Лидеры рейтинга

ПЕТРОВ АВВАКУМ (ПРОТОПОП АВВАКУМ)

ПЕТРОВ АВВАКУМ (ПРОТОПОП АВВАКУМ)

Priest Avvakum

20.11.1620 (или 1621) – 14.04.1682

Глава старообрядчества и идеолог раскола православной церкви. Протопоп. Писатель. Автор знаменитого «Житие протопопа Аввакума, им  самим написанное». В 1656 – 1657 годах содержался в Братском остроге. 14 апреля 1682 года, по царскому указу был заживо сожжен. В 1916 году был канонизирован старообрядцами. Почитается в старообрядческих церквях в лике священномученика.

Родился в 1620 (или 1621) году в селе Григорове Нижегородской губернии, Княгининского уезда в семье сельского священника.  

Являясь  сельским дьяконом (рукоположен в возрасте 21 года), священником (в церкви села Лопатицы) и, наконец, протопопом, вначале поддерживал новые церковные начинания. В 1652 году он назначается протопопом Вознесенской церкви в городе Юрьевец-Повольский.  

В это время Аввакум уже был тесно связан с так называемым кружком ревнителей благочестия. Возглавляли этот кружок царский духовник, протопоп кремлевского Благовещенского собора Стефан Вонифатьев и протопоп московского Казанского собора Иван Неронов и в который входил сам молодой царь Алексей Михайлович.  

Члены кружка стремились возвысить дух церковной жизни Российского государства, возродить активную пастырскую деятельность духовенства. Боролись с простонародными видами увеселений, видя в них пережитки язычества. Все эти стремления были результатом того подъема национального самосознания, который испытывали русские люди после победоносного завершения войны с интервентами в последние годы Смуты.  

В 1952 году после смерти патриарха Иосифа главой русской церкви становится новгородский митрополит Никон. Новый патриарх начал претворять в жизнь ту церковную реформу, которая и привела к расколу русской церкви. Среди людей, выступивших с протестом против Никоновых реформ, были Стефан Вонифатьев, Иван Неронов, епископ Павел Коломенский, священники Даниил Костромской, Даниил Темниковский и др. Был среди них и Аввакум. Власти ответили на неприятие реформы репрессиями.  

Когда Ивана Неронова заключили в Спасов-Каменный монастырь, Аввакум в знак протеста отказался вести службу в Казанском соборе по новому обряду. Во время всенощной службы он был схвачен и заключен в подземелье Андроникова монастыря. По распоряжению Никона его жестоко били и морили голодом, требуя признания нововведений.  

17 сентября 1653 года Аввакума вместе с семьей (жена, четверо детей и племянница) высылают сначала в Тобольск, где он прожил около двух лет, а затем в Даурию. При этом священство у него не было отнято.  

По пути на Дальний восток, в сентябре 1656 года, остановившись на зимовку в Братском остроге, Аввакум вызвал в гарнизоне А. Ф. Пашкова волнения, так как среди казаков обнаружилось немало сторонников протопопа. Воеводе Пашкову удается жесткими мерами остановить назревавший мятеж, а протопопа в наказание били, а затем посадили под арест. До 14/27 ноября (почти полтора месяца) его держали  в холодной башне, а затем перевели в теплую избу. Таким образом, Аввакум пережил зиму в Братском остроге.  

протопоп Аввакум.БайкалВ мае 1657 года Даурская экспедиция двинулась дальше и с ней опальный протопоп. Именно в Сибири родилась слава Аввакума как героя и мученика за правду. Молва о его стойкости, распространяясь по Руси, дошла до Москвы.  

В июне 1662 года, после того, как в отношениях между царем и патриархом произошел разрыв, по ходатайству московских друзей Аввакума царь Алексей Михайлович вызвал из ссылки протопопа в Москву с целью примирения его с официальной церковью. Но по возвращению в Москву в 1663 году, Аввакум продолжил борьбу с официальной церковью.  

С 1664 по 1667 годы он является членом «Кружка ревнителей благочестия», выступая против реформы Никона.  

В 1664 году Аввакум сослан в Мезень.  

В мае 1666 года был осужден на церковном соборе, расстрижен, посажен на цепь, а затем  отправлен в Пустозерск Архангельской губернии. В земляной тюрьме Аввакум провел последние 15 лет своей жизни. Здесь же он написал свое знаменитое «Житие» и свыше восьмидесяти сочинений (в  их распространении участвовала даже стража). Видимо таким образом, в пору Соловецкого восстания в 1668-1676 годах, письма  Аввакума из Пустозерска попадали в Соловки к главе восставших архимандриту Никанору, укрепляя их мужество и дух.  

14 апреля 1682 года, по царскому указу, Аввакум вместе со своими «соузниками» — священником Лазарем, иноком Епифанием и дьяком Федором — были заживо сожжены в срубе.  

В 1916 году Аввакум был канонизирован старообрядцами. Почитается в старообрядческих церквях в лике священномученика. День памяти 14 апреля и 2 декабря (по юлианскому календарю).  

В 1991 году на его родине, в Григорове, воздвигнут скульптурный памятник протопопа Аввакума, работы скульптора В. Клыкова.

20 мая 2007 года к встрече старообрядцев мира, посвященной 250-летию начала заселения Забайкалья семейскими потомками старообрядцев (встреча проходила с 30 мая по 3 июня 2007 г.) был установлен крест на холме напротив горы Омулевки в 5 км от с. Тарбагатай. Высота креста 4,47 м, вес — 3 тонны, нижняя часть с мемориальной надписью весом 2 тонны. Надпись: «В 1657 году по реке Селенга пролегал путь Святого Священномученика и исповедника протопопа Аввакума в Даурию. Благодарные потомки 2 июня 2007 года».

ОЦЕНИ ВКЛАД

ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА

В ИСТОРИЮ БРАТСКА:


Источники:   

1. Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. СПб.: Изд-во А.С.Суворина, 1900. 516 с.,
2.Юмор протопопа Аввакума // Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси — Л. 1984. 59—71с.,
3.Аввакум Петрович // Малый энциклопедический словарь: В 4 т./Репринтное воспроизведение издания Брокгауза – Ефрона. — М.: ТЕРРА, 1994.-592 с.:ил..

Литература:   

1. Аввакум. Житие протопопа Аввакума, им  самим написанное и другие его сочинения / под ред. Н. К. Гудзия. — М., 1960. — 479 с.: ил.
2. Аввакум. Житие Аввакума и другие его сочинения / [сост., вступ. ст. и коммент. Л. Н. Робинсона]. — М., 1991. — 368 с. — Библиогр. в примеч.: с. 306-360.
3. Аввакум Петрович // Краткая литературная энциклопедия. — М., 1962. — Т. 1.
4. Аввакум Петрович // Русский биографический словарь. — СПб., 1896. — Т. 1. — С. 17-21.
5. Аввакум Петрович  //  Сибирская советская  энциклопедия:  в 4-х томах.  Т.  1:  А-Ж  /  Западно-Сибирское отделение ОГИЗ. – М., 1929. — Стб. 6-7.
6. Бороздин, А. К. Протопоп Аввакум / А. К. Бороздин. — СПб., 1898. — 348 с.
7. Демкова, Н. С. Житие протопопа Аввакума / Н. С. Демкова. — Л., 1974. — 168 с.
8. Мякотин, В. А. Протопоп Аввакум. Его  жизнь и деятельность / В. А. Мякотин. — СПб., 1913. — 160 с. 

См. также:   

1. >Аввакум (протопоп,1621-1682). Житие протопопа Аввакума / В. А. Мякотин. Протопоп Аввакум. Его жизнь и деятельность. — М.: Захаров, 2002. — 198 с.
2. Бороздин, А. К. Протопоп Аввакум. — Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 383 с.
3. Гарин, И. И. Аввакум. — Харьков: Фолио, 1994. — 158 с.
4. Аввакум Петров и Сибирь (1620 или 1621-1682)//  Литературная Сибирь:   крит.-биобиблиогр. слов. писателей Вост. Сибири. — Иркутск, 1986. — Ч. 1. — С. 35-40.
5. Гусев В.Е. Бесы в «Житии» Аввакума и народная демонология // Живая старина. — М., 1994. — № 2. — С. 14-17.
6. Демченков С.А. Евангельские аллюзии в «Житии» протопопа Аввакума // Вопросы фольклора и литературы. — Омск, 2003. — С. 68-74.
7. Демченков С.А. Традиции устной обличительной проповеди в «Житии» протопопа Аввакума // Народная культура Сибири. — Омск, 1998. — С. 219-224.
8. Карцев К. Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории России: спецкурс. Ч.  1–2. Калинин, 1973
9. Катунский А. Старообрядчество. М., 1972. С. 15
10. Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России. М., 1965. С. 38
11. Косованов, В. П. Библиография Приенисейского края / В. П. Косованов. — Красноярск, 1930. — Т. 3.-С. 241.
12. Малышев В.И. Новые материалы о протопопе Аввакуме // Труды Отдела древнерусской литературы (далее – ТОДРЛ). Т. XXI. 1965. С. 337, 343
13. Малютина, А. Протопоп Аввакум в Приенисейском крае // Енисей. — 1964. — №3. — С. 87-88.
14. Миловидов В. Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. М., 1969
15. Никольский Н.М. История русской Церкви. М., 1931. С. 239 и сл.
16. Покровский, Н. Аввакум в Сибири // Сиб. газ. — 1990. — 17-23 дек. — С. 8-9.
17. Потужнова, Г. О чем поведал экспонат // Енис. правда. — 1982. — 5 окт. — С. 4.
18. Ранчин А.М. Восприятие собора 1667 г. в «Житии» протопопа Аввакума // Макарьевские чтения. — Можайск, 2002. — Вып. 10. — С. 323-327.
19. Румянцева, В. С. Огнепальный Аввакум // Вопр. истории. -1972. —  №11. — С. 111-125.
20. Рябышева Н.В. Реконструкция самосознания протопопа Аввакума на основе текста «Жития» // Образ Сибири в общественном сознании россиян XVIII — начала XXI в. — Новосибирск, 2006. — С. 216-220. — Библиогр.: с. 220.
21. Травников, С. Н. Аввакум Петров / С. Н. Травников, Л. А. Ольшевская // Отечественная история с древнейших времен до 1917 года: энцикл.: в 5 т. — М., 1994. — Т. 1. — С. 17-19.
22. Хант П. Житие протопопа Аввакума и идеология раскола // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. — Новосибирск, 1992. — С. 40-46.
23. Аввакумовские чтения(1996; Нарьян-Мар}. Вторые Аввакумовские чтения: [Тез. докл. науч.-практ. конф.]. — Нарьян-Мар: Пустозер. КИП музей: Ненец. окр. ИУУ, 1996. — 74 с.
24. Протопоп Аввакум: история и современность: К 320-й годовщине мученической кончины протопопа Аввакума: [Сб. ст.] / Центр. совет Древлеправосл. помор. церкви Латвии; [Редкол.: о. Алексей Жилко и др.]. — Даугавпилс: 1-ая Даугавпил. старообряд. община, 2003. — 136 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ:  

Avvakum_by_Myasoyedov  

Мясоедов П. Е.(1867-1913). Сожжение протопопа Аввакума. (Burning of Avvakum). Картина написана в 1897 году

Avvakum in Siberia  

Милорадович С. Путь Аввакума по Сибири (Avvakum_in_Siberia). Картина написана в 1898 году.

Avvakum-fire (Old Believer icons)
Мученичество Аввакума (старообрядческая-икона). Martyrdom of Avvakum (Old Believers-icon)

Avvakum Petrov - a modern icon of the Old Believers. Iconographer - Irina Nikolskaya   

Аввакум Петров — современная старообрядческая икона (Avvakum Petrov — a modern icon of the Old Believers). Иконописец — Ирина Никольская (Iconographer — Irina Nikolskaya).

Icon depicting Avvakum
Икона с ликом Аввакума

Icon depicting Avvakum-2
Икона с ликом Аввакума

Avvakum. Old Believers icon of the XVII century
Протопоп Аввакум. Старообрядческая икона XVII века.

 

Иконы с ликом Аввакума (Icons depicting Avvakum)

Avvakum (book illustrations)

Boyarynya Morozova visits Avvakum in prison

Avvakum - illustration

>

   

Аввакум (иллюстрации к книгам) Avvakum (book illustrations)  

Autograph Avvakuma. Pustozersk Collection, 1675   

Автограф-протопопа-Авакума. Пустозерский сборник (1675 год). Avvakum. Autograph. Pustozersk Collection (1675)  

Biography protopopa Avvakuma 

Житие протопопа Аввакума (Avvakum. Biography).

Avvakum. Autograph.

Автограф протопопа Аввакума (Avvakum. Autograph).

 

Place burning Avvaakum

Avvakum. Monument (Grigorovo, 1991)

Памятник протопопу Аввакуму (село Григорово, скульптор В.М.Клыков, 1991 г.) Avvakum. Monument (Grigorovo, 1991)

Читать прямо сейчас:

Житие протопопа Аввакума

Герасимов В.Ф.-Протопоп Аввакум

Миловидов В.Ф.- Исторические судьбы раскола и старообрядчества

Федорова В.  И.-385 лет со дня рождения писателя,  идеолога раскола русской православной церкви протопопа Аввакума  (Петрова),  отбывавшего ссылку в Енисейске  (1662-1663)





Рейтинг:
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 5.0/5 (6 votes cast)
| Дата: 27 сентября 2010 г. | Просмотров: 6 612