Лидеры рейтинга

СОВЕСТЬ. Размышления беспартийного пенсионера (автор: Василий СКРОБОТ) - ИМЕНА БРАТСКА

СОВЕСТЬ. Размышления беспартийного пенсионера (автор: Василий СКРОБОТ)

Совесть фото

Чем больше лет ходишь по грешной земле, тем чаще и чаще возникают вопросы к обществу о смысле жизни, вопросы вечной борьбы добра со злом, правды с ложью. Ответов понятных нет, или они тонут в предположениях и словоблудии.

Чем больше лет ходишь по грешной земле, тем чаще и чаще возникают вопросы к обществу о смысле жизни, вопросы вечной борьбы добра со злом, правды с ложью. Ответов понятных нет, или они тонут в предположениях и словоблудии.

Хотя, казалось бы, такие истины и атрибуты бытия, как совесть, честь, правда, ложь которые всю жизнь сопровождают нас, понятны и живут в наших душах и головах.

Давайте поговорим о СОВЕСТИ, ибо это чувство, по моему мнению, является стержневым фактором, характеризующим нравственное здоровье не только каждого человека, но и общества в целом.

По библейскому определению «Совесть является частью человеческой психики, она вызывает душевную боль и чувство вины…»

В Новом Завете в Первом Соборном Послании святого апостола Петра (гл.3 – 16, 17) нам даются наставления: «Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе», и «Ибо если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые».

Я стараюсь не затрагивать вопросов политики, экономики, экологии, хотя на потребительском уровне жизни простой семьи, все это не может оставлять меня равнодушным к окружающей действительности.

В 70-е годы прошлого века (Боже мой, неужели?) после окончания Иркутского авиаучилища, я несколько лет жил и работал в Норильске. Объездил поселки Таймыра, любовался природой тундры, неукротимой стихией полярных сияний, и наслаждался рыбной ухой на оз. Пясино, печально прославленном сейчас, нынешними нуворишами – новыми хозяевами богатств нашей светлой и добросердечной России. Сам Норильск (его тогда называли «маленький Ленинград») был жемчужиной Крайнего Севера. Жить там было определенной привилегией, и не только металлургов и шахтеров, но и интеллигенции. В Норильске огромные металлургические заводы, рудники, шахты, что, естественно, предполагает вредные отходы и другие побочные вещества, наносящие вред природе и атмосфере. Но город оставался привлекательным, тундра сохранялась, что подтверждалось тысячными пасущимися стадами оленей. Реки и озера были богаты рыбой, и это можно было видеть на прилавках магазинов, заполненных сигами, чирами, муксуном и другими деликатесными видами рыб. Кстати, это вызывало удивление у приезжающих в Норильск людей с «материка», так норильчане и жители Таймыра называли всю страну.

А что сейчас? Позор и душевная боль. А если еще точнее – продана и предана СОВЕСТЬ тысяч и тысяч людей, создавших своим героическим трудом этот замечательный город. Отравляется богатейший край, душится флора и фауна, уничтожается уникальная, созданная Богом, природа. И, возникают вопросы. Вопросы очень простые. Ведь тысячелетия жили здесь простые, наверно, безграмотные люди, берегли природу, она, в свою очередь, одаривала их своими богатствами, и жизнь шла в согласии с нравственными устоями и жизненными потребностями. А вот сейчас сюда пришли просвещенные интеллектуалы и начали наводить свой «порядок». Такой, каким он видится им – эффективным менеджерам. И что в результате? То, что мы видим сейчас. Одним словом – беда. Почему? Да потому, что раньше жили люди в ладу с совестью, бедные но с богатой душой, а пришли богатые, но с бедной душой, без СОВЕСТИ. Вот поэтому, по моему мнению, и такой результат.

Я пишу об этом, переживаю, и меня гложет чувство вины и стыда. За что? Перед кем? Не знаю. Думаю, вернее, надеюсь, что просто сумел сохранить в своей душе такое чувство как СОВЕСТЬ. Вот это главное мое достижение в жизни, и «слава Богу». И когда знакомые или родные, глядя на мои душевные стенания по поводу, происходящих в нашем обществе и в стране событий, упрекают меня в якобы излишнем восприятии, говоря «да что ты изменишь? «кому ты что докажешь». «кто ты такой» и так далее, я пытаюсь это объяснить неравнодушием, тем, что я же живу в обществе, что я один из миллионов, что я — ЧЕЛОВЕК. Мне часто в таком случае вспоминаются такие строки (извините, автора не помню и не нашел): «песчинка я в Сахаре звезд, но, все-таки звезда…». Сахара – пустыня.

В моей судьбе было два особо значимых для меня города – это Братск и Норильск. Эти города – гордость СССР, но я боюсь думать о будущем этих «маяков» советского градостроительства. Братск и Норильск познакомили меня с тысячами людей, с талантливыми писателями, художниками, музыкантами, артистами, чье творчество обогащало людей интеллектом, воспитывало у молодежи личную ответственность, патриотизм, нравственность и совестливость. Среди таких людей Константин Симонов, Евгений Долматовский, Людмила Татьяничева,Евгений Евтушенко, Валентин Распутин, Петр Реутский, Анатолий Горбунов,Геннадий Михасенко, Юрий Черных, Иннокентий Черемных, Ростислав Филиппов,Марк Сергеев, Сергей Иоффе, Евгений Леонов, Иосиф Кобзон, Юрий Никулин и многие другие, уже ушедшие от нас (Царствие им небесное). Память о них у меня в душе, она согревает и поддерживает. А ныне живущих – еще больше, но я, чтобы никого не обидеть, не буду называть, ибо всех назвать просто невозможно. Дай Бог вам всем здоровья, добра и сохранения СОВЕСТИ.
Вот и нынешняя ситуация с пандемией, вроде бы, неожиданной и непонятной, подталкивает меня, как, думаю, и других людей, к размышлениям о превратностях судьбы не только каждого из нас, но и всего человечества. Невольно возникают вопросы: случайно это или закономерно, предупреждение или наказание, очередной упадок или шаг в неизведанное? Никто не может развеять наши сомнения и дать хотя бы вразумительное объяснение. Хотя, казалось бы, и сейчас, как тысячи лет есть ученые, или, чему мы мало верим, свои провидцы, предсказатели и пророки. А может быть, это Господь в очередной раз показывает нам нашу никчемность и бессилие, предупреждает и призывает нас подумать о высшем разуме, о праведности нашей земной жизни. Возможно – это «последний звонок» Давайте, подумаем об этом, о том, как мы живем, как мы обращаемся с природой, и в ладу ли мы с СОВЕСТЬЮ.

Ответ я для себя нашел в книге книг – Библии, в книге Екклесиаста или проповедника. Гл.1 – 18. «Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». И еще цитата древнееврейского царя Соломона: «От многой мудрости много скорби и, умножающий знание умножает печаль».

Возможно, тема моего обращения к читателям, многим покажется несущественной и не значимой, мелкой и пустой, тем более на страницах известного писательского журнала. Но я просил бы не торопиться с выводами. Ведь всегда кажущаяся, на первый взгляд, простота, когда пытаешься над ней думать и размышлять, вникать в нее, и когда она начинает показывать свое внутреннее содержание, играть новыми красками и гранями, тогда ты осознаешь, что именно в простоте и кроется вся сложность и богатство человеческой жизни.

Меня очень тревожит то, как складываются в последние десятилетия, отношения в семьях, т.н. проблема отцов и детей. Впрочем, эти отношения волновали думающих людей и столетия назад. Мы знаем и читали на эту тему книгу «Отцы и дети» талантливого русского писателя И.С. Тургенева. Я уже сейчас, при своей жизни, вижу, как происходит разрушение семейных ценностей, как девальвируются нравственные устои семей. Происходит отчуждение между самыми родными, самыми близкими. И сейчас, думаю, можно уже говорить не только о проблеме «отцов и детей», но и «матерей и детей». Я часто слышу на различных ток-шоу, хотя и смотрю их редко, из уст молодящихся «звезд», у которых, как правило, по несколько браков, оставленные дети и забытые родители и родственники, что они хотят жить «для себя». Я просто хочу понять, что такое «жить для себя»? И это говорят женщины, одухотворенные, нежные и добрые. Они стремятся «жить для себя», забывая о своем жизненном предназначении – рожать и воспитывать детей. Ведь только в этом, счастье женщины. В этом отражается ее сущность. И только в детях созревает ее СОВЕСТЬ. Конечно, если она – СОВЕСТЬ у нее есть. Я ни разу не слышал фразу «хочу жить для себя» от мужчин. И впору спросить таких женщин — а для чего и для кого вы вообще живете? Тут говорить о СОВЕСТИ, по моему мнению, вообще не приходится. Конечно, в данной ситуации, я не имею в виду, что мать, да и отец, должны содержать и воспитывать детей всю свою жизнь. Отнюдь. Наоборот, я считаю, что получив от родителей воспитание и образование, и, вступив во взрослую самостоятельную жизни, девушки и юноши должны сами пройти свою жизненную дорогу и сами написать свою книгу жизни. Только сами и самостоятельно строить уже свои семьи, рожая и воспитывая уже своих детей. Мало того, они уже должны помогать своим родителям. Только такая жизненная эстафета обеспечивает жизнь на земле и формирует здоровое общество. Я думаю только так. А жизнь человека, в большей степени, горькая и тяжелая, и только СОВЕСТЬ помогает жить в ладу не только со всей душой, но и с другими людьми. В одном из стихов я однажды написал:

…Вчера кукушка мне добро пророчила —
Поэтому такая благодать.
А что потом? —
Поставлю многоточие…
Вот только б душу бесу не продать.

По моему мнению, это — катастрофа в семье, когда дочь и мама ненавидят друг друга, становятся врагами, и таких случаев мы видим немало в жизни, что отражается в передачах ТВ. Это же противоречит всем библейским, да и нравственным нормам, которые, впрочем, тоже основаны на основах христианского бытия. Хочу напомнить простые библейские истины, вернее одну из тысяч. Из книги Притчей Соломоновых: гл.20,ст.20 «Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы» и гл.23,ст.22, «Слушайся отца твоего; он родил тебя: и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится».

Я никого не хочу судить. Я не судья и не праведник. Но, для меня, ребенка из бедной многодетной семьи (нас у родителей было ТРИНАДЦАТЬ детей!!!), родители были и остаются святыми людьми. Сейчас молодым понять это невозможно, но мы всю жизнь до их ухода, обращались к ним на «ВЫ». Возможно, это не показатель, но мы, в частности, я говорю о себе, каким-то внутренним чувством понимали, что мы живем на этом свете только благодаря родителям, что они дали нам жизнь, и мы, продолжая их жизнь, должны свято нести и беречь их светлый образ. Нас в принципе, в обобщенном понимании, никто и не воспитывал. Мы воспитывали друг друга, брали пример с взрослых, и, конечно, с родителей. Мы с молоком мамы впитали в себя уважение к старшим, особенно к старикам. В наши души были вложены такие нравственные человеческие качества, как «терпеть, помогать и прощать». И именно эти качество всю жизнь объединяли нашу семью и сохраняют в ней дружбу и уважение, несмотря на иногда очень тяжелые испытания, ибо нас воспитывала жизнь.

Почему так? Да потому, что родители передали нам и воспитали в наших душах такое светлое чувство как – СОВЕСТЬ. Именно – СОВЕСТЬ! Ее купить нельзя. Хотя сейчас, в наше злое время, когда все продается и все покупается, наверно, и совесть имеет свою цену. Но это страшно. По библейским канонам главой семьи является отец, но особенно в последние десятилетия чувствуется смещение функций мужчины и женщины. У меня ощущение, что общество уверенно идет к матриархату. Стираются роли родителей – это видно в некоторых странах. Семьи становятся безликими, рушатся вековые нравственные устои. Уже и СОВЕСТЬ становится не нормой, а порой даже унижающим чувством. Вот уже и ложь выдается за правду, и честь –стыдной. А ведь дети и подростки жадно впитывают в себя, из-за своей неопытности все, как им кажется, современным и модным.И несется галопом по миру неуважение к старшим, злоба и корысть. Идут распри между родителями за главенство, сюда же вовлекаются и дети, и пошло поехало. Какой будет результат? Не знаю, но боюсь, что страшный. Ибо рушится стержень – СОВЕСТЬ и все чаще побеждает «золотой телец».

Размышляя о своей бедной, а фактически, нищей жизни в детстве и отрочестве (имею в виду материальный достаток), я прихожу к выводу, что именно бедность обогатила нас духовно, стала фундаментом всей жизни, помогает и поддерживает даже во взрослой и самостоятельной жизни. Казалось бы – парадоксальный вывод, но для меня это именно так.

В книге НОВОГО ЗАВЕТА от Матфея, гл.19,ст.19 нам завещано: «Почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя». Вот она – главная заповедь жизни каждого христианина, простая и понятная. И надо следовать ей, надо пытаться воспитывать и сохранять в себе и своих ближних эту любовь. И любые претензии, в первую очередь, предъявлять не кому-то другому, а себе. И чаще просить прощения у всех: у родных и близких, у знакомых и незнакомых, и всегда — у ГОСПОДА БОГА. Ибо нет безгрешных людей на земле, в том числе, я и сам — великий грешник. А то мы привыкли во всех бедах, в том числе личных, винить всех кроме себя. И всегда надо помнить о СОВЕСТИ.

Вообще, не стал бы я излагать свои раздумья, или, как я их называю, «размышления беспартийного пенсионера», и выносить их на суд людской, если бы был безразличен к тому, что происходит вокруг меня. Если бы сам ежедневно не сталкивался с явлениями и процессами, происходящими в обществе, вернее с действительностью, и если бы это касалось только меня. Но ведь я живу не один, а в обществе, и то, что происходит вокруг меня и со мной, то же самое, ну с небольшими нюансами, происходит и с другими людьми, а значит эта ситуация коллективная, общественная, значимая для общества, требующая анализа и осмысления общественности. Значит, свою позицию я просто обязан, ради оздоровления нравственного климата, обнародовать, донести до других людей.

В конце концов, если я не прав, если я заблуждаюсь, то пусть меня поправят другие. Да и в споре рождается истина, чего, я не сомневаюсь, мы все хотим. Мои размышления совсем не претендуют на обобщения и не имеют под собой никакого научного или образовательного направления. И, конечно, они не для развлекательного чтения. Я просто призываю думать, пытаться вникнуть в суть нашего существования, и вкратце, насколько мне позволяют мои знания, соотнести выводы от размышлений с действительностью, с реальность жизни простого обывателя, себя и своего современника. Несколько лет назад я написал стихи, где попытался поэтически, хотя бы в нескольких строчках, определить свое отношение к самому важному, по моему мнению, нравственному фактору жизни – СОВЕСТИ.
Все чаще совесть мучает меня,
И никуда от этого не деться.
И я хочу от душ людских согреться.
И никого в пороках не виня,
Порадоваться вешнему дыханью.
И встретить новый день перекрестясь,
Почувствовать свою с природой связь,
И от ее величья задыхаться.
Чтоб жизнь понять не надо громких слов,
Все мудрое окутано покоем.
Живу надеждой, радостью людскою,
И за грехи покаяться готов.

А как объясняют понятие слова «СОВЕСТЬ» научные издания?

Словарь русского языка С.И.Ожегова трактует так: «Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом».

Очень понятная формулировка, но жизнь подтверждает, что у большинства людей нет этого ответственного отношения к другим, тем более нравственного отношения, что ещё больше должно усиливать эту ответственность. Но ведь, чтобы это понимать и чувствовать, человек должен обладать или выработать в себе такие качества как самоконтроль или самооценка. Он должен сам стараться чувствовать своё место в обществе и оценивать своё поведение. И это подтверждается трактовкой значения слова «совесть» Философским энциклопедическим словарём. Цитирую:

«Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности».

По моему мнению, имеется прямая связь наличия у человека совести с ответственностью за свои поступки и эта связь многократно увеличивает значимость человеческой совестливости. Думаю, что не погрешу против истины, если скажу, что сейчас у нас в стране в значительной степени, и во всех сферах жизни правит бал безответственность, а значит, бессовестность. А безответственность порождается безнаказанностью. Ведь, еще в древности мыслитель Цицерон, думая, как я предполагаю, над такими понятиями как безнаказанность, преступление и т.д., пришел к выводу, что «Безнаказанность – величайшее поощрение преступления»

Это тот заколдованный круг, из которого обществу необходимо срочно выкарабкиваться. В противном случае ему грозит деградация, ибо оно, общество бесконтрольно, и в огромном количестве плодит безнравственных духовных калек.
Естественно то, что все люди не могут петь одним голосом, но ведь без нравственного стержня общество лютует, беднеет духом, уходит совесть. Множится пустословие, обедняется культура и человек как личность превращается в морального калеку т. е. в того, кто не чувствует ответственности не только перед обществом, но и перед собой, кто не знает, что такое стыд. Ведь СОВЕСТЬ действует на человека как ограничитель от нравственного опустошения. СОВЕСТЬ – согревает и освещает нравственную сущность человека. И не только себя, но и других людей, с кем он соприкасается в жизни.

Проанализируйте ситуацию вокруг себя, в своём коллективе, доме, обществе, вдумайтесь, попробуйте примерить поведение людей с кем вам приходится сталкиваться, со своими поступками, попробуйте отойти хотя бы на время от субъективизма и вам откроется много нового, и хорошего, и плохого. Мы часто слышим, да и сами говорим: «ни стыда ни совести», «совесть мучает», или «я не делаю это потому, что чувствую упрёки совести». Но ведь чувствовать «упрёки совести» дано далеко не каждому, как, впрочем, и стыда, то есть чувства смущения, раскаяния от сознания того, что ты сделал плохой поступок. Много ли таких людей вокруг нас, включая конечно и себя? Трудно объективно ответить на этот вопрос, ведь каждый лично себя характеризует как честного и порядочного, а честность и порядочность, по моему разумению, производные от совести.

Думаю, что не погрешу против объективности, если скажу, что жить праведной жизнью сейчас ох как нелегко. Это как плыть против течения, надо превозмогать себя, надо надеяться только на личное ответственное отношение, надо сконцентрировать свои силы и веру. Общество живёт во лжи. Но, сколько радости и гордости, сколько добавится у тебя нравственных, духовных и физических сил, когда ты пройдёшь через эти трудности и каждому, глядя прямо в глаза, сможешь сказать «это сделал я и моя совесть чиста». СОВЕСТЬ помогает человеку творить и созидать, помогает раскрытию внутренних способностей и движет его вперед.

Мне как-то в интернете попалась вот такая, якобы шуточная фраза. Там без указания авторства было такое сообщение: цитирую: «В интернете появилась какая-то страшная байка, что в СССР в общественном транспорте люди сами бросали в какой-то ящик деньги и сами отрывали билет. И все это контролировалось какой-то СОВЕСТЬЮ?! Ужас какой-то нереальный…».

Понимаете, совестливое честное человеческое отношение в той жизненной действительности, сейчас выглядит как ужас. Как же так получилось, что буквально за пару десятилетий эта святая и светлая славянская черта характера, облагораживающая человека, превратилась в ужас. Не понимаю! А ведь так это и было, я сам так ездил в общественном транспорте. И никто нас не заставлял так поступать и так делать, ибо ее величество СОВЕСТЬ не позволяла нам поступать по другому. Именно она СОВЕСТЬ была, да и сейчас должна быть главной для человека. Только в таком случае много людей превращает их в истинно человеческое здоровое общество. Только так! В противном случае беда, и у меня есть ощущение, что мы упорно идем к разрушению людской общности, к упадку значения СОВЕСТИ. А такое положение лишает общество нравственности и коллективизма, и выносит на поверхность звериную сущность и мрак. Неужели мы стремимся к этому? Не дай Бог!

Я ни в коем случае не идеализирую СССР и, в моем понимании, как нет идеальной личности, так нет и идеального общества. Но, ведь были в обществе актуальными и действенными принципами общественной жизни такие, как «каждый за всех, все за одного», «человек человеку – друг, товарищ и брат», «кто не работает, тот не ест» и др. Конечно, — это были только основополагающие принципы, и не всегда, и не везде действовали, но они служили ориентиром, нравственной основой, подкрепляющей чувство коллективной СОВЕСТИ.И хотя формально отрицалось православие, но работали Храмы, нас крестили, и я всегда был верующим человеком, как, впрочем, и все мое окружение.И я, работая на передовых стройках в огромных коллективах, на себе чувствовал пульс коллективизма, дружбы и братства. И не случайно, уже в нынешнее время, воспоминания о тех годах, просто подтолкнули меня к написанию стихотворения «Я хочу вернуться в СССР».

Я хочу вернуться в СССР,
Чтоб со всеми жить в стране по-братски.
Юность провести как пионер,
С комсомолом породниться в Братске.

Повидать заснеженный Норильск,
Ощутить суровый край губами.
Жить мечтою, презирая риск,
Песни петь о мужестве на БАМе.

Чтоб без фальши искренне дружить,
И не думать кто, откуда родом.
Без корысти обществу служить
Доверять советскому народу.

Скажут мне, что это ностальгия,
Что другие помыслы теперь.-
Мне вас жаль, потомки дорогие,
Жаль, что ваши ценности другие,
Я ж хочу вернуться в СССР!

Исходя из своих многолетних личных наблюдений, я уверенно могу сказать, что только совестливому человеку присуще самоограничение во всем, благородство, стремление помочь другому, научить и простить. А у тех, кто лишен этого духовного стержня, главенствует агрессивность, себялюбие и вседозволенность.

СОВЕСТЬ помогает созиданию во всех смыслах, а отсутствие совести наоборот: разрушает, унижает и обедняет.

К тому же, на творение подлости ума и сил всегда хватает и особых затрат не требуется, ведь когда общество лютует, нацелено на обман, то уходят все рамки приличия. А почему? Да потому, что отсутствует нравственный стержень – СОВЕСТЬ. Кое-кто может упрекнуть меня в том, что, мол, ничего нового, что это пустословие, что мы это всё сами понимаем.

Дай Бог, чтобы вы не ошиблись в своём понимании. Скажите своё слово. Я, конечно, не делаю никаких открытий в части человеческих отношений — все открытия, касающиеся человеческого общества, давно отражены в Библии.

Я просто и доходчиво говорю о том, чем болит моя грешная душа, и ещё потому, что уверен, что такую же боль испытывают тысячи и тысячи людей, и кому, я в этом уверен, нужны мои слова, и этими словами я лечу не только свою душу. Я акцентирую внимание на своих же пороках. На своих. Дело в том, что иногда люди свои пороки выдают за достоинства. Так же впрочем, как ложь выдают за правду и сами верят в это. Даже бытует такая фраза « у каждого своя правда» Вот тут и попробуй найти то зерно истины, которое означает действительность и не противоречит совести. Кто или что может стать мерилом как человеческих достоинств, так и человеческих пороков?

И мы снова возвращаемся к СОВЕСТИ. Человеку присущ индивидуализм, хотя мы живём в обществе, в семье. Но ведь если человеку плохо, то болит только у него, и он думает по отношению к другому, даже если и тот в таком, же состоянии: да что у тебя? Тебе помогают родные, друзья, а я один (хотя и у него есть близкие), Но мы ведь не чувствуем чужой боли, боль – то она только у меня, мне больнее. Не так ли?

Покойный патриарх Алексий в одной из своих проповедей сказал примерно так: сейчас мы зачастую видим звериную сущность человека,- это не вопрос верить или не верить, а быть или не быть.

Мне однажды случайно попал в руки текст, и, прочитав его вдумчиво, я в который раз убедился, что вся человеческая жизнь на земле основана на очень простых истинах.

Но вдумайтесь, проанализируйте свою жизнь, и вы поймете, как трудно исполнить эти простые житейские нормы?

Я позволю процитировать этот короткий, но, на мой взгляд, очень важный для каждого человека текст. Думаю, что это поможет многим людям, думающим о своей жизни, о своих поступках. Вот они – обыкновенные обыденные слова, несущие в себе огромный житейский смысл:

— Три вещи никогда не возвращаются обратно: время, слово, возможность.
-Три вещи не следует терять: спокойствие, надежду, честь.
-Три вещи в жизни наиболее ценны: любовь, убеждения, дружба.
-Три вещи в жизни никогда не надёжны: власть, удача, состояние.
-Три вещи определяют человека: труд, честность, достижения.
-Три вещи разрушают человека: жадность, гордыня, злость.

И ещё: помни три важные вещи: собственное достоинство, уважение к другим, ответственность за все свои действия.

Всё просто? Да, очень просто и понятно. Да и каждый думает: да, я именно такой — положительный и хороший. Но в том-то и дело, что всё это далеко и далеко не так. Вот и подумайте, вдумайтесь: а почему? Это тема для раздумий на всю жизнь.

Кто-то посмеётся, похохочет. Но прежде чем хохотать, лучше и полезнее пролить ведро слёз. Безмерная радость – это предвестник беды.

Я в данной ситуации не хочу вдаваться в политику. Не вижу смысла, хотя политика окутывает нас своими щупальцами, и больше ядовитыми. И постараюсь меньше говорить о политике.

Так вот, когда я бываю в школах, а раньше такие встречи были часто, то всегда называл такие встречи «поговорим о жизни».Поначалу преподаватели, да и школьники, я это чувствовал, скептически относились к моим словам, но когда в течение урока в классе стояла тишина, когда задавались простые житейские вопросы, на которые, в общем-то, были и простые ответы, когда скучные лица преображались в заинтересованные, и окончание урока не было окончанием разговора, то скептицизм пропадал.

Учителя и школьники подходили, благодарили и приглашали продолжить такие встречи. Я иногда думаю, почему так? Наверное, откровенность, не окрашивание своих недостатков и надеюсь, что многие, может быть, впервые услышали слова из Библии, те, которые каждому ежедневно задает жизнь, но мы их просто не замечаем, не знаем или просто не придаём им значения. Я же не священник. Я – обыватель, но думающий, и, думающий не только о себе! Хотя, конечно, всегда выходит так, что в первую очередь о себе, а потом о других. Но, ведь это – ЖИЗНЬ.

Господи, а вопросов все больше. И когда ответить на них невозможно, тогда надо идти в Храм, остаться одному, заглянуть в свою душу и поговорить с собой, поговорить откровенно, не ставя себя выше и умнее других, а наоборот. Местоимение «Я» должно меньше всего участвовать в человеческой жизни. Меня окутывает благодать, когда захожу в Храм. Тамя себе, седому пожилому человеку напоминаю о том, как надо жить. И вообще, я советую всем научиться разговаривать с собой – это очень важно.

Не берусь утверждать, что я знаю рецепт доброй жизни, ибо грех на каждом шагу. Я не на исповеди, но уверяю вас, что говорю искренне, бичую свою душу, рву свои нервы.

Не прошу о поблажках
В Храме ставя свечу.
Как бы ни было тяжко,
Сам за все заплачу.
Заплачу за ошибки,
За грехи заплачу.
Может быть все ушибы
Я в душе залечу.
И обиды прощая,
Откровенно скажу:
Все долги возвращаю,
Зла в душе не держу.

Все мои чувства в моих стихах. Хотя, говоря откровенно, я никогда не считал, да и сейчас, не называю себя поэтом. Когда я пытаюсь изложить свои душевные терзания на бумаге, тем более в форме стихов, то это просто, в силу своих возможностей, освобождаю свою душу от чрезмерных нравственных перегрузок, от душевной боли. Наверное, поэтому и стихи получаются у меня очень личными и грустными. И, вообще, в моих стихах только то, чем я живу. В них – мои личные переживания, чувства, мое отношение к людям, к природе, к вере. Говоря откровенно, я никогда даже не мечтал о том, что стану членом Союза писателей России, членом Союза журналистов СССР и России, то есть фактически профессиональным журналистом и писателем. А думать и строить какую-то карьеру, добиваться титулов и прочей атрибутики власти было просто в стороне от моих жизненных приоритетов. Я думал и жил простыми человеческими страстями с обывательскими интересами обычной жизни человека. Может быть, единственное и главное, что я сохранял с детства, и о чем было немного сказано выше – это то, что я всегда твердо и в любых ситуациях старался жить не по лжи, с пониманием и уважением к другим. В моей душе и мозгах были вбиты такие принципы, как «терпеть, прощать, помогать, не обманывать». И главное – не терять СОВЕСТЬ. Нарушал ли я эти принципы? Да, и много раз. Но и в таких случаях, я не искал оправданий и честно признавал свою вину. Виноват был только Я. В какой-то мере свою жизненную позицию я не так давно выразил так:

Не буду я стоять на пьедестале,
Мне ни к чему чины и ордена.
Мои года обычность пролистали,
На лик, впечатав жизни письмена.

В моей душе – добро, покой и села,
Мне в тягость города и торжества.
Хочу я кильку пряного посола,
И сельского земного естества.

Я стараюсь быть снисходительным к молодежи. По моему мнению, так называемая демократизация и либерализация, особенно в исполнении наших реформаторов, исковеркала их души, поселила равнодушие, черствость, монетизировала во многом СОВЕСТЬ. У них, во всяком случае, у многих, и Родины-то нет. Оказывается, Родина там, где больше платят. Это ли не подрыв нравственных национальных корней. Но я знаю и людей 70-80- летних, которых тоже обуяла жадность, ложь и лицемерие. Да это же мир рушится! Мы что же в зверей превращаемся?

По моему мнению, примером совестливости и душевного богатства служит гений мировой литературы Лев Толстой. Для него СОВЕСТЬ стала главной чертой характера и мерилом предназначения человека. Когда его выдвинули кандидатом на Нобелевскую премию по литературе за 1906 год, то он от нее отказался, объяснив это так: «Во-первых, это избавит меня от большого затруднения распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло».

Я просто не могу рассуждать по поводу этого поступка Льва Толстого. Ибо то, что деньги – зло, конечно, не открытие, но поступить так, как поступил Лев Николаевич, способны единицы в людском сообществе. В этом я уверен.
Хочется больше говорить о душе. Сколько же сейчас в нашем обществе заблудившихся душ, брошенных детей, искалеченных судеб!И вы думаете, что во всем виноваты они сами?Нет! Думаю, не всегда и не во всем.

И хотя говорят, что виноват во всем народ, я говорю, что виновата и власть.

Невозможно без боли смотреть на старушек, выскребающих последние гроши на хлеб, да даже и на тех, кого утром трясет от похмелья. Невозможно видеть нищету семей, особенно многодетных в заброшенных селах, бегающих в лохмотьях детей и, стоящих в очереди пожилых людей около мусорных баков.Но, люди! Оглянитесь вокруг, откройте свои души, поговорите с собой, именно с собой, и вы найдете много ответов на вопросы, которые нам задает сейчас жизнь.

Я не могу, да это и невозможно, пытаться анализировать Библию- это святое, это непостижимое таинство жизни, и объективный анализ просто, по моему мнению, невозможен. Но я позволю себе привести несколько стихов, которые характеризую человеческую жизнь. Думаю, что эти строки принесут людям пользу, много пользы. Только вчитайтесь, вдумайтесь, остановитесь.
Итак:

«Нет человека праведного на земле, который делал бы доброе и не грешил бы».
«Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнять».
«Всякий сетуй на грехи свои».
«Терпением вашим спасайте души ваши»
«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».
«Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои — чужой, а не язык твой».

И еще: «золотое правило – заповедь для всех» — «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
«Большее счастье давать, чем получать».

И, может быть, я не точно цитирую, но есть жизненная мудрость: «Как вы относитесь к своим родителям, так и ваши дети будут относиться к вам».

Я иногда думаю, что если просто так, гипотетически поставить свои грехи на весы, и то, что я якобы достиг, то я уверен, что горького и плохого я сделал гораздо больше. Можно ли это исправить? Нет. Прошлое уже не изменить. Надо нести свой крест до конца. И не надо строить из себя праведника. Глубоко ошибается тот, кто говорит, что он честен, кристален, что он пример для всех. Глупец! Кстати, русский гений Лев Толстой сказал когда-то: «самый глупый человек – это тот, который думает, что все понимает», и еще его фраза «нужда для человека нужнее, чем роскошь»

Меня до глубины души возмущают постоянные оправдания властей, и это только тогда, когда вопрос касается какого — нибудь негатива в обществе. Когда люди жалуются на произвол властей, на плохие жизненные условия, дороговизну, маленькие пенсии, преступность, низкое качество медицинского обслуживания и т. д. и т. п. Приводятся ссылки на то, что это нам досталось такое наследие от советского прошлого. Что это страну довели до ручки руководители СССР, что Советский Союз только и жил за счёт нефти и газа, что тогда ничего кроме калош и не выпускали, да и калоши были плохие. Мне могут возразить, мол, это политика. Да в том-то и дело, что политика – полное отсутствие СОВЕСТИ.

Но народ памятлив, и мы хорошо помним могущество советского государства, его авторитет во всём мире, величайшие достижения советских учёных, буквально во всех отраслях науки и техники. Да мы и сейчас, спустя более двух десятков лет лживой демократии, в основном, пользуемся тем, что было построено и создано в советские годы. Ну, покажите миру современные передовые производства, предприятия, сравните уровень жизни простого человека, особенно пенсионера, ветерана, инвалида, сейчас и как они жили тридцать лет назад. Сравните, но, не слушая болтовню депутатов и министров, а у себя дома за столом с карандашом и листом бумаги, со всей семьёй с детьми и внуками. Возьмите за основу самое значимое. Ну, допустим, продукты питания, лекарства, тарифы. То, с чем сталкивается каждая простая семья, и, с другой стороны, пенсию и обычную зарплату – она, конечно, не та, которую нам называют по телеящику. К примеру, самый распространённый продут, хлеб. Сколько тогда можно было купить буханок на ту, как нам морочат мозги, мизерную пенсию, и на нынешнюю, якобы, каждый год растущую. Увидите результат, и он будет далеко не в пользу «эффективных менеджеров».

К сожалению, анализируя нынешнюю реальность жизни в человеческом сообществе, я прихожу к неутешительному выводу, что те же рыночные отношения обедняют духовность людей, подтачивают нравственные корни. И люди в силу бытовых потребностей вынуждены жертвовать основами совестливости и обеднять свою человеческую сущность. Ведь сущность рыночных отношений в том, чтобы добиться прибыли любой ценой. А как? Ведь как продавец, так и покупатель каждый ищет свою выгоду. Одному надо продать дороже, другому купить дешевле. Так? Конечно, так. Значит, каждый пытается друг друга обмануть, уговорить, наобещать и так далее и тому подобное. И где тут СОВЕСТЬ? Она теряется в рассуждениях и словесных изысках.

Поэтому, именно рыночные отношения, вся торговля, обслуживание способствуют размыванию основ СОВЕСТИ. И, по моему убеждению, общество в рыночных отношениях ослабляет фундамент основных принципов бытия, и это приводит к разобщению, к упадку человеческих отношений, к нравственной бедности.

Думая о причинах падения нравственности в нашей стране в последние десятилетия, я, в большей степени, отношу это к имущественному расслоению общества, к какому-то дикому обогащению отдельного маленького слоя людей, и к унизительному обнищанию основной части населения. Ну, какое может быть понимание и согласие в обществе, где, невесть откуда взявшиеся богачи, возомнившие себя хозяевами жизни, прожигают годы в других передовых странах, где так же живут, учатся и лечатся их дети. А в это же время в нашей общей стране идет преступная оптимизация сфер образования и здравоохранения. Когда регулярно по федеральным каналам ТВ СМСками собираются средства на лечение детей. Это же позор! В самой богатой стране мира, помогающей многим странам своими природными богатствами, нет денег на лечение детей и достойное содержание пожилых людей и пенсионеров. И в это же время, по тем же каналом ТВ, нам навязчиво показывают роскошную жизнь, разлагающего своей бездарностью и пошлостью молодежь, шоу-бизнеса, и, по большей части, неудачливых футболистов и хоккеистов. Пользы никакой для общества, но какая-то непонятная, для нашего простого народа, роскошь. И никто не может объяснить эти парадоксы. За что? Почему так? Где же ваша СОВЕСТЬ? Думаю, что никто не против богатых людей. Ради Бога. Если ты заработал, если достоин, то – пожалуйста. Но должна же быть какая-то справедливость? И возникает предложение, а, может и требование: да прекратите вы расходовать огромные народные средства на ненужные и пошлые мероприятия и отдайте их на лечение детей, на оздоровление. Объявите карантин шоу-бизнесу, различным показушным мероприятиям. От них простому народу и обществу никакой пользы, один вред. Ведь все это – шабаш сатанинских бесов, разлагающий основы нравственного воспитания молодежи.И поразительнее всего то, что деньги на лечение детей СМСками собирают, в основном, бедные пенсионеры. И когда благотворительные фонды объявляют, что собраны определенные суммы, порой и немаленькие, то можно представить, сколько людей, несмотря на свою бедность, совершили этот благородный поступок. Конечно, помогают и богатые. Но я говорю о тенденции. Такая уж поганая человеческая натура, что чем он богаче, тем жаднее. Далеко не случайна народная истина – чтобы узнать человека надо дать ему должность и деньги. В смысле, должности и деньги показывают сущность человека. Я это много раз наблюдал воочию. И даже это подтолкнуло меня к написанию стихотворения «Слава Богу».

Слава Богу,
не стал я богатым,
Никакого добра не нажил.
Стал седым я,
к тому ж бородатым,
Да стихи
кой-какие сложил!

Рад судьбе,
благодарен я Богу,
Что семья,
что большая родня.
Разухабистой
счастлив дороге,
что носила по свету меня.

Славы нет,
да по мне— и не надо,
Жил как жил,
не гордясь, наугад.
Я не нищий,
но лучшей наградой,
Стало то,
что не стал я богат.

Ради объективности, надо отметить и определённый прогресс в головах наших чинуш. Сейчас они иногда, ожиревшие от доставшегося им советского богатства и обнаглевшие от вседозволенности, безответственности и безнаказанности с гордостью начинают говорить, когда их вопросами припрут к стенке, что мы, мол, замечаем недостатки, не замалчиваем их, и работаем по их устранению. Ну, слава Богу, что хотя бы стали замечать, а то около тридцати лет, всё советское делили, всего было досыта, то и не замечали ничего. До чего же богата была великая Российская держава, что и сейчас, после тридцатилетнего разбазаривания, хватает воровать миллиардами?

Меня недавно обрадовал комментарий по поводу работы мэрии города в ленте новостей. Кто-то написал: «а есть ли СОВЕСТЬ в доме, что зовется мэрией»? и под этим вопросом десяток «нравится». Это показывает, что многие люди разделяют мое мнение о том, что «СОВЕСТЬ» не личное чувство человека, а нравственная категория, характеризующая общество.

А чем же, господа демократы, вы оправдаете отсутствие в обществе патриотизма, деградацию молодого поколения, нехватку детских учреждений, паралич местных органов власти? Чем? Происками «вашингтонского обкома»? А может правдивей сказать, что это следствие бездарного руководства, круговой порукой, повальным воровством и вертикалью всеобщего обмана и лизоблюдства? Доколе же вы будете освобождаться от советского прошлого? И надо ли? Советское прошлое надо бы сохранять и развивать. Самым тревожным стало в годы так называемой демократии – нравственное разложение общества, чем гордился советский народ. Понимаю, что не везде, ведь в любом коллективе, в любом обществе, как, впрочем, и «в семье не без урода». Надо понимать, что только нравственные корни способствуют техническому прогрессу, и науке, и всему хозяйственному механизму. И тут снова приходится говорить о СОВЕСТИ.

Я всегда в своих рассуждениях отталкиваюсь от догматов православной веры, и, говоря о нравственности, не могу не процитировать стихи из Библии. Вот из книги пророка Михея, гл.7-2 «Не стало милосердия на земле, нет правдивых между людьми, все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть». И ещё, гл.7-3 «Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло. Начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело». Чем не наша действительность?
Цинизм действительности поражает своей наглостью и беспределом. Начисто отсутствует СОВЕСТЬ, а о чести и говорить нечего. Когда смотришь на лица, заполнивших зал властителей, при отчёте Президента, то становится не по себе – умиротворённые, расплывшиеся от сладостных президентских слов, лица; руки, приготовленные в любой момент взорваться аплодисментами и всеобщее ликование, когда президент говорит, что надо избавляться от взяточников и коррупционеров. Ну откуда они взялись такие? Таким вопросом задаются тысячи людей. Расплодилось несметное количество чиновничества и всё мало. Им же надо всем найти себе работу – вот и плодят горы инструкций, приказов и указов, которые никто не выполняет и которые, зачастую, судя по информационным данным, даже тормозят, запутывают, забюрокрачивают всякую инициативу и движение вперёд. Размышления на эти темы, буквально заставили меня написать стихотворение «Снимите шляпы, господа!» Оно тоже о СОВЕСТИ.

Вы говорите:- мы у вас в долгу,
И мы живем, разбрасывая камни.
Но я себе ответить не могу,
Ну как же вдруг,
мы стали должниками?

И от ответов нас бросает в дрожь,
Мы праведности верить перестали.
Ведь вы, за правду выдавая ложь,
За вражьи ксивы Родину продали.

Всему причиной – наша доброта,
Всему виной – забористые лапы.
Я вам кричу: — покайтесь, господа!
Перед Империей снимите шляпы!

Ну ладно, назвали вы себя господами, утешайтесь! Это я обращаюсь в своих размышлениях к власть имущим, к чиновникам, к депутатам и другим руководителям. Но вы, очнитесь, вспомните, что есть в людях такое чувство как СОВЕСТЬ. И ели вы чувство «СОВЕСТЬ» променяли на слово «господин», то вы просто НИКТО, вы зря ходите по этой земле.

Конечно, я ни в коей мере, не отрицаю видимых результатов технического прогресса, что появилось много новой, нужной и интересной техники, технологий и товаров, о чём мы раньше и не подозревали. Это облегчает нашу повседневную жизнь, многое радует и даёт простор личным инициативам и способностям, но я пытаюсь сравнить общие обычные принципы жизни обычного простого человека, кто не отягощён властью, кто живёт без обмана, честно и, насколько это возможно, справедливо.

Писатель Александр Терехов в «Аргументах и фактах», когда у него спросили о людях во власти, ответил, цитирую «Для меня самого это величайшая загадка. Смотрю на руководителей госкорпораций, министров, губернаторов и думаю; а ведь были октябрятами, пионерами, выступали на комсомольских собраниях, целовали красное знамя, учили, что все люди равны. Откуда, из какой татаро-монгольской тьмы проступили в них эти вечно надутые щёки, самодовольное хамство, жадность, неспособность улыбнуться, сказать просто, презрение к бедным?…»

И что интересно, сотни предприятий закрыты, производства товаров только с трудом кое-где восстанавливается, но вся страна торгует. Чем? Идёшь по рынку, и бросается в глаза, что российских товаров, промышленных, для дома, практически нет. Вот белорусские товары попадаются часто, но в основном, Китай. В супермаркетах полки заставлены продуктами самого разнообразного ассортимента, но откуда они? Вижу мясо из Бразилии. Да неужели в России нельзя обеспечить себя продовольствием? Думаю, можно, кроме, конечно разных экзотических африканских или южноамериканских фруктов. Но почему мясо из Бразилии? Думаю, секрет простой. Где то там, к примеру, заканчивается срок хранения, продукт надо выбрасывать на свалку, а тут подворачивается предприниматель из России и предлагает свои услуги. Те соглашаются. Ну, во-первых, они же тоже предприниматели и хотят заработать, и чем бесплатно выбрасывать, да ещё нести расходы, здесь какая-никакая прибыль. А российские дельцы за бесценок закупают то, что там положено выбрасывать, и везут в Россию. Тут подкрашивают, припудривают т.е. придают «товарный вид», накручивают цены (как же, заморский товар!) и на прилавок. Вот, по рассказам знакомого предпринимателя, примерно такая схема по продуктам, да и по лекарствам. Ну и где тут СОВЕСТЬ?

А вас не удивляет продажа в магазинах овощей, включая картофель, из Египта, Израиля? Вы это можете понять? В Россию, где самые большие в мире площади плодородных земель, завозится картофель из крошечного пустынного Израиля и Египта? Я не могу. Но это факты. По моему разумению, это унижение нашей страны, наглое и сознательное. Это подрыв нашего сельского хозяйства, если не предательство. И ведь это санкционировано на очень высоком уровне власти. Ну, невозможно простому предпринимателю организовать такой завоз, таких продуктов через границы, посты, минуя жесткие меры контроля. Что мы не можем вырастить и обеспечить свое население картофелем, морковью? Да мы в силах, учитывая земельные и трудовые ресурсы, обеспечить полмира такими овощами. Ну, и о какой СОВЕСТИ тут можно говорить.

Ну, можно как-то оправдать поставки бананов, и других, не растущих в России фруктов. Но картофель? Люди, вы что? Очнитесь! Придите в чувство.

Но ведь дело в том, что такое положение больше всего зависит от власть имущих. Чиновники, хватит во всем винить народ. Эти постоянные заклинания, что, мол, все зависит от народа. Что на изменения нет запроса, что народ не готов на проведение реформ, что, мы, мол, выполняем волю народа. Это просто наглое оправдание своей бездеятельности. А ведь от вас многого и не требуется. Дайте только людям возможности и свободу. Поощряйте инициативу, уберите бюрократию, не душите непомерными поборами. А если еще проще и понятнее – уйдите с дороги, дайте людям спокойно работать и жить.

Вообще, разве нормальный человек может понять эту логику? Разрешаются проверки только раз в три года, и то проверяющих должны заранее предупредить. Ну, думаю, что примерно так «Слушай, Ваня, ты там ценники перепиши, сроки, а то через три дня я приду тебя проверять. Наведи там порядок, ну и пакет, сам знаешь чего, приготовь»

Думаете это сказка, выдумка? Если бы? Это – реальность.

От такой напряжённой работы и наши доблестные органы зачастую превращаются не в защитников простых людей, а в пособников нарушителей и преступников. А сейчас, когда болезнь нравственного разложения запущена и поражает всё больше органов правоохранительной и судебной системы, для того, чтобы появилось чувство ответственности, заботы о людях, сострадания и сочувствия, надо всё это промыть кислотой и очистить от ржавчины души государевых людей. Ведь чуть что нам говорят: идите в суд. В какой суд господа-товарищи? Да там такой же беспредел, те же чёрствые души, та же идеология – деньги и нажива. Да и без денег там делать нечего. А где обычному работяге или пенсионеру взять эти деньги, если на оплату жилья, продуктов, лекарств не хватает?

Может, я сгущаю краски, очерняю действительность, фантазирую? Нет, просто я жил в годы советской власти, и, зная недостатки, неудобства, злоупотребления того времени, сравниваю с нынешним. И у меня только такие оценки и суждения. И сейчас, там, где есть положительные примеры, то я их тоже вижу, замечаю и отмечаю. Изобилие продуктов? Да! Только вот опять качество и цены волнуют. Всего полно, а купить не по карману. Снова хочется привести сравнение: да, в основном, был один сорт колбасы «докторская», но ведь это была колбаса, а не винегрет из обрезков, суррогатов и сои и ещё, Бог знает, из чего.

Да, тьма бытовой техники. Удобно, легко. Но российской-то, нет – в заводских цехах бывших заводов рынки и магазины. Ну, ладно, торговля торговлей – а что в других сферах человеческих потребностей, там, где без совести, казалось бы, не обойтись?

Скажу, не кривя душой, не лицемеря, откровенно и честно, а я стараюсь жить по таким человеческим простым принципам, или просто, жить по-человечески; хотя скажу так же честно и откровенно, не всегда так получается. И в результате, как и все, грешу и подвержен многим человеческим порокам, и зря многих обижаю и осуждаю несправедливо. Так вот, хочется писать о добрых поступках людей, о счастливых судьбах, о заботливых и грамотных действиях властей, решениях, возвышающих простых, людей. О решениях, оздоравливающих общество, о главенствии нравственных критериев, о СОВЕСТИ.

Да, по моему мужицкому мнению, нуждаются в чём- то все люди, живущие на земле: учёные и безграмотные, богатые и бедные. Другое дело, что запросы у всех разные, как, впрочем, разные и потребности. Иногда они далеки от реальности, от понимания глубины насущных нужд обычного человека, но ведь каждый человек хочет жить лучше, аппетиты человеческого индивидуума безграничны, и, как правило, в жизни не реализуемы. Понятно, что всегда чего-то мало, что свои аппетиты надо соизмерять, сообразуясь в то же время с жизнью окружающих тебя людей.

Я для себя сделал вывод, наблюдая жизнь отдельных персонажей, нахватавших за последние годы бездумного рвачества на десять жизней вперёд, причём без всякой разумности и предела, что это уже болезнь, болезнь заразная, раковая, метастазы которой захватывают всё большее и большее количество людей. Этому помогает и способствует уже другая болезнь – зависть, что не менее страшно. И если физические недуги как то ещё поддаются коррекции, то нравственные, на мой субъективный взгляд, трансформируются в черты характера, в привычки, в образ. И этот, выращенный псевдодемократической действительностью, образ, кажется человеку наиболее «честным и правдивым» и что другие люди должны равняться на него и брать с него пример.

До чего же живуча эта нереальная и парадоксальная зависимость от завышенной самооценки и самосознания? Ну ладно, что уж тут поделаешь, но когда эта искусственно созданная жизнь, является примером для других, если эти раковые метастазы, нравственно растлевающие разрастаются, вовлекая и подпитывая себя таким же разложением рядом живущих, то это уже беда. Понятно и ясно, что это всё исходит от политиков, а мы знаем, что цинизм политиков для общества настолько чудовищен, что напоминает слова Геббельса «Чем чудовищнее ложь, тем охотнее в неё верят». Вы это легко воспринимаете? Вы, вообще, это понимаете? Я нет! А это, видимо, так и есть. И где здесь место СОВЕСТИ?

Но государевы люди должны и обязаны думать не только о личном, но и о стране, о её развитости, благополучии. Ну, вот ещё для сравнения: если не ошибаюсь, а если ошибаюсь, поправьте. В 1942 году, когда Москва была в шаге от падения, не останавливалось строительство метро – вот какая вера в свой народ, в свою Победу! Мне лично рассказывал участник ВОВ, а он был по специальности зоотехник, о таком факте. Так вот, с его слов, у таких специалистов была броня, их не отправляли на фронт для того, чтобы они в тылу следили за здоровьем лошадей, коров и не допускали эпидемий. И это происходило в то время, которое наши псевдодемократы смешали с грязью. А сейчас какая забота о сельском хозяйстве?

И во всех сферах жизни приходится ссылаться на СОВЕСТЬ. Это же бесценное качество, оно не требует затрат, оно легко и достойно просится в душу каждого человека и живет там, облагораживая человека. Единственная нагрузка здесь моральная. Надо просто хотеть этого, стремиться к обретению совести, и она поможет ему стать добрым и благородным.

Когда мы пытаемся говорить о культуре, о нравственности то всё чаще слышим о нерентабельности, о закрытии школ, клубов, фельдшерских пунктов, особенно в сельской местности, забывая, что культура, нравственность – это основа любого общества

Прошу прощения у читателя, но, учитывая, что я пытаюсь разобраться, сравнить хоть чуть-чуть два политических этапа жизни нашей страны со своего опыта, а не со слов людей, именующих себя историками. Думаю, что кроме своих личных и очень завышенных амбиций, у них нет никакого исторического мышления, хотя они и морочат молодёжи мозги своими историческими хрониками. Но людям, бывшим свидетелями тех событий, не получается, и не получится вдолбить свои измышления, и очернить могучее прошлое нашей великой страны.

Так вот позволю ещё пару фраз из беседы с композитором Родионом Щедриным:
Вопрос автора АиФ Юлии Шингарёвой «Смотрите:1944 год, всё ещё зыбко, а Сталин при этом думает о культуре. А сейчас – нефть потоком, газ струёй бьёт. Что открывается? Торговые центры»

Ответ: Вы знаете, эти банки, которые понаоткрывались, и которые потом с лёгкостью прогорают, объявляются банкротами, исчезают и всех надувают. Эти рестораны, которые сейчас чуть ли не на каждом шагу….Не хочу брюзжать, хотя я в том возрасте уже, когда люди брюзжат. Но, конечно, у меня возникает много вопросов. Один из них; почему не построить, наконец, спецхранилище для государственного архива литературы и искусства? Это — то великое богатство, что у нас есть,- культура российская! О России судят в мире по Достоевскому, Толстому, Чайковскому, Шостаковичу. Её авторитет в первейшую очередь стоит на этом», (г-та «Аргументы и Факты»).

И еще один из ответов: «Хоровое училище это открыли в 1944 г., когда будущее страны ещё было, скажем так, «зыбковато». Но власти уже тогда думали о возрождении культуры».

Сейчас такое представить невозможно. В тяжелейшее время для народа, когда решалась судьба страны, власть помнила о культуре, ибо культура, нравственность – это СОВЕСТЬ

То, что я пишу, никакое не открытие. Но обидно, когда одурачивание, фальсификация истории продолжается и нередко приносит, а в будущем нет сомнения, принесёт ещё немало горьких плодов.

На мой взгляд, когда в печати, на телевидении проходят дискуссии по состоянию советской действительности, о патриотизме и жертвенности, как в мирное, так и в военное время, то невесть откуда взявшиеся историки пропагандируют буквально нравственный вандализм по отношению к исторической действительности. И льются на наши мозги бесконечные сказки о светлом завтра, о грандиозных планах модернизации. Хотя модернизировать необходимо всё, начиная от железяк до мозгов чиновников и бюрократов. Нам говорят; подождите, всё в России будет прекрасно – ведь в Америке демократия создавалась сотни лет, так и у нас годков через сто всё будет по-другому. А что, приятно слышать такие многообещающие заявления, правда, ведь, приятно? Ну а то, что процветает педофилия, порнография и идиотизм заполняет интернет, да и другие издания, так и другие, мол, прошли через это, говорят нам.

Я вот думаю: у нас же всё равно большинство людей честных, добрых, но что же стало с совестью – совесть то стала больной. Зло, недружелюбие, зависть захлестнули общество. Огромная могучая передовая страна превращена в грязный неухоженный рынок, где главное украсть, обмануть и унизить, и уже это унижение не воспринимается как унижение. Куда ведёт такой путь? И страшно знаете что? А то, что всякие проходимцы, прохиндеи очень по своему талантливы –они очень хорошо знают и умеют как добиться результата в своём чёрном деле, ведь в этом чёрном ремесле, чем оно чернее, тем ярче блестит «золотой телец», а это для них главное.

Чёрных дыр хватает: состояние медобслуживания, образования, культуры, сельского хозяйства, оборонного комплекса, жилищно – коммунального беспредела, и что делать? Кто ответит на этот вопрос, кто выпишет рецепт и назначит лечение. Говоруны вещают, что не надо ничего требовать от государства, надо начинать с себя. Может оно и так, но тогда зачем и для чего народу такая власть, если она не способна выработать и проводить политику в интересах людей, защищать народ, определять внутреннюю и внешнюю политику страны, гармонизировать нравственный климат? Хотя, думаю, во всем этом главное вспомнить и подумать о СОВЕСТИ.

Светлым пятном, во всяком случае, для меня был проект первого канала ТВ «ГОЛОС», где после многолетнего засилья одних и тех же, далеко не всегда талантливых, а то и вообще бездарных фанерщиков, мы услышали и узнали многих ярких, способных исполнителей. Хотя и здесь иностранщина главенствовала – неужели у нас нет прекрасных и высокоталантливых песен? Да есть они, есть, их поёт весь мир. Неужели мы так привыкли всё своё русское, народное, душевное считать дерьмом? Где же наш патриотизм?

Включил однажды телевизор и слышу «Я лечу в космос с распущенными волосами» и т.д. и по несколько раз одно и тоже. Ни смысла, ни мелодии, какая-то вакханалия слов и звуков. И какой тут отдых, какое наслаждение? Сидишь как будто в бронетранспортере. Визг, кривляние, какой-то абсурд. Такую неуклюжую строку в разговоре произнести трудно, а что касается песни, то это вообще особая форма сопереживания, и тут нужен особый талант.Я взял здесь одну строку, якобы какой-то песни, но подобное у большинства исполнителей на наших сценах.

Если бы это был единичный пример, то можно было бы и промолчать. Но ведь такую бессмыслицу можно услышать практически у всех исполнителей нашей звездной тусовки. И льется на неокрепшие души подростков и молодежи эта дурь. Пожилые люди, воспитанные на талантливой светлой советской музыке это просто отталкивает, а вот молодежь губит.Ведь это поют исполнители с титулами и званиями.

Что это? Творчество, культура или что-то другое? По моему мнению, это сознательное и показательное уничтожение тысячелетней славянской культуры. Это – пропаганда бездарности и пошлости, дебилизация молодежи. Это- шабаш на поминках православных традиций. И они – эти «звезды» все заявляют, что ходят в Храмы, ставят свечи, молятся. Еще раз спрашиваю себя и вас, что это? Какому Богу они молятся и служат? Объясните мне неразумному, может, я чего-то не понимаю? Это же – нравственные инвалиды.

И еще один пример. Для меня, во всяком случае, отвратительный своей бездарностью. На одном из федеральных каналов к 75 годовщине Победы был показан концерт. Я не буду называть никаких фамилий. И вот очередная песня, и что это? Мелодия исковеркана, слова как будто те же, но вместо светлой, доброй, душевной песни «В землянке», слышно что-то невообразимое. Вместо теплоты и душевности звучит что-то подобное маршу. Ни мелодии, ни гордости, ни геройства. Ну а если нет души то нет и творчества, нет нравственности. Эта песня, написанная талантливыми авторами, она прошла испытание временем. Это гениальное песенное произведение, и какое право вы имеете поганить своим бесчувствием и бездарностью не свое творчество. Ну не трогайте вы своими грязными руками чистое, светлое и доброе. Вы просто не способны понять глубину и нежность истинных чувств, облеченных в песенную форму в силу своих безвременно опустошенных душевных качеств. Вам это не дано, а сами вы не способны создать талантливое произведение. Эта «звезда» говоря об этой песне, улыбаясь щебечет, что она, мол, «старая» и она (эта исполнительница) вкладывает в нее какой-то новый смысл современности. Хочется вбить в мозги этой дуре, что эта песня и сейчас живее всех ваших композиций, которые забываются на следующий день. А эта песня живет, и будет жить, вы только не уродуйте ее. Эти песни поет весь мир, и поет так, как это создано авторами.

Мне могут возразить, что, мол, это своя интерпретация, и, что люди хотят это слушать. Да, конечно, на дикаря всегда сбегается народ, чтобы посмотреть. И бездарность привлекает к себе внимание, но не как новаторство, не как талант, а именно, как бездарность, как то, с чего не надо брать пример. На смену талантливой светлой и душевной эстраде пришла безликая попса, ввергающая подростков и молодежь в болото безнравственности, лицемерия и примитива. На смену талантливым самобытным исполнителям пришли бездарные подражатели, где вместо стихов бессмысленный набор слов и вместо музыки два, три аккорда.

Вообще, какая-то идиотская несуразица: то, что плохо, мы хвалим, рукоплещем, а вот о том, что действительно хорошо, не говорим, замалчиваем. Здесь необходимо трезвое осмысление жизни, правдивость, самокритичное отношение к тому делу, которое ты выполняешь. А самокритичность – это отнюдь не восхваление любого действа своего или коллектива, а это, в первую очередь, критика. По моему глубокому убеждению, патриотизм – это не всеобщее одобрение и восхваление, а в большинстве случаев это замечание недостатков, критика существующего негатива. Патриот – это не тот, кто кричит по поводу и без повода «Ура», а тот, кто бичует коррупционеров, взяточников и воров. Надо исправлять плохое, тогда и доброго, передового будет больше. Надо всегда помнить о СОВЕСТИ.

И в завершение своей статьи, где основное внимание я уделяю нравственному состоянию общества, сравнению советского прошлого с нынешней действительностью, точнее безосновательному и лживому охаиванию всея и всего СССР, я приведу слова знаменитого доктора из Уфы Равиля Мирхайдарова, где он анализирует успехи медицинской науки и практики Израиля. Равиль Мирхайдаров в газете «Аргументы и факты» пишет: «Невероятные успехи израильской медицины очевидны. Но хочу напомнить, что в Израиле взяли на вооружение советскую систему здравоохранения, которая весьма эффективно действовала ещё в 60-70 годы прошлого века. Главное в то время было предупреждение заболеваний. Неплохо было бы вспомнить это хорошее забытое старое».

Размышляя о нынешней жизни, приходится с сожалением и болью констатировать, что беднеют человеческие души, черствеют сердца, веет холодом от человеческих отношений. Не знаю где искать причины такого состояния общества, а что оно такое, лично у меня сомнений нет. Где пути исправления? Тоже не знаю. Хочу просто напомнить каждому человеку о том, что мы – люди, и у каждого из нас в силу своего естество где-то в глубине души покоится такое качество как СОВЕСТЬ. Надо просто оживить это чувство, жить с ним и не терять его.

Поэт Л. Дербенев написал песню, где есть такие строки:

«От счастья обалдев, тоскуя или ссорясь,
В один из рядовых обыкновенных дней,
Возьмите карандаш и напишите СОВЕСТЬ,
И вспомните, когда вы думали о ней».

Давайте последуем этому совету. Думы на эту тему приводят меня к мысли, что вся жизнь как отдельного человека, так и общества в целом, держится на культуре и спасает общество от катастрофы одно – СОВЕСТЬ. Уйдет СОВЕСТЬ и человечество превратится в бездуховное инертное существование безликих бездушных человекоподобных существ, в стадо.

Поэтому, заканчивая свои размышления на эту тему, прошу всех и призываю: подумайте о СОВЕСТИ.

«СОВЕСТЬ – это высший дар Божий. От нее не убежишь, не спрячешься, ее не обманешь и не заговоришь. За Благие деяния она дает Радость, за негожие она дает страдание». (Слова мудрости Волхва Велимудра).

Жизнь, к сожалению, устроена так, что СОВЕСТЬ живет там, где трудно и бедно. Это особенно видно в культуре и спорте.Тогда общество оживает, все стремятся к совершенствованию, к вершинам, к знаниям. А когда главной целью становятся деньги, когда побеждает «золотой телец», то тогда побеждает цинизм и жадность. И культура уступает место посредственности.

16 июня 2021 года

Василий СКРОБОТ (г.Иркутск)

Скробот Василий Иркутск

ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ СКРОБОТ родился в 1941 году в деревне Андрюшино, Куйтунского района, Иркутской области. После окончания Селецкой средней школы в Белоруссии в 1958 году, приехал на строительство Братской ГЭС. Учился в Иркутске, работал в Норильске. В 1971 году вернулся в Братск, где прошел трудовой путь от рабочего до заместителя генерального директора объединения Сибтепломаш. Первые стихи опубликованы в газетах «Огни Ангары» (Братск) и «Заполярная правда» (Норильск). Изданы поэтические сборники, книги: «Повиниться хочу…», «Горечь», «Исповедь» и др. Член Союза журналистов СССР и России, член Союза писателей России. Живет в Иркутске.

Вся биография ЗДЕСЬ.

Если у Вас есть дополнения и поправки или Вы хотите разместить на сайте «Имена Братска» биографии Ваших родных и близких — СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ

сайт В17





ВНИМАНИЕ! Комментарии читателей сайта являются мнениями лиц их написавших, и могут не совпадать с мнением редакции. Редакция оставляет за собой право удалять любые комментарии с сайта или редактировать их в любой момент. Запрещено публиковать комментарии содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера, или нарушающие иные требования законодательства РФ. Нажатие кнопки «Оставить комментарий» означает что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +2 (from 2 votes)




Рейтинг:
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 5.0/5 (2 votes cast)
| Дата: 17 июня 2021 г. | Просмотров: 242