Лидеры рейтинга

РОТФОРТ МИХАИЛ СЕМЕНОВИЧ

РОТФОРТ МИХАИЛ СЕМЕНОВИЧ

Ротфорт Михаил Семёнович

27.05.1912 — 10.11.1992

Почетный гражданин города Братска (1992). Выдающийся инженер-энергетик. Заместитель управляющего трестом. Руководитель УСЭТРа (1962). Заместитель начальника УС Усть-Илимского ЛПК. Руководитель строительства линии электропередач напряжением 220 кв. Иркутск-Братск (1956). Начальник 4-го участка УГ «Братскгэсстроя» (1955). Инженер-электрик Харьковского паровозостроительного завода им. Т. Г. Шевченко (1936). Секретарь комитета комсомола Харьковского паровозостроительного завода им. Т. Г. Шевченко (1936). Автор книги-воспоминания «Колыма — круги ада» (1991). Награждён орденом Трудового красного знамени (1966). Член КПСС (1962). Выпускник Харьковского электротехнического института.

Родился 27 мая 1912 года на Украине, в городе Тульчине Винницкой области. Рано лишился матери.

Отец – Семён Васильевич (?) в годы Гражданской войны воевал в составе отряда легендарного Г. И. Котовского. Погиб в 1919 году, когда сыну было семь лет. После его гибели Михаил три года беспризорничал и чудом попал в семью брата отца (Дорофей Васильевич?).

В 1926 году, после смерти дяди 14-летнему подростку пришлось устроиться на работу без отрыва от учебы в 7-м классе. Благодаря замечательным людям — рабочим и учителям — окончил семилетку с отличием, а затем приобрел специальность электромонтера.

В 1927 году вступил в комсомол. Твердо верил в справедливость идей партии. Принимал активное участие в политической жизни, в том числе в пропаганде идей коллективизации; в составе отряда ЧОН (части особого назначения), во время «волынок» (восстания на Правобережной Украине) участвовал в их подавлении. Участвовал в спасении умирающих детей, подброшенных несчастными родителями в городах и на железнодорожных станциях, и собирать их в наскоро созданные патронаты.

Также принимал участие в разъяснении письма И.В. Сталина «Головокружение от успехов». Написал две брошюры о комсомольской работе. В этот период несколько раз подвергался смертельной опасности: в него и другого комсомольца стреляли (товарищ погиб), в другой раз, приняв за оперуполномоченного чуть не утопили.

Дружил с сыном П. П. Постышева (Павел Петрович Постышев — советский государственный и партийный деятель, партийный пропагандист и публицист, один из организаторов т.н. «сталинских репрессий». После смерти Сталина реабилитирован. Инициатор создания светского праздника «Новый год» взамен праздника Рождества Христова в 1935 году) -Валентином (расстрелян 26 августа 1938 года).

Еще в юности решил овладеть профессией инженера. Больше внимания уделял специальным предметам. Три года учился в электротехникуме, который с отличием окончил в 1933 году. Без отрыва от производства продолжал учиться в Харьковском электротехническом институте.

С 1934 по 1935 год как член горкома комсомола мобилизован был на работу в Харьковский горком комсомола. Совмещал учебу с работой.

В начале 1936 года, по семейным обстоятельствам был освобождён от работы в горкоме комсомола и ушел на харьковский паровозостроительный завод им. Т. Г. Шевченко (ныне завод им. Малышева) на работу по специальности инженера-электрика. В том же году был избрали секретарем завкома комсомола.

Весной 1937 года после подробной и задушевной беседы с секретарем парткома Д. М. Иващенко и решения комсомольской организации завода о рекомендации меня кандидатом в члены КП(б)У единогласно был принят кандидатом в члены партии.

С 17 августа 1937 года – был арестован за принадлежность к мифической молодежной организации правых на заводе им. Т.Г. Шевченко.

27 августа 1937 года у них с женой (Елизавета Николаевна) родился сын.

7 декабря 1937 года был осужден Военной коллегией Верховного Суда СССР к десяти годам заключения и пяти годам поражения в правах (чтобы спасти от тюрьмы Ротфорта, его тёща — Чина Алексеевна Томах обращалась к М. И. Калинину).

Трудовая повинность на Колыме не единожды становилась причиной лишиться жизни: на приисках Мальдяка чуть не замерз (спасли и на себе принесли в лагерь товарищи по бригаде), а в конце 1940 года, при заготовке дров для инвалидного городока и промкомбинат (располагался в 23-х километрах от Магадана) провалился в 6-7 метровый шурф и был найден лишь через трое суток! В 28 лет уже начал седеть.

Зимой 1943 года, узнав об отправке на фронт осужденных по отдельным политстатьям. обратился с просьбой отправить его на передовую, но получил отказ.

Летом 43-го года, проявивший свои деловые качества на строительстве объектов промышленного и бытового назначения был переведен на должность завхоза ОЛП-72 (лагерь располагался на 72-м километре от Магадана).
16 августа 1947 года окончился срок отбывания наказания. Т.к. проживание в Харькове было запрещено, поселился в поселке Покотиловка (в 11 км от Харькова).

Работать устроился в межрайонную контору «Харьковсельэлектро», на должность десятника.

В 1949 году был выслан в Красноярский край в бессрочную ссылку — на строительство железнодорожной магистрали Салехард-Игарка (стройка № 501). Туда же переехала и его семья.

В 1954 году, с отменой ссылки переехал с семьей в Красноярск. К концу этого года с трудом получил работу электромонтера на базе Норильпорта.
А в 1955 году судьба привела его в Братск — по ходатайству главного энергетика стройки Павла Михайловича Глебова и решением начальника строительства Братской ГЭС Ивана Ивановича Наймушина принят инженером по специальности — начальником участка УГЭ (энергетиком левого берега первоочередной базы сооружения ГЭС). Вся трудовая деятельность Ротфорта была неразрывно связана с развитием и строительством г.Братска, с решением его проблем.

Ротфорт Михаил Семёнович

Ротфорт Михаил Семёнович —
зам.управляющего трестом

В 1956 году, работая начальником участка № 4 управления главного энергетика «Братскгэсстроя» принял на себя руководство строительством линии электропередач напряжением 220 кв. Иркутск-Братск. Менее двух лет потребовалось коллективу под его руководством выполнить работы по строительству линии на самом трудном участке ЛЭП — от Братска до Покосного и Тулуна.

Летом 1957 года получил ответ из ЦК КПСС на письмо, отправленное после XX съезда партии, — был полностью реабилитирован (письмо написано по совету И. И. Наймушина).

В 1959 году, по окончании строительства линии Иркутск-Братск коллектив его участка переходит на строительство первой в Сибири линии электропередачи напряжением 500 кв. Указанный объект в короткий срок — через 2,5 года был поставлен под напряжение. Благодаря этому агрегаты Братской ГЭС были надежно связаны с Иркутской энергосистемой.

В 1962 году на волне знаменитой хрущевской оттепели, поверив в необратимость процесса демократических реформ, начатых после XX съезда партии, вступил в партию.

В сентябре 1962 года по приказу начальника управления «Братскгэсстрой». М.С.Ротфорт направляется на важнейшую работу — строительство 192 объектов Братского ЛПК (все участки комплекса от лесного порта до склада готовой продукции). Руководил УСЭТРом (управление строительства экскаваторно-тракторных работ),одним из подразделений «Братскгэсстроя» (в 1964 году управление под его руководством вело подземные коммуникации на объектах БЛПК).

23 февраля 1966 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за достигнутые успехи в сооружении и вводе в действие Братской гидроэлектростанции начальник строительно-монтажного управления М. С. Ротфорт награждён орденом Трудового красного знамени.

В середине 1970 годов принимал участие в строительстве Усть-Илимского ЛПК — более пяти лет проработал заместителем начальника управления строительства.

Неоднократно избирался депутатом Братского городского Совета.
Был одним из организаторов и сопредседателем общества «Мемориал».
В 1991 году вышла в свет его книга воспоминаний «Колыма — круги ада».
26 мая 1992 года решением малого (городского) Совета народных депутатов Ротфорту Михаилу Семёновичу присвоено звание «Почетный гражданин города Братска».

11 ноября 1992 года трагически погиб в автомобильной катастрофе. Похоронен в г. Братске.

Трудно оценить труд М.С.Ротфорта в цифрах, объемах и других показателях. В своё время начальник «Братскгэсстроя» И.И. Наймушин сказал: «Дайте мне четырех Ротфортов и построю еще одну Братскую ГЭС». Его добросовестный труд на объектах г.г. Братска и Усть-Илимска был достойно отмечен правительственными наградами. Кроме ордена «Трудового Красного знамени» он был награжден медалью «За доблестный труд в ознаменовании 100-летия со дня рождения В.И.Ленина» и многочисленными грамотами и благодарностями. По словам председателя совета ветеранов Братскгэсстроя Виктора Скурковина, Михаил Ротфорт, без преувеличения, — легенда Братска.

К 1991 году у них с супругой было три сына, три внучки и три правнука. А стаж непрерывной работы в Братскгэсстрое – 36 лет.

Источники: 1. Сайт администрации г.Братска; 2. Ротфорт, Михаил Семенович. Колыма — круги ада [Текст] : воспоминания / М. С. Ротфорт. — Екатеринбург : Урал. рабочий, 1991. — 101

ОЦЕНИ ВКЛАД

ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА

В ИСТОРИЮ БРАТСКА:

СЮЖЕТ ТРК «БРАТСК» О ВСТРЕЧЕ ВЕТЕРАНОВ БГС, ПОСВЯЩЕННОЙ 100-ЛЕТИЮ РОТФОРТА (29.05.2012)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Статья «К 100-ЛЕТИЮ МИХАИЛА РОТФОРТА- ПЕРВОСТРОИТЕЛЯ БРАТСКА» (авторы: Борис САЛЬНИКОВ и Фред ЮСФИН (источник: сайт bratsk.org)

Ротфорт Михаил СемёновичМихаил Семёнович Ротфорт – это особое явление в истории Братска. Сразу вспоминается фраза великого Наймушина: «Дайте мне десять Ротфортов, и я построю Братскую ГЭС на несколько лет быстрее». В моём представлении Ротфорт – это ярчайший образец беспредельно преданного делу человека. Таких, как он, я в своей жизни больше не встречал. Представьте себе яркую комету, а за ней хвост… из лэповцев, землекопов, механизаторов, от прорабов, до всякого начальства.

Кучи чертежей, рассованных по карманам единственного пиджака, заявки на механизмы и железобетон, заботы о постельном белье и продуктах питания, палатках и бензопилах, тут же жёны строителей и их дети, которые требуют такого же, а может даже большего внимания. Как всех удовлетворить, как всё устроить наилучшим образом? Уж кто-кто, а Михаил Семёнович точно знал – как. Недаром на строительстве ЛЭП-220 Иркутск-Братск он был начальником самого трудного участка, и ЛЭП была сдана намного раньше нормативного срока. И это тоже Ротфорт.

Я не смогу подробно рассказать о его жизненном пути. Знаю, что он родом из Харькова, был активным комсомольцем, оказался впоследствии в местах «не столь отдалённых», но даже там был активистом. Освободившись, благо ехать было не столь далеко, приехал в Братск. Наймушин, своим невероятным чутьём тут же понял и просчитал какой самородок явился на строительство Братской ГЭС, понял, что ему можно поручить самое трудное дело. Это было безусловно строительство ЛЭП-220. Хочу, дорогой читатель, чтобы вы поняли и прониклись, с какими невероятными трудностями строилась эта сверхсрочная линия. Ведь без неё нельзя было начинать строительство и ГЭС, и города, и заводов. Лэповцы прорубались через непроходимую тайгу, волоча за собой всё необходимое для работы и для более или менее сносной жизни на стройке.

Наши гениальные друзья – поэт Николай Добронравов и композитор Александра Пахмутова, побывав всего несколько часов на строительстве ЛЭП, сразу всё правильно поняли и прониклись этим чудом человеческой воли и отваги. Именно из этой поездки, где во всём проявлялся Ротфорт, они привезли свои песенные шедевры «ЛЭП-500» и «Что такое ЛЭП».

Могу вспомнить пару эпизодов из большого числа встреч с Михаилом Семёновичем Ротфортом. Я тогда тоже работал на строительстве ЛЭП-220.

Дело было зимой 1956 года. Едем мы с геодезистом Гречищевым в Тангуй в кузове ГАЗ-66. Мороз жмёт под сорок. Обнялись, прижались друг к другу, видимо заснули. Следующий эпизод: я лежу на кровати в какой-то избе, надо мной, вижу, склонился Михаил Семёнович и растирает меня водкой, чего-то приговаривает, но что именно я уже не помню. Вообще, у меня с ним было множество встреч. Однажды он даже выступал в нашем устном журнале «Глобус» с удивительными рассказами о своей непростой жизни. В 1992 г. мы, бывшие лэповцы, готовились к 80-летию Ротфорта. Каждому было поручено подумать, как мы можем организовать празднование юбилея.

Мне пришла счастливая мысль, добиться присвоения Михаилу Семёновичу Ротфорту звания «Почётный гражданин г. Братска». Начал искать — как, кем, за что, даётся это высокое звание. Оказалось, на 7 лет вообще забыли про него. В 1992 году звание было реанимировано и присвоено нашему выдающемуся, замечательному сослуживцу и другу Михаилу Семёновичу Ротфорту.

Фред Юсфин, заслуженный работник культуры РФ, Почётный гражданин г.Братска

БЫЛИ И АНЕКДОТЫ ЛЭПОВСКОЙ СТАРИНЫ

Говорят, что Ротфорт подвергался нападениям неоднократно. Ведь люди, работавшие на трассе были всякие, особенно первое время, пока не отфильтровались.

Я лично был свидетелем одного такого нападения. Это было в июле 1956г. на Аммональном, в 4-х км от станции Вихоревка так называлось место, где когда-то был склад ВВ строителей железной дороги Тайшет-Лена. Здесь у нас стояли две палатки, и жили две бригады.

Дело было после работы. «Жаждавшие» уже успели сбегать в Вихоревку и были под хорошим «газом». Приехал Ротфорт. Народ высыпал из палаток. Разговор шёл на высоких тонах из-за чистки нарядов от туфты. Наряды были существенно «приведены в порядок». Бригадиры доказывали свою правоту, Ротфорт их урезонивал. В это время один крепко выпивший рабочий схватил в палатке большой кухонный нож, выскочил и бросился в кружок, где стоял Ротфорт с намерением напасть на него. Пьяного тотчас схватили, отняли нож и связали. Ротфорт сначала побледнел, а потом начал выражаться блатным живописным языком. Все эти выражения были попыткой загладить неприятный инцидент.

Вообще, Михаил Семёнович был не робкого десятка. Главное, — это его мгновенная находчивость в подобных трудных ситуациях. Он мог быстро перестраиваться на наступательную, угрожающую позицию, или же своим остроумием всё перевести на шутку, высмеять и т.п.

Ротфорт Михаил Семенович., Вериго Борис Владимирович и Юсфин Фред Павлович

Ротфорт Михаил Семенович., Вериго Борис Владимирович и Юсфин Фред Павлович

* * *

Лето в 1957 году было сухое и жаркое. В тайге начались пожары. Бывали целые недели, когда солнце еле проглядывало красноватым пятном из-за дымной мглы. Начались пожары в строящемся правобережном посёлке. Все водовозки Братскгэсстроя были задействованы на тушении пожаров. Нам на подстанцию перестали возить воду. Наступил такой момент, когда наш бетонный узел остановился. Мы собрали на бетон воду даже из пожарных ёмкостей, что было серьёзным нарушением. Всё было сухо. Жизнь замирала.

И в это время, как всегда неожиданно, с трассы примчался Ротфорт. Обычно это трудноописуемое зрелище возникновения Ротфорта на подстанции происходило так. Появляется ГАЗ-63 или ГАЗ-51. Ротфорт стоит на подножке проезжающей по территории подстанции машины и, потрясая над головой сжатым кулаком, истошным голосом кричит:

— Прораб!!! …!!! (следуют «художественные» выражения), а затем:- Мёртвое царство! Детский сад! Без нянек жить не можете!.. и т.п.После такого шумного вступления он садился за телефоны. Кстати сказать, после интенсивных ротфортовских разговоров по телефону приходили связисты ремонтировать разбитые аппараты, ругая Ротфорта на чём свет стоит. Появление Ротфорта нам казалось налётом махновцев или чем-то в этом роде. И что греха таить, иногда мы, мастера, заслышав звуки приближающегося Ротфорта, удирали в лес и пережидали, когда улягутся первые шквалы.

Так вот, приезжает в это безводное пожароопасное время Михаил Семёнович. Я, признаться, проморгал его приближение. После шумных упоминаний о мёртвом царстве, няньках и т.п. он спрашивает:

— Почему не бетонируете!?

— Воды нет.

— Почему диспетчеру Братскгэсстроя не звонишь!?

— Звонил. Не дают. Все водовозки на Правом берегу пожар тушат.

— Ах, пожар!!! Я тебя сейчас научу, как пожары тушить!

Хватает трубку и начинает звонить главному диспетчеру:

— Пожар!!! Горим!!! Подстанция горит! Пусковой объект горит! Немедленно присылайте водовозки!..

Потом эту телефонную сцену он повторяет заместителю начальника Братскгэсстроя Виноградову Н.П., потом начальнику эксплуатации АТУ и многим другим большим и малым начальникам. Которые хоть какое-то отношение имеют к водовозкам.

Через час-полтора на подстанцию косяком пошли водовозки. Мы заполнили все ёмкости, а водовозки всё шли и шли. Уже некуда было их сливать, и я отправлял их обратно. Водители ругались. И в одиннадцатом часу вечера, когда я уезжал на дежурной машине домой, нам навстречу попалась ещё одна. Видимо, самая запоздалая. Взлохмаченный парень высунулся из кабины:

— Где тут у вас пожар?

Мы с ребятами расхохотались, так как у него был испуганный и озабоченный вид. Он боялся, что ему влетит за опоздание.

— Уже всё сгорело. – ответили мы ему, — давай путёвку.

Подобные вдохновения были нередки у Михаила Семёновича.

* * *

В 1962 году при вводе в эксплуатацию подстанции «Строитель» и отпайки ЛЭП-220 кВ на БЛПК обнаружилось, что на некоторых опорах не закручены гайки. С целью ускорения работы по ликвидации этой недоделки, Ротфорт пообещал бригаде за закручивание гаек на каждых 5 опорах – бутылку спирта. Работа была сделана раньше заданного срока.

Борис Сальников, ветеран Братскгэстроя

Если у Вас есть дополнения и поправки или Вы хотите разместить на сайте «Имена Братска» биографии Ваших родных и близких — СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ



ВНИМАНИЕ! Комментарии читателей сайта являются мнениями лиц их написавших, и могут не совпадать с мнением редакции. Редакция оставляет за собой право удалять любые комментарии с сайта или редактировать их в любой момент. Запрещено публиковать комментарии содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера, или нарушающие иные требования законодательства РФ. Нажатие кнопки «Оставить комментарий» означает что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.

РОТФОРТ МИХАИЛ СЕМЕНОВИЧ, 5.0 out of 5 based on 3 ratings



Рейтинг:
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 5.0/5 (3 votes cast)
| Дата: 17 ноября 2017 г. | Просмотров: 96