ШЕВЦОВА И. В. ДИАЛОГИ С ВНУТРЕННИМ РЕБЕНКОМ - ИМЕНА БРАТСКА
ШЕВЦОВА И. В. ДИАЛОГИ С ВНУТРЕННИМ РЕБЕНКОМ
Несколько лет назад на одном психологическом тренинге я шила куклу. Из старой варежки получилась симпатичная куколка с косичками, но в последний момент мне на глаза попалась крупная розовая пуговица с двумя дырочками. Не долго думая, я пришила эту пуговицу на то место, где должен быть носик. Вместо девочки получилась свинка. Я с удивлением смотрела на то, что сотворили мои собственные руки. Мне было жалко эту глупенькую наивную свинку, которая нарядилась в юбочку, завязала бантики, но от этого не стала человеком. Я назвала куклу Дусей и придумала про нее сказку. История получилась почему-то невеселой. Понимание того, что все это — обо мне, пришло позже. Вначале были чувства — обида, стыд, гнев и нестерпимое чувство боли.
Процесс исцеления Ребенка внутри себя («Божественного ребенка» по определению Карла Юнга) долгий и болезненный. Рано или поздно жизнь ставит каждого взрослого человека перед необходимостью пересматривать свои взгляды и установки, менять поведение, а зачастую и самого себя. Очевидно, что именно в детстве надо искать отправную точку сегодняшних проблем, конфликтов, эмоционального неблагополучия. Обиженный, испуганный, жаждущий любви и понимания маленький ребенок живет в каждом взрослом человеке. Для того чтобы приспособиться к требованиям окружающих или выжить в неблагоприятных условиях, ребенок обучается многим облегчающим положение навыкам и способам защиты. Так формируется ложная сущность или Раненый ребенок. То, что помогает в детстве, становится серьезным ограничением во взрослой жизни, особенно в сфере межличностных отношений. Детские чувства зачастую не понятны взрослым, и ребенок лишен права на открытое их проявление. Весь этот груз ребенок, подрастая, несет в свою взрослую жизнь. Не отболевшее горе проявляется в виде хронического беспокойства, напряжения, гнева, раздражимости, вины, стыда. Так мы становимся заложниками своего собственного детства.
Лечение Внутреннего ребенка — это путь к своей истинной сущности. Ребенок относится к той части нас, которая обладает огромной созидательной энергией и мудростью, поскольку доверяет своей интуиции и открыта таинственному подсознанию. Возможно, он похож на ребенка в наиболее зрелом и совершенном смысле этого слова: выразителен, изобретателен, напорист, открыт и доверчив, по здоровому потворствует сам себе и получает удовольствие от жизни.
Раненый ребенок ищет помощи в любом виде и при любой возможности. Папа, покупая сыну игрушку, делает подарок и тому маленькому мальчику, которым не перестает быть; мама, у которой текут слезы умиления на детском утреннике, оплакивает что-то свое. Терапия Внутреннего ребенка профессиональным консультантом возможна лишь тогда, когда он сам прошел через это. В противном случае, столкнувшись с болью клиента, он сознательно или неосознанно попытается остановить этот процесс. Фокусом занятий на первой стадии работы может стать рассмотрение актуальной проблемы клиента и поведения вокруг нее. Ранние воспоминания клиента помогут увидеть детские корни неблагополучия. Постепенно консультант создает обстановку доверия и безопасности, в которой человек сможет позволить своему Внутреннему ребенку рассказать его историю. Игрушки, рисунки, сказки, детские фотографии защищают клиента, становятся ненавязчивыми посредниками, открывающими более глобальные проблемы, такие как низкая самооценка, контроль, условная любовь, недоверие, страх и любые чувства, выражать которые он не смел. В этот момент начинается процесс выплакивания. Он может быть очень длительным и сопровождается противоречивыми эмоциями, порывами, возврату к детским типам поведения. Безусловность принятия и безоценочность со стороны консультанта будут способствовать тому, чтобы человек смог выразить свои чувства такими, какими они возникают, не пытаясь изменить их. Стадия выплакивания завершается потребностью найти смысл в потере, простить тех, кто нанес травму, фокусировке на настоящем, мыслями о будущем. У клиента восстанавливается самооценка, он испытывает радость от осознания роста. Приемы лечения своего Внутреннего ребенка, которым клиент научился в процессе занятий, он может в дальнейшем использовать самостоятельно.
Групповая работа с Внутренним ребенком во взрослом клиенте имеет свою специфику и ряд ограничений. Я бы не стала приглашать на подобный тренинг людей, имеющих острые психологические проблемы, повышенно ранимых или тех, чье детство было слишком трагичным. В этих случаях необходима осторожная индивидуальная работа.
Не стоит думать, что достать детское во взрослом слишком легко. Проявляя свою сущность, Ребенок неоднократно в ответ получал боль. Он привык прятаться и быть недоверчивым. Для того чтобы позволить Внутреннему ребенку показать себя, необходимо много усилий, прежде всего со стороны взрослого. Тренинг должен быть построен на лучших принципах педагогики. К этому можно отнести организацию среды, способной заинтересовать Ребенка. Уместными будут всевозможные игрушки, краски и лоскутки, записи детских песен, свечи, сладости. Ребенок любит играть, дайте ему эту возможность: пусть переодевается, изображает животное или сказочного персонажа, называется чужим именем и придумывает небылицы. Ребенку надо разрешить утолить свой сенсорный голод — трогать, смотреть, пробовать на вкус, слушать. А еще Ребенок непоседлив, ему необходимо постоянно обеспечивать смену деятельность, дать возможность двигаться, говорить, кричать, рисовать, мастерить, отдыхать. Все перечисленное — лишь внешняя сторона. Тренинг — это огромная душевная работа, требующая готовность участников и зрелости ведущего. Существует много «подводных камней», которые очень трудно описать. На каждом тренинге они уникальны. Самое главное для ведущего — любить и принимать Ребенка таким, какой он есть, уважать его чувства, не пытаться спасать, а доверять его силе и внутренней мудрости.
Кукла Дуся до сих пор живет в моем доме. Она изменилась за эти годы: вместо пуговицы у нее нормальный носик; красные «пионерские» банты я поменяла на голубые; исчезла гвоздика, которую она держала в руке. Она меняется вслед за мной, и ее история уже не столь печальна. Можно всю жизнь оплакивать раны своего детства, обвинять родителей, страну, не доверять никому из-за того, что все предали. Но никогда не поздно сделать свое детство счастливым. Для этого надо лишь повернуться лицом к своему Ребенку, заглянуть ему в глаза и сказать: «Мой милый, я тебя очень люблю. Чем я могу тебе помочь?»
Автор: ШЕВЦОВА И. В.
Сайт B17 — ПСИХОЛОГИ ТВОЕГО ГОРОДА ГОТОВЫ ТЕБЕ ПОМОЧЬ ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС!
ВНИМАНИЕ! Комментарии читателей сайта являются мнениями лиц их написавших, и могут не совпадать с мнением редакции. Редакция оставляет за собой право удалять любые комментарии с сайта или редактировать их в любой момент. Запрещено публиковать комментарии содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера, или нарушающие иные требования законодательства РФ. Нажатие кнопки «Оставить комментарий» означает что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.