Лидеры рейтинга

ПОЛИКАРПОВ ОЛЕГ ПЕТРОВИЧ - ИМЕНА БРАТСКА

ПОЛИКАРПОВ ОЛЕГ ПЕТРОВИЧ

polikarpov O.P.

15.12.1937 — 18.01.2015

Почетный гражданин Братска (2008). Заслуженный учитель РФ (1997). Отличник народного просвещения СССР. Ветеран труда. Учитель физики высшей квалификационной категории. Выдающийся педагог, стоял у истоков создания физико-математических классов в школах №№ 18. 26. 41 и лицея №1 города Братска. Принимал активное участие в открытии общеобразовательного лицея при Братском индустриальном институте. Лауреат премии Президента России (2006). Лучший учитель, внедряющий инновационные технологии (2006). Награжден Международной премией Сороса («Соровский учитель» (2001-2003 гг.)). Выпускник Костромского государственного педагогического института им. Н.А. Некрасова (1960). Ветеран труда.

 

Родился 15 декабря 1937 года в семье военного. Детство прошло в Ленинграде.

В 1960 году окончил Костромской государственный педагогический институт им. Н.А. Некрасова (физико-математический факультет).

По окончании вуза служил в армии, работал учителем в поселке под Костромой.

В Братск приехал в 1964 году к одногруппнице, а ныне жене и коллеге — Галине Ивановне (жила в Братске — с 1962 года).

Стал инициатором и организатором первого в Братске физико-математического класса.

Не сойдясь характером с новым директором школы №18, перешел в школу №41 и за ним последовал его физико-математический класс.

Стоял у истоков создания физико-математических классов в школах № 18, № 41, № 26 города Братска.

В последствии перешел на работу в лицей №1 города Братска.

В 1997 году присвоено звание «Заслуженный_учитель_Российской_Федерации».

Принимал активное участие в открытии общеобразовательного лицея при Братском индустриальном институте.

В октябре 2003 года был включен в федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы четвертого созыва, выдвинутый Концептуальной партией «Единение».

В 2006 году присвоено звание «Лучший учитель Российской Федерации, внедряющий инновационные технологии».

8 апреля 2008 года Решением Думы города Братска за № 485/г-Д звание «Почетный гражданин города Братска» присвоено Поликарпову Олегу Петровичу, учителю физики муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей № 1». Присвоением этого высокого звания был отмечен его значительный вклад в развитие системы образования и разработку уникальной инновационной методики по развитию одаренных учащихся.

К 2010 году воспитал 240 призеров городских олимпиад по физике, 140 победителей областных и около 40 обладателей высших наград всероссийских и всесоюзных олимпиад. Его воспитанники в разные годы принимали участие в Международной олимпиаде в Якутске, во Всероссийских олимпиадах в Орле и Березниках, Ульяновске и Чебоксарах, Саратове, Кемерово, Ярославле и Саранске. 96 % выпускников Поликарпова О.П. сдают выпускные и вступительные экзамены в ведущие ВУЗы страны на «хорошо» и «отлично». Бывшие ученики поступают в самые престижные вузы страны — МГУ имени Ломоносова, МФТИ, Бауманский университет, Новосибирский технический госуниверситет. Многие его ученики связали свою профессию с физикой, имеют научные звания, работают в Австралии, Новой Зеландии, Канаде, США, Швейцарии, Японии, Великобритании и даже в компании Майкрософт. К примеру, Андрей Дорохов трудится в Европейском центре ядерных исследований на коллайдере. Другой воспитанник — Раис Шайхайдаров в Англии занимается разработками криогенной техники (закончил МФТИ по направлению «криогенная техника», работал в Швеции, в Японии).

Разработал собственную инновационную методику по развитию одаренных учащихся. В ее основе — вызвать интерес к изучаемому предмету.

Как педагог, имеет в настоящее время самый оснащенный в городе кабинет физики, в совершенстве владеет методикой преподавания, многообразием форм и методов обучения, инновационными разработками, позволяющими развивать у учеников самостоятельность мышления, творческую инициативу, тягу к исследовательской деятельности. Разработал программу по физике для 9-11 классов лицея с углубленным изучением дисциплины, лабораторные работы с методическими указаниями по их проведению. Издал сборник задач по физике для учащихся лицея. В рамках Приоритетного национального проекта «Образование» в 2006 году одержал победу в конкурсе «Лучший учитель, внедряющий инновационные технологии» и был награжден премией президента Российской Федерации. Неоднократно принимал участие в педагогических форумах, семинарах и конференциях по обмену опытом.

В 2011 году стал героем документального фильма «Уроки жизни» (Урок второй — «Занимательная физика») — полнометражного фильма про уникальных и интересных людей, проживающих в городах, сёлах и деревнях Прибайкалья режиссера Николая Тарханова.

Повышение квалификации: 2014 г., 108 ч., «Особенности организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС», ОГАОУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области».

Удостоен таких высоких званий, как Заслуженный учитель РФ, Отличник народного просвещения СССР, лауреат премии Президента России. Награжден Международной премией Сороса («Соровский учитель» (2001-2003 гг.)).

Общий стаж педагогической работы – более 50 лет.

Ветеран труда.

Скончался утром 18 января 2015 года после пяти дней в реанимации от инсульта. Похоронен в городе Братске Иркутской области.

 

ОЦЕНИ ВКЛАД

ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА

В ИСТОРИЮ БРАТСКА:

Поликарпов О.П.

Поликарпов О.П. Фото с сайта газеты Восточно-Сибирская правда


ВОЛШЕБНЫЙ КЛЮЧИК К ТАЛАНТАМ. Учитель из Братска Олег Петрович Поликарпов отметил уникальный юбилей (автор: Дина МАДЬЯРОВА, источник: Восточно-Сибирская правда: 17 февраля 2009 г.)

 

В Иркутске завершился очередной сезон областных школьных олимпиад – горячее время как для учащихся, так и для вузов, принимающих олимпиады. Пока первые состязаются в знаниях (нынче – по 20 предметам), вторые зорко присматривают для себя будущую студенческую элиту – давно известно, что нет лучших кандидатов в студенты, чем победители и призёры таких интеллектуальных «забегов».

Но есть в этом увлекательном действе и третья сторона, без которой олимпиады попросту не могли бы состояться, – школьные учителя, те, кто открывает юные таланты, растит их, помогает встать «на крыло». Имена учителей обычно не звучат, когда их доблестных питомцев награждают и чествуют. Они скромно сидят в праздничном зале, не претендуя на славу своих подопечных, но радуясь едва ли не больше их самих.

А между тем каждый из этих учителей и сам частичка золотого педагогического фонда, каждый – хранитель бесценного опыта. На нынешней олимпиаде один из таких учителей-ветеранов, Олег Петрович Поликарпов, преподаватель физики Братского лицея № 1, отметил уникальный юбилей – он привёз свою команду уже в 40-й раз! В Иркутске знают: питомцы Поликарпова непременно в призёрах отметятся. Так и вышло: за братчанами первое и второе места по физике среди 10-классников и второе место среди 11-классников – неплохой подарок к юбилею учителя.

Ехал на год – получилось навсегда

Неисповедимы пути судьбы. Иногда нам кажется, что происшедшее – это провал, крушение мечты, конец всему. А потом выясняется, что наоборот – не конец, а начало, не провал, а исправление ошибки.

Именно так случилось с Олегом Поликарповым, когда он после школы (а тем событиям уже больше полувека) не поступил в Ленинградский технологический институт. Не то что не смог поступить – просто на экзамене слишком уж энергично пытался помочь своему «тонущему» другу, за что его вместе с другом от экзаменов отстранили. Последующее поступление в Костромской педагогический институт произошло уже по принципу «всё равно куда»: тем более что его, как хорошего спортсмена, взяли почти без экзаменов, да и юноши в пединституте были в те времена тоже в дефиците. Поступал наугад, а оказалось – попал в «десятку».

– Как получилось, Олег Петрович, что вы из Костромы в Братск перебрались?

– А это ещё один зигзаг судьбы. Однажды, когда я уже в армии отслужил и учителем под Костромой работал, встретился как-то на пляже со своей бывшей однокурсницей Галиной – она в 62-м уехала работать в Братск. «Ну что в Костроме делать? – говорит она. – Дыра! Вот куда надо ехать – в Сибирь». Думал я, думал и говорю матери: а давай я съезжу ненадолго, поработаю. Поехал на год. Получилось – на всю жизнь.

А Галина потом моей женой стала. Она тоже в нашем первом лицее работает, учитель математики. Так что мы и семья, и коллеги…

В Братске Олег Петрович реализовал себя как педагог на все 100 процентов. С его лёгкой руки появился в городе первый физико-математический класс, первый во всей области лицей, в котором он и по сию пору работает. Физику он стал преподавать так, что вскоре его воспитанники начали побеждать не только на городских олимпиадах, но и на областных, потом на всероссийских, вышли на уровень международных олимпиад. Он разработал собственную инновационную методику по развитию одарённых учащихся. За это собрал, кажется, весь мыслимый урожай званий: «Отличник народного просвещения СССР», «Заслуженный учитель России», лауреат премии Президента России. А минувшей весной ему присвоено звание «Почётный гражданин Братска».

По доходам и декларация

В Братске знают, какое это везение, если склонный к точным наукам школьник попадёт в руки Олега Петровича. У него словно волшебный ключик к талантам: они раскрываются по максимуму. Вот статистика: больше 240 его питомцев стали призёрами городских олимпиад по физике, порядка 100 – областных и около 40 блеснули на всероссийских. Но ведь талант к физике не у каждого. Как быть с остальными?

– Олег Петрович, дети в школе разные, и интересы – тоже. Возможно ли заинтересовать вашей наукой всех без исключения – и «физиков», и «лириков»?

– Возможно. Надо только понять, что для семи-, восьмиклассников, когда физика начинается, оценки очень важны. Они же «погонщики», как я их называю, – за оценками гоняются. Они пока не понимают, что самое главное – знания, а не оценки. И учитель должен пойти на поводу у них. С ними надо поиграть, их надо заинтересовать. Потому что когда ученика долбают: два, три, единица, три с натяжкой, – учёба радости не даёт. Чтобы радость была, нужно ощущение успеха.

Поэтому «маленькие» классы я учу так. Беру не общепринятые учебники – они очень тяжело написаны, – а свои, я их сам для себя составляю, там у меня отобрано всё самое нужное. Материал передаётся порциями. После того как я познакомлю их с какой-то темой, сам на доске разбираю образцовую задачу. А чтобы у них всё осталось в голове, в придачу даю уже для самостоятельной работы задачи пяти уровней сложности. Почему разные уровни? Потому что не хочется стричь всех под одну гребёнку, пусть каждый выберет сам тот уровень, с которым может справиться. Оцениваются задачи баллами, и каждый ученик постепенно набирает баллы. Есть задачи в один логический шаг: подставь готовую формулу – и она решена; это задачи группы А, каждая «стоит» всего один балл. Есть посложнее, где требуется два логических шага, – это уже задачи группы Б, они «подороже»: каждая два балла. И, наконец, самая трудная – группа Д, когда решение одной задачи оценивается в 20 баллов.

Поликарпов О.П. Братск

Поликарпов О.П. Фото с сайта ТРК Братск


Ученик, уважающий себя, никогда не схватится сразу за задачу Д – он будет спокойно набирать необходимые баллы, варьировать разные уровни. А потом каждая работа заканчивается словами: мной, Ивановым Иваном, в течение 10 дней, с такого-то по такое-то, решены следующие задачи. И в конце – подпись. Я называю это «декларация о доходах». Дети уже знают, сколько стоит каждая задача, сколько баллов они в сумме заработали. И уже по количеству набранных баллов получают оценки. Вот такой, если коротко, главный принцип моей методики в «маленьких» классах.

– А вы уверены, что ребята сами решают задачи? Ведь сейчас в какой книжный магазин ни зайди, полно «решебников», там можно найти решения всех задач по любому предмету…

– Моих задач там нет. Я класс сразу предупреждаю: «Дети, не ищите вы ни в каких «решебниках», всё равно не найдёте». Задачи я беру не из школьных сборников: часть составляю сам, часть нахожу в других источниках. Некоторые ворчат поначалу: вот, у всех учителей есть задачники, у вас у одного нету… Потом привыкают.

– Но если в «решебниках» нет, можно друг у друга списать…

– А зачем? Когда каждый может выбрать задачи по силам, то и списывать не хочется. Наоборот, хочется решать самому, потому что вместо ощущения «а, всё равно у меня ничего не получится!» появляется другое – «я могу!». Если ученик, скажем, за четыре урока набрал 25 баллов, решая простейшие задачи в одно действие, то он на крыльях летает – он сам их решил! Так почему не поставить ему хорошую оценку? Так что списывание практически исчезает. К тому же им хорошо известно, как я к этому отношусь: тот, кто списал, ещё «выживет», а вот кто дал списать – будет наказан.

И потом, они знают, что в любой момент учитель физики затеет опрос по тем задачам, которые были решены. И вот когда я зову ученика к доске, он идёт с удовольствием, потому что умеет это всё делать. У него нет страха, комплекса доски. А для меня ещё важно, чтобы ребёнок не просто мелом владел и в уравнении ставил цифры, а чтобы он проговаривал то, что пишет. Тогда будет полное понимание темы.

Со старшими классами я работаю уже по другой методике, а маленьких только так надо учить. Тогда и интерес к физике появляется, даже если она не очень близка.

– Но ведь учителю намного хлопотнее работать так, чем по обычной схеме. Сколько это времени требует…

– Да, учителю тяжело. Зато детям легко. И интересно.

Поручение от Господа Бога
Не только учитель ставит оценки ученикам, но и они ему. Своими судьбами. А судьбы у питомцев Поликарпова весьма выразительные. «Агентурную» сеть из своих учеников Олег Петрович раскинул буквально по всему миру. Где только они не работают: в Великобритании и Новой Зеландии, в Швейцарии, Японии и в самой вотчине Майкрософт – Силиконовой долине. Пройдя великолепную школу Поликарпова, самые способные его воспитанники без проблем поступают в лучшие российские вузы – МГУ, Бауманский университет, МИФИ, выпускники которых за границей нарасхват. Конечно, можно вздохнуть с грустью: вот вам наглядная иллюстрация к проблеме утечки мозгов. Но с другой стороны, «талант – это поручение от Господа Бога», как сказал Евгений Баратынский, и с этим не поспоришь. Если родная страна не предлагает тебе ничего, кроме как зарыть талант в землю, – что остаётся делать?

– Олег Петрович, сейчас в России ситуация с наукой всё-таки не такая тяжёлая, как в 90-х. Возвращаются ваши ученики домой?

– Есть такие примеры, но их пока немного. Всё-таки они видят, что жизнь в стране ещё очень далека от нормальной. И с наукой всё не так хорошо, как об этом говорится. За границей по-прежнему и возможностей больше, и условия лучше, и ценят там наших гораздо больше. Но то, что скучают ребята по дому, мечтают вернуться, – это точно.

Один мой ученик, Андрюша Дорохов, тоже из олимпиадников, после окончания физтеха уехал в Европейский центр ядерных исследований, работает в Швейцарии, на коллайдере. Недавно прислал фото с шутливой подписью: «В поступках, порочащих Россию, не замечен». И добавляет: очень тянет домой.

Ещё один ученик, Раис Шайхайдаров, закончил МФТИ по направлению «криогенная техника», работал в Швеции, в Японии, потом уехал в Англию. Там же собрались ещё семь человек из его выпуска. У них сложился такой интересный авторский коллектив, они ведут новые разработки именно по криогенной технике. Англичане создали им все условия, доверяют, хотя вообще-то очень осторожны в этом отношении. Но они знают: русские это умеют, а их специалисты – нет.

Так вот, Раис хорошо зарабатывает там, купил дом. Мать с отцом живут в Братске, он им помогает. И сестре помогает – у неё трое детей, одна растит. И всё равно ему хочется в Россию. Говорит, ну, может, не сейчас – пока есть хорошая работа, стоит пожить за границей. Но домой всё равно надо ехать… То есть эти ребята и вернулись бы, и работали бы на Россию, для России, просто надо дать им эту возможность.

– Как вам удаётся готовить физиков столь высокого уровня? Ведь для преподавания вашей науки одними учебниками не обойтись, нужны приборы, оборудование, наглядные пособия – какая физика без эксперимента, без опыта? А с этим в школах сегодня беда…

– Знаете, мне просто повезло. Приехал как-то в наш лицей мэр Братска – в то время это был Петрунько, – и я к нему напрямую обратился с этой проблемой. Он сказал: я тебе дам полтора миллиона, только сам поедешь в Москву, отберёшь нужные приборы. До рубля отчитаешься передо мной!

Поэтому у нас в лицее есть всё, есть полная экспериментальная база. В седьмых-восьмых классах на каждого ученика – не на парту, на каждого! – своя мини-лаборатория. Из Ульяновска мы привезли комплект приборов, который позволяет сделать 52 работы по электрическому току. Поэтому мы можем выполнять такие лабораторные работы, которые даже в вузах редко делают.

Но всё равно и этого мало, всё равно отстаём от мира. Простой пример. На конференцию как-то американцы привезли свои школьные измерительные приборы. Линейка у них электронная – пожалуйста, что угодно можно измерить, на дисплее тут же результат высвечивается. У нас тоже линейки есть, причём на любой выбор: пластмассовая, деревянная, металлическая. Но так никто уже не измеряет… И таких «мелочей» множество. Что же удивляться, что мы стали проигрывать на международных олимпиадах физику и математику? Вон китайцы: взяли за основу нашу методику подготовки к олимпиадам, но они же не стоят на месте, они её совершенствуют. И теснят нас потихоньку…

К слову, о мелочах. Своих олимпиадников Олег Петрович непременно обучает игре в преферанс. Не на деньги, разумеется. «Я им сразу говорю: ни денег, ни поцелуйчиков», – смеётся Поликарпов. Тут выигрыш покруче: преферанс – великолепная гимнастика для ума, он требует умения считать варианты, причём очень быстро, требует включения логики, интуиции, а это всё важно для физика, тем более для участника олимпиадных боёв. Преферанс – незыблемая традиция для воспитанников Олега Петровича, и каждое новое поколение юных физиков свято её чтит.

Особенно хороша игра под стук вагонных колёс, когда возвращается учитель со всей своей честной компанией после олимпиады домой в Братск: и победа – вот она, и напряжение борьбы можно сбросить, и столько радостного впереди…

Не профессия, а стезя

Говорить о школе Олег Петрович может бесконечно. На всё у него свой взгляд, своё суждение. И даже в мимолётном житейском наблюдении бездна учительской мудрости открывается. Кажется, вот он, тот счастливый случай, когда человек и профессия нашли друг друга, идеально совпали. Поэтому меня несколько удивило, когда на вопрос, советует ли он своим ученикам выбирать профессию учителя, Олег Петрович решительно ответил: «Никогда! Говорю им: не вздумайте!».

Но удивило ненадолго. Из того, что я узнала об этом человеке, объяснение само собой напрашивается. В самом деле, каждому ли понравится такая жизнь: на работу уходить в 7.15, а домой возвращаться чуть не в девять вечера; учебники переписывать, чтобы детям понятнее было, задачки самому придумывать; с утра пораньше вместе с учениками на пробежку выходить, чтобы КПД учёбы выше был, – так он делал, когда был помоложе; упорно отказываться от любого репетиторства (а к нему чуть не весь Братск просился), потому что «не понимаю, как это – знания через деньги получать»; не пропустить ни урока даже в тяжкие забастовочные времена, потому что урок, говорит, – это святое… В общем, если с такими жёсткими критериями к профессии подходить, то это уже не профессия, а стезя получается. А стезю нельзя посоветовать. Для стези судьба сама людей отбирает. Так, как она выбрала когда-то Олега Петровича Поликарпова.

 

Поликарпов О.П. Фото

Поликарпов О.П. Фото с сайта «СибИнформ»

ОЛЕГ ПОЛИКАРПОВ: СТРОПТИВЫЙ ТВОРЕЦ И ПРОТИВНИК ПОКАЗУХИ (источник: СибИнформ: 11 мая 2010 г.)

 

Главная задача учителя не только в том, чтобы вложить в головы детей определенное количество знаний. Они в том, чтобы научить их жизни вообще. Учитель физики лицея №1 Олег Поликарпов справляется с этой задачей блестяще. Секрет успеха прост – у него есть два качества, которыми должен обладать настоящий учитель. Это – неограниченные знания и большое сердце.

Олег Поликарпов воспитал 240 призеров городских олимпиад по физике, 140 победителей областных и около 40 обладателей высших наград всероссийских и всесоюзных олимпиад. Наверное, еще до встречи с Олегом Петровичем все они были способными и одаренными ребятами. Но как говорил Василий Сухомлинский, без хорошего учителя нет талантливых учеников, потому что только влюбленный в свое дело преподаватель может заставить талант проявиться. За умение открывать дарования, за бесконечную любовь к детям, за верность делу, которому служит, Олег Поликарпов удостоен таких высоких званий, как Заслуженный учитель РФ, Отличник народного просвещения СССР, лауреат премии Президента России, Почетный гражданин Братска.

От судьбы не убежишь

Когда-то в школе он мечтал преподавать литературу, правда, не по обычной, а по экспериментальной программе, потому как со многими общепринятыми мнениями не соглашался. К примеру, роман Николая Островского «Как закалялась сталь» называл не эталоном социалистического реализма, а дневником больного человека, и поскольку это было в 1952 году, чуть не поплатился комсомольским билетом. Когда писал сочинение на тему «Татьяна — русская душою», дотошный ученик обратил внимание на слова Александра Пушкина — «родной язык она не знала, журналов наших не читала», и, конечно же, не умолчал об этом. В итоге получил «пять» за знание Пушкина и «единицу» за незнание Виссариона Белинского. Осознав прозаичность жизни, от мечты отказался.

Однако учительская судьба сама нашла Олега Петровича. Сначала провалилась его попытка поступить в Ленинградский технологический институт. Он сдал отлично сочинение, а с экзамена по математике был удален — уж слишком рьяно вытаскивал «тонущего» приятеля. Не получилось поступить и в военное зенитное училище, хотя блестящая сдача нормативов по физкультуре позволяла стать курсантом. Но отец — офицер армии — категорически возражал против военной карьеры сына, а потому забрал парня из Ленинграда в Кострому. Там-то Олег совершенно случайно, благодаря спортивным талантам, и поступил в педагогический институт.

По окончании вуза начинающий учитель отправился работать в поселок под Костромой. Как-то предложил коллегам съездить на выходные домой, а в ответ услышал, что директор запретил покидать поселок. «Опомнитесь, неужели вы хотите, чтобы вашу личную жизнь тоже регламентировали!» — возмутился Поликарпов и уехал в город. Когда вернулся, директор школы вызвал вольнодумца к себе и сказал: «А вы знаете, из вас никогда хороший учитель не получится». «Посмотрим», — ответил молодой специалист, но слова руководителя зацепили. Возможно, оттуда, из поселка под Костромой, и начался путь строптивого Поликарпова к вершинам педагогического мастерства.

И путь этот его привел в Братск, куда он направился после случайной встречи с одногруппницей, а ныне женой и коллегой — Галиной. Это она в 1964 году завлекла его в молодой строящийся город. Правда, ехал Поликарпов в Сибирь на год, а остался здесь навсегда.

Одержимый знаниями

Выпускники Олега Поликарпова поступают в самые престижные вузы страны — МГУ имени Ломоносова, МФТИ, Бауманский университет, Новосибирский технический госуниверситет. Его воспитанники работают в Австралии, Новой Зеландии, Канаде, США, Швейцарии, Японии, Великобритании. К примеру, Андрей Дорохов трудится в Европейском центре ядерных исследований на коллайдере. Другой воспитанник — Раис Шайхайдаров в Англии занимается разработками криогенной техники. Олег Петрович гордится своими учениками, и когда его обвиняют в том, что его дети не любят Россию, объясняет: «Дайте ребятам хорошую работу и достойную зарплату, ни один из них не поедет за границу».

Сегодня много говорят о том, что нынешняя молодежь не хочет учиться. Но это не так. Просто не всем повезло с учителем. Детям Олега Поликарпова учиться нравится, они хотят познавать и получают удовольствие от самого процесса. И все потому, что их педагог не ведет урок, он его творит.

Думающий преподаватель разработал свою инновационную методику по развитию одаренных учащихся. В ее основе — вызвать интерес к изучаемому предмету, ведь когда интересно, дети стремятся узнать больше.

Поставить двойку или тройку — дело нехитрое, но учеба должна радовать, а радость приносит ощущение успеха. Поэтому в начале изучения физики Олег Петрович не использует для занятий общепринятые, тяжело написанные учебники, а учит по своим, которые сам составил, куда внес все самое важное. Разъяснив материал, разбирает на доске образцовую задачу, после чего предлагает ребятам самостоятельно решить на выбор задачи пяти уровней сложности. Чем сложнее задача, тем выше балл. Оценки в журнал выставляет по количеству набранных баллов. Причем, решая даже простейшие задачи в одно действие, ученик за четыре урока может набрать 25 баллов, а значит, получить хорошую оценку — за то, что работал, думал, решал. При такой методике нет ребят, не решающих задачи. И физика для них уже кажется интересной и не такой сложной.

Работу со старшеклассниками Поликарпов строит по другой методике.

«Чтобы учиться у Олега Петровича на «пять», физику нужно реально понимать, чувствовать что ли, простого заучивания не хватит. Он будет направлять, подсказывать, вдохновлять ученика, но никогда ничего за него делать не станет», — пишут бывшие лицеисты на форумах в Интернете о запомнившемся учителе.

«Как музыкант чувствует музыку, так и Олег Поликарпов чувствует своих учеников. Он ведет уроки физики, словно выступает на сцене театра. Сложнейший предмет преподносит удивительно доходчиво, живо, с яркими примерами из жизни и непременно с юмором. Ученики обожают своего учителя и его уроки, которые проходят на одном дыхании», — так отзывается о коллеге заместитель директора по учебно-воспитательной работе лицея №1 Надежда Репьева.

Три года назад во время одного из уроков ученик попросил разрешения выйти, а вскоре вернулся и молча сел на место. Через две минуты на пороге класса появился врач «скорой помощи» и предложил Поликарпову быстро собраться и ехать с ним в больницу. «В честь чего?» — спросил учитель. «А вы взгляните на себя», — ответил доктор. Увлеченный уроком физик не обратил внимания на свое состояние, а ребенок заметил, что у Олега Петровича лицо как полотно, а речь, будто в рот ваты натолкали, и позвал на помощь. Измерили давление — 240. Такое могло случиться только с учителем от Бога, как называют Поликарпова его бывшие и нынешние воспитанники.

Щедрое сердце

Он любит детей, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с ребятами, принимает близко к сердцу их радости и горести. И они отвечают ему доверием и ответной любовью. Недаром, когда, не сойдясь характером с новым директором школы №18, Поликарпов перешел в школу №41, за ним последовал его физико-математический класс. В городском отделе народного образования не склонного к чинопочитанию учителя попросили оставить ребят в этой школе, на что он ответил: «Это не я их уговорил, это — решение детей и их родителей».

Именно Олег Поликарпов был инициатором и организатором этого первого в Братске физико-математического класса. «То был лучший выпуск за все время. Сегодня многие из тех ребят работают в Москве, в фирме «Северный путь», которую возглавляют бывшие призеры олимпиад Юрий и Ирина Мельники», — рассказывает учитель, счастливый от того, что у его учеников в жизни все сложилось замечательно.

Впрочем, ему есть, что рассказать о каждом выпуске. Например, чтобы ребята его другого класса лучше усваивали школьную программу, он три года, не пропуская ни дня, каждое утро бегал с ними вокруг Энергетика. И никто из учеников не пропускал кросса. Потому что рядом всегда был их классный руководитель.

Близко к сердцу учитель принимает не только судьбы своих воспитанников, через себя он пропускает и все, что происходит сегодня в образовании. По мнению Олега Поликарпова, главная беда сегодняшней школы в том, что ребята перестали читать. Мало того, что все можно выдернуть из Интернета, с санкции Минобразования выпускается масса «Решебников», что делает нецелесообразным штудирование учебников.

Огорчается учитель, что вместо пятибалльной системы оценок, школа, по сути, скатилась на трехбалльную. Презирает показуху, а потому всегда ищет повод не давать «открытых уроков». Двери в его класс открыты для всех. Хотите посмотреть, как работает профессионал? Добро пожаловать! Но проводить презентационные уроки — не его кредо.

Переживает, что из-за тестирования дети потеряли представление об учении. Если когда-то существовала обязанность по истечении курса обучения сдать зачет или норматив по той же физкультуре, то сегодня ребенок может пройти тестирование, даже не зная предмета. Возмущает его и дистанционная учеба, ведь нельзя быть уверенным, что за компьютер сел именно тот человек, который учится. Сокрушается профессионал и по поводу репетиторства. Он считает, что появление репетиторства обусловлено двумя причинами. Во-первых, упало качество преподавания, во-вторых, разные требования стали предъявлять в школах и вузах, где существует коррупция. ЕГЭ ввели, в том числе, и для того, чтобы искоренить этот порок. Но теперь коррупция переместилась в школу.

Выдающийся педагог сомневается в необходимости реформирования образования. «Как и 350 лет назад, урок предусматривает, что ребенок сделает еще один маленький шажочек к тому, чтобы ему можно было свободно ориентироваться в мире, который его окружает, а если такого шажочка он не сделает, урок прошел впустую. Так что же здесь нужно менять?» — недоумевает учитель. И если уж проводить реформу, то, по его мнению, лучшего образца школы, чем школа Пифагора, не найти, даже, несмотря на то, что там нещадно лупили палками. Ибо в этой школе в основу было положено почитание учителя.

За все болит большое неравнодушное сердце человека, жизненная философия которого — не прогнись. Жить по совести и сохранять верность принципам не так просто. Благо на выручку приходит юмор, которым природа щедро наградила учителя.

Идти в учителя своим воспитанникам Олег Поликарпов категорически не советует. Почему? Наверное, потому что не так просто пропускать через сердце все происходящее в школе. Но сам он ничего бы в жизни менять не стал, в том числе, и свою непомерно трудную, но удивительно благородную профессию.

 

ОЦЕНИ ВКЛАД

ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА

В ИСТОРИЮ БРАТСКА:

Источники:
1.Официальный сайт города Братска,
2. Материалы Интернета.

Если у Вас есть дополнения и поправки или Вы хотите разместить на сайте «Имена Братска» биографии Ваших родных и близких — СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ


Данный материал доступен в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 2.5


ВНИМАНИЕ! Комментарии читателей сайта являются мнениями лиц их написавших, и могут не совпадать с мнением редакции. Редакция оставляет за собой право удалять любые комментарии с сайта или редактировать их в любой момент. Запрещено публиковать комментарии содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера, или нарушающие иные требования законодательства РФ. Нажатие кнопки «Оставить комментарий» означает что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: -1 (from 1 vote)




Рейтинг:
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 4.7/5 (19 votes cast)
| Дата: 8 апреля 2014 г. | Просмотров: 5 904