Лидеры рейтинга

ПРОТОПОП АВВАКУМ

ПРОТОПОП АВВАКУМ


Ох, ох, бедныя! Русь,чего-то тебе захотелось немецких поступков и обычаев?

Аввакум

18 июля 1656 года 40 дощаников с 566 стрельцами и казаками тронулись в путь — сперва по Енисею, а потом вверх, против стремительного течения Ангары.

В одном из судов находился человек — это был широкоплечий саженного росту (2 м 13 см) мужчина с длинною апостольской седою бородою и такими же седыми курчавыми волосами, с тонким, красиво очерченным носом, большого разреза глазами и низеньким лбом, на который падали седые кудельки.

Руки длинные, ладони большие, когда говорил, то ими взмахивал. Серые, с длинными ресницами глаза смотрели ласково и по временам зажигались прекрасным, каким-то согревающим светом…

Не по доброй воле плыл он в Забайкалье с буйным войском Пашкова, а «за многое бесчинство против царя Алексея Михайловича». Пожалуй, впервые за всю историю России церковника ссылали в Сибирь.

На Руси в XVII в., как ни в какое другое время, стал резко падать авторитет религии. Многие крестьяне и горожане отказывались верить официальной церкви, другие просто игнорировали церковную службу, предпочитая ей народные празднества с обязательным театром Петрушки и медвежьим цирком, где осмеянию народа подвергались и светские и духовные господа.

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон решили упрочить церковь, сделать ее более централизованной путем внесения изменений в церковные ритуалы, пересмотру текстов богослужебных книг и канонов иконописания. Еще в начале царствования был издан указ, который гласил: «В воскресный день и господские праздники не работать никому, в субботу прекращать работу, как заблаговестят к вечерне. В воскресные, городские праздники и великих святых в дома скоморохов и ворожей не призывать; а первый день луны не смотреть; в гром на реках и озерах не купаться; с серебра не умываться; олову и воску не лить; зернью, картами, шахматами и лодыгами не играть; медведей не водить и с сучками не плясать; на браках песен бесовских не петь и никаких срамных слов не говорить; кулачных боев не делать; на качелях не качаться; на досках не скакать; личин на себя не надевать; кобылок бесовских не наряжать. Если не послушаются, бить батогами…»

Будучи сельским дьяконом, попом и, наконец, провинциальным протопопом, Аввакум сначала проводил новые церковные начинания, исходившие от царя. Он искоренял пороки «баб и мужиков», вводил многочасовые «единогласные» пение в церкви, бесстрашно боролся с местными начальниками, один из которых стрелял в него и даже ему «огрыз персты зубами», он бился со скоморохами и плясовыми «медведями», из них же «одного ушиб», а другого отпустил в поле.

В 1652 году Аввакум стал известен царю, кем и назначается протопопом в г. Юрьевец-Повольский, затем вел службу в Казанской церкви на Красной площади в Москве.

Но однажды протопоп отказался вести службу в Казанском соборе по новому обряду, когда заключили его покровителя Ивана Неронова в Спасов-Каменный монастырь, он демонстративно перенес службу во двор дома опального Неронова, приспособив для этой цели сеновал, где Аввакум образным, понятным простому народу языком стал доказывать, что царь и партиарх и все власти поклонились «антихристу» и пьют кровь «святителей Иисусовых». Он страстно призывал всех «бедных горемык» мужественно стоять за старую веру, мол, у Никона и царя Алексея выросли «два рога — один греческий, а другой русский». Во время «всенощной» протопоп был схвачен и заключен в подземелье Андроникова монастыря. По распоряжению Никона его жестоко били и морили голодом, требуя признания нововведений, но Аввакум держался стойко — он видел, что «простолюдины» явно не хотят изменений канонов религии, его «речи и сочинения оказывались самым ходовым товаром в Охотном ряду».

17 сентября 1653 года Аввакума вместе с семьей высылают сначала в Тобольск, где он прожил около двух лет, а затем в Даурию. В указанной грамоте архиепископу Сибирскому и Тобольскому предписывалось, что «по указу великого государя ссылается с Москвы в Сибирь Аввакум с женой, 4 детьми и племянницей Маринкой, а священство у него, Аввакума, не отнято». В другой же бумаге писалось: «Блудословный Аввакум бывший Юрьевца-Повольского протопоп, послан на заточение бяше в Сибирь за расколы, мятежи и лжеучения, и паки оттуда милосердием скипетродержца освободился…»

Неподалеку от Братского острога Аввакум составил «память глухую безымянно, буттось… везде в начальных людей во всех чинех нет никаких правды» и обратился с нею к служилым людям, чем вызвал в полку А. Пашкова волнения, ибо среди казаков обнаружилось немало сторонников протопопа.

Пашкову удается жестокими расправами и угрозами остановить назревавшийся мятеж, а протопопа бил чеканом сам своими руками, и после того его, Аввакума, «тот Афонасей велел бить кнутом на козле, а было ему, протопопу, на козле ударов с 60, да в то ж время бил его чеканом по голове, и голову у него всю испроломал…». Раскольник во время наказания обращался к служилым людям с «неистовыми речами, будучи на них надежен».

«Кинули больнова в студеную тюрьму, соломки дали немношко. Сидел до Филипова посту (14/27 ноября) в студеной башне; там зима в те поры живет, да Бог грел и без платья всяко! Что собачка в соломе лежу на брюхе: на спине той нельзя было; коли покормять, коли нет. Есть тово после побои тех хочется, да веть су неволя-то есть: как пожалуют, дадут. Да безчинники ругались надо мною: иногда одново хлебца
дадут, а иногда ветчинки одное не вареной, иногда масла коровья без хлеба же. Я таки, что собака, так и ем. Не умывался веть, да и кланятися не смог, лишь на крест Христов погляжу, да помолитвую. Мышей много у меня было, я их скуфьею бил, — и батошка не дали! Блох да вшей было много. Хотел на Пашкова кричать: «Прости»! да сила божия возбранила, — велено терпеть. В шестую неделю после побои перевел меня в теплую избу».

Таким образом, Аввакум «пережил зиму в Братском остроге».

В мае 1657 г. Даурская экспедиция двинулась дальше и с ней опальный протопоп. Он разделял условия походного быта казаков — землепроходцев, тянул в холодной воде дощаник, волок сани, валил и гнал по рекам строевой лес, ставил струбы, охотился на зверя, промышлял рыбой. Несмотря на все это, он не пал духом и даже решался выступать против самого Пашкова, когда тот кого-то из казаков зверски избивал. В Сибири, в сущности, и родилась слава Аввакума как героя и мученика за правду. Молва о его стойкости распространилась по Руси, дошла до Москвы.

В июне 1662 г., после того, как произошел в отношениях между царем и патриархом разрыв, Алексей Михайлович вызвал из ссылки протопопа в Москву, стремясь примирить Аввакума с официальной церковью, но тот превратился в опасного врага дела царя… Он не только не изменил своих убеждений, но в конце концов разразился гневной челобитной, самовольно стал восстанавливать старые обряды и открыто проповедовать свои взгляды, вследствие чего, «запустошил церкви» в Москве.

После бурной полемики во время «деяний» церковного собора в мае 1666 г. Аввакум был расстрижен и посажен на цепь, и отправлен в Пустозерск Архангельской губернии.

На 18 лет замуровали в земляной сруб протопопа, где он не прекращал идейной борьбы.

В пору Соловецкого восстания в 1668-1676 гг. «дерзкие дружеские грамотки Аввакума» из пустозерского подземелья попадали в Соловки, к главе восставших архимандриту Никанору, укрепляя их мужество и дух. Не случайно, когда восстание было подавлено, протопоп изрек, что Бог покарал царя, лишив его жизни через два дня после взятия монастыря.

Получая скудную пищу, которую подавали Аввакуму через отверстие, вскрываемое раз в неделю, в протопопе жил могучий русский дух, лучинкой на бересте писались произведения, где «оспорил самодержавную власть, ненавистно-себялюбивую, заносчиво-нетерпимую, вертко-изощренную».

Пустозерский узник написал свыше восьмидесяти сочинений, в распространении которых участвовала даже стража.
Последовал царский указ, и 14 апреля 1682 г. Аввакум вместе со своими «соузниками» — попом Лазарем, иноконом Епифанием и дьяком Федором — были сожжены.

Автор:

Герасимов Владимир Федорович

Источник: 

«Твоя газета», (г.Братск)





Рейтинг:
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 5.0/5 (2 votes cast)
| Дата: 28 сентября 2010 г. | Просмотров: 1 663