Лидеры рейтинга

ПОЛИКАРПОВ ОЛЕГ ПЕТРОВИЧ

ПОЛИКАРПОВ ОЛЕГ ПЕТРОВИЧ

polikarpov O.P.

15.12.1937 — 18.01.2015

Почетный гражданин Братска (2008). Заслуженный учитель РФ (1997). Отличник народного просвещения СССР. Ветеран труда. Учитель физики высшей квалификационной категории. Выдающийся педагог, стоял у истоков создания физико-математических классов в школах №№ 18. 26. 41 и лицея №1 города Братска. Принимал активное участие в открытии общеобразовательного лицея при Братском индустриальном институте. Лауреат премии Президента России (2006). Лучший учитель, внедряющий инновационные технологии (2006). Награжден Международной премией Сороса («Соровский учитель» (2001-2003 гг.)). Выпускник Костромского государственного педагогического института им. Н.А. Некрасова (1960). Ветеран труда.

 

Родился 15 декабря 1937 года в семье военного. Детство прошло в Ленинграде.

В 1960 году окончил Костромской государственный педагогический институт им. Н.А. Некрасова (физико-математический факультет).

По окончании вуза служил в армии, работал учителем в поселке под Костромой.

В Братск приехал в 1964 году к одногруппнице, а ныне жене и коллеге — Галине Ивановне (жила в Братске — с 1962 года).

Стал инициатором и организатором первого в Братске физико-математического класса.

Не сойдясь характером с новым директором школы №18, перешел в школу №41 и за ним последовал его физико-математический класс.

Стоял у истоков создания физико-математических классов в школах № 18, № 41, № 26 города Братска.

В последствии перешел на работу в лицей №1 города Братска.

В 1997 году присвоено звание «Заслуженный_учитель_Российской_Федерации».

Принимал активное участие в открытии общеобразовательного лицея при Братском индустриальном институте.

В октябре 2003 года был включен в федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы четвертого созыва, выдвинутый Концептуальной партией «Единение».

В 2006 году присвоено звание «Лучший учитель Российской Федерации, внедряющий инновационные технологии».

8 апреля 2008 года Решением Думы города Братска за № 485/г-Д звание «Почетный гражданин города Братска» присвоено Поликарпову Олегу Петровичу, учителю физики муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей № 1». Присвоением этого высокого звания был отмечен его значительный вклад в развитие системы образования и разработку уникальной инновационной методики по развитию одаренных учащихся.

К 2010 году воспитал 240 призеров городских олимпиад по физике, 140 победителей областных и около 40 обладателей высших наград всероссийских и всесоюзных олимпиад. Его воспитанники в разные годы принимали участие в Международной олимпиаде в Якутске, во Всероссийских олимпиадах в Орле и Березниках, Ульяновске и Чебоксарах, Саратове, Кемерово, Ярославле и Саранске. 96 % выпускников Поликарпова О.П. сдают выпускные и вступительные экзамены в ведущие ВУЗы страны на «хорошо» и «отлично». Бывшие ученики поступают в самые престижные вузы страны — МГУ имени Ломоносова, МФТИ, Бауманский университет, Новосибирский технический госуниверситет. Многие его ученики связали свою профессию с физикой, имеют научные звания, работают в Австралии, Новой Зеландии, Канаде, США, Швейцарии, Японии, Великобритании и даже в компании Майкрософт. К примеру, Андрей Дорохов трудится в Европейском центре ядерных исследований на коллайдере. Другой воспитанник — Раис Шайхайдаров в Англии занимается разработками криогенной техники (закончил МФТИ по направлению «криогенная техника», работал в Швеции, в Японии).

Разработал собственную инновационную методику по развитию одаренных учащихся. В ее основе — вызвать интерес к изучаемому предмету.

Как педагог, имеет в настоящее время самый оснащенный в городе кабинет физики, в совершенстве владеет методикой преподавания, многообразием форм и методов обучения, инновационными разработками, позволяющими развивать у учеников самостоятельность мышления, творческую инициативу, тягу к исследовательской деятельности. Разработал программу по физике для 9-11 классов лицея с углубленным изучением дисциплины, лабораторные работы с методическими указаниями по их проведению. Издал сборник задач по физике для учащихся лицея. В рамках Приоритетного национального проекта «Образование» в 2006 году одержал победу в конкурсе «Лучший учитель, внедряющий инновационные технологии» и был награжден премией президента Российской Федерации. Неоднократно принимал участие в педагогических форумах, семинарах и конференциях по обмену опытом.

В 2011 году стал героем документального фильма «Уроки жизни» (Урок второй — «Занимательная физика») — полнометражного фильма про уникальных и интересных людей, проживающих в городах, сёлах и деревнях Прибайкалья режиссера Николая Тарханова.

Повышение квалификации: 2014 г., 108 ч., «Особенности организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС», ОГАОУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области».

Удостоен таких высоких званий, как Заслуженный учитель РФ, Отличник народного просвещения СССР, лауреат премии Президента России. Награжден Международной премией Сороса («Соровский учитель» (2001-2003 гг.)).

Общий стаж педагогической работы – более 50 лет.

Ветеран труда.

Скончался утром 18 января 2015 года после пяти дней в реанимации от инсульта. Похоронен в городе Братске Иркутской области.

 

ОЦЕНИ ВКЛАД

ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА

В ИСТОРИЮ БРАТСКА:

Поликарпов О.П.

Поликарпов О.П. Фото с сайта газеты Восточно-Сибирская правда


ВОЛШЕБНЫЙ КЛЮЧИК К ТАЛАНТАМ. Учитель из Братска Олег Петрович Поликарпов отметил уникальный юбилей (автор: Дина МАДЬЯРОВА, источник: Восточно-Сибирская правда: 17 февраля 2009 г.)

 

В Иркутске завершился очередной сезон областных школьных олимпиад – горячее время как для учащихся, так и для вузов, принимающих олимпиады. Пока первые состязаются в знаниях (нынче – по 20 предметам), вторые зорко присматривают для себя будущую студенческую элиту – давно известно, что нет лучших кандидатов в студенты, чем победители и призёры таких интеллектуальных «забегов».

Но есть в этом увлекательном действе и третья сторона, без которой олимпиады попросту не могли бы состояться, – школьные учителя, те, кто открывает юные таланты, растит их, помогает встать «на крыло». Имена учителей обычно не звучат, когда их доблестных питомцев награждают и чествуют. Они скромно сидят в праздничном зале, не претендуя на славу своих подопечных, но радуясь едва ли не больше их самих.

А между тем каждый из этих учителей и сам частичка золотого педагогического фонда, каждый – хранитель бесценного опыта. На нынешней олимпиаде один из таких учителей-ветеранов, Олег Петрович Поликарпов, преподаватель физики Братского лицея № 1, отметил уникальный юбилей – он привёз свою команду уже в 40-й раз! В Иркутске знают: питомцы Поликарпова непременно в призёрах отметятся. Так и вышло: за братчанами первое и второе места по физике среди 10-классников и второе место среди 11-классников – неплохой подарок к юбилею учителя.

Ехал на год – получилось навсегда

Неисповедимы пути судьбы. Иногда нам кажется, что происшедшее – это провал, крушение мечты, конец всему. А потом выясняется, что наоборот – не конец, а начало, не провал, а исправление ошибки.

Именно так случилось с Олегом Поликарповым, когда он после школы (а тем событиям уже больше полувека) не поступил в Ленинградский технологический институт. Не то что не смог поступить – просто на экзамене слишком уж энергично пытался помочь своему «тонущему» другу, за что его вместе с другом от экзаменов отстранили. Последующее поступление в Костромской педагогический институт произошло уже по принципу «всё равно куда»: тем более что его, как хорошего спортсмена, взяли почти без экзаменов, да и юноши в пединституте были в те времена тоже в дефиците. Поступал наугад, а оказалось – попал в «десятку».

– Как получилось, Олег Петрович, что вы из Костромы в Братск перебрались?

– А это ещё один зигзаг судьбы. Однажды, когда я уже в армии отслужил и учителем под Костромой работал, встретился как-то на пляже со своей бывшей однокурсницей Галиной – она в 62-м уехала работать в Братск. «Ну что в Костроме делать? – говорит она. – Дыра! Вот куда надо ехать – в Сибирь». Думал я, думал и говорю матери: а давай я съезжу ненадолго, поработаю. Поехал на год. Получилось – на всю жизнь.

А Галина потом моей женой стала. Она тоже в нашем первом лицее работает, учитель математики. Так что мы и семья, и коллеги…

В Братске Олег Петрович реализовал себя как педагог на все 100 процентов. С его лёгкой руки появился в городе первый физико-математический класс, первый во всей области лицей, в котором он и по сию пору работает. Физику он стал преподавать так, что вскоре его воспитанники начали побеждать не только на городских олимпиадах, но и на областных, потом на всероссийских, вышли на уровень международных олимпиад. Он разработал собственную инновационную методику по развитию одарённых учащихся. За это собрал, кажется, весь мыслимый урожай званий: «Отличник народного просвещения СССР», «Заслуженный учитель России», лауреат премии Президента России. А минувшей весной ему присвоено звание «Почётный гражданин Братска».

По доходам и декларация

В Братске знают, какое это везение, если склонный к точным наукам школьник попадёт в руки Олега Петровича. У него словно волшебный ключик к талантам: они раскрываются по максимуму. Вот статистика: больше 240 его питомцев стали призёрами городских олимпиад по физике, порядка 100 – областных и около 40 блеснули на всероссийских. Но ведь талант к физике не у каждого. Как быть с остальными?

– Олег Петрович, дети в школе разные, и интересы – тоже. Возможно ли заинтересовать вашей наукой всех без исключения – и «физиков», и «лириков»?

– Возможно. Надо только понять, что для семи-, восьмиклассников, когда физика начинается, оценки очень важны. Они же «погонщики», как я их называю, – за оценками гоняются. Они пока не понимают, что самое главное – знания, а не оценки. И учитель должен пойти на поводу у них. С ними надо поиграть, их надо заинтересовать. Потому что когда ученика долбают: два, три, единица, три с натяжкой, – учёба радости не даёт. Чтобы радость была, нужно ощущение успеха.

Поэтому «маленькие» классы я учу так. Беру не общепринятые учебники – они очень тяжело написаны, – а свои, я их сам для себя составляю, там у меня отобрано всё самое нужное. Материал передаётся порциями. После того как я познакомлю их с какой-то темой, сам на доске разбираю образцовую задачу. А чтобы у них всё осталось в голове, в придачу даю уже для самостоятельной работы задачи пяти уровней сложности. Почему разные уровни? Потому что не хочется стричь всех под одну гребёнку, пусть каждый выберет сам тот уровень, с которым может справиться. Оцениваются задачи баллами, и каждый ученик постепенно набирает баллы. Есть задачи в один логический шаг: подставь готовую формулу – и она решена; это задачи группы А, каждая «стоит» всего один балл. Есть посложнее, где требуется два логических шага, – это уже задачи группы Б, они «подороже»: каждая два балла. И, наконец, самая трудная – группа Д, когда решение одной задачи оценивается в 20 баллов.

Поликарпов О.П. Братск

Поликарпов О.П. Фото с сайта ТРК Братск


Ученик, уважающий себя, никогда не схватится сразу за задачу Д – он будет спокойно набирать необходимые баллы, варьировать разные уровни. А потом каждая работа заканчивается словами: мной, Ивановым Иваном, в течение 10 дней, с такого-то по такое-то, решены следующие задачи. И в конце – подпись. Я называю это «декларация о доходах». Дети уже знают, сколько стоит каждая задача, сколько баллов они в сумме заработали. И уже по количеству набранных баллов получают оценки. Вот такой, если коротко, главный принцип моей методики в «маленьких» классах.

– А вы уверены, что ребята сами решают задачи? Ведь сейчас в какой книжный магазин ни зайди, полно «решебников», там можно найти решения всех задач по любому предмету…

– Моих задач там нет. Я класс сразу предупреждаю: «Дети, не ищите вы ни в каких «решебниках», всё равно не найдёте». Задачи я беру не из школьных сборников: часть составляю сам, часть нахожу в других источниках. Некоторые ворчат поначалу: вот, у всех учителей есть задачники, у вас у одного нету… Потом привыкают.

– Но если в «решебниках» нет, можно друг у друга списать…

– А зачем? Когда каждый может выбрать задачи по силам, то и списывать не хочется. Наоборот, хочется решать самому, потому что вместо ощущения «а, всё равно у меня ничего не получится!» появляется другое – «я могу!». Если ученик, скажем, за четыре урока набрал 25 баллов, решая простейшие задачи в одно действие, то он на крыльях летает – он сам их решил! Так почему не поставить ему хорошую оценку? Так что списывание практически исчезает. К тому же им хорошо известно, как я к этому отношусь: тот, кто списал, ещё «выживет», а вот кто дал списать – будет наказан.

И потом, они знают, что в любой момент учитель физики затеет опрос по тем задачам, которые были решены. И вот когда я зову ученика к доске, он идёт с удовольствием, потому что умеет это всё делать. У него нет страха, комплекса доски. А для меня ещё важно, чтобы ребёнок не просто мелом владел и в уравнении ставил цифры, а чтобы он проговаривал то, что пишет. Тогда будет полное понимание темы.

Со старшими классами я работаю уже по другой методике, а маленьких только так надо учить. Тогда и интерес к физике появляется, даже если она не очень близка.

– Но ведь учителю намного хлопотнее работать так, чем по обычной схеме. Сколько это времени требует…

– Да, учителю тяжело. Зато детям легко. И интересно.

Поручение от Господа Бога
Не только учитель ставит оценки ученикам, но и они ему. Своими судьбами. А судьбы у питомцев Поликарпова весьма выразительные. «Агентурную» сеть из своих учеников Олег Петрович раскинул буквально по всему миру. Где только они не работают: в Великобритании и Новой Зеландии, в Швейцарии, Японии и в самой вотчине Майкрософт – Силиконовой долине. Пройдя великолепную школу Поликарпова, самые способные его воспитанники без проблем поступают в лучшие российские вузы – МГУ, Бауманский университет, МИФИ, выпускники которых за границей нарасхват. Конечно, можно вздохнуть с грустью: вот вам наглядная иллюстрация к проблеме утечки мозгов. Но с другой стороны, «талант – это поручение от Господа Бога», как сказал Евгений Баратынский, и с этим не поспоришь. Если родная страна не предлагает тебе ничего, кроме как зарыть талант в землю, – что остаётся делать?

– Олег Петрович, сейчас в России ситуация с наукой всё-таки не такая тяжёлая, как в 90-х. Возвращаются ваши ученики домой?

– Есть такие примеры, но их пока немного. Всё-таки они видят, что жизнь в стране ещё очень далека от нормальной. И с наукой всё не так хорошо, как об этом говорится. За границей по-прежнему и возможностей больше, и условия лучше, и ценят там наших гораздо больше. Но то, что скучают ребята по дому, мечтают вернуться, – это точно.

Один мой ученик, Андрюша Дорохов, тоже из олимпиадников, после окончания физтеха уехал в Европейский центр ядерных исследований, работает в Швейцарии, на коллайдере. Недавно прислал фото с шутливой подписью: «В поступках, порочащих Россию, не замечен». И добавляет: очень тянет домой.

Ещё один ученик, Раис Шайхайдаров, закончил МФТИ по направлению «криогенная техника», работал в Швеции, в Японии, потом уехал в Англию. Там же собрались ещё семь человек из его выпуска. У них сложился такой интересный авторский коллектив, они ведут новые разработки именно по криогенной технике. Англичане создали им все условия, доверяют, хотя вообще-то очень осторожны в этом отношении. Но они знают: русские это умеют, а их специалисты – нет.

Так вот, Раис хорошо зарабатывает там, купил дом. Мать с отцом живут в Братске, он им помогает. И сестре помогает – у неё трое детей, одна растит. И всё равно ему хочется в Россию. Говорит, ну, может, не сейчас – пока есть хорошая работа, стоит пожить за границей. Но домой всё равно надо ехать… То есть эти ребята и вернулись бы, и работали бы на Россию, для России, просто надо дать им эту возможность.

– Как вам удаётся готовить физиков столь высокого уровня? Ведь для преподавания вашей науки одними учебниками не обойтись, нужны приборы, оборудование, наглядные пособия – какая физика без эксперимента, без опыта? А с этим в школах сегодня беда…

– Знаете, мне просто повезло. Приехал как-то в наш лицей мэр Братска – в то время это был Петрунько, – и я к нему напрямую обратился с этой проблемой. Он сказал: я тебе дам полтора миллиона, только сам поедешь в Москву, отберёшь нужные приборы. До рубля отчитаешься передо мной!

Поэтому у нас в лицее есть всё, есть полная экспериментальная база. В седьмых-восьмых классах на каждого ученика – не на парту, на каждого! – своя мини-лаборатория. Из Ульяновска мы привезли комплект приборов, который позволяет сделать 52 работы по электрическому току. Поэтому мы можем выполнять такие лабораторные работы, которые даже в вузах редко делают.

Но всё равно и этого мало, всё равно отстаём от мира. Простой пример. На конференцию как-то американцы привезли свои школьные измерительные приборы. Линейка у них электронная – пожалуйста, что угодно можно измерить, на дисплее тут же результат высвечивается. У нас тоже линейки есть, причём на любой выбор: пластмассовая, деревянная, металлическая. Но так никто уже не измеряет… И таких «мелочей» множество. Что же удивляться, что мы стали проигрывать на международных олимпиадах физику и математику? Вон китайцы: взяли за основу нашу методику подготовки к олимпиадам, но они же не стоят на месте, они её совершенствуют. И теснят нас потихоньку…

К слову, о мелочах. Своих олимпиадников Олег Петрович непременно обучает игре в преферанс. Не на деньги, разумеется. «Я им сразу говорю: ни денег, ни поцелуйчиков», – смеётся Поликарпов. Тут выигрыш покруче: преферанс – великолепная гимнастика для ума, он требует умения считать варианты, причём очень быстро, требует включения логики, интуиции, а это всё важно для физика, тем более для участника олимпиадных боёв. Преферанс – незыблемая традиция для воспитанников Олега Петровича, и каждое новое поколение юных физиков свято её чтит.

Особенно хороша игра под стук вагонных колёс, когда возвращается учитель со всей своей честной компанией после олимпиады домой в Братск: и победа – вот она, и напряжение борьбы можно сбросить, и столько радостного впереди…

Не профессия, а стезя

Говорить о школе Олег Петрович может бесконечно. На всё у него свой взгляд, своё суждение. И даже в мимолётном житейском наблюдении бездна учительской мудрости открывается. Кажется, вот он, тот счастливый случай, когда человек и профессия нашли друг друга, идеально совпали. Поэтому меня несколько удивило, когда на вопрос, советует ли он своим ученикам выбирать профессию учителя, Олег Петрович решительно ответил: «Никогда! Говорю им: не вздумайте!».

Но удивило ненадолго. Из того, что я узнала об этом человеке, объяснение само собой напра