Лидеры рейтинга

ПЕТРОВ АВВАКУМ (ПРОТОПОП АВВАКУМ)

ПЕТРОВ АВВАКУМ (ПРОТОПОП АВВАКУМ)

Priest Avvakum

5.12.1620 (или 1621) – 24.04.1682

Глава старообрядчества и идеолог раскола православной церкви. Протопоп. Средневековый русский писатель. Автор знаменитого «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» — уникального памятника русской литературы XVII века и 43 сочинений («Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и другие). С 1656 по 1657 год содержался в Братском остроге. 14 апреля 1682 года, по царскому указу был заживо сожжен. В 1916 году канонизирован Старообрядческой церковью. Почитается в старообрядческих церквях в лике священномученика.

Родился 5 декабря (25 ноября по старому стилю) 1620 (или 1621) году в селе Григорове Нижегородской губернии, Княгининского уезда в семье потомственного приходского священника Петра, сына Кондратьева (Казанская церковь, возведённая к 1700 году на месте деревянной, где служил отец писателя, является памятником архитектуры (находится в руинированном состоянии).

В 15-летнем возрасте лишился отца. По указанию матери («великой постницей и молитвенницей») женился в 17 лет на обедневшей четырнадцатилетней сироте, дочери кузнеца Анастасии Марковне.

В 1642 году был рукоположён в диаконы (в возрасте 21 года).

В 1644 году поставлен в попы, став священником села Лопатицы близ Макарьева. Здесь определилась в нём та строгость убеждений, которая определила в дальнейшем его подвижничество и аскетизм — прихожан своих Аввакум беспрерывно уличал и стыдил за разные пороки (обличал скоморохов, блудодеев и бреющих бороды), а священников — за плохое исполнение церковных правил и предписаний.

В 1652 году назначается протопопом Вознесенской церкви в городе Юрьевец-Повольский. В это время он уже был тесно связан с т.н. кружком ревнителей благочестия. Возглавляли этот кружок царский духовник, протопоп кремлевского Благовещенского собора — Стефан Вонифатьев и протопоп московского Казанского собора Иван Неронов; участником кружка был и молодой царь Алексей Михайлович. Дар проповедника, дар исцеления больных и бесноватых, готовность «душу положить за овцы своя» привлекали к нему многочисленных чад из всех слоев общества.

Члены кружка стремились возвысить дух церковной жизни Российского государства, возродить активную пастырскую деятельность духовенства. Боролись с простонародными видами увеселений, видя в них пережитки язычества. Все эти стремления были результатом того подъема национального самосознания, который испытывали русские люди после победоносного завершения войны с интервентами в последние годы Смуты.

В 1952 году после смерти патриарха Иосифа главой русской церкви становится новгородский митрополит Никон. Новый патриарх начал претворять в жизнь ту церковную реформу, которая и привела к расколу русской церкви. Среди людей, выступивших с протестом против Никоновых реформ, были Стефан Вонифатьев, Иван Неронов, епископ Павел Коломенский, священники: Даниил Костромской, Даниил Темниковский и др. Был среди них и Аввакум. Власти ответили на неприятие реформы репрессиями.

Когда Ивана Неронова заключили в Спасов-Каменный монастырь, Аввакум в знак протеста отказался вести службу в Казанском соборе (церковь Казанской Божией Матери на Красной площади) по новому обряду. Во время всенощной службы он был схвачен и заключен в подземелье Андроникова монастыря. По распоряжению Никона его жестоко били и морили голодом, требуя признания нововведений.

17 сентября 1653 года Аввакума вместе с семьей (жена, четверо детей и племянница) высылают сначала в Тобольск, где он прожил около двух лет, а затем в Даурию. При этом священство у него не было отнято.

По пути на Дальний восток, в сентябре 1656 года, остановившись на зимовку в Братском остроге, Аввакум вызвал в гарнизоне А. Ф. Пашкова волнения, так как среди казаков обнаружилось немало сторонников протопопа. Воеводе Пашкову удается жесткими мерами остановить назревавший мятеж, а протопопа в наказание били, а затем посадили под арест. До 14/27 ноября (почти полтора месяца) его держали в холодной башне, а затем перевели в теплую избу. Таким образом, Аввакум пережил зиму в Братском остроге.

протопоп Аввакум.Байкал

В мае 1657 года Даурская экспедиция двинулась дальше и с ней опальный протопоп. Именно в Сибири родилась слава Аввакума как героя и мученика за правду. Молва о его стойкости, распространяясь по Руси, дошла до Москвы. Существуют предания, что Аввакум был первым русским жителем на восточном берегу Байкала (в районе пролива Прорвы, где сейчас стоит Посольский Спасо-Преображенский монастырь).

В июне 1662 года, после того, как в отношениях между царем и патриархом произошел разрыв, по ходатайству московских друзей Аввакума царь Алексей Михайлович вызвал из ссылки протопопа в Москву с целью примирения его с официальной церковью.

В 1663 году вернулся в Москву, где продолжил борьбу с официальной церковью.

В 1664 году был сослан в Мезень.

С 1664 по 1667 годы он является членом «Кружка ревнителей благочестия», выступая против реформы Никона.

13 мая 1666 года был осужден на церковном соборе, расстрижен, посажен на цепь, а затем отправлен в Пафнутиев Боровский мужской монастырь (расположен на окраине г.Боровска Калужской области).

В 1667 году был наказан кнутом и сослан в Пустозерск Архангельской губернии. В земляной тюрьме Аввакум провел последние 15 лет своей жизни. Здесь же он написал свое знаменитое «Житие» и свыше восьмидесяти сочинений (в их распространении участвовала даже стража). Видимо таким образом, в пору Соловецкого восстания (в 1668-1676 годах), письма Аввакума из Пустозерска попадали в Соловки к главе восставших — архимандриту Никанору, укрепляя их мужество и дух.

24 апреля (14 апреля по старому стилю) 1682 года, по царскому указу, Аввакум вместе со своими «соузниками» — священником Лазарем, иноком Епифанием и дьяком Федором были заживо сожжены в срубе.

Почитается в большинстве старообрядческих церквей и общин как священномученик и исповедник.

В богословии Аввакум опирается на Дионисия Ареопагита. Разработал элементы старообрядческого богослужения в условиях гонений.

В 1861 году в типографии издателя Д. Е. Кожанчикова в Санкт-Петербурге Н. С. Тихонравов (филолог, археограф, историк русской литературы, ректор Московского университета) осуществил первое печатное издание Жития.

В 1917 году на Освященном соборе в белокриницком согласии состоялась канонизация Аввакума. Составлена и служба Аввакуму и иже с ним пострадавшим. Дни памяти: 14 апреля и 2 декабря (по юлианскому календарю).

В 1922 году епископом Геронтием (Лакомкиным) в Петрограде было основано «Братство имени священномученика протопопа Аввакума» для углубления знаний Священного писания.

В 1924 году «Житие» было переведено на английский язык Еленой Харрисон в сотрудничестве с С. П. Ремизовой-Довгелло и Д. П. Святополком-Мирским.

В 1939 году «Житие» было переведено на французский язык Пьером Паскалем, он же опубликовал исследование о протопопе Аввакуме и сделал доклад в Обществе друзей русской книги (26 мая 1939 года, Париж) «По следам протопопа Аввакума в СССР (1920—1930 гг.)».

5 июня 1991 года в селе Григорово Нижегородской области состоялось открытие скульптурного памятника протопопу Аввакуму (скульптор: В. Клыков).

В 1991 году староверами из Риги был установлен памятный крест на пустозерском городище.

5 июля 1998 году было создано Приморское Аввакумовское братство, основной целью и задачей которого является просветительская деятельность, благотворительность, издательство церковных газет и журналов, богослужебной и душеполезной литературы.

20 мая 2007 года к встрече старообрядцев мира, посвященной 250-летию начала заселения Забайкалья семейскими потомками старообрядцев (встреча проходила с 30 мая по 3 июня 2007 г.) был установлен крест на холме напротив горы Омулевки в 5 км от с. Тарбагатай. Высота креста 4,47 м, вес — 3 тонны, нижняя часть с мемориальной надписью весом 2 тонны. Надпись: «В 1657 году по реке Селенга пролегал путь Святого Священномученика и исповедника протопопа Аввакума в Даурию. Благодарные потомки 2 июня 2007 года».

27 апреля 2012 года староверами-поморцами рядом с крестом, установленным в 1991 году рижскими староверами была освящена часовня в память Пустозерских мучеников.

Семья и потомки

Братья: Козьма, Герасим, Евфимий и Григорий (умерли во время эпидемии 1654 года в Москве).

Жена — Анастасия Марковна (1624—1710).

Сыновья: Иван (1644 — 7 декабря 1720; женился на Неониле, в браке родилась дочь Марья), Прокопий (1648 — после 1717), Корнилий (8 сентября 1653 — ?), Афанасий (1664 — ?).

Дочери: Агриппина (1645 — ?), Акулина, Аксинья.

В настоящее время известно не менее 60 прямых потомков Аввакума, все они носят фамилию Мезенины.

ОЦЕНИ ВКЛАД

ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА

В ИСТОРИЮ БРАТСКА:

Источники:

1. Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. СПб.: Изд-во А.С.Суворина, 1900. 516 с.;
2.Юмор протопопа Аввакума // Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси — Л. 1984. 59—71с.;
3.Аввакум Петрович // Малый энциклопедический словарь: В 4 т./Репринтное воспроизведение издания Брокгауза – Ефрона. — М.: ТЕРРА, 1994.-592 с.:ил.

Литература:

1. Аввакум. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное и другие его сочинения / под ред. Н. К. Гудзия. — М., 1960. — 479 с.: ил.;
2. Аввакум. Житие Аввакума и другие его сочинения / [сост., вступ. ст. и коммент. Л. Н. Робинсона]. — М., 1991. — 368 с. — Библиогр. в примеч.: с. 306-360.;
3. Аввакум Петрович // Краткая литературная энциклопедия. — М., 1962. — Т. 1.;
4. Аввакум Петрович // Русский биографический словарь. — СПб., 1896. — Т. 1. — С. 17-21.;
5. Аввакум Петрович // Сибирская советская энциклопедия: в 4-х томах. Т. 1: А-Ж / Западно-Сибирское отделение ОГИЗ. – М., 1929. — Стб. 6-7.;
6. Бороздин, А. К. Протопоп Аввакум / А. К. Бороздин. — СПб., 1898. — 348 с.;
7. Демкова, Н. С. Житие протопопа Аввакума / Н. С. Демкова. — Л., 1974. — 168 с.;
8. Мякотин, В. А. Протопоп Аввакум. Его жизнь и деятельность / В. А. Мякотин. — СПб., 1913. — 160 с.

См. также:

1. Аввакум (протопоп,1621-1682). Житие протопопа Аввакума / В. А. Мякотин. Протопоп Аввакум. Его жизнь и деятельность. — М.: Захаров, 2002. — 198 с.;
2. Бороздин, А. К. Протопоп Аввакум. — Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 383 с.;
3. Гарин, И. И. Аввакум. — Харьков: Фолио, 1994. — 158 с.;
4. Аввакум Петров и Сибирь (1620 или 1621-1682)// Литературная Сибирь: крит.-биобиблиогр. слов. писателей Вост. Сибири. — Иркутск, 1986. — Ч. 1. — С. 35-40.;
5. Гусев В.Е. Бесы в «Житии» Аввакума и народная демонология // Живая старина. — М., 1994. — № 2. — С. 14-17.;
6. Демченков С.А. Евангельские аллюзии в «Житии» протопопа Аввакума // Вопросы фольклора и литературы. — Омск, 2003. — С. 68-74.;
7. Демченков С.А. Традиции устной обличительной проповеди в «Житии» протопопа Аввакума // Народная культура Сибири. — Омск, 1998. — С. 219-224.;
8. Карцев К. Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории России: спецкурс. Ч. 1–2. Калинин, 1973;
9. Катунский А. Старообрядчество. М., 1972. С. 15;
10. Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России. М., 1965. С. 38;
11. Косованов, В. П. Библиография Приенисейского края / В. П. Косованов. — Красноярск, 1930. — Т. 3.-С. 241;
12. Малышев В.И. Новые материалы о протопопе Аввакуме // Труды Отдела древнерусской литературы (далее – ТОДРЛ). Т. XXI. 1965. С. 337, 343
13. Малютина, А. Протопоп Аввакум в Приенисейском крае // Енисей. — 1964. — №3. — С. 87-88;
14. Миловидов В. Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. М., 1969;
15. Никольский Н.М. История русской Церкви. М., 1931. С. 239 и сл.;
16. Покровский, Н. Аввакум в Сибири // Сиб. газ. — 1990. — 17-23 дек. — С. 8-9;
17. Потужнова, Г. О чем поведал экспонат // Енис. правда. — 1982. — 5 окт. — С. 4;
18. Ранчин А.М. Восприятие собора 1667 г. в «Житии» протопопа Аввакума // Макарьевские чтения. — Можайск, 2002. — Вып. 10. — С. 323-327;
19. Румянцева, В. С. Огнепальный Аввакум // Вопр. истории. -1972. — №11. — С. 111-125;
20. Рябышева Н.В. Реконструкция самосознания протопопа Аввакума на основе текста «Жития» // Образ Сибири в общественном сознании россиян XVIII — начала XXI в. — Новосибирск, 2006. — С. 216-220. — Библиогр.: с. 220;
21. Травников, С. Н. Аввакум Петров / С. Н. Травников, Л. А. Ольшевская // Отечественная история с древнейших времен до 1917 года: энцикл.: в 5 т. — М., 1994. — Т. 1. — С. 17-19;
22. Хант П. Житие протопопа Аввакума и идеология раскола // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. — Новосибирск, 1992. — С. 40-46;
23. Аввакумовские чтения(1996; Нарьян-Мар}. Вторые Аввакумовские чтения: [Тез. докл. науч.-практ. конф.]. — Нарьян-Мар: Пустозер. КИП музей: Ненец. окр. ИУУ, 1996. — 74 с.;
24. Протопоп Аввакум: история и современность: К 320-й годовщине мученической кончины протопопа Аввакума: [Сб. ст.] / Центр. совет Древлеправосл. помор. церкви Латвии; [Редкол.: о. Алексей Жилко и др.]. — Даугавпилс: 1-ая Даугавпил. старообряд. община, 2003. — 136 с.

ФОТОПРИЛОЖЕНИЕ

Сожжение протопопа Аввакума. (Burning of Avvakum). Картина написана Мясоедовым П. Е. (1867-1913) в 1897 году

Сожжение протопопа Аввакума. (Burning of Avvakum). Картина написана Мясоедовым П. Е. (1867-1913) в 1897 году

Путь Аввакума по Сибири (Avvakum_in_Siberia). Картина написана Милорадовичем С. в 1898 году

Путь Аввакума по Сибири (Avvakum_in_Siberia). Картина написана Милорадовичем С. в 1898 году

Старообрядческая-икона

Старообрядческая-икона «Мученичество Аввакума» (Old Believers-icon «Martyrdom of Avvakum»)

Современная старообрядческая икона

Современная старообрядческая икона «Аввакум Петров» (Avvakum Petrov — a modern icon of the Old Believers). Иконописец — Ирина Никольская (Iconographer — Irina Nikolskaya)

Икона с ликом Аввакума

Икона с ликом Аввакума

Икона с ликом Аввакума

Икона с ликом Аввакума

Старообрядческая икона XVII века

Старообрядческая икона XVII века «Протопоп Аввакум»

Книжная иллюстрация

Книжная иллюстрация «Аввакум» (Avvakum. Bbook illustrations)

Книжная иллюстрация

Книжная иллюстрация «Боярыня Морозова навещает протопопа Авакума в темнице» (Boyarynya Morozova visits Avvakum in prison. Bbook illustrations)

Книжная иллюстрация

Книжная иллюстрация «Авакум» (Avvakum. Bbook illustrations)

Автограф протопопа Авакума. Пустозерский сборник, 1675 (Autograph Avvakuma. Pustozersk Collection, 1675)

Автограф протопопа Авакума. Пустозерский сборник, 1675 (Autograph Avvakuma. Pustozersk Collection, 1675)

Житие протопопа Аввакума (Avvakum. Biography)

Житие протопопа Аввакума (Avvakum. Biography)

Автограф протопопа Аввакума (Avvakum. Autograph)

Автограф протопопа Аввакума (Avvakum. Autograph)

Место сожжения Аввакума (Place burning Avvaakum)

Место сожжения Аввакума и его сподвижников (Place burning Avvaakum)

Памятник протопопу Аввакуму (село Григорово, скульптор В.М.Клыков, 1991 г.) Avvakum. Monument (Grigorovo, 1991)

Памятник протопопу Аввакуму (село Григорово, скульптор В.М.Клыков, 1991 г.) Avvakum. Monument (Grigorovo, 1991)

Казнь протопопа Аввакума

Читать прямо сейчас:

ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА, ИМ САМИМ НАПИСАННОЕ

ПРОТОПОП АВВАКУМ (автор: В.Ф.ГЕРАСИМОВ)

ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ РАСКОЛА И СТАРООБРЯДЧЕСТВА (автор: В.Ф.МИЛОВИДОВ)

385 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ, ИДЕОЛОГА РАСКОЛА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПРОТОПОПА АВВАКУМА (ПЕТРОВА), ОТБЫВАВШЕГО ССЫЛКУ В ЕНИСЕЙСКЕ (1662-1663) (автор: В.И.ФЁДОРОВА)

ПРОТОПОП АВВАКУМ (биография)

Если у Вас есть дополнения и поправки или Вы хотите разместить на сайте «Имена Братска» биографии Ваших родных и близких — СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ


ВНИМАНИЕ! Комментарии читателей сайта являются мнениями лиц их написавших, и могут не совпадать с мнением редакции. Редакция оставляет за собой право удалять любые комментарии с сайта или редактировать их в любой момент. Запрещено публиковать комментарии содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера, или нарушающие иные требования законодательства РФ. Нажатие кнопки «Оставить комментарий» означает что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.





Рейтинг:
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 5.0/5 (6 votes cast)
| Дата: 27 сентября 2010 г. | Просмотров: 6 842