Лидеры рейтинга

«ПЕЙЗАЖ БРАТСКА» ВОЛЬФГАНГА МАТТОЙЕРА - ИМЕНА БРАТСКА

«ПЕЙЗАЖ БРАТСКА» ВОЛЬФГАНГА МАТТОЙЕРА

Просматривая летопись Братска (1964 — 1971 годы), обратил внимание на такую запись: Картина «Пейзаж Братска» Вольфганга Маттоеира, написанная им в 1967 г., экспонируется в Национальной галерее в разделе «Немецкoe искусство XIX — XX веков». Захотелось увидеть эту картину и я начал поиски в Интернете. Результатами моих поисков делюсь с вами, дорогие читатели нашего сайта.

И так, вот что удалось узнать об авторе картины на сайте Википедии:

ВОЛЬФГАНГ МАТТОЙЕР (нем. Wolfgang Mattheuer; 7 апреля 1927, Райхенбах-им-Фогтланд — 7 апреля 2004, Лейпциг) — немецкий художник, скульптор и график, один из крупнейших художников ГДР.

Вольфганг Маттойер получил художественное образование как литограф. В 1941—1945 годах служил в немецкой армии, был ранен в Словакии и, будучи на лечении в Праге, попал в советский плен, из которого ему удалось бежать. После войны посещал в 1946—1947 годах лейпцигскую Школу прикладного искусства, а в 1947—1951 годы учился там же в Высшей школе графики и книжного искусства. После окончания образования работал графиком в иллюстрированных изданиях в Берлине, а затем ассистентом в лейпцигской Школе. В 1956 году он стал там доцентом, в 1965 году — профессором. В 1958 году вступил в СЕПГ (Социалистическая единая партия Германии, прим.ред.), вышел из партии в 1987 году. В 70-е годы XX столетия был отмечен многочисленными наградами ГДР за достижения в области искусства, член Академии художеств ГДР. После объединения Германии жил и работал в Лейпциге.

А вот это прочёл в презентации Оливера Сукроу (Oliver Sukrow), кандидата наук, сотрудника Института европейской истории искусств и Гейдельбергского университета для междисциплинарной конференции «Романтические подрывы советского просвещения: ставить под сомнение причину социализма» (университет Принстона, 9-10 мая 2014 г.):

«ПОДРЫВНЫЕ ПЕЙЗАЖИ. ВОЛЬФГАНГ МАТТОЙЕР И РОМАНТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ГЕРМАНСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (ГДР)» (фрагмент)

Могила Маттойера в Лейпциге (Wolfgang_Mattheuer_Gravesite)

Могила Вольфганга Маттойера в г.Лейпциге (Германия)

… Маттойер стал известен широкой публике благодаря своей картине «Пейзаж под Братском», созданной около 1967 года после организованной поездки в сибирский город с другими коллегами. Впервые картина была представлена на 6-й художественной выставке немецкого искусства в Дрездене в 1967 году. Можно было ожидать патетического или драматического изображения региона вокруг Братска и его огромных промышленных предприятий, как это было описано в ГДР, как «электрическое сердце Сибири». Но Маттойер сфокусировался не столько на промышленности, которая на самом деле отодвинута на задний план, а на людей и их поведение в измененном, разрушенном и разорванном ландшафте. Я думаю, что это не могло быть намерением этого «Социалистического Гранд Тура», организованного партией. С нашей точки зрения кажется очевидным, что Маттойер не праздновал человеческого триумфа над природой или победы советского социализма. Он показывает нам пустынную коричневую пустыню, построенную из сломанных трубопроводов, улиц и линий электропередач. Точно за пределами электростанции на заднем плане небо загадочно превращается из голубоватого в сероватое, и трубопровод, ведущий от этого растения к переднему плану, разделяет ландшафт. Точно так же, как индустриальные или человеческие артефакты в этом ландшафте лишены героизма или пафоса, так же и человеческие фигуры. Старая леди слева сидит одна в созерцании; мальчик справа играет с танками рядом с упавшим деревом. На конвейере две женщины балансируют, двигаясь вперед. На первый взгляд, эта картина не имеет ничего общего с возвышенными пейзажами Фридриха, которые прославляли человека на природе. Это правда, что Маттойер на самом деле не показывает нам романтическое изображение ландшафта, но что связывает его картину с Фридрихом, так это то, что Маттойер представляет не только пейзаж, но и пространство значимого взаимодействия между людьми и природой. Между тем, пейзаж говорит нам кое-что о людях. Здесь, в конце 60-х годов, в Братске люди рассматриваются как изолированные, дезориентированные и борющиеся за жизнь люди, пытающиеся жить в резко и принципиально изменившихся условиях. Отделение промышленности от людей в живописи Маттойера можно истолковать как отчуждение человека от его работы и окружающей его природы…

КАРТИНА ВОЛЬФГАНГА МАТТОЙЕРА «ПЕЙЗАЖ БРАТСКА» (другое название: «Пейзаж под Братском»), НАПИСАННАЯ В 1967 ГОДУ

картина ПЕЙЗАЖ БРАТСКА (автор Wolfgang Mattheuer)

Вот таким увидел наш легендарный Братск, его жителей-тружеников немецкий камрад из несуществующей сейчас Германской демократической республики…




сайт В17



VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)




Рейтинг:
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 5.0/5 (2 votes cast)
| Дата: 12 марта 2020 г. | Просмотров: 955