ПЕТРОВ АВВАКУМ (ПРОТОПОП АВВАКУМ) - ИМЕНА БРАТСКА
ПЕТРОВ АВВАКУМ (ПРОТОПОП АВВАКУМ)
5.12.1620 (или 1621) – 24.04.1682
Глава старообрядчества и идеолог раскола православной церкви. Протопоп. Средневековый русский писатель. Автор знаменитого «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» — уникального памятника русской литературы XVII века и 43 сочинений («Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и другие). С 1656 по 1657 год содержался в Братском остроге. 14 апреля 1682 года, по царскому указу был заживо сожжен. В 1916 году канонизирован Старообрядческой церковью. Почитается в старообрядческих церквях в лике священномученика.
Родился 5 декабря (25 ноября по старому стилю) 1620 (или 1621) году в селе Григорове Нижегородской губернии, Княгининского уезда в семье потомственного приходского священника Петра, сына Кондратьева (Казанская церковь, возведённая к 1700 году на месте деревянной, где служил отец писателя, является памятником архитектуры (находится в руинированном состоянии).
В 15-летнем возрасте лишился отца. По указанию матери («великой постницей и молитвенницей») женился в 17 лет на обедневшей четырнадцатилетней сироте, дочери кузнеца Анастасии Марковне.
В 1642 году был рукоположён в диаконы (в возрасте 21 года).
В 1644 году поставлен в попы, став священником села Лопатицы близ Макарьева. Здесь определилась в нём та строгость убеждений, которая определила в дальнейшем его подвижничество и аскетизм — прихожан своих Аввакум беспрерывно уличал и стыдил за разные пороки (обличал скоморохов, блудодеев и бреющих бороды), а священников — за плохое исполнение церковных правил и предписаний.
В 1652 году назначается протопопом Вознесенской церкви в городе Юрьевец-Повольский. В это время он уже был тесно связан с т.н. кружком ревнителей благочестия. Возглавляли этот кружок царский духовник, протопоп кремлевского Благовещенского собора — Стефан Вонифатьев и протопоп московского Казанского собора Иван Неронов; участником кружка был и молодой царь Алексей Михайлович. Дар проповедника, дар исцеления больных и бесноватых, готовность «душу положить за овцы своя» привлекали к нему многочисленных чад из всех слоев общества.
Члены кружка стремились возвысить дух церковной жизни Российского государства, возродить активную пастырскую деятельность духовенства. Боролись с простонародными видами увеселений, видя в них пережитки язычества. Все эти стремления были результатом того подъема национального самосознания, который испытывали русские люди после победоносного завершения войны с интервентами в последние годы Смуты.
В 1952 году после смерти патриарха Иосифа главой русской церкви становится новгородский митрополит Никон. Новый патриарх начал претворять в жизнь ту церковную реформу, которая и привела к расколу русской церкви. Среди людей, выступивших с протестом против Никоновых реформ, были Стефан Вонифатьев, Иван Неронов, епископ Павел Коломенский, священники: Даниил Костромской, Даниил Темниковский и др. Был среди них и Аввакум. Власти ответили на неприятие реформы репрессиями.
Когда Ивана Неронова заключили в Спасов-Каменный монастырь, Аввакум в знак протеста отказался вести службу в Казанском соборе (церковь Казанской Божией Матери на Красной площади) по новому обряду. Во время всенощной службы он был схвачен и заключен в подземелье Андроникова монастыря. По распоряжению Никона его жестоко били и морили голодом, требуя признания нововведений.
17 сентября 1653 года Аввакума вместе с семьей (жена, четверо детей и племянница) высылают сначала в Тобольск, где он прожил около двух лет, а затем в Даурию. При этом священство у него не было отнято.
По пути на Дальний восток, в сентябре 1656 года, остановившись на зимовку в Братском остроге, Аввакум вызвал в гарнизоне А. Ф. Пашкова волнения, так как среди казаков обнаружилось немало сторонников протопопа. Воеводе Пашкову удается жесткими мерами остановить назревавший мятеж, а протопопа в наказание били, а затем посадили под арест. До 14/27 ноября (почти полтора месяца) его держали в холодной башне, а затем перевели в теплую избу. Таким образом, Аввакум пережил зиму в Братском остроге.
В мае 1657 года Даурская экспедиция двинулась дальше и с ней опальный протопоп. Именно в Сибири родилась слава Аввакума как героя и мученика за правду. Молва о его стойкости, распространяясь по Руси, дошла до Москвы. Существуют предания, что Аввакум был первым русским жителем на восточном берегу Байкала (в районе пролива Прорвы, где сейчас стоит Посольский Спасо-Преображенский монастырь).
В июне 1662 года, после того, как в отношениях между царем и патриархом произошел разрыв, по ходатайству московских друзей Аввакума царь Алексей Михайлович вызвал из ссылки протопопа в Москву с целью примирения его с официальной церковью.
В 1663 году вернулся в Москву, где продолжил борьбу с официальной церковью.
В 1664 году был сослан в Мезень.
С 1664 по 1667 годы он является членом «Кружка ревнителей благочестия», выступая против реформы Никона.
13 мая 1666 года был осужден на церковном соборе, расстрижен, посажен на цепь, а затем отправлен в Пафнутиев Боровский мужской монастырь (расположен на окраине г.Боровска Калужской области).
В 1667 году был наказан кнутом и сослан в Пустозерск Архангельской губернии. В земляной тюрьме Аввакум провел последние 15 лет своей жизни. Здесь же он написал свое знаменитое «Житие» и свыше восьмидесяти сочинений (в их распространении участвовала даже стража). Видимо таким образом, в пору Соловецкого восстания (в 1668-1676 годах), письма Аввакума из Пустозерска попадали в Соловки к главе восставших — архимандриту Никанору, укрепляя их мужество и дух.
24 апреля (14 апреля по старому стилю) 1682 года, по царскому указу, Аввакум вместе со своими «соузниками» — священником Лазарем, иноком Епифанием и дьяком Федором были заживо сожжены в срубе.
Почитается в большинстве старообрядческих церквей и общин как священномученик и исповедник.
В богословии Аввакум опирается на Дионисия Ареопагита. Разработал элементы старообрядческого богослужения в условиях гонений.
В 1861 году в типографии издателя Д. Е. Кожанчикова в Санкт-Петербурге Н. С. Тихонравов (филолог, археограф, историк русской литературы, ректор Московского университета) осуществил первое печатное издание Жития.
В 1917 году на Освященном соборе в белокриницком согласии состоялась канонизация Аввакума. Составлена и служба Аввакуму и иже с ним пострадавшим. Дни памяти: 14 апреля и 2 декабря (по юлианскому календарю).
В 1922 году епископом Геронтием (Лакомкиным) в Петрограде было основано «Братство имени священномученика протопопа Аввакума» для углубления знаний Священного писания.
В 1924 году «Житие» было переведено на английский язык Еленой Харрисон в сотрудничестве с С. П. Ремизовой-Довгелло и Д. П. Святополком-Мирским.
В 1939 году «Житие» было переведено на французский язык Пьером Паскалем, он же опубликовал исследование о протопопе Аввакуме и сделал доклад в Обществе друзей русской книги (26 мая 1939 года, Париж) «По следам протопопа Аввакума в СССР (1920—1930 гг.)».
5 июня 1991 года в селе Григорово Нижегородской области состоялось открытие скульптурного памятника протопопу Аввакуму (скульптор: В. Клыков).
В 1991 году староверами из Риги был установлен памятный крест на пустозерском городище.
5 июля 1998 году было создано Приморское Аввакумовское братство, основной целью и задачей которого является просветительская деятельность, благотворительность, издательство церковных газет и журналов, богослужебной и душеполезной литературы.
20 мая 2007 года к встрече старообрядцев мира, посвященной 250-летию начала заселения Забайкалья семейскими потомками старообрядцев (встреча проходила с 30 мая по 3 июня 2007 г.) был установлен крест на холме напротив горы Омулевки в 5 км от с. Тарбагатай. Высота креста 4,47 м, вес — 3 тонны, нижняя часть с мемориальной надписью весом 2 тонны. Надпись: «В 1657 году по реке Селенга пролегал путь Святого Священномученика и исповедника протопопа Аввакума в Даурию. Благодарные потомки 2 июня 2007 года».
27 апреля 2012 года староверами-поморцами рядом с крестом, установленным в 1991 году рижскими староверами была освящена часовня в память Пустозерских мучеников.
Семья и потомки
Братья: Козьма, Герасим, Евфимий и Григорий (умерли во время эпидемии 1654 года в Москве).
Жена — Анастасия Марковна (1624—1710).
Сыновья: Иван (1644 — 7 декабря 1720; женился на Неониле, в браке родилась дочь Марья), Прокопий (1648 — после 1717), Корнилий (8 сентября 1653 — ?), Афанасий (1664 — ?).
Дочери: Агриппина (1645 — ?), Акулина, Аксинья.
В настоящее время известно не менее 60 прямых потомков Аввакума, все они носят фамилию Мезенины.
ОЦЕНИ ВКЛАД
ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА
В ИСТОРИЮ БРАТСКА:
Источники:
1. Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. СПб.: Изд-во А.С.Суворина, 1900. 516 с.;
2.Юмор протопопа Аввакума // Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси — Л. 1984. 59—71с.;
3.Аввакум Петрович // Малый энциклопедический словарь: В 4 т./Репринтное воспроизведение издания Брокгауза – Ефрона. — М.: ТЕРРА, 1994.-592 с.:ил.
Литература:
1. Аввакум. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное и другие его сочинения / под ред. Н. К. Гудзия. — М., 1960. — 479 с.: ил.;
2. Аввакум. Житие Аввакума и другие его сочинения / [сост., вступ. ст. и коммент. Л. Н. Робинсона]. — М., 1991. — 368 с. — Библиогр. в примеч.: с. 306-360.;
3. Аввакум Петрович // Краткая литературная энциклопедия. — М., 1962. — Т. 1.;
4. Аввакум Петрович // Русский биографический словарь. — СПб., 1896. — Т. 1. — С. 17-21.;
5. Аввакум Петрович // Сибирская советская энциклопедия: в 4-х томах. Т. 1: А-Ж / Западно-Сибирское отделение ОГИЗ. – М., 1929. — Стб. 6-7.;
6. Бороздин, А. К. Протопоп Аввакум / А. К. Бороздин. — СПб., 1898. — 348 с.;
7. Демкова, Н. С. Житие протопопа Аввакума / Н. С. Демкова. — Л., 1974. — 168 с.;
8. Мякотин, В. А. Протопоп Аввакум. Его жизнь и деятельность / В. А. Мякотин. — СПб., 1913. — 160 с.
См. также:
1. Аввакум (протопоп,1621-1682). Житие протопопа Аввакума / В. А. Мякотин. Протопоп Аввакум. Его жизнь и деятельность. — М.: Захаров, 2002. — 198 с.;
2. Бороздин, А. К. Протопоп Аввакум. — Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 383 с.;
3. Гарин, И. И. Аввакум. — Харьков: Фолио, 1994. — 158 с.;
4. Аввакум Петров и Сибирь (1620 или 1621-1682)// Литературная Сибирь: крит.-биобиблиогр. слов. писателей Вост. Сибири. — Иркутск, 1986. — Ч. 1. — С. 35-40.;
5. Гусев В.Е. Бесы в «Житии» Аввакума и народная демонология // Живая старина. — М., 1994. — № 2. — С. 14-17.;
6. Демченков С.А. Евангельские аллюзии в «Житии» протопопа Аввакума // Вопросы фольклора и литературы. — Омск, 2003. — С. 68-74.;
7. Демченков С.А. Традиции устной обличительной проповеди в «Житии» протопопа Аввакума // Народная культура Сибири. — Омск, 1998. — С. 219-224.;
8. Карцев К. Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории России: спецкурс. Ч. 1–2. Калинин, 1973;
9. Катунский А. Старообрядчество. М., 1972. С. 15;
10. Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России. М., 1965. С. 38;
11. Косованов, В. П. Библиография Приенисейского края / В. П. Косованов. — Красноярск, 1930. — Т. 3.-С. 241;
12. Малышев В.И. Новые материалы о протопопе Аввакуме // Труды Отдела древнерусской литературы (далее – ТОДРЛ). Т. XXI. 1965. С. 337, 343
13. Малютина, А. Протопоп Аввакум в Приенисейском крае // Енисей. — 1964. — №3. — С. 87-88;
14. Миловидов В. Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. М., 1969;
15. Никольский Н.М. История русской Церкви. М., 1931. С. 239 и сл.;
16. Покровский, Н. Аввакум в Сибири // Сиб. газ. — 1990. — 17-23 дек. — С. 8-9;
17. Потужнова, Г. О чем поведал экспонат // Енис. правда. — 1982. — 5 окт. — С. 4;
18. Ранчин А.М. Восприятие собора 1667 г. в «Житии» протопопа Аввакума // Макарьевские чтения. — Можайск, 2002. — Вып. 10. — С. 323-327;
19. Румянцева, В. С. Огнепальный Аввакум // Вопр. истории. -1972. — №11. — С. 111-125;
20. Рябышева Н.В. Реконструкция самосознания протопопа Аввакума на основе текста «Жития» // Образ Сибири в общественном сознании россиян XVIII — начала XXI в. — Новосибирск, 2006. — С. 216-220. — Библиогр.: с. 220;
21. Травников, С. Н. Аввакум Петров / С. Н. Травников, Л. А. Ольшевская // Отечественная история с древнейших времен до 1917 года: энцикл.: в 5 т. — М., 1994. — Т. 1. — С. 17-19;
22. Хант П. Житие протопопа Аввакума и идеология раскола // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. — Новосибирск, 1992. — С. 40-46;
23. Аввакумовские чтения(1996; Нарьян-Мар}. Вторые Аввакумовские чтения: [Тез. докл. науч.-практ. конф.]. — Нарьян-Мар: Пустозер. КИП музей: Ненец. окр. ИУУ, 1996. — 74 с.;
24. Протопоп Аввакум: история и современность: К 320-й годовщине мученической кончины протопопа Аввакума: [Сб. ст.] / Центр. совет Древлеправосл. помор. церкви Латвии; [Редкол.: о. Алексей Жилко и др.]. — Даугавпилс: 1-ая Даугавпил. старообряд. община, 2003. — 136 с.
ФОТОПРИЛОЖЕНИЕ
Читать прямо сейчас:
ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА, ИМ САМИМ НАПИСАННОЕ
ПРОТОПОП АВВАКУМ (автор: В.Ф.ГЕРАСИМОВ)
ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ РАСКОЛА И СТАРООБРЯДЧЕСТВА (автор: В.Ф.МИЛОВИДОВ)
Если у Вас есть дополнения и поправки или Вы хотите разместить на сайте «Имена Братска» биографии Ваших родных и близких — СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ!
ВНИМАНИЕ! Комментарии читателей сайта являются мнениями лиц их написавших, и могут не совпадать с мнением редакции. Редакция оставляет за собой право удалять любые комментарии с сайта или редактировать их в любой момент. Запрещено публиковать комментарии содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера, или нарушающие иные требования законодательства РФ. Нажатие кнопки «Оставить комментарий» означает что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.