Лидеры рейтинга

ВЕРЕЩАГИН ИГОРЬ ЕВГЕНЬЕВИЧ

ВЕРЕЩАГИН ИГОРЬ ЕВГЕНЬЕВИЧ

Игорь Верещагин фотограф

29.05.1952

Российский музыкальный и стрит-фотограф. Работал внештатным фотографом в журналах «Огонёк», «Собеседник», «Стас», «Медведь», «Птюч», «Эксперт», «Foto&Video», «Театр», «Спутник телезрителя», «Живой Звук», «Elements», газетах «Неделя» и «Московский комсомолец». Героями его фотографий являются «Jethro Tull», Пол Маккартни, Роберт Плант, Чак Берри, Игги Поп, Ринго Старр, Элис Купер, Борис Гребенщиков, Эллиотт Эрвитт, Себастьян Салгаду, Энни Лейбовиц, Сева Новгородцев, Борис Немцов и многие другие. Официальный фотограф группы «The Rolling Stones» (Москва, 1998). Эксклюзивный фотограф фильмов Г.Сукачёва: «Кризис среднего возраста» (1997), «Праздник» (2001), «Дом Солнца» (2010). Руководитель фотослужбы вычислительного центра Братского алюминиевого завода. Выпускник радиотехнического факультета Томского института радиоэлектроники и электронной техники (1977).

Родился 29 мая 1952 года в городе Каменск-Уральский Свердловской области в семье Евгения Петровича и Марии Ивановны Верещагиных. Отец — ветеран Великой Отечественной войны, секретарь комсомольской организации «Братскгэсстроя», стоял у истоков Братского совета ветеранов войны. Мать — труженица тыла, педагог — работала учителем географии в школе № 4 и директором школы № 21, в других образовательных учреждения города Братска. Активно участвовала в общественной жизни города. Кроме Игоря в семье рос младший брат Павел. Среди родственников по отцовской линии было много православных священнослужителей, и такие известные люди, как художники Васнецовы и академик В.М. Бехтерев.

Первые снимки сделал в 1957 году, в возрасте пяти лет малоформатным дальномерным фотоаппаратом «Зоркий». Эти фото сохранились в семейном архиве. Ещё в школе увлёкся музыкой группы The Beatles и выучил английский язык (в последствии выучил японский, польский и чешский). Знание языка пригодилось в 1967 году, когда семья Верещагиных по приглашению болгарских поэтов приняла участие в международном фестивале молодёжи и студентов в Болгарии.

В 1977 году окончил радиотехнический факультет Томского института радиоэлектроники и электронной техники. После окончания института десять лет проработал в вычислительном центре Братского алюминиевого завода, возглавил его фотослужбу. В это же время начал снимать для газет и журналов, но мечта снимать музыкантов и улицу осуществилась только после его переезда в Москву в 1994 году.

В Москве встретился с братчанином Артуром Пилявиным, лидером группы «Квартал». Музыканты этой группы стали первыми, кого Верещагин начал снимать в столице. В скором времени Верещагин познакомился с Гариком Сукачёвым и по его личной просьбе отснял концерт во МХАТе 25 октября 1996 года. Сотрудничество фотографа с музыкантом продолжилось, и Верещагин стал эксклюзивным фотографом на всех фильмах Сукачёва: «Кризис среднего возраста» (1997), «Праздник» (2001), «Дом Солнца» (2010).

Этот период также ознаменовался началом его активной работы с российскими и мировыми звёздами. Героями его фотографий становятся Jethro Tull, Пол Маккартни, Роберт Плант, Чак Берри, Игги Поп, Ринго Старр, Элис Купер, Борис Гребенщиков, Эллиотт Эрвитт, Себастьян Салгаду, Энни Лейбовиц, Сева Новгородцев, Борис Немцов и многие другие.

Снимок Верещагина «Iggy Pop in Moscow» украшает одну из стен в резиденции Игги Попа в Майами. Во время первого визита The Rolling Stones в Москву в 1998 году Игорь Верещагин был официальным фотографом группы.

Vereshchagin_Igor_Игорь Верещагин фотографС 10 марта по 16 апреля 2017 года в МАММ (Мультимедиа Арт Музей) по инициативе Ольги Свибловой и Сергея Смолина прошла персональная выставка Игоря Верещагина Given & Stolen («Подаренное и Украденное»), в рамках московского биеннале «Мода и стиль в фотографии 2017».

Снимок Чака Бэрри с пятилетней москвичкой на руках был сделан Игорем Верещагиным в 1997 году на закрытии Московского Международного кинофестиваля. Спустя 20 лет Верещагину ́удалось разыскать девочку и на выставке «Подаренное и Украденное», вручить ей фотографию.

7 июня 2017 года в кинотеатре «Пионер» Игорь Евгеньевич презентовал фотоальбом Given&Stolen. Мероприятие посетил рекорд-продюсер студии «Эбби-Роуд» Хэйдн Бендалл. Во время презентации впервые в России была продемонстрирована культовая кинолента 1969 года «More» режиссёра Барбе Шрёдера, саундтрек из которой стал основой одноименного альбома группы «Pink Floyd».

1 августа 2017 года ещё одна презентации фотоальбома состоялась в «Московском доме книги» на Новом Арбате. Среди гостей мероприятия была группа «Машина времени» в полном составе, а также композитор Владимир Матецкий и радиоведущий Сева Новгородцев.

В разные годы Игорь Верещагин работал внештатным фотографом в журналах «Огонёк», «Собеседник», «Стас», «Медведь», «Птюч», «Эксперт», «Foto&Video», «Театр», «Спутник телезрителя», «Живой Звук», «Elements», газетах «Неделя» и «Московский комсомолец».

Жена — Вера Васильевна Верещагина, предприниматель. Дочь — Ирина (1974); внуки — Алина (1997) и Максим (2003).

«Сколько поистине уникальных портретов работы Игоря я видел в своей жизни! – рассказывает идеолог и лидер группы «Ва-Банкъ» Александр Скляр. — Сотни российских и зарубежных музыкантов и артистов схвачены его цепким взглядом. Некоторые его фотографии – в числе моих самых любимых: Игги Поп, Гарик Сукачев, Толик Крупнов. Он глубоко проник в самую суть своей профессии. Настоящий мастер своего дела! В его руках любая камера – от супердорогущей зеркалки до заурядного айфона – способна творить чудеса».

РАБОТЫ КУЛЬТОВОГО РОК-ФОТОГРАФА ВЕРЕЩАГИНА ИГОРЯ ЕВГЕНЬЕВИЧА

Фотографии для оформления плакатов и обложек альбомов

CD и DVD (обложка) Гарик Сукачёв и «Неприкасаемые» — «Концерт во МХАТе», «Фронтовой альбом», «Мой Высоцкий», «Города, где после дождя дымится асфальт», «Кризис среднего возраста», «Оборотень с гитарой», «5:0 В мою пользу», «Кампанелла Каменной Звезды. Часть 1»
DVD (обложка) фильм Гарика Сукачёва — «Праздник»
DVD (обложка) «Чайф» — «Всё только начинается!!!»
DVD (обложка) «Воскресение» — «Не торопясь», «Посмотри, как я живу», «Мы вас любим», «Трилогия. Научи меня жить»
DVD (обложка) «Машина Времени» + «Воскресение» — «50 Лет На Двоих»
CD (обложка) «Лицей» — «Ты Стала Другой»
CD (обложка) «Квартал» — «Мир розовых кукол», «Время на прокат»
CD (обложка) Александр Ф. Скляр — «Вася-Совесть»

Наиболее известные фотографии

1997 год — «Чак Берри и юная фанатка» (Москва);
1997 год — «Портрет американского фотографа Энн Лейбовиц» (Москва);
1998 год — «The Rolling Stones на аэродроме» (Москва);
2000 год — «Земфира на первом сольном концерте в «Олимпийском» (Москва);
2002 год — «Роджер Уотерс на 50-летнем юбилее Игоря Верещагина» (Москва);
2002 год — «Iggy Pop in Moscow» (Москва);
2011 год — «Ринго Старр на пресс-конференции в Москве» (Москва);
2014 год — «Гарик Сукачев на фоне высотки на Котельнической набережной» (Москва);
2015 год — «75-й День рождения Севы Новгородцева» (Лондон);
2015 год — «Владимир Фридкес с пластинкой Jesus Christ Superstar» (Москва);
2016 год — «Теодор и Карл» — Теодор Тэжик и его собака Карл (Москва);
2016 год — «Борис Гребенщиков после концерта в Crocus City Hall» (Москва).

Источники:
1.биографический материал из Википедии;
2. сведения, полученные от основателя «Братского музея Света» Ю.Бордонского

ИМЕННАЯ НАСТОЛЬНАЯ ЛАМПА НА 70-ЛЕТИЕ ФОТОГРАФА ВЕРЕЩАГИНА

Лампа-воспоминания-Игорь Верещагин фотографДруг Братского музея Света — фотограф Игорь Верещагин отмечает сегодня день рождения. Решили под стать поводу сделать и подарок. Необычный— персональную многофункциональную авторскую настольную лампу. Как память о Братске, как привет из счастливого детства на улице Братской — первого постоянного адреса в доме №72 , где поселилась семья первостроителей Верещагиных и дома №70, напротив, в котором жили дед Петр Петрович и бабушка Мария Андреевна.

В семье Верещагиных в середине 1950-х был малоформатный дальномерный фотоаппарат «Зоркий». Им Игорь в 5 лет сделал свой первый снимок, им же снимали и его самого. Но «Зоркий» на момент создания лампы мы не нашли. Поэтому основой лампы стал среднеформатный дальномер «Москва-5» 1959 года выпуска. Абажур выполнили из акрила, на каждой грани разместили фото маленького Игоря, сделанные его отцом — Евгением Петровичем.

Назначение любого светильника — Свет. В экспозиции Братского музея Света есть редкие, экспериментальные, винтажные светильники прошлого столетия с несколькими функциями: настольная лампа-чернильница; лампы-радио, светильники с часами. Наша лампа тоже многофункциональная, в чем-то революционная (хотя в основе старая наша идея) — светит, своим ПЕРСОНАЛЬНЫМ абажуром согревает сердце воспоминаниями. При изготовлении лампы мы очень бережно отнеслись к самому фотоаппарату. Он складывается, раскладывается, готов к работе. У фотографа Верещагина будет первая в истории настольная лампа, которой можно фотографировать. Но, при желании, лампу легко прикрепить к красивому деревянному основанию, оставив только теплый Свет воспоминаний. Детство. Все рядом. Мама, папа, дед с бабушкой, брат Паша, козы. Это было счастье.

Игорь, пусть счастье всегда будет рядом!

Юрий Бордонский и Братский музей Света (источник: страница в ЖЖ Владимира Монахова)

ИСКУССТВО ПОЙМАННОГО МОМЕНТА. ДИАЛОГ С ИГОРЕМ ВЕРЕЩАГИНЫМ

Столько сегодня вокруг художников, жуть! Фотографов еще больше, аж мурашки по коже. Заводы стоят — одни фотографы и художники в стране. Только вот все их работы, по большей части, друг от друга не отличишь. В фотографиях — один фотошоп, в картинах — претензии на оригинальность. Встреча с Игорем Верещагиным стала для меня очень приятным сюрпризом. Он оказался настоящим мастером своего дела. Настоящим художником фотографии, живущим своим искусством.

Герой моего интервью, думаю, не нуждается в представлении. Он — официальный фотограф The Rolling Stones. Этого достаточно, пора переходить к разговору.

Игорь, когда просматривал вашу недавно изданную книгу Given&Stolen, я заметил для себя, что в студии вы практически не работаете, хотя она у вас есть. С чем это связано?

— Я знаю много людей, которые в студии снимают настолько здорово, что конкурировать с ними очень сложно. Кроме того, я ценю в фотографии, прежде всего, элемент случайности. В студийной работе он сводится к минимуму. Даже когда я снимаю в студии, все равно рассчитываю на какое-то неожиданное происшествие, которое как-то позволит раскрыть характер героя. Мой стиль — наблюдать и подсматривать. В студии это практически невозможно, поэтому — не мое.

А каково ваше отношение к фэшн-фотографии?

Фотография_Игорь-Верещагин

фото-1

— Знаете, я думаю, что пик фэшн-фотографии и журнальной фотографии как таковой пришелся на 70-80-е годы. Сейчас это уже сходит на нет. С развитием видео рекламы и телевидения, журнальная фотография уходит на второй план. В данном случае намного интереснее смотреть на модель в движении. Я вам скажу так: сфотографировать можно очень красиво, а в жизни все будет выглядеть совсем иначе. Это как у Райкина в одной из сцен было: «Кто вам сшил такой кривой пиджак? — Не кривой совсем! Ты руки подтяни, согнись немного! О! Как влитой сидит!».

Я лично не вижу будущего за фэшн-фотографией. Даже на многих телефонах сейчас есть функция «moving picture», если это научатся еще в печати делать, то точно будет смерть журнальной фотографии. Я вообще считаю этот вид фотографии утилитарным. Да, он позволил стать звездами очень многим людям. Тогда журнал был основным источником визуальной информации. Телевидение еще не обладало хорошим качеством картинки. С фэшн-фотографией происходит сейчас то же самое, что и с порнографией. Никого не интересуют простые постановочные картинки. Всем интересно движение.

Не стоит забывать и современные возможности ретуши. На пленке это был очень трудоемкий процесс, изменить можно было не так много, это было настоящим искусством. В цифре же все иначе. Ретушь — больше не искусство, она превратилась в стандартную процедуру. Это и убивает интерес. Не искусство, а какой-то современный лубок.

А вы отдаете предпочтение цифре или пленке?

— И так, и так.

А от чего это зависит?

— Если я снимаю концерт в клубе, то могу сказать, что на пленку снять что-то вразумительное очень сложно. Были, конечно, в 60-70-е годы исключительные мастера, снимавшие джазовые клубы. Но тогда и сцену намного ярче освещали, сейчас же во многих помещениях просто полумрак, даже когда выходят знаменитости. Пленка просто не возьмет. Да и дорого выходит. Раньше на концерт нужно было брать не меньше 10 пленок, а это всего 360 кадров. Сейчас же, когда снимаешь выступление и сделал меньше 2000 кадров, считается, что ты просто дурака повалял. Цифровая съемка здесь дает куда больше возможностей. Но, с другой стороны, исчезает уникальность. Ведь если я снимаю на пленку, то сам потом занимаюсь оптической печатью на фотобумаге. А если сканируешь негатив и переводишь его в цифру, то все достоинства аналоговой фотографии исчезают. Я часто вижу, как что-то было бы лучше снять на пленку, поэтому всегда ношу с собой две камеры.

Фотография_Игорь-Верещагин

фото-2

Аналоговая фотография — это уже «нишевый» продукт, арт-фотография. Продать снимок, напечатанный оптическим способом на бумаге, куда проще для музея или галереи, чем цифровой отпечаток. И с тиражами проще. Обещал напечатать 10 экземпляров, сделал это и разрезал негатив. С цифрой такого не сделаешь. У пленки есть свое очарование, но явного предпочтения я ей не отдаю, только в исключительных случаях, когда вижу нужный сюжет. Вот я когда снимал Гарику обложку для его альбома «Мой Высоцкий», то я параллельно работал в цифре и пленке. В итоге в дело пошли цифровые фотографии, нужно было быстро все делать. Но те кадры, которые я снял на пленку, мне очень греют душу. Там старая Москва, живые такие изображения. Поэтому уже в оформлении альбома, специально придали снимкам вид, как у пленочных.

А почему вы предпочитаете работать в черно-белой фотографии?

— Вот цифровой фотоаппарат у меня — он снимает только в ч/б. Он цвет не снимает вообще. Когда ты с такой камерой идешь, у тебя другой настрой совершенно, ты смотришь на мир черно-белыми глазами. В клубах уже не обращаешь внимания на цвет, на жуткое, временами, освещение. Тут есть только объект съемки — и все.

Для меня цветная фотография та, где без цвета никак нельзя. Если же можно обойтись без цвета, если в нем нет смысла, то он становится информационным шумом. Без этого шума образ будет более цельным. А, кроме того, я родом из тех времен, когда все, что мы видели, было черно-белым. Другой фотографии не существовало. Я свой первый кадр сделал в 1957 году. А впервые цветную пленку увидел в конце 60-х годов, и она была настолько чудовищного качества, что до сих пор вздрагиваю иногда. Кроме того, в монохромной фотографии часто стирается грань времени. Если нет машин, других видимых атрибутов, то ты и не поймешь, 60-е на снимке или современность. Это мне и нравится. На снимке видно уже что-то вечное, то, что вне времени.

А какие ваши предпочтения в технике?

— Для стрит-фотографии — чем проще аппарат, тем лучше. Ручной фокус, минимальная автоматика, минимум рычагов. Я снимаю на улице чаще всего «с пояса». Могу выставить параметры не глядя: определить расстояние, навести фокус, скадрировать. Если это современная камера с автофокусом, порой даже не знаешь, где этот фокус окажется. Простота – важный фактор. Я вообще не люблю просматривать фотографии во время съемки. Снимок обладает уникальным свойством. Он со временем становится только лучше.

Абсолютно рядовой снимок ребенка, спустя 30 лет, может уже смотреться как шедевр, начинаешь замечать то, что не видел все это время.

Насколько часто вы занимаетесь обработкой фотографий?

— Обработкой я занимаюсь минимально. Манипуляций вообще практически нет. Только иногда, если, например, на концерте стойка от микрофона некрасиво залезет на лицо. Но это крайне редко. Учишь себя делать все сразу. Я вообще целиком за естественность.

Тогда логичен следующий вопрос. Именно из этого желания естественности родилось ваше увлечение стрит-фотографией?

Фотография_Игорь-Верещагин

фото-3

— С самых ранних детских и школьных лет мне хотелось запечатлеть кусочки жизни. Я часто неосознанно это делал и теперь жалею, что мало снимал в школьные годы. Жизнь идет, и ежедневные мои походы по улицам, то, что мне показалось интересным, то, что я сфотографировал — это моя записная книжка. Я не владею словом, как Ильф и Петров, например, поэтому стараюсь поймать моменты, которые в отдельных случаях получаются таким знаком времени. Вот я когда делал этот снимок, даже не предполагал, как он будет смотреться. И эта фраза: «Наша цель — коммунизм» на фоне заброшенной деревни — как выглядит она теперь! Это же история!

Я в этом отношении еще очень ценю семейную фотографию. Ведь только вы, как член семьи, можете сделать такой снимок, который никто другой уже сделать не сможет, ни один фотограф. Это слишком личное. Прежде всего, снимайте семью. Это уникально и бесценно.

У вас огромное количество фотографий рок звезд. Почему музыканты и почему именно рокеры?

— Это все из детства. Я рос параллельно с Beatles. Но их музыка доходила до нас слишком долго, мы не видели их изображений, они были только у нас в головах. Меня это страшно заводило, и я все хотел увидеть живьем. Правда, нужно сказать, иногда наши фантазии превосходили действительность. У нас был в классе паренек, который посещал школу в клёшах, в которые были вшиты лампочки, а в карманах — батарейки для них. Все у него светилось, это было в 68-69-ом году. Такую штуку у Slade я увидел только спустя лет 10. Кроме того, музыка — одно из самых больших моих увлечений, при том, что я не умею играть ни на одном инструменте. Музыкальная фотография — это моя сублимация.

Какие у вас планы на ближайшее время?

— Я сейчас снимаю проект, который называется «Винил». Это, прежде всего, уважаемые мной люди с пластинкой, которая перевернула их жизнь в свое время, снесла им голову. А натолкнула меня на эту мысль моя собственная жизнь. В далеком 61-ом году, когда я жил в Братске, в моих руках оказалась пластинка Джона Колтрейна Blue train. Когда я ее увидел, когда услышал музыку…

Все это шло в разрез со всем, что слышал раньше. Я влюбился в эту пластинку страшно. Но в тот момент, когда появились Beatles, мой друг привез из какой-то поездки альбом Hard days night. Я не устоял и поменял свою пластинку на него. Долгое время у меня не было Колтрейна. А потом уже, в конце 90-х или начале 2000-х, я приехал в Нью-Йорк, зашел на Таймс Сквер в магазин Virgin и увидел заветную Blue train. Схватил ее, стою, закрыв глаза, и вспоминаю. Когда открыл глаза и оглянулся вокруг, понял, что все посетители магазина за мной наблюдают. Тут я и осознал, что это отличная идея — фотографировать момент, когда человек «встречается» со своей любимой пластинкой, когда вспоминает…

Начал понемногу снимать этот проект. Думаю, мы сделаем из этих фотографий альбом размером ровно с виниловую пластинку — 30X30 сантиметров — будет примерно шестьдесят героев, которые рассказывают свои истории.

Спасибо за интервью!

Такое приятное ощущение было на душе после разговора с Игорем Верещагиным. Столько светлого и радостного, столько настоящего чувства можно увидеть в его черно-белых фотографиях. Мне кажется, в этом и есть истинная суть искусства. Оно, прежде всего, должно передавать именно подлинные эмоции.

сентябрь 2017 года

С мэтром отечественной фотографии встречался Николай Жаринов (Artifex.ru)

ПУБЛИКАЦИИ НА НАШЕМ САЙТЕ

ВЕРЕЩАГИНА МАРИЯ ИВАНОВНА (биография)
В НЕБЕ БЕРЛИНА (автор: Евгений ВЕРЕЩАГИН)
ДРЕВО СЕМЬИ ВЕРЕЩАГИНЫХ (статья Сергея МАСЛАКОВа об истинных патриотах России — Марии Ивановны и Евгении Петровиче Верещагиных)

Если у Вас есть дополнения и поправки или Вы хотите разместить на сайте «Имена Братска» биографии Ваших родных и близких — СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ

сайт В17

ВНИМАНИЕ! Комментарии читателей сайта являются мнениями лиц их написавших, и могут не совпадать с мнением редакции. Редакция оставляет за собой право удалять любые комментарии с сайта или редактировать их в любой момент. Запрещено публиковать комментарии содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера, или нарушающие иные требования законодательства РФ. Нажатие кнопки «Оставить комментарий» означает что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.





VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 2 votes)




Рейтинг:
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 2.0/5 (185 votes cast)
| Дата: 29 мая 2022 г. | Просмотров: 1 007