. А ведь бывала и в Германии, и в Польше, и в Монголии. Но это все по работе, а отдыхает только дома. У нее есть любимый санаторий «Юбилейный» с прекрасными врачами и прекрасным директором. За своим здоровьем Анне Георгиевне теперь приходится следить. Давление начало подскакивать еще накануне летних гастролей в Омск, а когда вернулась, легла в больницу. Десять дней ни с кем не общалась.

Анна Георгиевна считает, что теперь, после того как она снялась во многих серьезных фильмах, говорить о наступившем материальном благополучии для нее уже можно. Когда Герман объявил ей о том, что день ее съемок будет стоить сто долларов, у нее снова подскочило давление. Но это было давно. В «Коле-перекати поле» (по сути, второй части старого фильма «Облако-рай», который Н. Досталь снял еще в 1991 году) ее день стоил уже 15 тысяч рублей. Работа в кино поправила дела Анны Овсянниковой – после одной съемки она одела своих девчонок с ног до головы и купила стиральную машинку, пылесос и телевизор.

Семья

По словам Анны Овсянниковой, до нее никто в семье актерством не увлекался, она была первой. Примерить профессию актрисы, вопреки мнению Анны Георгиевны, очень хотела старшая дочь, но в 1999 году случилась страшная трагедия. Двух внучек после гибели дочери Анна Георгиевна забрала жить к себе. Сонечка и Аня стали смыслом жизни для Анны Овсянниковой. Чтобы поднять внучек, она не позволяет себе расслабляться — продолжает работать в театре и сниматься в кино. Глядя на бабушку, внучка Аня заинтересовалась и тоже хочет стать актрисой.

ИНТЕРВЬЮ С АКТРИСОЙ 19 СЕНТЯБРЯ 2014 ГОДА (журналист: Венера ЛИСКИНА, газета «Братский лесохимик»)

— Анна Георгиевна, вы мечтали стать актрисой с детства?

— Пожалуй, да. Я была натурой увлекающейся. В школьные годы чем только ни увлекалась, чем только ни занималась. Это и танцы, и художественное слово, и вокал, и даже техническое моделирование. Благо кружки и студии тогда были бесплатными.
Потом перекинулась на криминалистику. И когда получала аттестат, возникла дилемма – пойти в милиционеры или податься в артистки. В милицию не взяли – оказалось, что девушек в органы МВД не принимают. Поэтому отправилась в театральный институт.
Мечтала о драматическом театре, но поступить в ГИТИС не получилось. В приемной комиссии сказали, что для характерных ролей не подойду, поскольку рост маловат, а играть травести тоже не получится, так как имеется склонность к полноте. Посоветовали идти на режиссерское отделение, но туда не прошла по конкурсу. Однако расставаться с мечтой не хотелось, а потому устроилась статистом в московском театре драмы имени Константина Станиславского. Успела принять участие в двух спектаклях.

— Как же вы оказались в театре кукол да еще в сибирском городе?

— Работать с куклами я не грезила. Но когда открылся такой театр в Ставрополе, и я увидела объявление о приеме, решила временно там поработать. Приняли сразу в основной актерский состав. Главного режиссера привлек мой широкий голосовой диапазон.
Что же касается Братска, то сюда позвала романтика. Было страшно, конечно. Но у нас в театре работала актриса из Читы, и она так расписала сибирские красоты, что захотелось посмотреть на этот заснеженный город. Тем более что в родном краю даже в Новый год идет дождь, а не снег.
Когда решили с супругом переехать, написали письма в три города – Кемерово, Новокузнецк и Братск. Выбор пал на последний. Во-первых, здесь предоставляли жилье, во-вторых, в 60-70-е годы слава о Братске гремела на всю страну.
Приехала на время, а осталась навсегда. Уж очень народ местный понравился. А какие здесь места потрясающие! Позже меня зазывали в большие города и за границу, но разве можно оставить любимый город.

— Вы и в театре кукол хотели лишь временно поработать, а трудитесь только в «Тирлямах» уже 44-й год. Что вас так затянуло?

— Благодаря широкому диапазону голоса я играла практически во всех спектаклях, что не может не нравиться. Но главное – это детская аудитория. Перед ней не сфальшивишь, не расслабишься. В то же время она отвечает такой энергетикой, которая буквально лечит. Иногда прихожу на спектакли с высоким давлением, но выгляну за кулисы, посмотрю на ребятишек и понимаю: надо работать. И что странно, чем больше отдаешь детям, тем больше от них получаешь. По окончании спектакля чувствую себя прекрасно, будто и не было никакой головной боли. У нас в труппе трудился актер, который заикался. Так на сцене никаких проблем с речью он не испытывал. Вот как действует ребячья публика.

— Но вы и в кино сыграли немало ролей – уже 18. Как началась ваша карьера киноактрисы?

Анна Овсянникова актриса— Все началось с Отелло, которого я сыграла для капустника, когда мы были на фестивале в Улан-Удэ. Завивая волосы на тряпочки, я даже не подозревала, что роль Мавра станет началом моей карьеры в кино. Наш капустник случайно попал на кинопленку питерского актера, который позже показал этот видеоролик моему первому режиссеру Виктору Аристову. И вскоре он пригласил меня сниматься в фильме «Трудно первые 100 лет».
О поездке в Ленинград, ныне Санкт-Петербруг, я давно мечтала, и приглашение было прекрасным поводом для ее осуществления. Честно говоря, сначала подумала, что это розыгрыш. Как раз я только что вернулась из Польши, где мы были с директором театра Юрием Гусевым. В то время братский театр установил творческие связи с театром кукол города Слупска. Поляки ставили в Братске спектакль «Заколдованный селезень», а мы у них — пьесу «Аленушка и солдат».
Прихожу в бухгалтерию и говорю, мол, кто-то решил меня разыграть, а мне отвечают: «Вряд ли. Это же не в Падун ехать, а в северную столицу все-таки». Дали денег, и я отправилась знакомиться с режиссером. Приехала вся расфуфыренная, с фиолетовыми волосами, в польских фирменных нарядах. Приходит Виктор Аристов, здоровается и предлагает встать. «Так я уже стою», — отвечаю ему. Он, конечно, удивился. Но тут же отправил меня без всяких кинопроб в экспедицию. Я растерялась: а вдруг не смогу. Однако режиссер долго разговаривать не стал. Только и сказал: «Если ты можешь играть комедию, то трагедию сыграешь обязательно».
Несмотря на опасение не справиться, я согласилась. Уж очень интересно было попробовать себя в кино, да и гонорар предложили не маленький – за один день съемок почти месячную зарплату в театре.
Кстати, премьера картины состоялась в Братске ровно 25 лет назад. С тех пор нет-нет да получаю новые приглашения на съемки.

— Самым звездным для вас стал фильм режиссера Лидии Бобровой «Бабуся». В 2003 году вас признали лауреатом в номинации «За лучшую женскую роль» на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи, затем в 2004-м – на фестивале «Золотой витязь» в Иркутске, на международных кинофестивалях в Майами (США), в Копенгагене (Дания). Удалось ли хотя бы одну награду получить лично?

— Увы, нет. Все награды получала через третьи руки. Ехать на международные фестивали не было ни финансовой, ни временной возможности. Впрочем, это и хорошо. Иначе я бы там от разрыва сердца умерла. Во время Кинотавра я находилась на театральном фестивале в Чите. Первой о награде сообщила мне знакомая актриса из Петербурга, но я не поверила, а когда уже дома услышала об этом в теленовостях, заплакала: неужели и правда я талантливая. Хотя мне давно стало ясно, что талант, как лошадь, его необходимо постоянно подстегивать.
Когда шел фестиваль в Майами, тоже была занята – участвовала в презентации картины «Бабуся» в Братске. Помнится, позвонила Лидия Боброва и говорит: «Нюрочка, ты — лучшая актриса мира!». Я была потрясена.

— В некоторых фильмах, например, «Трудно быть Богом» или «Танкисты своих не бросают», вы играете эпизодические роли. Как относитесь к участию в эпизодах?

— Великолепно. Константин Сергеевич Станиславский любил повторять слова великого русского актера Михаила Семеновича Щепкина о том, что маленьких ролей не бывает, а маленькие актеры — встречаются часто. Я тоже считаю, что настоящий актер сумеет проявить себя и в эпизоде, а плохой — завалит и главную роль.

— А как вы встретились с режиссером картины «Дар», премьера которой прошла в Братске 10 сентября?

— С Сергеем Карандашовым мы познакомились на картине Алексея Германа «Хрусталев, машину». В его фильме большинство ролей исполняют не актеры, а обычные люди, что придает картине какую-то особую правдоподобность. Он искал актрису, которая бы вписалась в такую группу. И, видимо, вспомнил обо мне.

— Съемки фильма начались еще в 2010-м году. Почему они так долго длились?

— Финансовая ситуация на «Ленфильме» довольно тяжелая. Бюджет картины сократили. Кстати, по этой причине я бы не смогла поехать в Санкт-Петербург на озвучивание, если бы не помог бывший директор объединения городских рынков Александр Демидов, за что я ему очень признательна.

— Роль необычной бабушки мальчика Васи тяжело далась?

— Я бы так не сказала. Правда, был момент, за который переживала. У меня же нет актерского образования, и я опасалась не справиться с эпизодом, где бабушка уходит из жизни. Но режиссер меня очень обрадовал, когда сказал, что умирать не придется, поскольку героиня по сюжету превращается в молодую девушку.

— Когда должен выйти на экраны фильм «Дар»?

— В ноябре этого года.

— Запланирована ли какая-то новая киноработа?

— Директор картины «Дар» Татьяна Канаева и Сергей Карандашов, посетив Братск и побывав на Байкале, надумали снимать новый фильм в наших местах и с нашими людьми. Правда, для этого понадобятся спонсоры. Хотелось бы, чтобы откликнулись братские предприниматели, которые любят свой город и готовы помочь в его популяризации. Если все получится, надеюсь получить роль в этом фильме.
Давно мечтаю сняться в комедии. Возможно, и эта мечта когда-нибудь осуществится.

— Что для вас важнее – театр или кино?

— Конечно, театр. Кино я рассматриваю лишь как возможность дополнительного заработка.

— А режиссерской работой вы не пытались заниматься?

— Нет, не мое это. Хотя однажды, когда меня попросили выступить перед коллективом объединения городских рынков, я сама поставила номер. Это был романс «Хризантемы». Придумала костюм пышной дамы. Чтобы бюст был в движении, использовала венчик, которым приводила в движение воздушные шарики под платьем. По ходу песни срывала хризантемы, рыдала, сидя на полу, затем выпивала чарочку и гордо уходила. Номер получился на удивление хороший.
Три года назад, когда меня пригласили в Красноярск на кинофорум имени Марины Ладыниной, куда приехали такие мэтры сцены, как Людмила Хитяева, Елена Яковлева, Валентина Талызина, Аркадий Инин, я показала этот номер им. Им так понравилось, что они решили его перенять. Потом на «бис» я танцевала, пела «Хулиганку» и «Распрягайте, хлопцы, кони». Зал провожал меня бурными овациями. На следующий день в СМИ появились такие отзывы: «Эта маленькая женщина, как атомная станция, взорвала всех».

— Анна Георгиевна, у вас непростая судьба. С первым мужем, тоже актером, вы расстались. Второй супруг, который в вас души не чаял, рано покинул этот свет. Погибла одна из дочерей. Как вы выдержали все это? Как не сломались? Как выходили играть комедийные роли?

— Со вторым мужем Володей мы прожили 18 счастливых лет. Сначала он работал монтажником в «Востокэнергомонтаже», где его очень ценили. Когда у нас родилась Оксана, он стал бояться высоты. Понимал, что нужен дочери, ведь я все время в разъездах: то с театром еду на гастроли да фестивали, то на съемки на полтора месяца уезжаю. Иногда привезет на вокзал мне чистые вещи, а я дальше отправляюсь. «Ты расти, расти», — напутствовал он меня.
Ему было 49 лет. Я получила ордер на новую квартиру, и мы пригласили друзей отметить это событие. Володя вошел в ванную, закашлялся и упал. Врачи констатировали разрыв аорты. После его смерти я просила, чтобы меня максимально загружали работой, а когда выходила на сцену, говорила: «Это посвящается тебе».

— Пошли ли по вашим стопам дочка и внучки?

— Дочка – нет. Я ей категорически запрещала даже думать о театре. Уж очень непростая жизнь у артистов. Сейчас Оксана работает в ГИБДД. Старшая внучка Анюта стала журналистом, а вот младшая, Сонечка, все же подалась в театральную сферу. Поступила в академию, где обучается специальности «художник театра кукол».

— Что вы считаете своим самым большим достижением?

— Способность оставаться человеком в любой ситуации, хотя иногда это бывает довольно сложно.

— Чего вы не приемлете в людях?

— Предательства и подлости. От таких людей я стараюсь держаться подальше. При этом молю Бога, чтобы у них все было хорошо.

— Вас предавали?

— Да, бывало. Например, мой первый муж. Мы расстались, потому что узнала об измене. Я тяжело перенесла и разрыв с супругом, и его смерть, которая вскоре последовала. Но в стрессовых ситуациях я всегда вспоминаю слова царя Соломона – это пройдет. Когда становится совсем тяжело, говорю, что и это тоже пройдет. Еще люблю повторять: «Что ни делается, все к лучшему». Так и успокаиваюсь. Все сложности в своей жизни я рассматриваю, как испытания, которые нужно пройти, и пройти достойно.

— А какой девиз у вас по жизни?

— Никогда не сдавайся, и ты увидишь, как сдаются другие.

ИНТЕРВЬЮ С АКТРИСОЙ 24 АПРЕЛЯ 2004 ГОДА (журналист: Светлана Мазурова, газета «Восточно-Сибирская правда»)

Анна Овсянникова актрисаПублика знает: киноактеры живут либо в Москве, либо в Петербурге. На худой конец, в Киеве, в других столицах бывших союзных республик. Но чтобы актриса, снявшаяся в четырнадцати фильмах, всю жизнь прожила в Братске! И чтобы работала там даже не в драмтеатре — театре кукол! Где это видано? Еще один поразительный факт: актриса не имеет театрального образования. И тем не менее хорошие, талантливые режиссеры снимают сибирячку в своих фильмах, кто даже без проб, кто пишет специально для нее роль…

В Иркутске прошла презентация фильма Л. Бобровой «Бабуся», о творческой встрече зрителей с заслуженной артисткой России, актрисой Братского театра актера, маски, куклы «Тирлямы», братчанкой Анной Овсянниковой.

Фильм, вышедший на экран в прошлом году, стал призером уже многих международных кинофестивалей. Анне Овсянниковой, сыгравшей в нем, присудили приз за лучшую женскую роль на сочинском «Кинотавре-2003». А на завершившемся недавно кинофестивале в Майами она победила в номинации «Лучшая актриса».

А сегодня, как и обещали, Анна Георгиевна в гостях у нас.

Родилась Анна Овсянникова на Ставрополье.

— Я даже гордилась тем, что была землячкой Горбачева, хвасталась, хвасталась, а потом, когда переворот случился, замолчала… — откровенничает Анна Овсянникова.

Детство у нее было несладким: четвертым ребенком в семье росла. Мать, домработница, часто болела. Отец оставил их, когда Ане было всего 12. А когда исполнилось 16, мама умерла.

— Так никакого образования я и не получила. Всю жизнь из-за этого чувствовала себя ущербной. Поступала в театральное — не приняли. Сказали: «На роли травести по росту-то ты подходишь (Овсянникова — крохотного росточка. — От авт.), но кость у тебя широкая, и скулы… А для характерной актрисы роста не хватает. Иди на режиссерский». На режиссерский не поступила. Меня взяли в Театр Станиславского. Это было в 1966 году. В тот период, когда Урбанский погиб. Режиссером был Лева Анохин. Где-то полгода в Москве поработала. Думала, на следующий год опять поступать буду. Но заболела, приехала в Ставрополь. А там увидела объявление о наборе в театр кукол. И все, так и осталась. Две записи всего в моей трудовой книжке: Ставропольский театр кукол и Братский. Как Илья Муромец, 30 лет и 3 года ровно служу в театре «Тирлямы».

В Братск, говорит Анна, поехала с мужем, тоже актером, не за деньгами — за романтикой. Их приглашали в Новокузнецк, Кемерово и в только что открывшийся в Братске театр кукол. Знакомая актриса из Читы рассказала, какие чудесные, снежные города в Сибири, какой там народ прекрасный…

— Братская ГЭС! Я думала, что там медведи ходят! В контейнере везла с собой не только варенья, соленья, даже картошку, а оказалось, она в Сибири дешевле, чем у нас дома…

Но и в Братске не баловала жизнь Анну Овсянникову.

— Муж пил, лечился. Я терпела. Но не простила ему измены, мы расстались. Второй муж, Овсянников, был не актером, монтажником. Всем успехам в своей жизни, своему становлению как личности я обязана ему. Он понимал, поддерживал меня: «Расти, расти давай! Не бросай театр». У нас вторая дочь родилась.

— Ну и как вы в роли кинозвезды в родном Братске?

— Ага! (Смеется). Один случай отучил меня врать. Был День кино, мы решили отметить. С водкой тогда напряженка была. Уже вечер, где ее взять? Мы компанией в ресторан отправились. Домой поздно явилась: «Где была?» — спрашивает муж. Соврала: «У Лоры». На следующий же день он все узнал. Приходит домой. Я болею. Как врезал мне! «Где была? У Лоры? Ах, лицо государственное бережешь?» Побил он меня. Я в ночной рубашке в подъезд выскочила. Урок на всю жизнь.

— Братск «звезду кино» как-то наградил?

— Квартирой трехкомнатной город премировал. У меня была нормальная квартира в центре, я и в очереди не стояла. Получила ордер, и в этот же день муж умер…

Уже 5 лет Анна Георгиевна одна воспитывает двух внучек.

— Моя старшая дочь погибла… Папаша пьет, от девчонок отказался. Возраст у них сейчас сложный: 14 и 15 лет. В школе учатся, одна — в «художке», вторая — на тележурналиста и в драмкружок ходит.

Еще у меня есть дочь Оксана, ей 24 года. От второго мужа. Я девять лет как вдова.

— Режиссер Виктор Аристов, царствие ему небесное, стал моим «крестным отцом» в кино. Господин Случай помог. Или Бог мне помогает? Не знаю. Первая моя роль в кино (Домна Павловна) — у него, Аристова, в фильме «Трудно первые сто лет».

А началось все с … Отелло, которого я, женщина маленькая, играла на капустнике… Был такой режиссер, кукольник, журналист Веселов, он ездил по фестивалям, снимал спектакли. В Чите был фестиваль «Байкальское кольцо», после него — тот капустник. Видеозапись попала к Аристову. И сразу мне пришло от него приглашение. Без проб взяли в кино! Я приехала на съемки вся такая разукрашенная, чтоб деревней не казаться, но всю мою «красоту» отмыли и в самом что ни на есть простом виде сняли.

А потом и другие режиссеры, увидев меня в этом фильме, стали приглашать.

«Нюрочка, я давно вас приметила», — сказала Лидия Боброва. Я должна была сыграть у нее небольшую роль в картине «В той стране». Снимались Усатова, Бортник. Не мне судить, но деревенская роль у Усатовой что-то не шла. И вместо нее эту роль сыграла я. Картина получила Госпремию. Боброва потом мне говорила: «Нюра, тебя Бог нам прислал…» Кстати, Путин ей недавно, на 8 Марта, вручил награду и звание заслуженного деятеля культуры. А роль Анны, сестры бабуси, Лидия написала специально для меня.

В «Той стране» снимали на родине Федора Абрамова. Бобровой очень понравился архангельский народ. «Бабусю» сняли в тех же местах, но в Подюжском районе. «Бабуся» — Нина Павловна Шубина — совсем не актриса, простая русская женщина 65 лет, мать, добрая, скромница. Судьба у нее трудная. Муж бил ее, пил, гулял, уже умер. Сын — инвалид. С ней и играть-то мне не надо было. Она на мою старшую сестру так похожа! В общем, сдружились.

Сейчас Лидия Боброва пишет сценарий, будет продолжение фильма. Моя дочь, журналистка Лиза, повсюду разыскивает «бабусю». Я когда первую историю прочитала, разревелась! Ну история моей родной бабушки! У нее такая же судьба. Она вырастила шестерых детей, мне тогда было лет 9-10, а ей — за 100. Мы были самые бедные, она у нас и умерла.

Конец фильма по сценарию сначала был страшным: бабуся уходит в ночь. Ясно, что она погибнет, замерзнет на улице. Лидия переделала его: можно понять финал по-разному…

— А как вы к Алексею Герману попали, Анна Георгиевна?

— Тоже благодаря картине Аристова! Сначала Герман снял меня в роли бичихи в фильме «Хрусталев, машину!» (фильм получил Гран-при на «Кинотавре-2000»). А сейчас снимаюсь у него в картине «Трудно быть богом» по роману Стругацких. Он ее еще в 1968 году хотел снять в Чехии. Там дешевле, чем у нас, снимать. И крепости там настоящие, не студийные. Но не получилось из-за известных событий… Я в новой картине играю «женщину с туфлей». Роль не главная. Но супруга Германа ее дописывает, еще что-то придумала для меня. С Германом тоже одно удовольствие работать! Каждый жест, каждое движение — все до мелочей отточено.

— Наверное, трудно вам было сниматься в кино? Актрисе театра кукол, никогда не бывавшей на съемочной площадке. Да еще из провинции…

— Сначала было очень страшно. На площадке столько народу: режиссеры, звукооператоры, их помощники, реквизиторы — кого только нет! И: «Камера! Мотор!» Вроде все, пошла. И моментально — какой-то провал. «Успокойся, — говорили мне. — Давай по мизансценам: что ты должна здесь сделать». Потом полегче стало, опыт появился. Я очень послушная, во всем слушаюсь режиссера. Боброва, правда, дает свободу. «Как чувствуешь, так и играй». Поправляет, конечно. В «Бабусе» трудно психологически было играть. Особенно когда я сына своего била, дублей шесть сделали. Я уже и без голоса… Это ведь и моя жизнь. Первый муж мой напьется, бывало, а ты попробуй его, пьяного, отлупи! Не дай бог попасть по больному месту…

— А как складывались отношения со звездами?

— Я тушевалась: кто я и кто они? Скромненько, в сторонке. В фильме «Искушение «Б» снимались Олег Борисов, Гундарева, Садальский. Садальский и в жизни такой же простой, смешной. «Ой, откуда ты такая маленькая?» — спросил меня. «Из Сибири, примороженная». — «А как зовут?» — «Аня». — «Ань, пойдем коньячку трахнем!»

Я себя на площадке скромненько вела. Это звездам, думала, позволительно выпить. А потом на съемках фильма «Облако-рай» нам с Ириной Розановой наливали по чуть-чуть для согрева. И в «Той стране» холодно было. Настоящую водку пили.

— Понимаю ваше смущение: вы из Братска, из Иркутска-то актеров сниматься не зовут…

— Нет. С Егуновым мы встречались на съемках фильма «Трудно первые сто лет». Я его представляла: мой земляк, народный артист. «Ты что? — шумел он. — Я никакой не народный, еще заслуженный». Но потом режиссер заболел, и Егунов почему-то не вошел в картину.

В Иркутске хорошие актеры. Давно знаю Венгера, Тамару Панасюк…

— Столько наград дали фильму «Бабуся» и вам лично! Но ни одну из них вам не довелось получить «очно», в торжественной фестивальной обстановке?

— Нет. Ни одной награды не получила. Ни разу в жизни. Наверное, я там от разрыва сердца умерла бы! Когда «Кинотавр» был, я находилась на театральном фестивале в Чите. Знакомая актриса из Петербурга смотрела трансляцию, позвонила мне в половине четвертого утра и сообщила, что на сочинском фестивале я за лучшую женскую роль награждена. Да не может быть! Правда я? Правда? А когда уже дома в «Новостях» по телевизору услышала (я внучку в это время на руках держала), заплакала: неужели правда я талантливая?

А на фестиваль в Майами даже режиссер не ездила. Я как раз была на презентации картины «Бабуся» в Братске. Позвонила Лидия Боброва: «Нюрочка, ты — лучшая актриса мира!» Я была ошарашена. Что за приз? Не знаю. Смеюсь: может, «Мерседес» пришлют?..

Источники: 1.Материалы, предоставленные Г. Е. Ступак; 2. сайт администрации г.Братска; 3. сайт ruskino.ru; 4. сайт kino-teatr.biz; 5. сайт газеты «Братский лесохимик»; 6. сайт Наш Братск.

Если у Вас есть дополнения и поправки или Вы хотите разместить на сайте «Имена Братска» биографии Ваших родных и близких — СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ!



ВНИМАНИЕ! Комментарии читателей сайта являются мнениями лиц их написавших, и могут не совпадать с мнением редакции. Редакция оставляет за собой право удалять любые комментарии с сайта или редактировать их в любой момент. Запрещено публиковать комментарии содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера, или нарушающие иные требования законодательства РФ. Нажатие кнопки «Оставить комментарий» означает что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)




Рейтинг:
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 4.4/5 (8 votes cast)
| Дата: 16 ноября 2010 г. | Просмотров: 4 159