Лидеры рейтинга

ТАГИЛЬЦЕВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ - ИМЕНА БРАТСКА

ТАГИЛЬЦЕВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ

Владимир Тагильцев Бийск Братск

02.04.1922 – 06.02.1982

Герой Советского Союза (1945). Ветеран Великой Отечественной войны (участник Курской битвы, боёв на Воронежском, Степном, 1-м и 2-м Украинских фронтах, многих операций по освобождению Украины, Молдавии, Румынии, разгрому фашистских войск в Восточной Германии и под Берлином. Участник исторического Парада Победы в Москве на Красной площади). Сотрудник Братского городского военкомата. Старший инженер отдела оборудования и технического снабжения Управления Братского лесопромышленного комплекса. Инженер отдела технического снабжения Братских электрических сетей. Пилот Дальстроя МВД СССР (1948). Член КПСС (1943). За боевые заслуги награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалью «За отвагу» и многими другими медалями.

Родился 2 апреля 1922 года в городе Бийске Бийского уезда Алтайской губернии в семье рабочего.

С 9 лет помогал родителям по хозяйству, а став старше, пошел работать в зерносовхоз.

К 1939 году окончил 8 классов и двухгодичные курсы отделения пилотов Бийского аэроклуба.

В 1940 году был призван в Красную Армию и направлен в Омскую военно-авиационную школу пилотов. Выпуск состоялся в декабре 1942 года. Как лучший из курсантов оставлен инструктором. Только в июне 1943 года лейтенант Тагильцев был направлен в действующую армию. Прошел боевой путь от пилота до командира звена бомбардировщиков 804-го бомбардировочного авиаполка. За героизм личного состава полку было вручено гвардейское знамя, и он стал 161-м гвардейским.

В 1943 году вступил в ряды Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков).

ТАГИЛЬЦЕВ Владимир МихайловичБоевое крещение получил в ходе Курской битвы в июле 1943 года. Принимал участие в боях на Воронежском, Степном, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Участвовал во многих операциях советских войск по освобождению Украины, Молдавии, Румынии, по разгрому фашистских войск в Восточной Германии и под Берлином. Гвардии старший лейтенант Тагильцев, в совершенстве владея техникой пилотирования самолета ПЕ-2, летал в сложных метеоусловиях, отлично выполнял боевые задания по разведке войск врага и по бомбардировке его живой силы и техники. На бомбардировщике совершил 163 боевых вылета, из них – 83 с пикированием.

7 апреля 1945 года получил задание разведать наличие авиации противника на аэродроме Швейдниц. На высоте 1300 метров, преодолевая сильный зенитный огонь, он вышел на цель. На боевом курсе был атакован тремя Ме-109, но отбил две атаки. Он установил, что на аэродроме Швейдниц находится 42 самолета противника, на железнодорожной станции скопилось 8 эшелонов. Получив ценные разветданные, наша авиация нанесла сокрушительный удар по аэродрому и эшелонам врага.

24 апреля 1945 года в исключительно сложных метеоусловиях, при наличии дыма и плохой видимости, со своим звеном с высоты 600 метров бомбардировал железнодорожную станцию Целендорф, расположенную в предместье Берлина, уничтожил при этом 45 вагонов и разрушил 7 зданий.

Восемь раз водил своё звено на Берлин.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за мужество и героизм, проявленные на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии старшему лейтенанту авиации Тагильцеву Владимиру Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7679). Из представления на награждение: «Гвардии старший лейтенант Тагильцев участвовал в боях на Воронежском, Степном, 1-м и 2-м Украинском фронтах. Совершил 163 боевых вылета, из них 22 вылета на боевую
разведку войск, оборонительных сооружений и аэродромов противника. 8 раз водил свое звено на Берлин. Проявил себя отважным, находчивым и умелым летчиком. 24 апреля 1945 года в исключительно сложных метеоусловиях, при наличии дыма и плохой видимости, со своим звеном с высоты 600 метров бомбардировал железнодорожную станцию Целендорф, расположенную в предместье Берлина, уничтожил при этом 45 вагонов и разрушил 7 зданий».

24 июня 1945 года участвовал в историческом Параде Победы в Москве на Красной площади.

Могила Владимира Тагильцева Краснодар
За боевые заслуги награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалью «За отвагу» и многими другими медалями.

Капитан авиации Тагильцев уволился из армии в 1948 году. Работал пилотом в системе Дальстроя МВД СССР, аппаратчиком на титаномагниевом заводе в Запорожье (Украинская ССР). Трудился в Миргороде, Бийске и в Магадане.

С октября 1962 года проживал в Братске, работал в горвоенкомате, затем старшим инженером отдела оборудования и технического снабжения Управления Братского лесопромышленного комплекса, инженером отдела технического снабжения Братских электрических сетей.

Умер подполковник Тагильцев Владимир Михайлович 6 февраля 1982 года. Похоронен на Славянском кладбище г. Краснодара (см. фото памятника, сделанное 31 мая 2009 года Владимиром Роговым).

Источники:
1. Биография, опубликованная Антоном Бочаровым на сайте интернет-проекта «Герои Страны»;
2. Боевая слава Алтая. — Барнаул: Алтайское кн. изд., 1978;
3. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — Т. 2 /Любов — Ящук/. — 863 с. — 100 000 экз.;
4. Кузнецов И.И., Джога И.М. Золотые Звёзды Алтая. — Барнаул: 1982;
5. Бельский А. Бийчанин долетел до Берлина. // Бийский рабочий. 2000. 18 апр.
6. Жужгов Э. Командир бомбардировщика. // Братчане на фронте и в тылу / Ю. А. Подскочин [и др.]. — Иркутск : Иркутская областная типография № 1, 1995. — 287 с. : портр. ; 22 см. — 100 экз. — стр. 24-26

7. БРАТЧАНЕ — ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА. Статья на сайте «Имена Братска»

КОМАНДИР БОМБАРДИРОВЩИКА (автор: Эвальд ЖУЖГОВ)

Владимир Тагильцев Бийск Братск
Уже полчаса пикирующий бомбардировщик шел на боевое задание. Временами Пе-2 выскакивал из облаков и тогда виднелась залитая весенним солнцем земля. Яркая зелень деревьев и кустарников сверху казалась хаотическим нагромождением сгустков зеленой краски на сморщенном холсте, а четкие геометрические фигуры полей пересекались пунктирами дорог и светлыми змейками речушек. Селений было много. Внизу лежала германская земля, война пришла туда, откуда вышла. Здесь можно было ожидать всего: мог показаться воинский эшелон на железной дороге, колонна грузовиков на шоссе, никто не застрахован от встречи с «мессершмиттами».

Был близок конец войны, но война продолжалась. Изредка командир самолета Владимир Тагильцев косил глазом на лейтенанта Валентина Семенченко, но лицо штурмана было бесстрастно.

— Значит, ничего подходящего нет, — определял Тагильцев и вслушивался в ровный гул моторов.

На подходе к небольшому городку Шведница. Впереди самолёта стали вспыхивать огоньки разрывов. Через несколько секунд разрывы окружили самолет, приблизились.

— Не пробиться, командир, — глухо донесся голос штурмана из переговорного устройства, — огонь очень плотный…

Тагильцев вывел бомбардировщик из-под обстрела, ушел выше, в облака, и странно, — размышлял командир, — небольшой городишко, а с таким зенитным заслоном. Очень подозрительно.

— Как думаешь, Валентин, — обратился к штурману, — что там может быть внизу?

— Наверняка, аэродром, командир, — был уверен штурман. — Зайдем еще раз с другой стороны.

Тагильцев решил обмануть врага. Сделав большой круг, он снова направил самолет к городу. Теперь моторы бомбардировщика гудели прерывисто, как у «юнкерса». Это ввело в заблуждение зенитчиков, они не стреляли. Пе-2 вынырнул из облаков почти над самым городом. Летчики сразу увидели аэродром. На летном поле стояло множество самолетов. Бетонной полосы не было, по раскисшему полю они не могли взлететь в небо.

— Фотографируй, Валентин!

— Уже готово, командир!

— Уходим!

Бешеная стрельба зениток провожала ускользнувший вовремя бомбардировщик. Выйдя из опасной зоны, самолет лег на обратный курс. Летчики повеселели, задание было выполнено. Экипаж Тагильцева считался лучшим в полку. Кроме разведки ему доверяли свободную охоту; бомбардировщик нападал на танки, железнодорожные эшелоны, сеял панику на автотрассах. Владимир Тагильцев гордился своим экипажем. Штурман Валентин Семенченко — веселый, жизнерадостный парень, отличный танцор и неплохо играет на мандолине. Улыбка почти никогда не сходит с открытого, простодушного лица. Стрелок-радист Петя Селезнев — полная противоположность вспыльчивому Валентину. Ничто не может вывести Селезнева из равновесия, он всегда спокоен, готов ко всему. Однажды при вынужденной посадке в незнакомом месте старший сержант деловито снял пулемет и, выскочив из самолета, занял боевую позицию. Ни малейшей растерянности не заметил Тагильцев у своего стрелка-радиста, как будто Селезнев давно знал, сверху увидел удобное место…

— Придется снова лететь, — думал командир, — при такой облачности трудно выйти на цель сразу, надо будет вести полк к городишку.

Ещё в полете старший лейтенант сообщил на свой аэродром о результатах разведки. Как только самолет приземлился, пленку немедленно унесли проявлять.

В штабе полка бурно обсуждали данные разведки. Самолеты врага стояли в раскисшей грязи, в то время как бомбардировочный полк имел хорошую взлетную площадку. Разбомбить вражеский аэродром было заманчиво. Гитлеровцы откатывались все ближе к Берлину, перегоняли самолеты в спешке, им было не до выбора хороших взлетных полос, лишь бы где-то спрятаться: в небе господствовала советская авиация…

Группу в шестнадцать самолетов повел сам командир полка подполковник Семенов. Пока проявляли пленку и готовили группу к полету, экипаж помог заправить свой самолет и поднялся в воздух вместе со всеми.

У Шведница группу встретили сильнейшим заградительным огнем. Не имея возможности подняться навстречу советским самолетам, гитлеровцы надеялись на мощную систему противовоздушной обороны. Сплошная стена разрывов загородила путь бомбардировщикам.

— Я-Дунай! Я-Дунай! Всем рассредоточиться! Прорываться к цели звеньями!

Противозенитный маневр удался, пушки врага били в пустоту, бомбардировщики напали на аэродром с разных сторон, сбрасывали бомбы на ангары, зажигали технику эрэсами (реактивные снаряды (РС-82 или РС-132), калибра соответственно 82 и 132 мм — неуправляемые авиационные боеприпасы, достигающие цели без коррекции траектории в процессе полёта классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», оснащённые реактивным двигателем на бездымном порохе.- прим.ред.). Средний бомбардировщик Пе-2 под командованием Владимира Тагильцева также наносил удары по вражескому аэродрому. Видя, что бомбы кончились, командир направил самолет на удирающие с летного поля бензозаправщики. Валентин Семенченко нажал кнопку. Залп эрэсов поджег машины, бензозаправщики взорвались. Сбросив смертоносный груз, бомбардировщики взяли обратный курс. Вся группа в полном составе возвратилась на базу…

Тагильцев Владимир  Братск Алтай
Сто шестьдесят три успешных боевых вылета на счету Владимира Михайловича Тагильцева! За этой цифрой скрываются подбитые танки и уничтоженная живая сила противника, разрушенные военные объекты и сожженные самолеты; она, эта цифра, говорит о радостях и печалях, о повседневных буднях тревожной и опасной жизни военного летчика.

Владимир Михайлович награжден орденами Красного Знамени и Отечественной войны I степени, медалью «За отвагу» и многими другими медалями. 27 июня 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР бесстрашному летчику присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Владимир Михайлович жил в Братске, работал инженером.

Источник: Жужгов Э. Командир бомбардировщика. // Братчане на фронте и в тылу / Ю. А. Подскочин [и др.]. — Иркутск : Иркутская областная типография № 1, 1995. — 287 с. : портр. ; 22 см. — 100 экз. — стр. 24-26

Если у Вас есть дополнения и поправки или Вы хотите разместить на сайте «Имена Братска» биографии Ваших родных и близких — СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ



ВНИМАНИЕ! Комментарии читателей сайта являются мнениями лиц их написавших, и могут не совпадать с мнением редакции. Редакция оставляет за собой право удалять любые комментарии с сайта или редактировать их в любой момент. Запрещено публиковать комментарии содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера, или нарушающие иные требования законодательства РФ. Нажатие кнопки «Оставить комментарий» означает что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)




Рейтинг:
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 5.0/5 (3 votes cast)
| Дата: 2 апреля 2020 г. | Просмотров: 1 313