Лидеры рейтинга

ТАНЕЦ НА ФИСГАРМОНИИ. КАК НАУЧИТЬ КУКЛУ СМЕЯТЬСЯ ⋆ ИМЕНА БРАТСКА

ТАНЕЦ НА ФИСГАРМОНИИ. КАК НАУЧИТЬ КУКЛУ СМЕЯТЬСЯ

Шнитко Ольга Пенза

Ольга Шнитко

Без малого тридцать лет служит в Пензенском областном театре «Кукольный дом» Ольга Шнитко. За эти годы она сыграла более пятидесяти ролей. А начиналась её театральная карьера в сибирском городе Братске, у художественного руководителя-новатора театра кукол Владимира Ивановича Бирюкова.

Вот уже долгих семьдесят четыре года на маленькой сцене пензенского кукольного театра оживают сказки. Безмолвные куклы в руках актеров как по волшебству смеются и танцуют, грустят и радуются, влюбляются и расстаются. Одна из таких волшебниц – наша сегодняшняя гостья.

Изломы судьбы

По словам Ольги, актрисой она мечтала быть с детства. Только актрисой драматического театра – чтобы большая сцена, серьезные роли, признание. О кукольном поначалу и речи не шло.

«После школы в 1981 году я поехала поступать в Днепропетровский техникум культуры, — с улыбкой вспоминает наша собеседница. – Приехала, вся окрыленная… и не поступила».

На драматическое отделение в то время был какой-то совершенно невероятный конкурс – пятьдесят человек на место. Приемная комиссия выставляла к будущим студентам (и особенно студенткам) жесточайшие требования. Регламентировалось все, вплоть до роста и объема талии.

«Естественно, предпочтение отдавали девушка с модельной внешностью – таким, знаете, настоящим русским красавицам, — продолжает Ольга. – А на меня посмотрели и… в общем, на драматическое отделение я не попала. Но сдаваться просто так не хотелось, а параллельно в то же самое время проводило набор кукольное. И я решила поступать туда. Думала, это будет мой первый этап – закреплюсь в театре, хоть как-нибудь, хоть кем-нибудь, а там все обязательно сложится, как я мечтала. Но все сложилось совершенно иначе».

Кукольная революция

После окончания института молодые актеры начали получать распределения. Кто-то уехал Киев, кто-то во Львов, кто-то в другие города.

«Мне доставались в основном приглашения на Западную Украину, — вспоминает Ольга. – И почему-то мне было страшновато туда ехать. Казалось, что все это очень далеко, ехать туда долго и вообще – подожду-ка я чего-нибудь получше. И я ждала, думала, размышляла до тех самых пор, пока распределение не закончилось и не пришлось ехать не куда хочется, а куда можно. Этим местом оказалась Сибирь, город Братск».

Отказаться было нельзя. В-первых, порядки были строже, а во-вторых, человеку, уехавшему по распределению в другой город, выплачивали подъемные. Два оклада – двести рублей с небольшим.

И все равно это был шок. Все семь часов полета она прорыдала. А немногим позже, в аэропорту, познакомилась со своим первым и бессменным с тех пор художественным руководителем – Владимиром Бирюковым.

Владимир Иванович уже тогда был революционером. В Братске до его прихода был совершенно типичный кукольный театр – как бы сейчас сказали, «старого формата». Ширмочка над сценой, тряпичные куколки, незамысловатые сюжеты – в основном переложения старых сказок.

«Он ворвался в этот театр с шашкой наголо, — с улыбкой вспоминает наша собеседница. – Стал что-то выдумывать, изобретать. Эту тягу к новаторству, стремление к экспериментам он пронес через всю свою жизнь – она и сейчас у него сохранилась».

«Первой моей постановкой под его началом был «Мальчиш-Кибальчиш», — продолжает она. – Мне сначала досталась роль какого-то пятого мальчика – ну, можно сказать, массовки – но после нескольких репетиций Владимир Иванович предложил мне сыграть главную роль. И я настолько глубоко ее прочувствовала, настолько этот образ – жизнерадостный, сильный, яркий – оказался «моим», что я поняла: кукольный театр ни в чем не уступает драматическому. А в кое-каких вещах даже его превосходит».

За эту роль она даже получила награду от художественного совета. Какую-то совершенно символическую награду – но в тот момент она казалась нашей собеседницей чуть ли не «Золотой маской».

Новые поиски

Ну а потом началась театральная жизнь. Новые роли, новые образы, первые профессиональные конфликты. Героиня нашей истории заочно окончила ЛГИТМиК – знаменитый Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Получила красный диплом. Так продолжалась пять лет, а после Бирюков решил перебраться в другой город. Братск был местом негостеприимным – там стоял алюминиевый завод, и по улицам постоянно стелился густой серый смог пахнущий тухлыми яйцами.

Сцена из спектакля «Принцесса и свинопас»

«Владимир Иванович получил приглашение в Пензу и позвал меня с собой, — рассказывает героиня нашей истории. – Так я попала сюда, в «Кукольный дом». Первым нашим спектаклем здесь стал «Принцесса и свинопас». Это тоже было ноу-хау Бирюкова – спектакль в живом плане. Я выходила в красивом платье и рассказывала зрителям историю – в «живом действии», как настоящая драматическая актриса».

Вскоре после этого труппа под руководством нового худрука поставила один из самых красивых спектаклей, которые шли на сцене «Кукольного дома». – «Спящую красавицу». В нем сцену куклам заменяла старинная фисгармония, а история разворачивалась под живую музыку – все той же фисгармонии, флейты и скрипки. Этот спектакль давно снят с репертуара и восстановить его, к сожалению, невозможно: главного исполнителя и автора мелодий Вячеслава Макарова уже нет в живых, а остальные музыканты в безрадостные девяностые оставили творчество и подались кто в бизнес, кто в торговлю.

Театр меняет людей

За без малого тридцать лет службы в «Кукольном доме» Ольга Шнитко сыграла более пятидесяти ролей. Одна из ее самых любимых – мама-утка в «Гадком утенке».

«Это тоже очень личная роль, — признается наша собеседница. Мне вообще очень близки такие уютные, добрые, в чем-то даже печальные образы. Когда я ее играю, мне хочется всех, кто сидит в зрительном зале, обогреть. И донести до всех одну простую, но очень важную мысль: «Любите своих детей! Не отпускайте их!»

А порой доходит и до смешного.

«Например, в новом спектакле «Попугай и веники», за который нас номинировали на «Золотую маску», я… сижу под столом, — продолжает Ольга. – Там есть очень сложная кукла, и ей нужно управлять вдвоем. Один артист отвечает за руки и корпус, а на мне, получается, вся мимика, движения корпуса, повороты и наклоны головы. Один мой знакомый, узнав об этом, спросил: «а тебя не оскорбляет то, что ты под столом сидишь?» Я так подумала – и правда, может, стоит оскорбиться? Потом решила, что нет, не стоит. Зачем? Мне нравится, как работает моя кукла, нравится то, что я делаю. Что же тут может быть предосудительного?».

Но несмотря на то, что «Кукольный дом» регулярно ставит серьезные и сложные «взрослые» пьесы – да и детские спектакли в его репертуаре вовсе не так просты, как может показаться – скептики все равно остаются.

Кукольный мир любимых актеров «Очень часто люди, узнав, где я работаю, скептически отмечают: «а, вы там на ширмочке бегаете?», — признается Ольга. – Скажу честно – вот это меня оскорбляет. Причем вы знаете, что самое интересное, зритель, который хоть раз был на наших постановках, такого никогда не скажет. А остальным я отвечала и буду отвечать так: мы не бегаем на ширмочках. Мы артисты. И вот это обывательское разделение театра на «высокий» и «низкий» на самом деле большая глупость. Кукольный артист может работать в драматическом театре. Драматический в кукольном – далеко не всегда. Вот посудите сами – у куклы, как правило, нет мимики. Она ограничена в движениях. Но при этом она должна смеяться, должна плакать, должна мечтать – одним словом, должна жить. И при этом самого артиста за куклой не должно быть видно. Мы передаем кукле свои эмоции. А это очень нетривиальная и сложная актерская задача».

В этом году пензенский «Кукольный дом» вновь выдвинут на главную театральную премию «Золотая маска». Сразу в четырех номинациях – редчайший случай и настоящее признание для режиссера, художников и актеров. И хотя не все в нем идет хорошо – он так же, как и тридцать лет назад, ютится в здании бывшего райкома партии, спектакли играются на крохотной сцене, а в зале порой не хватает пространства, чтобы вместить всех желающих – свою главную миссию театр выполняет как всегда с блеском.

Спящая красавица

«Спящая красавица» впостановке Пензенского областноого театра «Кукольный дом»


«Куклы учат… сопереживать, — подводит итог нашей беседе Ольга Шнитко. – Чувствовать. Это опыт, который нельзя приобрести ни в каком другом месте. Я вижу, как люди, даже самые недоверчивые, самые черствые, скептически настроенные ко всему, что мы делаем – меняются, покидая зрительный зал. Так что приходите к нам. Прикоснитесь к волшебству. Мы всегда вам рады».

Источник: статья из газеты Еженедельник «Аргументы и Факты» (г. Пенза) № 9 28/02/2018



Если у Вас есть дополнения и поправки или Вы хотите разместить на сайте «Имена Братска» биографии Ваших родных и близких — СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ

ВНИМАНИЕ! Комментарии читателей сайта являются мнениями лиц их написавших, и могут не совпадать с мнением редакции. Редакция оставляет за собой право удалять любые комментарии с сайта или редактировать их в любой момент. Запрещено публиковать комментарии содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера, или нарушающие иные требования законодательства РФ. Нажатие кнопки «Оставить комментарий» означает что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.





Рейтинг:
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 5.0/5 (4 votes cast)
| Дата: 17 мая 2018 г. | Просмотров: 315


ТАНЕЦ НА ФИСГАРМОНИИ. КАК НАУЧИТЬ КУКЛУ СМЕЯТЬСЯ ⋆ ИМЕНА БРАТСКА