СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ КОМСОМОЛЬСКОЙ И ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЙ с. БРАТСК И БРАТСКОГО РАЙОНА (автор: Юрий ЛЕЙДЕРМАН) - ИМЕНА БРАТСКА
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ КОМСОМОЛЬСКОЙ И ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЙ с. БРАТСК И БРАТСКОГО РАЙОНА (автор: Юрий ЛЕЙДЕРМАН)
Всесоюзная пионерская организация имени Владимира Ильича Ленина, созданная в СССР, юбилеи которой очень скромно отмечаются в современной России, была и остаётся одной из самых замечательных организаций детского движения в стране периода строительства социализма и коммунизма. Второй по значимости и масштабам деятельности можно признать только европейско-американскую детскую организацию скаутов, созданную и работавшую на совершенно иных основах и принципах. И на совершенно иных принципах была создана и развивалась фашистская детская организация «Гитлерюгенд», просуществовавшая всего немного.
После победы Великой Октябрьской Социалистической революции в России перед партией большевиков встала задача организации работы с молодёжью и детьми. В.И. Ленин хорошо понимал, что без привлечения молодёжи в революционное движение, сама революция погибнет и все труды будут напрасны. Поэтому уже на следующий год, в 1918-м, появилась молодёжная организация — РКСМ (Российский Коммунистический Союз Молодёжи). Уже на 3 съезде РКСМ, где выступил с программной речью В.И.Ленин, были поставлены основные задачи: «Учиться, учиться и учиться», организовывать молодёжь, как первого помощника партии и вести за собой детей, собранных в пионерские отряды.
Первый пионерский отряд был организован в Москве комсомольцами типографии № 16 Красно-Пресненского района. На доме в Трёхпрудном переулке установлена мемориальная доска, посвящённая этому событию. Пионерские отряды создавались в школах, при заводах и фабриках в городах и при сельских комсомольских ячейках в деревнях и в рабочих посёлках.
Уже первые пионеры в Москве и Петрограде ввели в обиход ритуалы торжественного приёма в пионеры и торжественного обещания, которое звучало так: «Я, юный пионер, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира. Буду честно и неуклонно выполнять законы и обычаи юных пионеров».
Первые пионерские отряды имели свою атрибутику: флажки, флаги и знамёна красного цвета, горны и барабаны и первые значки: флажок с серпом и молотом и костром из 5 поленьев. Больше всего любили ходить строевым шагом под бой барабана и с развевающимся флагом. Собирали по дворам неорганизованную ребятню, создавали новые отряды, читали большевистские газеты, очень любили спорт и спортивные соревнования.
19 мая 1922 года в Москве состоялась Всероссийская конференция РКСМ, на которой было принято решение о создании пионерских отрядов по всей стране. 19 мая 1922 года стал днем рождения Всероссийской пионерской организации.
В далёкой Сибири, в глухом таёжном селе Братском события развивались совсем иначе. Об Октябрьской революции и о победе большевиков в селе узнали только в середине ноября. Яков Михайлович Осёдлов – большевик, крестьянин–бедняк, услышав эту новость от телеграфиста с почты Николаевского завода, собрал своих товарищей по партии. Было решено: в ночь с 17 на 18 ноября обезоружить полицейских, арестовать солдат и администрацию завода. В самом селе никакой власти собственно и не существовало. Проделано задуманное было так умело, что существенного сопротивления практически никто не оказал. А на утро сторонники советской власти объявили рабочим Николаевского завода, что в России произошла революция и вся власть перешла в руки рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, в руки Советов и потому им теперь необходимо избрать Совет рабочих Депутатов. Естественно, такое сообщение рабочие приветствовали с энтузиазмом и большой радостью. Тут же был избран Совет рабочих депутатов в состав которого вошли: Сорокин Михаил Иванович – был избран председателем Совета, товарищ Синельников был избран заместителем председателя Совета, товарищ Кузнецов был назначен командиром боевой дружины, Яков Михайлович Осёдлов был избран ответственным за снабжение, а товарищ Попов — уполномоченным по медицинской части.
28 декабря 1917 года в селе Братск на общем собрании представителей крестьян Братской волости было принято Постановление о передаче власти Советам крестьянских депутатов деревень и сёл. В начале января 1918 года в Братской волости были созданы военно-революционные комитеты, которые собственно и передавали власть в руки Советов крестьянских депутатов на местах. Были упразднены старые дореволюционные суды и организованы Революционные Трибуналы и местные народные суды.
Первый Волостной съезд Советов крестьянских депутатов избрал Исполнительный комитет Братского волостного Совета. Первым председателем Братского волисполкома был избран Фёдор Иванович Вдовин, секретарём — Василий Ильич Ознобихин, а народным судьёй — Иван Александрович Вдовин.
Николаевский завод, где работало более 1200 человек был национализирован и большевики добились того, чтобы на нем не было остановлено производство. Чтобы укрепить советскую власть в Братской волости Иркутский крестьянский отдел комитета Советских организаций Восточной Сибири прислал Предписание Братскому волисполкому немедленно организовать боевую дружину из людей, которые действительно признали Советскую власть и готовы её защищать силой оружия. Такие отряды были созданы в селе Братск, в Большеокинске и в деревне Шаманово.
Шла Гражданская война. В июле 1918 года белочехи и белогвардейцы совершили налёт на Николаевский завод. Они арестовали Осёдлова, но его удалось отбить. А вот председатель заводского Совета (Сорокин Михаил Иванович, прим.ред.) был расстрелян, секретарь Совета М.Н Савельев с группой большевиков были арестованы и отправлены в Нижнеудинскую тюрьму. Некоторое время спустя белогвардейцы захватили в Братске пароход «Сибиряк», прибывший из Иркутска и расстреляли большевиков, прибывших на нём.
Только 5 декабря 1919 года Николаевский завод и село Братск были освобождены от белогвардейцев и колчаковцев. В этом большую роль сыграли партизанские отряды Н.А.Бурлова, Д.Е.Зверева, и Н.В.Дворянова. Власть в селе снова перешла к большевикам и Я.М.Осёдлов был назначен комендантом села.
В марте 1920 года на Николаевском заводе была создана партийная организация в составе большевиков: Осипова, Воробьёва, Долгошеенко, Беляева, Яшкина, Шкиндера, Громова, Рутман, Кузнецова и Силякова.
5 июля 1920 года в селе Братск была создана комсомольская организация. Её председателем стал прибывший специально из Иркутска Стефан Брониславович Завадский (сын и внук польских революционеров). О нём и о первых комсомольцах села Братск мною был собран и опубликован большой материал в газетах «Университет» и «Педагогический вестник».
Секретарём комсомольской ячейки был избран Иван Савельев, а в состав организации вошли Мария Трофимова (Михайлова) — будущая певица и участница Ленинградского хора ветеранов-большевиков, Михаил Евграфов, Юлия Юрина, Иван Кокорин и сестры — Мария и Екатерина Микерины. Все они одновременно являлись и членами ВКП(б). В последующем вступили в ряды комсомольцев Катя Осёдлова, Надежда Ознобихина, Пётр Каштанов, Василий Заусаев, Георгий Карнаухов и Николай Евдокимов. За два последующих года комсомольские группы и ячейки были созданы практически во всех деревнях и селах Приангарья.
В 1922 году был создан Братский райком комсомола, который возглавил один из первых комсомольцев Братска — Иван Савельев. А в августе 1922 года комсомольцы Братска прославились на всю округу: С.Б.Завадский привёз из Иркутска небольшую динамомашину. Вместе с Михаилом Евграфовым и Иваном Фрыгиным они сделали турбину с лопатками, установили её на месте впадения речки Оки в Ангару. Затем привезли из Николаевского завода провода, поставили три столба от реки до приходской церкви, подвесили провода и зажгли в церкви три первые в Братске лампочки Ильича. Всё село сбежалось к церкви, чтобы посмотреть на это чудо.
Целых два года не доходили руки у большевиков и комсомольцев села Братское до детей. Борьба с бандами белогвардейцев, рейды отрядов ЧОНа, создание первых колхозов, ликвидация неграмотности и множество других неотложных дел мешали заняться вопросом создания первых пионерских отрядов.
ПЕРВЫЕ ПИОНЕРЫ БРАТСКА
В Братске первый пионерский отряд был создан в январе 1923 года, а первой пионерской вожатой стала комсомолка Любовь Лазарева. Первыми ею были приняты в пионеры Иван Цапин (единственный, с кем удалось свидеться автору), Николай Евдокимов, Прокопий Ознобихин, Прасковья Кокорина, Коля Мякишев, трое братьев Ознобихиных, Пономарёв, Беломестных, Воронков и младший Германсон.
В марте 1925 года состоялся 1-ый съезд пионеров Братской волости, где село Братское представляли: Гриша Ознобихин, Володя Конопля, Олег Трупиков, Костя Вдовин, Кеша Беломестных и Аня Осёдлова. О чём шла речь на первом съезде пионеров Братской волости? Естественно, о создании пионерских отрядов в деревнях и сёлах района. О том, как и чем заниматься пионерам. К тому времени в крупных городах страны были созданы специальные курсы по подготовке руководителей Детского коммунистического движения. Например, в 1925 году в комсомольской ячейке села Долгий Луг было уже 7 комсомольцев. Секретарём ячейки была избрана Катя Осёдлова, вступила в комсомол и Евдокия Скопинцева. По решению Райкома РКСМ она была отправлена на учёбу и 30 октября 1927 года успешно закончила курсы в городе Томске. Вернулась в Братск, стала членом бюро райкома комсомола и председателем ДКО – детской коммунистической организации. В то время в аппарате райкома комсомола работало много интересных ребят, которые занимались детьми: Фёдор Попиков, Николай Бобровников, Антон Челозерцев, Иннокентий Орлов, Александр Ярлыков, Александр Бурлаков, Георгий Кокорин, Игорь Моренков, Любовь Лазарева, Екатерина Осёдлова, Евдокия Скопинцева. К тому времени в Братской НСШ (начально-средней школе) было несколько пионерских отрядов, каждый со своим вожатым – комсомольцем.
Чем же занимались пионеры и комсомольцы села Братское в далёкие 20-е годы прошлого столетия? Если в центральных городах важнейшими задачами были ликвидация беспризорности, детской преступности и неграмотности, организация детских коммун и школ рабочей молодёжи, то в успокоившемся, далёком сибирском селе, где все жили большими дружными семьями и хорошо знали друг друга, самой главной задачей была ликвидация неграмотности. В Братской волости 90% населения было совершенно неграмотно. Это была вселенская проблема. В каждой деревне создавались избы-читальни, руководителями которых – избачами были непременно комсомольцы, а помощниками — пионеры из их отрядов. Вместе они готовили и проводили политинформации, организовывали коллективные читки газет и обсуждение новых книг, готовили и проводили собрания, вечера, концерты художественной самодеятельности.
Прежде всего пионеры считали своим первейшим долгом хорошо учиться. Книги зачитывались до дыр, ручки были большой редкостью, карандаши были не у каждого, чернильница-непроливашка специально хранились в дедовских кисетах, писать приходилось на газетах и оберточной бумаге. Учились у старших, учились друг у друга, учились с азартом и большим интересом.
Первые пионерские галстуки делали из белых простыней, окрашивая их в свекольном соке. Фабричного производства галстуки со специальными зажимами появились значительно поздней. Барабаны и горны вручались как награда, а быть барабанщиком, горнистом или знаменоносцем считалось особой честью. Все мероприятия проводились торжественно и с большим эмоциональным подъёмом.
Иван Цапин – один из первых пионеров, долгое время проживший в посёлке Порожский, рассказал мне такую историю. Пионерские галстуки очень берегли и даже прятали в потайные места, стирали редко, а гладили и того реже, потому что гладить приходилось старинными чугунными утюгами. Так вот ему его галстук прожгла утюгом старшая сестра: рёву было, слёз и обид! Это событие стало причиной семейной ссоры, которая не забылась и через сорок лет.
Самым памятным событием 1924 года для всех братчан стало сообщение о смерти В.И.Ленина. По этому поводу состоялось общее собрание большевиков, комсомольцев и пионеров, на котором прозвучала клятва верности делу Ленина и коммунистической партии. Тогда пленум ЦК РКСМ принял Постановление о присвоении пионерской организации страны имени В.И.Ленина и воззвание ко всем детским коммунистическим группам, ко всем пролетарским детям СССР.
Знаменательным событием 20-х годов стал 1-й Всесоюзный слёт пионеров, который состоялся в Москве в августе 1929 года. На слёт прибыло 6000 участников из различных уголков необъятной страны. Торжественное открытие слёта состоялось на стадионе «Динамо», где его открыли 300 горнистов сигналом «Слушайте все!». Под гром 300 барабанов по стадиону прошли 200 знаменоносцев.
Перед пионерами выступили выдающиеся деятели коммунистической партии: Надежда Константиновна Крупская, Емельян Миха́йлович Ярославский (настоящие имя и фамилия Мине́й Изра́илевич Губельма́н — российский революционер, советский партийный деятель, идеолог и руководитель антирелигиозной политики в СССР, один из инициаторов создания журнала «Сибирские огни» — прим.ред.), писатель Алексей Максимович Горький (Пешков) и великий пролетарский поэт Владимир Владимирович Маяковский. Все запомнили эти его строки: «За море синеволное, за сто морей и вод, раздайся песня вольная про пионерский слёт!».
Этот день завершился торжественным маршем пионерии от стадиона по улицам Москвы до здания Моссовета, а 19 августа открылась 1-я Всесоюзная пионерская спартакиада и 1-й Всесоюзный смотр художественной самодеятельности. Это был замечательный праздник всех детей страны.
1930 год. Из рапорта советской пионерии 16 съезду партии: обучено грамоте более 1 млн. человек, отправлено избачам 20000 радиоприёмников, собрано и отправлено в деревенские библиотеки более 500 тысяч книг, пионеры собрали в фонд индустриализации 1,5 миллиона рублей.
Но не это определяло суть работы пионерских организаций страны, да и сама страна переживала очередной сложный период времени. Начавшаяся коллективизация сельского хозяйства, создание колхозов, борьба с кулачеством при всех положительных моментах привели ко многим негативным явлениям. В различных регионах страны появились свои Павлики Морозовы, многие пионеры погибли от рук кулаков и бывших белогвардейцев. На слуху у всех были имена Коли Мяготина, Кычана Джанылова, Вани Васильченко, Жоры Сосновского, Коли Буданова, Феди Мальцева, Жени Сидорко, Крисанфа Степанова, Коли Яковлева, Миши Дъякова, Степана Лямина, Никиты Семина, Нали Рындя, Гриши Акопяна.
В Братской волости тоже было неспокойно. Бывшим белым офицером Пожидаевым (65-летний ссыльный, бывший начальник кадетского корпуса и бывший полковник генерального штаба царской армии; в ряде документов значился по фамилии — Балакирев или Халтурин — прим.ред.) была создана банда, которая больше грабила местное население, чем боролась с советской властью, но тем не менее «отличилась» она зверским убийством в селе Громы 14-ти коммунистов и комсомольцев (в одном лишь списке граждан Братского района погибших в мае 1933 года от рук повстанцев из отряда Пожидаева имена и фамилии 32-х человек, в том числе и Н.А.Вдовина – начальника отряда ОГПУ. Он вместе с комсомольцем П. Муратовым около деревни Верхне-Суворово попал в засаду, когда ехал разведать маршрут движения повстанцев. Убили их с особой жестокостью, -четвертовав, отрубив головы и сбросив в прорубь. Этот отряд действовал в верховьях Ангары и состоял из разных слоев крестьянства. В селе Громы ими были расстреляны 17 человек — весь советский актив. Об озлобленности восставших свидетельствует, например, такой факт. Павел Филиппов – комсомолец-избач, которому на тот момент было всего 16 лет, во время расстрела активистов был лишь ранен,- его успел заслонить отец. Когда юноша очнулся, он был тут же добит своим односельчанином, оставленным повстанцами для охраны трупов от родственников. Односельчанин этот приходился ему двоюродным дядей.
Похороны убитых превратились в массовую демонстрацию поддержки советской власти и после похорон многие жители деревни Громы и соседних сёл вступили в партию и в комсомольские организации.
В селе Братском пионерская работа в основном велась в школе, в избе-читальне и в краеведческом музее, основанном в своё время известным революционером Валентином Рябиковым. Долгое время он размещался в доме местного священослужителя и со временем был перенесён в школу учителями М.Е. Карповым и Я.М. Фрыгиным. Помогали в его создании и коммунисты Я.М Осёдлов, М.Н. Германсон и первые комсомольцы Братска.
В 1929 году Михаил Ефимович (Карпов) составил отчет о количестве экспонатов находившихся в краеведческом музее:
археологических:
— каменного века -13,
— бронзового века – 11,
— железного века -49;
историко-этнографических – 159,
геологических – 393,
окаменелости – 15,
нумизматика -120.
Надо сказать, что для сельского музея того времени это был приличный фонд экспонатов, ценность которых уже тогда все хорошо представляли. Под руководством М.Е.Карпова пионеры и школьники участвовали в походах и экспедициях по сбору материалов для музея, но и сами проводили большую работу по пропаганде краеведческих знаний. В 30-е -40-е годы они совершили много походов, побывали во многих местах Братского района, собрали огромный материал. М.Е.Карповым было оформлено около 400 заявок на геологические находки, сданные им в управление геологии Иркутской области. Увлечение походами, краеведением сохранилось на долгие годы у многих его учеников, которое они передали своим детям.
Среди этих учеников был и Толя Фёдоров. В 1933 году их семья переехала в Братск. Отец — Виктор Фёдоров начал работать в школе преподавателем географии, мать — Феоктиста Степановна -преподавательницей начальных классов. В 1934 году Анатолия Фёдорова, ученика 4 класса вместе с большой группой ребят приняли в пионеры. Вот как он описал это событие в своих воспоминаниях, хранящихся в моём архиве: «Готовила нас к вступлению в пионеры наша учительница Ольга Ивановна Козятникова. Мне хорошо запомнился тот, с серебристо-белым снегом, зимний ноябрьский день накануне 16-ой годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции. Закончилась учебная четверть. Нас, учащихся 4 класса принимали в пионеры перед строем всех учеников школы. Надо отметить, что к маю 1935 года в Братске было уже 80 комсомольцев и более 150 пионеров. В тот день Катя Антипина, Маруся Волкова, Зина Иванова, Маша Кузнецова, Коля Колгин, Макаров Петя, Шура Рохина, Дуся Садовникова, Галя Сазанович, Ястребова Катя, и я — Фёдоров Толя, дали свою первую в жизни клятву, клятву на верность Родине и заветам В.И.Ленина. Ольга Ивановна тогда сказала: «Это огромная честь быть пионером и членом пионерской организации. И это доверие, вам ребята, надо оправдать всей своей последующей жизнью. Не подведите меня». Эти слова её напутствия на всю жизнь запали нам в души».
Чем занимались пионеры 30-х годов в большом сибирском селе Братск? Был создан колхоз «Ударник» и дети на практике знакомились с колхозной жизнью. Коллективное хозяйство, коллективный труд, распределение заработанного — всё было вновь, ведь до того в селе были только единоличные хозяйства и каждая семья жила сама по себе. Только в трудные минуты обращались за помощью к родственникам (братьям, сёстрам, племянникам или внукам). Ну, а если родственников было мало или были они заняты своими делами, то в помощники приглашали соседей и уж совершенно редко использовали труд наёмных работников. Понятие «батрак», «батраки» в сибирских селах не было распространено, как на Западе. Нормальные (где не пили и не пропивали заработанное) большие крестьянские семьи строили большие дома и всем хватало места. Распахивали поля, засевали зерновыми (пшеницей, овсом, рожью), картофелем, капустой, морковью, раскапывали огороды и на грядках выращивали основное – лук, чеснок, редис, морковь, укроп, огурцы в специальных буртах или подсаживали в картошку также как и горох. Свёклу и репу на грядах высаживали по краям, а по середине – многолетний лук-батун, Как по-современному: сажали ряд лука-севка и ряд морковки Так что нынешние дачники, поступая так, открытий не делают.
Всюду преобладал ручной труд и пионерам под руководством учителей М.Е.Карпова, А.В.Антипиной, Ф.С.Фёдоровой, Л.Е. Гнечутского, Ф.Ф. Пожони было чем заниматься в свободное от учёбы время. Теперь поле было общее и им было поручено важное дело – сбор колосков пшеницы и ячменя. Их каждый сдавал колхозному бригадиру по весу и под запись!!! В то время за воровство колосков с колхозного поля можно было запросто получить 10 лет тюремного заключения (нынешние дети даже понять такого не смогут, не то чтобы представить, как это так могло бы произойти). Особенно всем нравилось собирать морковь, брюкву и турнепс (интересно, кто из современных детей знает, что такое брюква и турнепс и что из них можно сделать вкусное и как их можно съесть). Приходилось резать ботву и обирать корнеплоды. Зато на всю жизнь запоминалась брюква, запечённая в чугунке на русской печке или турнепс. Уборка картофеля тоже была любимым занятием пионеров, особенно после того как появилась знаменитая песня про картошку («Гимн картошке»- прим.ред.). Запечённая в углях прогоревшего костра, с поджаристой корочкой, с запахом дыма и золы – она до самой старости вызывает прекрасные воспоминания о детстве, пионерских кострах, первом чувстве любви и обещаниях дружбы.
Старшие пионеры 6-7 классов помогали взрослым на току молотить пшеницу и ячмень. Работа эта была трудная и даже опасная. Нельзя было отставать от машины. Зерно пропускали через ручные веялки, а просеянное зерно собирали сразу в мешки, а младшие на лошадях с волокушами отвозили в сторону солому. На колхозном току было шумно и весело, усталость не замечалась. После работы накрывали длинный стол, приносили тазы или ведра с горячей картошкой в мундирах и солёные огурцы с подовым колхозным хлебом. Помидоры, лук, чеснок – сытная простая еда, шутки-прибаутки, смех, веселье – удовольствие от физической работы было незабываемым.
Чувство сопричастности к большому коллективному делу поднимало настроение, повышало общий жизненный тонус – это вам не в одиночку выполнять тяжёлую, изнуряющую дух и тело, работу.
После уборки зерна и в зимнее время пионеры по специальному заданию собирали по домам древесную золу, готовили на весну для огородов удобрения. В клубе «Ангара», разместившемся в старой церкви, иногда показывали кино, как правило – немое. Радио было не во всех домах, газет не хватало, книги были редкостью. Так что пионерам хватало работы и по вопросам ликвидации неграмотности. Это сейчас всего полно в избытке, а тогда книги зачитывались до дыр, избачи делали газетные подшивки и хранили газеты, берегли как большую ценность.
В начале 1930 года в Братском районе было более 6000 неграмотных, а это — более 35 % населения. Человек с 6-7 классным образованием считался очень грамотным и мог спокойно претендовать на руководящую работу при наличии комсомольского и партийного билетов. Но до этого надо было проделать немалый тернистый путь. Показателен в этом отношении жизненный путь Чугайновой Марии Ивановны, проработавшей в Братском районе заведующей Нижне-Шаманской начальной школы с 1935 по 1966 год. В 1935 году в Братском районе было открыто 11 школ всеобуча и 9 школ для взрослых на 870 человек, но даже 1 октября 1940 года газета «Знамя коммунизма» писала о том, что в Братском районе 1740 неграмотных и только 936 из них обучаются.
История Марии Ивановны началась в далёком 1926 году. Далее всё по материалам её воспоминаний, сохранившихся у меня в архиве с незапамятных времен: «Старший брат мой учился в ликбезе. А в 1926 году у нас в деревне Нижне-Шаманово девчонки не учились вовсе. Он получил задание от учителя, как и все ликбезники, завербовать по одному человеку в начальную вечернюю школу. Вот и пристал он к отцу и матери, чтобы они отпустили меня учиться как им завербованную. Отец-то не возражал, а мать была против – она то лишалась помощницы по дому, по хозяйству. Ладно, уговорили и её. В январе 1927 года, после зимних каникул пошла я учиться в вечернюю школу ликбеза. Через две недели учитель, видя моё старание, объявил, что я девчонка смышлёная и спокойно смогу учиться днём в начальной школе. Родителям я это объявила, а от себя добавила, что если в школу пускать не будут, то их в тюрьму посадят. Отец-то понял мою уловку, а мать в слёзы – поверила.
В 1929 году закончила начальную школу и встал вопрос о продолжении получения образования. Да, это сейчас не вопрос, а тогда НСШ (начально-средняя школа) была только в Братске, за 180 километров от Шаманки, за порогами. Транспорта никакого. Зимой по льду в морозы на лошадях, а летом по Ангаре на барже, мимо Дубынинского порога по течению, а обратно против течения тянули баржу как бурлаки на лямках. Баржа с продовольствием, с вещами. Через порог сплавляться было не так то просто – порой о камни разбивало баржу и оставались люди без вещей и без продуктов. Да и против течения на лямках баржу тянуть тяжеленько было. Проучилась в Братске почти до окончания обучения, а в это время представитель Нижне-Удинского педагогического техникума вербовал на подготовительные курсы в училище. Посоветовалась с учителями, получила рекомендации, поехала, сдала контрольные на удовлетворительно, закончила подготовительные курсы в Балаганске на «хорошо», поступила в училище и закончила его только в 1935 году».
Почему-то все забывают сказать о том, на что они жили, где, как? Словно кто-то деньгами их обеспечивал или жильё просто так предоставлял. А ведь без этого — какая учёба? Маше Чугайновой прежде чем выучиться на простую учительницу – преподавательницу начальных классов пришлось и в Братске — в колхозе поработать и в Балаганске — в совхозе, где хорошо кормили и деньгами рассчитывались. Во время учёбы в училище (почему-то она пишет о техникуме) все годы она работала техничкой да ещё и в двух общежитиях, была комсоргом своего курса. На лето многих отправляли в командировки в колхозы или совхозы — проводить политмассовую работу. Там можно было и поесть хорошо, ягод набрать и варенья на зиму наварить, грибов собрать — насушить, насолить, намариновать, картошки привезти, капусты и огурцов насолить. Деревенская хозяйственность никого никогда не подводила.
По окончании училища направили Чугайнову Марию работать заведующей Нижне-Шаманской начальной школы, где и проработала она 31 год и вышла на пенсию только в 1966 году.
Повторимся, в 1935 году в Братском районе было открыто 11 школ всеобуча и 9 школ для взрослых, где обучалось 870 человек. Даже в октябре 1940 года братская газета «Знамя коммунизма» писала о том, что в Братском районе 1740 неграмотных и только 936 из них учатся. Тогда в деревнях района распевали частушку:
-
Как нам грамота полезна
Я теперь заметила;
Прочитала письмо мужа,
И на него ответила.
Хороша наша деревня –
С поворотом улица,
В школу взрослых походила,
Сразу стала умница!!!
Большое значение имело участие пионеров и комсомольцев в культурной и просветительской работе: постановка спектаклей, организация концертов, проведение лекций и бесед – дело по тем временам долгое и кропотливое. Мало того, что все работали в колхозе, так все ещё были заняты и домашними делами, а тут ещё рыбалка, охота, сбор ягод и грибов – заготовки на зиму. Учителя работали и режиссёрами и постановщиками, сценаристами и гримёрами, актёрами и чтецами, оркестрантами и суфлерами. В праздничных мероприятиях порой участвовали десятки детей и взрослых.
А летом начинались культпоходы, агитрейды по соседним сёлам и деревням: Долгий Луг, Мамырь, Николаевский завод, Красный Яр, Кежма, Заярск ездили с отчётными концертами, где были и частушки и патриотические песни, гимнастические упражнения и танцы. Устраивали они и вечера отдыха для взрослых тружеников села, выпускали стенгазеты, боевые листки с критикой нерадивых или пьяниц, ставили занимательные опыты, о которых узнавали в школе на уроках.
Специальных пионерских лагерей ещё не было, поэтому организовывались по 25-30 человек и на повозках выезжали в красивые и удобные места у реки. Под руководством 2-3 вожатых, учителей или просто старших по возрасту, ставили шалаши, оборудовали по всем правилам костры и уж тут-то проявляли полную самостоятельность. Пилили и кололи дрова, собирали сучья и растопку, носили воду, готовили еду (как же у реки без рыбалки и ухи), а потом мыли грязную посуду в проточной воде с песочком, дежурили по лагерю и всё это без каких-либо отпираний: то — не хочу, это — не буду.
Купались, плавали на перегонки, загорали, собирали ягоды, грибы, лекарственные травы для домашних аптечек. Для деревенских ребят ставили постановки, проводили концерты для взрослых и помогали колхозникам в утомительной для всех работе – в прополке овощей. Большим коллективом куда как веселее пропалывать сорняки на большом поле.
Любимыми вожатыми у пионеров 30-х годов были Мария Тукманова, Зина Антипина, Маша Тарасова. Вечерами у костра пели любимые у пионеров песни: «Взвейтесь кострами», «Красная Армия всех сильней», «Гимн картошке».
Славно трудились и отдыхали пионеры и комсомольцы тридцатых годов в Сибири. Примером для них были пионеры других регионов страны. Ведь не зря в предвоенные годы в стране появились первые пионеры — Герои Социалистического Труда. Да, да, именно Герои Социалистического Труда: Мамлакат Нахангова была награждена орденом Ленина и Золотой Звездой Героя Социалистического Труда за выдающие рекорды по сбору хлопка. Ордена Ленина получили хлопководы Ишан Кадыров и Хавахан Агакулова. Юные животноводы: Алёша Фадеев, Барасби Хамгонов, Коля Кузьмин, Ваня Гунков, Мамед Гасанов, Буза Шамжанова были награждены орденами «Знак Почёта».
В Сибири орденов никому из пионеров не давали, но успехи их всячески поощрялись. В Братске высокие правительственные награды первыми получили педагоги — Михаил Ефимович Карпов и Феоктиста Степановна Фёдорова – они были награждены орденами Ленина.
Педагоги Братской районной школы во все времена пользовались большим уважением всех жителей села и многие из их детей продолжили дело родителей, создав династии педагогов Карповых и Фёдоровых. На данный момент династия педагогов Фёдоровых знаменита уже 8-м поколением, а общий педагогический стаж семейства педагогов Фёдоровых приближается к 400-м годам.
В мае 1935 года в селе Братск было уже 80 комсомольцев и 150 пионеров. В это время Братская КСМО (комсомольско-молодёжная организация) взяла на себя повышенные обязательства подготовить:
— 100 отличников культармейцев,
— 50 молодых ударников учёбы и труда,
— 10 заведующих избами-читальнями.
В августе 1935 года в Иркутске прошёл съезд заведующих РКШ (районных колхозных школ) Восточно-Сибирского края. Братская РКШ была признана лучшей в крае: школа выпустила 218 специалистов: 55 бригадиров-полеводов, 20 бригадиров-животноводов, 14 звеньевых, 23 ветеринарных санитара, 37 счетоводов и 26 заведующих ферм. Братская РКШ была премирована зоокабинетом, фотоаппаратом и хатой-лабораторией. Все выпускники школы, бывшие пионерами становились комсомольцами. Особенно интересна судьба Николая Евдокимова. Один из первых пионеров и комсомольцев Братского района в последующем он закончил Землеустроительный техникум и стал первым и на долгие годы жизни единственным землеустроителем Братского района, который он исходил и вдоль и поперёк (в прямом смысле слова) пешком.
Пионеры и учащиеся школы ежегодно по плану работ в колхозе «Ударник» весной занимались прополкой, а осенью уборкой зерновых, а в 1935 году (по официальным данным) убрали гектар картофеля и заскирдовали 2,5 гектара хлебов.
Предвоенная, тревожная обстановка сказывалась и на жизни сибирских сёл и деревень. Например, в 1937 году в селе Нижне-Шаманово Братского района комсомолка М.И Шаманова организовала оборонный кружок. В избе-читальне появился стол справок, регулярно пионеры выпускали стенную газету, ежедневно проводились беседы на политические темы, к проведению которых привлекались преподаватели – члены партии Н.Д. Потапов, И.Г. Литвяк, Ф.С. Фёдорова. В сентябре 1937 года в селе Братск была организована полуторогодичная партийная школа с 600 часовой программой. В ней занималось 20 комсомольцев и изучали они 6 предметов: историю ВКП(б), историю народов СССР, вопросы внутренней и внешней политики, теорию советского строительства, географию и русский язык.
У пионеров и комсомольцев были свои проблемы и свои интересные занятия. В дома братчан пришло общесоюзное радио, ставшее основным источником информации о том, что происходило в стране и мире. По вечерам за ужином было о чем поговорить старшим, а младших всё больше привлекал Дом культуры, где комсомольцами было организовано несколько кружков: драматический, физкультурный, музыкальный, хоровой, кружок танцев и кружок кройки и шитья. В жизни многих участие в работе этих кружков сыграло большую роль и в выборе профессии и выборе любимых занятий. Девчонки, научившись кроить и шить, сами себе шили новые платья, одевали младших в семьях и уверенно чувствовали себя, выходя замуж – как ни как, а две специальности приобретали и не на один день, а на всю жизнь. Парни, научившись играть на гармошке, балалайке или баяне, становились заводилами на танцах, привлекали внимание девчонок и были незаменимыми на гулянках, праздниках и свадьбах. Хор и танцы объединяли всех, ну а драматический кружок давал возможность раскрыть свои творческие способности и таланты.
Появились в селе и свои «ворошиловские стрелки» — 30 человек, прошедшие курс обучения в боевом взводе при Райсовете Общества Содействия Обороне (ОСО). Г.А.Кокорина, Зина Иванова и Маша Муратова были признаны лучшими ворошиловскими стрелками, метко поражавшими мишени. Парни свою меткость доказывали на охоте, добывая белок, соболей, глухарей и уток. Демонстрировали свои рыбацкие навыки, а уже вместе с подругами ходили за грибами и ягодами, которых в местных лесах было предостаточно.
Но 30-е годы отмечены были в селе Братском двумя печальными событиями: в 1934 году сгорела дотла любимая школа и долгое время занятия проводились в здании церкви, превращённой в Дом культуры. Самой большой потерей были сгоревшие экспонаты краеведческого музея, которым все очень гордились, потому что практически каждый житель села внес свою лепту в его создание и собрание его экспозиций. Второе печальное событие было не столь ярким, и, даже скорее мрачным: докатилось и до Братска колесо сталинских репрессий — 16 ноября 1937 года, по непонятному обвинению, был арестован преподаватель Братской школы Иннокентий Гаврилович Литвяк. А в феврале 1938 года арестовали инспектора школ Братского района – Николая Дмитриевича Потапова, долгое время работавшего в школе села Братск. Что было поводом, что было причиной их арестов никто ничего не знал и не знают до сих пор. Но на всех учащихся и учителей эти аресты произвели неизгладимое впечатление.
А на западе и на востоке страны сгущались предвоенные тучи. В Испании уже шла война, на востоке грозила войной Япония, на севере — Финляндия, а на западе — Германия. И пусть они были далеко от сибирского таёжного села Братск, обстановка и здесь была тревожной. В 1936 году фашистами была разгромлена республиканская Испания. К власти на долгие годы пришёл фашистский диктатор — генералиссимус Франко. В 1939 году Финляндия начала войну с СССР, в которой приняли участие многие сибиряки. Захватив практически всю Европу, оккупировав многие страны, с нападения на Польшу 1 сентября 1939 года германские фашисты начали Вторую мировую войну.
В 40-м году был большой выпуск учащихся Братской средней школы № 1. Большинство парней этого выпуска были призваны на службу в Красную Армию. «Дан приказ –ему на Запад. Ей — в другую сторону» Всё как в песне о Гражданской войне.
Материалы об участии ребят этого выпуска во Второй мировой войне были в своё время собраны в краеведческом музее школы № 1 г. Братска, работавшими там долгое время учителями и выпускником этой школы, участником боёв с японскими милитаристами на Дальнем Востоке Анатолием Викторовичем Фёдоровым (о Фёдорове, с которым я работал в паре и дружил много лет, мною был собран большой материал и опубликован на полный разворот в газете «Педагогический вестник» под заголовком «Династия педагогов Фёдоровых».
Сохранилась запись последнего интервью с замечательным педагогом и организатором городских соревнований по туризму, городских и областных конференций по краеведению. Он был зачинателем и замечательным пропагандистом создания школьных краеведческих музеев во всех школах города, организатором многих туристических походов по родному краю, экскурсий и поездок со школьниками по городам области, на озеро Байкал, в Москву, Ленинград и Иркутск. Последним творением его ума и рук был Музей истории народного образования города Братска, который они создавали вместе с Владимиром Фёдоровичем Герасимовым на базе старого Дома Пионеров. С их благословения и я занимаюсь краеведением — с 1976 года, вот уже 40 лет. С 1978 по 1986 год готовил туристические группы для участия в соревнованиях на городских и областных слетах школьников, сам участвовал в соревнованиях по ориентированию на местности в городе и области, на турслетах в составе команд педагогов и медиков, в лыжных пробегах по маршруту Падун — Братск. Знаменательным было участие во Всероссийском слете юных геологов на Байкале и прокладка туристического маршрута «Братское Кольцо», который был зарегистрирован Центральным Туристическим штабом в Москве, а отчёт по нему был признан лучшим во Всесоюзном масштабе, проводимого тогда конкурса на лучший туристический маршрут 1-ой категории сложности для школьников средних школ.
Всё это начиналось с 1-й школы города Братска. В 1940 году в школе уже было 6 пионерских отрядов — 426 пионеров, 4 октябрятские группы — 126 ребятишек младших классов и большая комсомольская организация, в которой было более 40 человек. В Доме культуры был создан передвижной театр. Это был третий театр в Иркутской области.
Репертуар был самым разнообразным. Передвижной театр стал правопреемником традиций группы «Синяя птица» комсомольцев 20-х годов, где блистали будущая актриса и певица Мария Михайлова, основатель комсомольской организации села Стефан Завадский, будущий юрист и автор книги «Дело поручено Ульянову» Шалагинов. Сатирические и юмористические сценки «синеблузников» производили яркое впечатление на публику и надолго запоминались. Жители Братска с удовольствием слушали их острые сатирические частушки на темы местных недостатков в работе руководства колхоза «Ударник». Пользовались успехом драматические сценки, но больше всего любила публика лирические песни того времени из различных кинофильмов и радиопередач.
Кинофильмы показывали редко и привозили их из Иркутска с большим опозданием из созданной там фильмотеки. Созданная ещё в 30-е годы прошлого столетия фильмотека просуществовала вплоть до появления телевизоров и периода краха кинотеатров, но в Иркутске, я полагаю, она сохранилась, так же как и кинотеатры — «Гигант», «Художественный» «Байкал». Это в Братске современный знаменитый кинотеатр«ЭРУ» переименовали в пошлый «Голливуд». Уничтожили «Октябрь», «Пионер» и «Современник». Оно и правильно, но на месте убранного старья надо создавать новое, современное, с использованием современных технологий, чтобы хотелось в такой кинотеатр идти за знаниями, опытом, впечатлениями. Обычное кино ещё долго не умрет, не исчезнет набирающая обороты киноиндустрия, а хорошие фильмы смотреть надо в современных кинотеатрах с российскими названиями.
Одним из сложнейших вопросов в жизни села Братск было отношение к религии, к вере. Изначально после Октябрьской революции в стране развернулась борьба большевиков с верой в Бога, с Церковью и религиозным учением каковым на Руси было православие. Материалист и атеист, основатель партии большевиков и первый руководитель, председатель Совета народных комиссаров Владимир Ильич Ульянов (Ленин) конкретно определил позицию большевиков относительно религии: «Всякая религия является опиумом для народа. Вера в Бога, религиозные учения в том числе и христианство, были созданы эксплуататорами трудового народа для укрепления их власти и подчинения народных масс».
Село Братск и в этом отличалось от населённых пунктов западных районов страны. Но факт остается фактом, согласно документам Братского краеведческого музея «К началу 40-го года в селе было создано 17 первичных организаций «Союза воинствующих безбожников». В лекторскую группу воинствующих атеистов входили практически все преподаватели школы и многие комсомольцы и пионеры: Карпов, Лузин, Мальцев, Хромов, Гриценко, Горин, Кондратьев, Евдокимов, Ведерников и Петрунин. Пионеры выпускали стенгазеты, писали антирелигиозные стихи, читали статьи Емельяна Ярославского. Хорошо они знали и то, что в одной из башен Братского острога провел определённый период времени знаменитый протопоп Аввакум, что церковь в селе была построена по инициативе и на средства ссыльного декабриста Муханова, что при поддержке местного батюшки ( о.Леонид (Малышев (1875 – 1933)-прим.ред. ) была основана первая школа, а когда в 1934 году школа сгорела, долгое время занятия проводились в церкви. В своё время о.Леонид принимал активное участие в создании краеведческого музея и помогал большевику Валентину Рябикову в этом благородном деле, а когда он уехал, сохранил архивы у себя и передал учителю М.Е. Карпову, продолжившему сбор материалов для музея и работу в нём.
Коммунист Карпов вел уроки, священнослужитель о.Леонид (Малышев) читал проповеди старушкам и старикам, крестил новорожденных на заре советской власти и каждый занимался своим делом, пока не вмешалась власть, отделившая церковь от государства. Очень скоро всем в селе Братском пришлось объединиться — ВСЕХ ОБЪЕДИНИЛА ВОЙНА.
Ю.Лейдерман, действительный член Географического общества АН СССР с 1974 года
ФОТОПРИЛОЖЕНИЕ К ИСТОРИИ ПИОНЕРИИ БРАТСКА
Появление этого материала характерно для нашего времени. На помойку были выброшены два альбома. созданные руками школьников в уже далекое советское время. Один был посвящен истории пионерской организации Братска с 1923 года. Уникальные фотографии, имена первых пионеров, вожатых и комсомольцев. Сотни лиц наших прабабушек, дедов, отцов и матерей…История их общественной жизни ради светлого будущего нашей Родины…
А еще — альбомные листы с фотографиями, запечатлевшими нашего земляка-писателя Василия Михайловича Рудых, автора книги «Город Братск», фотоснимки учеников школы №1 села Братск — 1942 года выпуска, фотографии Карпова Михаила Ефимовича — учителя и первого кавалера ордена Ленина в Братске, Федорова Анатолия Викторовича — учителя и краеведа, Карповой Людмилы Михайловны — в годы войны возглавлявшей тимуровское движение села Братск и много других фотографий более позднего периода.
Эти альбомы нашла и привезла в центральную библиотеку неизвестная нам женщина. Низкий ей поклон и сердечная благодарность. И большое спасибо хранителям духовности нашего города — библиотекарям Братска! (источник: сайт ИМЕНА БРАТСКА)
ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА НА НАШЕМ САЙТЕ:
НОВОГОДНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДЕДА МОРОЗА (автор: Ю.Лидер)
БРАТСК ОТМЕТИЛ ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПОЭЗИИ (автор: Юрий ЛЕЙДЕРМАН)
Если у Вас есть дополнения и поправки или Вы хотите разместить на сайте «Имена Братска» биографии Ваших родных и близких — СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ!