ЗДРАВСТВУЙ, АНГЕЛ! (автор: Юрий РОЗОВСКИЙ) - ИМЕНА БРАТСКА
ЗДРАВСТВУЙ, АНГЕЛ! (автор: Юрий РОЗОВСКИЙ)
Солнечным днём четвёртого июня 1994 года не стало детского писателя Геннадия Михасенко. Не верится, но с той поры прошло двадцать пять лет… Светлая Память детскому Писателю!
На памятнике Геннадия Павловича есть надпись: «Он не умер, он ушёл в зарю». Автор этих строк — братская поэтесса Женни Ивановна Ковалёва, получившая в начале творческого пути большую поддержку от Михасенко. Сегодня мы публикуем воспоминания о ней Юрия Витальевича Розовского.
ПАМЯТИ БРАТСКОЙ ПОЭТЕССЫ ЖЕННИ КОВАЛЁВОЙ
Цветок расцвёл на пепелище
И мир вдруг стал светлей и чище.
Он как-то даже засиял.
Цветок не умер, не увял,
Он просто голову склонил,
Но он же цвёл, но он же жил,
Он был красив, красив безмерно!
А красота, она бессмертна.
Жизнь, как-то лучше, с красотою –
Она не кажется пустою.
И пепелища не пусты,
Пока на них растут цветы.
Когда я, ещё слепым щенком, тыкался со своими стихами куда только мог и был в восторге от напечатанных в какой-нибудь из местных газет пары собственных четверостиший, Женни Ивановна была уже известной Братской поэтессой. Она была дружна с Геннадием Михасенко, Владимиром Корниловым, Анатолием Лисицей и многими другими. С помощью и под чутким наблюдением Владимира Корнилова, во многом благодаря его заботам, постепенно вырос профессионально и я. И тогда, на одной из поэтических встреч, мы впервые познакомились с Женни Ивановной. Она доброжелательно отнеслась к начинающему поэту и даже предложила созвониться. С тех пор мы периодически звонили друг другу делились своими успехами и поддерживали друг друга в тяжёлые минуты. Не имея возможности ходить друг к другу в гости (я инвалид-колясочник, ёй было уже тяжело подняться ко мне на четвёртый этаж), мы могли беседовать по телефону. И если один из нас долго не звонил, другому было неуютно. Мы даже кроссворды разгадывали совместно, читали свои новые стихи, и, замирая в предвкушении произведённого впечатления, облегчённо улыбались, слыша похвалу. Нет, конечно, были и разочарования и неудачи. Но их было гораздо меньше. Мне нравилась поэзия моей телефонной собеседницы, и были интересны рассказы о её жизни. Порою казалось, что я, если и не член её семьи, то, по крайней мере, родственник. И с родственным интересом слушал я о рыбалках Ивана Ильича (верного спутника жизни), о взрослении любимой внучки Поленьки, о горестях и радостях собственных детей. Но рассказывая обо всём этом, Женни Ивановна, с тёплым участием, не забывала интересоваться и моими делами. Так вот и жили, изредка встречаясь, на каких-нибудь литературных мероприятиях города, в городской библиотеке. Но дружба наша от этого не угасала. И стихи мы друг другу по-прежнему читали. Поэзия Женни Ивановны отличалась какой-то пронзительностью. Взять, к примеру, стихотворение «Пашка»:
Соседский наш мальчишка Пашка:
На грязном теле рвань-рубашка.
Сквозь рвань глядит в расчёсах тело.
Нет никому до Пашки дела.
И, в то же время могла легко заворожить страстным цыганским напевом «Спой, цыганка»:
Без коня не жить цыгану,
А без песни сердцу тесно.
Я просить цыганку стану:
– Спой, красавица, мне песню.
А то и озорно упрекнуть разлучницу в стихотворении «Сорока-воровка»:
Краденное счастье солнышка боится,
Краденному счастью по ночам не спится.
Ходит закоулками, озираясь вором,
Под чужою клетью, под чужим забором.
Богата была палитра её стихотворных красок, и использовалась Женни Ивановной, с талантом настоящего живописца. Все темы и стили были подвластны перу поэта. Маленького читателя могли увлечь детские стихи, легко читаемые, простые и забавные: «Виноваты сани», «Заигрались», «Почемучка» и др. Все, названные мною, стихи можно найти в поэтическом сборнике «Мне знать дано», который презентовала мне Женни Ивановна с надписью: «С надеждой на сопереживание». Этот сборник в скором времени будет переиздан. Да помоги всем нам Бог в этом благом деле.
Каждый из пишущих стихи желает попробовать себя в прозе. Но не каждый на это решается. Я очень долго боялся взяться за это. А Женни Ивановна решилась. И это у неё получилось замечательно. Сначала увидела свет первая из трёх автобиографических книг, с пронзительным названием «Цветок на пепелище». Я перечитал её два раза подряд. А потом стал предлагать её прочитать друзьям и знакомым и удовлетворённо выслушивал их восхищённые отклики. Потом появились ещё две книжки. Так открылась ещё одна сторона дарований Братской писательницы. Но и это ещё не всё. Мало кто знает, что Женни Ивановна была ещё и поэтом-песенником. Лично я слышал две песни на её стихи: «Симфония мужеству» и «Романс».
Но самое главное её дарование — дарить чудеса. Однажды объявили конкурс на гимн Братска. Я, как и многие поэты нашего города, решил принять в нём участие. Стихи родились довольно быстро, но не было ни музыки, ни того, к кому бы я мог обратиться за помощью. На следующий день я позвонил своей дорогой собеседнице и начал читать ей текст гимна.
– Прекрасно! Это лучшее, из того что я слышала, — сказала Женни Ивановна.
– Может быть, и прекрасно, – ответил я. – Но как это узнать, если нет музыки?
Уже на следующий день Женни Ивановна снова позвонила и радостно сказала:
– Юра! У меня есть очень хорошая знакомая. Она уже на два моих стихотворения музыку написала, очень хорошую музыку. Я с ней переговорила, и она согласилась попробовать тебе помочь. Жди её завтра.
А на завтра пришла Лида, и началась работа. То, что получилось, мне действительно очень понравилось. И я отослал гимн на конкурс. И случилось чудо! Нет, я не одержал победу в конкурсе. Я одержал более весомую победу – Лида осталась со мной. Теперь мы супруги. Женни Ивановна была очень рада за нас. А немного позже я узнал, что и она тогда написала свой гимн, но участвовать в конкурсе не стала.
Наше доброе общение продолжалось. Но, увы, срок его подходил к концу. Женни Ивановна тяжело болела, болела уже долго. А потеряв любимого Ивана Ильича, она потеряла и последние силы, чтобы бороться с болезнью. Мы ещё подолгу разговаривали, но кроссворды уже не разгадывали – зрение у Женни Ивановны резко упало, что сильно её угнетало. Она не могла читать и писать. Потом она потеряла ноги. Может быть, наши разговоры помогали ей держаться, я очень на это надеюсь. Но 13 сентября 2012 года моей собеседницы не стало…
Телефон давно не звонит – мобильная связь вытесняет проводную. Поднимаю трубку и набираю номер родителей:
– Заходи, мама, – говорю я и снова кладу трубку.
Вечером ещё пожелаю ей спокойной ночи. И всё. Правда раз в полгода звонит участковый врач, но с ним тоже много не поговоришь. Не поделишься проблемами, да и стихов не почитаешь – не поймёт. А собеседница моя уже на небе, крыльями ангельскими взмахивает, и наблюдает за нами с Лидой, направляет и, я знаю, от ошибок и бед хранит.
– Эх – вздыхаю я и еду на балкон. День выдался ясный и тёплый. Небо голубое, усыпанное белыми облаками, похожими то на зверушку, то на птицу, то на цветок. А вот будто ангел, с нимбом над головой. Это Женни Ивановна, решаю я, и машу облаку рукой. И вдруг за спиной раздаётся телефонная трель. Я спешу выехать с балкона, развернуться к столу, на котором звонит телефон. Тороплюсь, и поэтому задерживаюсь. Хватаю трубку:
– Алло!
В трубке молчание, но гудка нет.
– Алло! – почти кричу я и, вдруг, всё понимаю
– Здравствуй, Ангел!
Юрий РОЗОВСКИЙ,
Член Союза писателей России
ДОПОЛНИТЕЛЬНО ПО ТЕМЕ
КОВАЛЕВА ЖЕННИ ИВАНОВНА. Биография поэтессы
ИСПОВЕДЬ, РОЖДЁННАЯ НА СЛЕЗАХ (автор: Владимир КОРНИЛОВ)
СВЯТОЙ ДУШИ НЕЗАМУТНЕННОСТЬ (автор: Владимир КОРНИЛОВ)
В ПАМЯТЬ О ЖЕННИ КОВАЛЕВОЙ (автор: Сергей МАСЛАКОВ)
ВНИМАНИЕ! Комментарии читателей сайта являются мнениями лиц их написавших, и могут не совпадать с мнением редакции. Редакция оставляет за собой право удалять любые комментарии с сайта или редактировать их в любой момент. Запрещено публиковать комментарии содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера, или нарушающие иные требования законодательства РФ. Нажатие кнопки «Оставить комментарий» означает что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.